|
Тематическое планирование по литературе 9 класс по программе Курдюмовой
Автор публикации: Вольская Н.Ю.
Дата публикации: 2016-04-16
Краткое описание: ...
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата проведения |
Примечания | п л а н | ф а к т | Вводный (1 час) | 1 | Шедевры русской литературы | 1 | Объяснение нового мате- риала | Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции. Гуманистический, гражданский пафос Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе | Знать: роль литературы в духовной жизни России. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе обсуждения произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| Древнерусская литература (7 часов) | 2 | Истоки и начало древнерусской литературы Многообразие жанров | 1 | Объяснение нового материала | Патриотический пафос, поучительный характер. Истоки и начало древнерусской литературы, христианско-православные корни. Многообразие жанров | Уметь: дать обзорную характеристику древне- русской литературы, письменный ответ об особенностях и значении «Слова…» – замечательного памятника древнерусской литературы | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 3–4 | «Слово о полку Игореве». Открытие, издание и изучение. Историческая основа памятника древнерусской литературы, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…» | 2 | Объяснение нового мате- риала | Открытие «Слова…» Вопрос о времени создания и об авторстве. Историческая основа, сюжет. Стихотворный перевод. Роль памятника в судьбах русской культуры | Знать: историческую основу, идеи, образную систему «Слова о полку Игореве». Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из «Слова…»; использовать сведения по теории литературы в процессе оценки художественного текста | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 5–6 | Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины | 2 | Объяснение нового материала | Жанр художественного произведения, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля | Знать: историческую основу, идею, образную систему «Слова о полку Игореве». Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения; выразительно читать отрывок из «Слова…»; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |
|
|
|
| 7 | Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Переводы и переложения произведения | 1 | Систематизация ЗУН | Жанр, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, фольклорные традиции, своеобразие авторского стиля, символика | Знать: историческую основу, идею, образную систему «Слова о полку Игореве». Уметь: выявить идею, образную систему, пейзаж произведения, выразительно читать отрывок из «Слова…» | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 8 | Тест по теме «Древнерусская литература» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знать: материал по теме «Древнерусская литература», технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Беседа, проблемные задания |
|
|
| Литература XVIII века (12 часов) | 9 | Классицизм как литературное направление. Периоды формирования русской литературы XVIII века | 1 | Комбинированный | Понятие о классицизме, происхождение термина, причины возникновения, время господства, социальная почва классицизма, основные правила. Авторы и произведения русских и зарубежных писателей. Жизнь, личность, судьба, поэтическая и реформаторская деятельность М. В. Ломоносова | Знать: характерные черты классицизма и особенности русского классицизма; основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного направления. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 10 | М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Жанр оды. Средства создания образа идеального монарха | 1 | Объяснение нового мате- риала | Вопросы по повторению, повторение понятия об оде. Знакомство с особенностями композиции, выразительное чтение, беседа по содержанию. Черты классицизма в оде. Прославление родины, науки и просвещения в произведениях поэта | Знать: общие сведения о М. В. Ломоносове как реформаторе русского языка, поэте и писателе, понятие жанра оды. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику оды, показать прославление Родины, мира, науки в оде М. В. Ломоносова | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 11 | Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Традиция и новаторство в поэзии. Жанры поэзии. Тема поэта и поэзии. «Памятник» | 1 | Объяснение нового мате- риала | Время и история создания, оригинальность «Памятника». Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа. Мысли о долге и назначении поэта, заслугах, прочности славы. Сравнение оды Горация и перевода Державина | Знать: общие сведения о жизни и творчестве Г. Р. Державина, содержание оды «Фелица». Уметь: показать отличительные черты оды Державина «Фелица» от од М. Ломоносова; использовать различные формы изученных художественных произведений; сопоставлять произведения разных писателей | Беседа, проблемные задания им |
|
|
| 12 | Г. Р. Державин. Философская проблематика произведений. Взгляды на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости | 1 | Систематизация ЗУН | История создания, жанр. Выразительное чтение. Беседа по содержанию. Особенности оды. Сочетание классицизма и новаторских черт, возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики | Знать: общие сведения о жизни и творчестве Г. Р. Державина, содержание оды «Фелица». Уметь: показать отличие оды Державина «Фелица» от од М. Ломоносова; использовать различные формы изученных художественных произведений; сопоставлять про- изведения разных писателей; обращаться к формам диалогической речи | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |
