КГУ « Средняя общеобразовательная школа № 25 »
ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»
Исследовательская работа
по русской литературе
« Бал в судьбе героев русской классической литературы »
Выполнила учащаяся 9 «Б» класса
Жадько Анна
Руководитель Кушакова М.Я.
г. Семей- 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Вступление .................................................................................................3
II. Бал в жизни русского общества
1. История бала ....................................................................4
2. Виды балов .......................................................................5
3. Бальный этикет ................................................................6
4. Планирование бала ..........................................................6
5. Бальные костюмы ............................................................7
6. Развлечения ......................................................................8
III. Бал в судьбе героев русской классической литературы
1. «Горе от ума» .................................................................10
2. «Евгений Онегин» ..........................................................11
3. «Маскарад» .....................................................................12
4. «Мертвые души» ............................................................13
5. «После бала» ...................................................................14
IV. Заключение .............................................................................................15
V. Список использованной литературы .....................................................16
Был тихий вечер, вечер бала.
Был летний бал меж стройных лип,
Там, где река образовала
Свой самый выпуклый изгиб.
Где наклонившиеся ивы
К ней набежали тесно, вплоть,
Где показалось нам красиво
Там много флагов приколоть…
В.Гофман
Вступление
Излюбленным развлечением публики в XIX веке, причем не только великосветской, но и принадлежащей самым разным социальным слоям, были, конечно, балы.
На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Бал – это красивые наряды, галантные кавалеры, страстные мазурки, бурные польки перемешивались с меланхоличным полонезом, стремительный вальс захватывал дух, танцующих. Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое, многое другое.
Бал являлся важным элементом дворянского быта. Для женщин бал являлся событием особенно значимым: именно здесь ей, молоденькой девушке, могли представить будущего жениха; здесь, на празднике, она могла отвлечься от семейных хлопот, будучи уже матерью семейства. Позже на бал и она сама вывозила дочь, надеясь на ее удачное замужество.
В литературных произведениях сцена бала играет важную роль. Многие писатели XIX века описывали балы в своих произведениях. Именно на балах происходят для героев судьбоносные события.
В произведениях русской классической литературы бал рассматривается по разному: в одних – это действие не играет существенной роли («Мёртвые души», Н.В Гоголь), в других бал становится роковым («Маскарад», М.Ю. Лермонтов). В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» практически всё действие происходит на балу.
Таким образом, так или иначе, бал притягивает к себе писателей, является кульминацией произведения, декорацией, атмосферой и образом века.
II. Бал в жизни русского общества
1. История бала
Слово пришло в русский язык из немецкого; в переводе означает мяч.
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались.
Распорядок проведения бала был всегда одинаков и незыблем. Как правило, гости начинали прибывать после шести или девяти часов вечера и на входе их обязательно должен встречать хозяин дома. Сам бал открывался по традиции, когда большая часть гостей была в сборе, торжественным полонезом, танцем, в котором должны были участвовать все прибывшие, отдавая дань традициям и гостеприимству хозяина бала. Этот танец можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли полонез «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой….
В середине бала обязательно планировался обед, на который каждый кавалер отправлялся со своей дамой. В том случае, если кавалер прибыл на бал без дамы, его могли попросить проводить к обеду даму, оказавшуюся без своего кавалера.
Бальным сезоном в России считалось время от Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались только по особому поводу. По сложившейся в России традиции было не принято устраивать балы, как и другие многолюдные развлечения, в период больших постов, особенно Великого поста, и во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:
...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.
и в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче...
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания [link] . В 1718 году по его приказу организован первый бал. Это красивое событие названо ассамблеей, и проводились они по очереди всеми придворными особами. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Но самым главным украшением вечера, конечно же, являлись танцы. Вот только изначально танцы выходили неуклюжими, неспешными, в танце постоянно приходилось кланяться и приседать, да и танцующих было мало: все гости предпочитали беседы и игры. Но все же, со временем эти грациозные движения полюбились людям, красивейшие наряды придавали танцующим особый шарм, а поклоны и реверансы стали главными элементами танцев. Танцевали на ассамблеях и очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер.
С началом правления Екатерины I эпоха ассамблей закончилась и началась эпоха балов. Спиртные напитки и табак ушли в прошлое, на балах гостям предлагали прохладительные напитки и легкие угощения. Этикет балов стал более строгим.
Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез, его основу составляли плавные и грациозные движения. Каждая ассамблея начиналась менуэтом – медленным, утонченным танцем, но сложным в исполнении, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно.
2. Виды балов
Со временем балы стали популярны во всех светских домах, и каждый бал выполнял определенные функции, по которым балы разделялись на несколько разновидностей.
Придворные балы – скучные и официальные мероприятия, визитной карточкой которых были чопорность и сдержанность, эти балы собирали в гостях самые именитые фамилии России, но устраивались не ради развлечения, а как дань моде и приличиям. На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных.
