« Один день и целая жизнь русского человека в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Композиционное мастерство писателя».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тезисный план урока (смысловое движение), на котором при изучении нового материала вы будете опираться на читательские впечатления школьников.



Тема урока: « Один день и целая жизнь русского человека в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Композиционное мастерство писателя».

Цель: проследить, как композиционное мастерство писателя позволило ему «описать весь лагерный мир – одним днём», создать небольшое по жанру произведение, в котором «...будет всё».


Тезисный план урока.


  1. Текст, предъявленный ученикам о замысле рассказа. « Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё. Эта родилась у меня мысль в 52-м году. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака. И вот уже... в 59-м году, однажды я думаю: кажется, я уже мог бы сейчас эту идею применить. Сел – и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить» (Д.И. Солженицын)

  2. Вопрос: « Как вы думаете, какие фразы являются ключевыми в этом высказывании?»

  3. Ответ предполагает обращение к теме урока, чтобы ответить на вопрос о том, как Солженицыну удаётся «описать весь лагерный мир – одним днём».

  4. Даётся определение понятия « композиция произведения». Композиция – ключи к пониманию авторского замысла.


Анализ композиции рассказа. Работа в парах. Заполнение таблицы.

( каждая пара ищет ответ на один вопрос. Итог озвучивается, корректируется учителем и вносится в таблицу. Вывод делается совместными усилиями).

1. С какой целью, на ваш взгляд, автор не расчленяет текст на композиционные единицы?

2. Найдите единственный вставной текст в рассказе. В чём его значение. Как эти слова характеризуют главного героя рассказа? Других заключённых? К кому из них автор относится с симпатией, а кого называет «дерьмом»?

3. Как речь героя раскрывает его внутренний мир, помогает нам понять прошлое героя?

4. В какой момент в рассказе начинает звучать голос автора? Как соотносятся точки зрения на окружающий мир автора и его героя? Расскажите о самых ярких эпизодах дня, характеризующих героя и его внутренний мир.

5. Как автор добивается документальности изображаемого?

6. Как и что мы узнаём о прошлой жизни героя? Как эти сведения расширяют границы времени и пространства в рассказе?

7. Нельзя не обратить внимание на чрезвычайную детализированность повествования. Каждый факт дробится на мельчайшие составляющие, большая часть которых подаётся крупным планом. Приведите примеры таких деталей. Зачем писателю было необходимо так тщательно вырисовывать эти детали? Как в рассказе осуществляется семантическое сближение таких понятий как «день», «жизнь», «срок»?

8. С помощью какого композиционного приёма подчёркивается в рассказе важность категории времени?


2. Единственный вставной дополнительный текст в рассказе – слова Нового завета: « Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или как вор, или как посягающий на чужое. А если как христианин, то не стыдитесь, а прославляйте Бога за такую участь».

Слова углубляют тему, вырабатывают подход к оценке изображённых событий, определяют проблематику рассказа, которая лежит в основе композиции системы персонажей, выстроенных по принципу антагонизма.

Герои делятся на две группы: надзиратели и зэки. Зэки тоже делятся на две группы: те, кто «принимает удар на себя» и те, кто «не принимает на себя удар».

3 – 4. Организация точки зрения на окружающий мир: несобственно-прямая речь, предельно соединившая авторский голос и речь героя;

сказовая манера повествования;

движение от несобственно-прямой речи к несобственно-авторской.

Предельно сблизил точку зрения мужика с точкой зрения автора.


Предоставляет Ивану Денисовичу возможность речевой самореализации.

Дистанцировать в какой-то момент автора и героя.

Точки зрения схожи идеологически, различаются лишь уровнем обобщения (сцены, изображающие труд заключённых)

Сцена в прорабской с Цезарем Марковичем.

5. Репортажный тип композиции.

Документальность, «совпадение момента речи с моментом действия»

Достоверность происходящего.

6. Элементы ретроспективной композиции

Расширяются пространственные и временные рамки повествования.

Прошлая жизнь героя, современная состояние русской деревни;

история ареста. Вырисовывается история жизни целого народа

7. Детализированность повествования, крупный план, кинематографичность изображения.

Показывает взаимосвязь категорий времени, пространства и сюжета. Расширяет их или сужать.

Вводит в рассказ пространство памяти героя.

Заставляет помнить о чрезвычайности ситуации, о подстерегающих героя ежеминутных опасностях.

Расширяет время от одного дня до целой жизни.

Пространство узников выстраивается концентрическими кругами, замыкается в круг, в зону.

Пространство памяти разрывает замкнутый круг зоны, возникают образы деревни, России, мира.


8. Кольцевая композиция. Первая и последняя фразы рассказа посвящены времени.

Движение стрелки часов – важный фактор движения сюжета.


  1. Вывод. Композиция рассказа позволила писателю одним днём показать не только весь лагерный мир, но и целую жизнь русского человека и русского народа. Солженицын создал и особый тип героя. Его Шухов – носитель той народной нравственности, от которой зависит судьба всей страны. Подводя итоги своему счастливому дню, герой чаще отмечает то, что с ним не произошло: « не посадили», « не выгнали», «не попался». Но среди этих «не» он умалчивает о самом главном: в этот день он не перестал быть человеком.

Один день Ивана Денисовича разрастается до пределов целой человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой эпохи в истории России.

  1. Домашнее задание. Прочитать «Колымские рассказы» Шаламова.



Используемая литература.

  1. Н.М.Свирина. Способы построения и содержание интересного урока литературы. Лекции 1 – 4. Москва. Педагогический университет «Первое сентября».

  2. Солженицын А.И. Рассказы и крохотки / А.Солженицын – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2005. – 458, (6)с. –( Внеклассное чтение).

  3. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения 10 – 11 классы: учебное пособие / В.Ф.Чертов, Е.М.Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под редакцией В.Ф.Чертова – М. Дрофа, 2006. – 444, (4) с. (Элективные курсы).

  4. Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений: в 2-х ч. Ч. 2/ В.Агеносов и др..; под ред. В.В.Агеносова, – 9 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 522 с. с ил.