|
|
|
| в процессе обсуждения произведения | 13 | Творчество Д. И. Фонвизина | 1 | Объяснение нового мате- риала | Слово о жизни и творчестве драматурга. Сатирическая направленность комедии. Герои и события | Знать: общие сведения о жизни и творчестве Д. И. Фонвизина, текст комедии «Недоросль». Уметь: показать проблему образования и воспитания в комедии | Творческая работа |
|
|
| 14 | История создания пьесы «Недоросль», ее сценическая судьба. Обзор содержания | 1 | Объяснение нового материала | История создания пьесы; проблематика. Обзор содержания. Чтение по ролям. Классицизм в драматическом произведении | Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии “Недоросль” и в современном обществе»; пользоваться различными видами справочной литературы | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 15 | Анализ текста пьесы и подтекста наиболее важных сцен | 1 | Комбинированный | Анализ системы образов. Сообщения учащихся об отрицательных героях. Чтение по ролям (последнее явление). Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума | Уметь: рассуждать на тему «Проблемы образования и воспитания в комедии “Недоросль” и в современном обществе»; использовать сведения по теории литературы в процессе изучения художественного текста | Беседа, проблемные задания |
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 16 | Представление о характерах персонажей и их взаимоотношениях | 1 | Комбинированный | Вопросы на повторение. Сообщения учащихся о положительных героях. Своеобразие конфликта. Определение темы и проблемы художественного произведения | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения; обращаться к форме монологической речи в процессе анализа произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 17 | Жизнь и творчество Н. М. Карамзина | 1 | Комбинированный | Происхождение термина, причины возникновения, время господства, основные черты. Авторы и их произведения. Жизнь, личность, судьба Н. М. Карамзина | Знать: понятие о сентиментализме; биографию и творчество Карамзина как писателя и историка. Уметь: воспринимать и анализировать повесть «Бедная Лиза» | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| 18 | Литературное направление – сентиментализм. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» | 1 | Комбинированный | Сентиментализм произведения как литературное направление. Комментированное чтение повести. Сообщения учащихся о главных героях | Знать: понятие о сентиментализме; биографию и творчество Карамзина как писателя и историка. Уметь: воспринимать и анализировать повесть «Бедная Лиза» | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 19 | А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | 1 | Комбинированный | Основные черты жанра путешествия. Смысл названия | Уметь: выделять характерные черты путешествия в произведениях русской литературы; пользоваться различными видами справочной литературы; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 20 | Тест по теме «Литература XVIII века» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала, проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |
|
|
|
|
|
| Русская литература XIX века (54 часов) | 21 | А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество | 1 | Объяснение нового материала | Человек и его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской культуре. Лекция о реализме, биография А. С. Грибоедова (сообщения учащихся) | Знать: биографию А. С. Грибоедова, творческую историю комедии; сюжет, язык комедии. Уметь: выявить смысл названия комедии; комментировать изученное произведение и доказательно оценивать | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| 22 | А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги | 1 | Комбинированный | Время и история создания комедии. Комментированное чтение 1-го действия | Знать: содержание пьесы, уметь построить устную характеристику героя. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в ходе обсуждения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 23 | А. С. Грибоедов. Смысл названия и проблема ума в комедии | 1 | Систематизация ЗУН | Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы развития действия. Участники социально-политического конфликта | Уметь: составлять сравнительную характеристику героя; сопоставлять и оценивать поступки персонажей; использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| 24 | А. С. Грибоедов. Чацкий и фамусовская Москва | 1 | Систематизация ЗУН | Многочисленность фамусовского общества в комедии, реальность изображаемого. Характеристика основных представителей. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: составлять сравнительную характеристику героя; сопоставлять и оценивать поступки персонажей | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 25 | Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин | 1 | Комбинированный | Сведения о Чацком до появления на сцене. Анализ образа Чацкого по плану (проверка домашнего задания). Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина. Составление таблицы | Знать: основные черты классицизма и реализма. Уметь: применять знания в работе с текстом художественного произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 26 | А. С. Грибоедов. Мастерство драматурга в создании характеров. Женские образы комедии. Образ Софьи | 1 | Систематизации ЗУН | Беседа по содержанию. Анализ образа Софьи. Интерпретация образа Софьи в русской критике. Беседа о других женских образах комедии | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения; использовать специфику рода, жанра, авторской манеры при анализе произведения | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 27 | А. С. Грибоедов. «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии | 1 | Комбинированный | Повторение теоретических сведений о классицизме и реализме. Беседа о чертах классицизма и реализма в комедии. Вывод об особенностях жанра. Новаторство драматурга А. С. Грибоедова | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения; пользоваться различными видами справочной литературы | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 28 | А. С. Грибоедов. Образность комедии и афористичность ее языка | 1 | Комбинированный | Беседа об особенностях языка комедии. Работа с критической статьей «Мильон терзаний» | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 29 | А. С. Грибоедов. Анализ комедии в критическом этюде И. А. Гончарова «Мильон терзаний» | 1 | Комбинированный | Конфликт в драматическом произведении. Основные этапы развития действия. Участники социально-политического конфликта. Пьеса в восприятии критики | Знать: содержание пьесы, черты классицизма. Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал. Владеть: основными видами публичных выступлений | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 30 | Тест по теме «А. С. Грибоедов» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 31 | Литература ХIХ века. Романтизм как литературное направление. Дж. Г. Байрон | 1 | Объяснение нового материала | Понятие о романтизме. Национальные особенности романтизма, его представители. | Знать: приемы систематизации материала. Уметь: устно и письменно излагать мысли на заданную тему | Творческое задание |
|
|
| 32 | В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике поэта. Тема человека и природы на примере баллады «Светлана» | 1 | Комбинированный | Черты романтизма в лирике В. А. Жуковского. Краткий очерк жизни поэта. Чтение и анализ стихотворений «Вечер», «Море». Жуковский – переводчик | Знать: основные сведения о жизни и творчестве В. А. Жуковского. Уметь: находить народные обычаи в балладе «Светлана»; использовать диалог в процессе анализа и обсуждения произведения | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| 33 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество | 1 | Комбинированный | Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, прозе, драматургии. Вступительное слово учителя. Основные периоды в жизни и творчестве А. С. Пушкина. Сообщения учащихся: «Москва в жизни А. С. Пушкина», «Лицей в жизни А. С. Пушкина». Беседа с учащимися по ранее изученным биографическим данным и творчеству А. С. Пушкина. Чтение наизусть стихотворений поэта | Знать: основные факты жизни и творчества писателя; необходимые теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: комментировать изученные ранее произведения А. С. Пушкина и доказательно их оценивать; использовать сведения по теории литературы в процессе оценки текста | Беседа, проблемные задания |
|
|
| |
|
| 34 | А. С. Пушкин. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики | 1 | Систематизация ЗУН | Взгляды поэтов на за- дачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения. Анализ поэтического творчества поэта данной тематики (слово учителя). Любовная лирика А. С. Пушкина. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; пользоваться различными видами справочной литературы | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 35 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии | 1 | Систематизация ЗУН | Взгляды поэтов на задачи поэзии и поэта в жизни общества. Философская лирика, анализ лирического стихотворения. Нравственная проблематика трагедии | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к диалогу в процессе обсуждения произведения | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа |
|
|
| 36 | А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции | 1 | Комбинированный | Творческая история романа. Особая форма стихотворной строфы. Сюжет. Особенности жанра и композиции романа в стихах | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; учитывать позицию автора при анализе и оценке произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 37 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении | 1 | Комбинирован- ный | Эпиграф. Лирический герой. Лирические отступления. Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды | Знать: систему образов романа «Евгений Онегин»; понятие онегинской строфы. Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 38 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений | 1 | Комбинированный урок | Лирические отступления. Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Образ читателя и его значение в романе. Общечеловеческие и философские проблемы романа | Знать: систему образов романа «Евгений Онегин»; понятие онегинской строфы. Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 39 | А. С. Пушкин. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе | 1 | Комбинированный | Сюжет. Понятие лишний человек. Лирический герой. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Сюжет романа и темы лирических отступлений | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 40 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский | 1 | Комбинированный | Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала ХIХ века. Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Анализ образа Онегина (по главам 1–4). Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского (с опорой на таблицу) | Знать: систему образов романа «Евгений Онегин»; понятие онегинской строфы. Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа; комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 41 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна как «милый идеал» Пушкина | 1 | Комбинированный | Нравственная цельность характера Татьяны. Беседа по содержанию романа. Анализ образа Татьяны. Сопоставительная характеристика Татьяны и Ольги с опорой на таблицу | Знать: содержание изучаемого произведения. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 42 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Тема любви и долга в романе | 1 | Комбинированный | Проблема человека и культурной среды. Художественные особенности. Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; обращаться к форме диалогической и монологической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 43 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Нравственно-философская проблематика произведения | 1 | Комбинированный | Общечеловеческие и философские проблемы романа. Трагические аспекты характера Онегина. Нравственная цельность характера Татьяны | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; характеризовать литературное направление романтизм | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 44 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Проблема финала | 1 | Комбинированный | Работа над теоретическими понятиями: сюжет, образ автора, лирические отступления. Тематика и роль лирических отступлений (анализ страниц романа) | Знать: систему образов романа «Евгений Онегин»; понятие онегинской строфы. Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 45 | А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть одного из лирических отступлений. Повторение понятия о реализме. Картины природы в романе. Особенности онегинской строфы | Знать: систему образов романа «Евгений Онегин»; понятие онегинской строфы. Уметь: давать характеристику героям романа, показать проблему финала романа; выразительно читать отрывок из романа | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 46– 47 | Р/р. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина | 2 | Комбинированный | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Пушкина на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Знать: общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные направления). Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Самостоятельная работа |
|
|
| 48 | Тест по теме «А. С. Пушкин» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Тренинг, практикум |
|
|
| 49 | Литература ХIХ века. Реализм как литературное направление | 1 | Объяснение нового материала | Характеристика русской прозы, журналистики, критики ХIХ века. Реализм как литературное направление. Мировое значение русской классической литературы | Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX века. Уметь: использовать сведения по теории литературы | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 50 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики | 1 | Комбинированный | Основные темы и мотивы в лирике М. Лермонтова, анализ лирического произведения, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 51
| М. Ю. Лермонтов. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение Тема родины в лирике. Природа и человек в философской лирике Лермонтова | 1
| Комбинированный
| Образ поэта в лермонтовской лирике, взгляды поэта на назначение поэзии. Особенности лирического героя. Тема родины в лирике М. Лермонтова, Философская лирика М. Лермонтова, анализ лирического произведения. | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, содержание произведений поэта. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Организация совместной учебной деятельности
|
|
|
| 52 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей | 1 | Комбинированный | Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Образы повествователей. Печорин в системе мужских образов романа. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 53 | М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции | 1 | Комбинированный | Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей. «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа. Литературная критика об образе Печорина | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 54 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин в ряду героев романа | 1 | Комбинированный | Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа. Литературная критика об образе Печорина. Определение жанра литературного произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 55 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Тема любви и женские образы в романе | 1 | Комбинированный | Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии образа Печорина. Формулирование идеи, проблемы произведения | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 56 | М. Ю. Лермонтов. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы | 1 | Комбинированный | Жанр социально-психологического романа. Нравственная проблематика романа. Литературная критика об образе Печорина. Черты романтизма и реализма в романе | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 57 | Р/р. Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Знать: основные теоретические понятия, содержание изученных произведений. Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 58 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество | 1 | Комбинирован- ный | Расширение представления о личности писателя, его творческом пути и художественном мире. Связь творчества с фольклором, своеобразие языка. Фантастика и реальность в произведениях. Гоголевское «двоемирие» | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 59 | Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы | 1 | Комбинированный | Определить своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Описания, их роль. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 60– 61 | Н. В. Гоголь. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова | 2 | Комбинированный | Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Обобщающее значение образа Чичикова, своеобразие его характера. Своеобразие гоголевского комизма. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор | Знать: основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса. Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| | в системе образов |
| 62– 63 | Н. В. Гоголь. Образы помещиков и чиновников и средства их создания | 2 | Комбинированный | Своеобразие композиции поэмы. Мир вещей в поэме «Мертвые души». Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации, комизма. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 64 | Н. В. Гоголь. Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче | 1 | Комбинированный | Своеобразие композиции поэмы. Наличие большого количества внесюжетных элементов, подчиненная роль сюжета. «Микросюжеты» и их роль в поэме. Многообразие тематики и пафоса авторских отступлений. Своеобразие гоголевского | Уметь: анализировать эпизод и его место в тексте, используя сведения по истории и теории литературы; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |
|
|
| комизма. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор |
|
| 65 | Н. В. Гоголь. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги | 1 | Комбинированный | Русь «мертвая» и Русь «живая». Христианская позиция писателя. Своеобразие гоголевской типизации. Соотношение сатиры и юмора. Образ повествователя, повествователь и автор | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 66 | Р/р. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний о значении и влиянии творчества Лермонтова на творчество поэтов последующих поколений, формирование литературного процесса и духовного мира читателей | Уметь: аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, создавать сочинения различных жанров; активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 67 | Н. В. Гоголь «Шинель» | 1 | Комбинированный | Судьба «маленького человека» в повести. Приёмы создания образа героя. | Знать: содержание прочитанного произведения Уметь: работать с текстом, комментировать | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 68 | Философское понимание мира в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути поэтов, с особенностями мировосприятия. Философские основы произведений поэтов. Основные темы поэзии. Способы раскрытия в любовной лирике драматических переживаний человека. Сопоставление текстов, особенности поэтики | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления). Уметь: показать основные особенности поэтического языка поэтов; использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры при анализе и оценке произведения | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 69 | Лирика Н. А. Некрасова | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными этапами жизни и творческого пути поэта. Своеобразие художественного мира Н. А. Некрасова; некрасовской лирики; соотношение гражданственности и искусства; поэтизация жертвенности; поэтическая декларация; связь с русским фольклором; сказовый стиль произведений. Художественные особенности и своеобразие идейного содержания лирики поэта | Знать: жизнь и творчество Н. А. Некрасова; тематику лирики поэта. Уметь: показать тему народного страдания в лирике Н. А. Некрасова; обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 70– 71 | Любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Повесть «Первая любовь». Мастерство пейзажной живописи Тургенева. Художественная деталь в повести | 2 | Комбинированный | Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути И. С. Тургенева, его художественным миром. Нравственные проблемы в повести. Своеобразие тургеневского психологизма | Знать: понятие художественная деталь, содержание повести «Первая любовь». Уметь: характеризовать художественный образ; использовать специфику рода, жанра, авторской манеры при анализе произведения; пользоваться различными видами справочной литературы | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 72 | Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. Психологизм автобиографической прозы писателя | 1 | Комбинированный | Основные этапы жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого. Знакомство с идейно- художественным своеобразием «Севастопольских рассказов». Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат | Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая трилогия. Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблематику литературного произведения; комментировать и доказательно оценивать произведение | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 73 | Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность». «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии | 1 | Комбинированный | Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути Л. Н. Толстого. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» | Знать: жизнь и творчество Л. Н. Толстого, понятия диалектика души, автобиографическая трилогия. Уметь: давать характеристику героям, выявлять проблематику; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; определять род и жанр произведения | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 74 | Комическое и трагическое в прозе Чехова. Рассказ «Человек в футляре» | 1 | Комбинированный | Общественно-политическая жизнь 80–90-х годов XIX века. Роль творчества А. П. Чехова. Личность и судьба писателя. Особенности художественного миро- ощущения писателя. Изображение картин прошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, отвечающее высоким нормам нравственности в рассказах 80-х годов | Знать: жизнь и творчество А. П. Чехова, понятие подтекста, отличия комического и сатирического текстов. Уметь: писать рецензию на один из лирико-драматических рассказов А. П. Чехова; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; выразительно читать, владея различными видами перехода от лирического (интонационного и смыслового своеобразия) к драматическому | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
|
|
| Литература XX века (24 часа) | 75 | Образы Родины, природы, откровения души лирического героя в стихотворениях И. Бунина | 1 | Комбинированный | Понятие об особенностях поэтического мира, музыкальности прозы И. А. Бунина. Откровения души лирического героя в стихотворениях поэта | Знать: основные сведения о жизни и творчестве И. А. Бунина. Уметь: характеризовать основные образы лирики поэта | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 76 | М. Горький. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты» | 1 | Комбинированный | Знакомство с биографией и особенностями творческого пути М. Горького. Раннее творчество писателя. Главы из повести «Мои университеты» | Знать: основные сведения о жизни и творчестве М. Горького, обзорно автобиографическую трилогию «Мои университеты». Уметь: давать характеристику героям, совершенствовать навыки анализа текста | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |
|
|
|
|
| 77 | Творчество А. Блока. Женские образы в лирике поэта | 1 | Комбинированный | Показать эволюцию творчества А. Блока, своеобразие любовного чувства лирического героя, своеобразие реализации темы России в лирике Блока | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы творчества А. Блока. Уметь: выделить художественные образы в лирике А. Блока; выразительно читать стихотворение | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 78 | С. Есенин и его судьба. Тема Родины и тема любви в лирике Есенина | 1 | Комбинированный | Эволюция творчества С. Есенина, тематика и проблематика лирики. Слово о Есенине и его судьбе. Эмоциональность и философская глубина поэзии | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы творчества С. Есенина. Уметь: выделить художественные образы в лирике С. Есенина; выразительно читать стихотворение | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 79 | В. В. Маяковский. Ранняя лирика, сатира | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами В. Маяковского. Новаторский характер творчества. Сатирические стихи о любви. Тонический стих поэта | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы творчества В. Маяковского. Уметь: выделить художественные образы в лирике В. Маяковского; выразительно читать стихотворение | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 80 | Поэзия Ахматовой – лирический дневник | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением и эстетическими принципами А. Ахматовой. Новаторство художественной формы, психологизм. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики | Знать: своеобразие лирики поэтов «серебряного» века, основные этапы творчества А. Ахматовой. Уметь: выделить художественные образы в лирике А. Ахматовой; выразительно читать стихотворение | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 81 | Р/р. Анализ самостоятельно выбранного произведения поэтов начала XX века | 1 | Практическая работа | Проверка сформированности навыка анализа лирического произведения | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 82 | Комедия М. А. Булгакова «Мертвые души» по поэме Н. В. Гоголя | 1 | Комбинированный | Идейный замысел, своеобразие художественного мира и поэтика произведения, характеристика авторского стиля. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества М. А. Булгакова | Знать: теоретический материал о сатире. Уметь: показать актуальность комедии Булгакова; письменно выражать свое мнение; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 83 | В. В. Набоков. «Рождество» | 1 | Комбинированный | Тонкость и чёткость характеристики человека | Знать: основные этапы жизни и творчества В. В. Набокова Уметь: показать значение образа героя рассказа, выявить роль пейзажных зарисовок | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 84 | М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. Гуманизм шолоховской прозы | 1 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением и особенностями творческого пути М. А. Шолохова. Трагический пафос рассказов, глубина реалистических обобщений | Знать: основные этапы жизни и творчества М. А. Шолохова. Уметь: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека», выявить роль пейзажных зарисовок | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 85 | М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиции. Проблема нравственного выбора. Роль пейзажных зари- совок | 1 | Комбинированный | Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы человеческого в человеке. Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя. Психологическая точность и доброжелательность повествования | Знать: основные этапы жизни и творчества М. А. Шолохова. Уметь: самостоятельно анализировать рассказ «Судьба человека»; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 86– 87 | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Как жаль», «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини | 2 | Комбинированный | Знакомство с личностью, мировоззрением и своеобразием творчества писателя. Идейный замысел рассказа «Как жаль». Художественный мир рассказа «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа | Знать: основные этапы жизни и творчества А. И. Солженицына. Уметь: выявлять авторскую позицию; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; участвовать в диалоге | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 88 | Стихотворения А. Твардовского о войне | 1 | Комбинированный | Тема памяти в творчестве А. Твардовского. Историзм и публицистичность стихотворений и поэмы «По праву памяти». Связь лирики Твардовского с фольклором | Знать: основные этапы жизни и творчества А. Твардовского, лирику поэта о войне. Уметь: выразительно читать стихотворение; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| |
| 89 | Русская литература 60–90-х годов ХХ века. Рассказ В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин» | 2 | Комбинированный | Понятие своеобразия литературного процесса в послевоенные годы. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе | Знать: основные этапы жизни и творчества В. М. Шукшина. Уметь: показать особенности творчества В. Шукшина на примере рассказа «Ванька Тепляшин» | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 90 | В. П. Астафьев. «Царь-рыба» | 1 | Комбинированный | Гуманистическое звучание произведения, художественное мастерство писателя. Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Смысл противоборства человека и царь-рыбы | Знать: основные этапы жизни и творчества В. П. Астафьева. Уметь: показать нравственные проблемы в произведении В. Астафьева «Царь-рыба»; участвовать в диалоге | Беседа, проблемные задания |
|
|
| 91– 92 | Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии» | 2 | Комбинированный | Композиционное и жанровое своеобразие повести. Различные психологические типы персонажей повести | Знать: основные этапы жизни и творчества В. Г. Распутина. Уметь: показать проблемы, которые ставит писатель в повести «Деньги для Марии»; определять род и жанр произведения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 93– 94 | Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын» | 2 | Комбинированный | Раскрыть идейное звучание произведения, художественное мастерство писателя, показать традиции и новаторство драматургии А. В. Вампилова | Знать: основные этапы жизни и творчества А. В. Вампилова. Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие пьесы «Старший сын» | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 95 | Поэзия времени «оттепели». Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский | 1 | Комбинированный | Раскрыть единство русских писателей в годы «оттепели», реализация темы памяти в творчестве поэтов Б. Окуджавы, Е. Евтушенко, А. Вознесенского | Знать: понятие поэзия «оттепели», основных авторов этого времени. Уметь: выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 96 | Тест по теме «Литература XX века» | 1 | Контроль ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знать: материал по теме, технологию тестовой работы с выбором варианта ответа. Уметь: работать с тестом | Тренинг, практикум |
|
|
| 97– 98 | Р/р. Сочинение-рецензия на произведение русской литературы XX века | 2 | Комбинированный | Обобщить изученное по теме, систематизировать материал, совершенствовать навык письменной речи учащихся | Уметь: писать рецензии на прочитанные произведения на литературные темы | Письменная работа |
|
|
| Зарубежная литература (4 часа) | 99 | Литература эпохи средневековья. Данте «Божественная комедия» | 1 | Комбинированный | Композиция. Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэтическая форма произведения | Знать: основные этапы жизни и творчества Данте. Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие поэмы | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 100 | У. Шекспир. «Гамлет» | 1 | Комбинированный | Гамлет-герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. Образ Гамлете в ряду «вечных образов» | Знать: основные этапы жизни и творчества У. Шекспира. Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие трагедии, размышлять над философскими вопросами | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 101 | И. В. Гёте «Фауст» | 1 | Комбинированный | Трактовка народной легенды в трагедии. Неразрывность связи добра и зла | Знать: основные этапы жизни и творчества Гёте. Уметь: показать художественные особенности и идейное своеобразие трагедии, находить «вечные «образы в литературе | Организация совместной учебной деятельности |
|
|
| 102 | Р/р. Сочинение на произведение зарубежной литературы | 1 | Урок развития речи | Обобщить изученное по теме, систематизировать материал, совершенствовать навык письменной речи учащихся | Уметь: писать сочинение по прочитанным произведениям | Письменная работа |
|
|
| 103-105 | Резервные уроки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|