Московские балы – излюбленное занятие светской молодежи того времени, на таких балах собирались сразу несколько тысяч человек, на них можно было веселиться и танцевать от души.
Балы для родни и великосветских знакомых – удачное место для подходящего знакомства и сватовства. На таких балах девушки на выданье начинали выходить в свет, где им и подбирались подходящие женихи.
Общественные балы – часто давались в провинции, устраивались для сбора средств, путем продажи лотерейных билетов.
Детские балы – эго особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо у танцмейстера Иогеля. Такие балы считались первой возможностью вывести ребенка в свет и начать его общественную жизнь. Туда привозили и совсем маленьких детей, но там танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами, потому, что пятнадцать лет – это уже возможный возраст для замужества.
Балы – маскарады – самые излюбленные праздники, обязательными атрибутами которых становились маски, плащи, карнавальные костюмы и шампанское, и всё это раскрепощало и располагало к свободному общению.
Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно семейные балы. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых.
3. Бальный этикет
Еще в Петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».
Этикет не только усложнялся, но и эстетизировался, перерастал во многие формы искусства.
Придворный этикет достиг наибольшего развития, он выработал культуру поведения и стал образцом для всех господствующих слоев общества. Этикет настолько регламентировал действия придворных и приобрел такой сложный характер, что возникли знатоки этикета –«церемониалмейстеры», появились пособия по этикету и церемониям, а обучение этикету стало основной частью воспитания знатного человека, аристократа. Вербальный этикет срастался с риторическими прославлениями, поэтическими гимнами и одами, а «кинетический» этикет физических контактов (встречи и прощания, завязки знакомств и времяпрепровождение) – с танцами и театральными представлениями. Художественный этикет и этикетное искусство – уже не просто выражение значимости господствующих слоев общества.
4. Планирование бала
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним.
Любой бал начинался с приглашения, причем хозяин бала не имел права известить гостей о событии менее чем за 3 недели до праздника, а гость был обязан ответить хозяину предстоящего бала о своем согласии или отказе. И каждый, кто был завсегдатаем бала, уже знал все тонкости и условности бала: во сколько стоит прибыть на бал, очередность танцев, время обеда, и наиболее подходящее время для того, чтобы откланяться.
Вся ответственность за проведение частного бала, естественно, целиком ложится на хозяина с хозяйкой. Хозяин и хозяйка дома, где проводился бал, имели каждый свои обязанности. Главной задачей хозяйки было следить за тем, чтобы пребывание гостей было приятным и беззаботным, чтобы все присутствующие дамы не оставались без кавалеров. Дабы не обидеть одинокую даму, хозяйка дома должна была незаметно указать свободному кавалеру на грустящую даму. На балу существовало правило: нельзя приглашать даму на танец, будучи не знакомым с ней. Роль знакомить присутствующих друг с другом отводилась хозяину дома или его сыну. Но если на балу было много людей и хозяину не хватало времени представить всех друг другу, то эта роль отводилась его близким родственникам.
Организация общественного бала возлагается на подготовительный комитет, функции председателя которого сопоставимы с функциями хозяйки, однако в отличие от нее, бремени полной ответственности за проведение бала комитет не несет. Каждому члену подготовительного комитета дают какое–то конкретное поручение по организации бала: один занимаемся приглашениями, другой убранством помещения, остальные – выбором оркестра, угощением гостей.
Самым важным для успеха любого вечера являлся выбор хорошей музыки. Зажигательные ритмы и соответствие вкусам представителей возрастной категории собравшихся – вот главные достоинства музыки, исполняемой приглашенными оркестрантами.
В богатые дома приглашали знаменитых музыкантов – исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства, – виртуозы – пианисты и скрипачи.
5. Бальные костюмы
Особенно стоит отметить важность нарядов на балу. На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры – во фраке, смокинге или костюме, белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды, и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1 – 2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья, если только цвет нарядов для гостей не оговаривался. Для девушек платья шились светлых и пастельных тонов. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна. Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, «не бальной» материи – бархата, шелкового штофа, шерсти и т.п., чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку, называвшуюся «sorti de bal».
Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно.
В тон платью подбирались перчатки, но надевать кольца поверх перчаток читалось дурным тоном и говорило о плохом вкусе обладательницы наряда. Дамы на балах могли украсить себя головным убором – например, беретом. Незамужним девушкам рекомендовалась скромная прическа и минимальное количество украшений – скромная подвеска и тонкий браслетик. Остальным дамы могли выбирать для себя любые украшения, главное, чтобы они были со вкусом подобраны. Покрой бального платья зависел от моды, но открытая шея оставалась всегда обязательным условием при пошиве. Кроме того, даме или девушке было неприлично появиться в обществе без букетика цветов, который они могли носить в руках, закрепить его в прическе, на груди, или на талии. Так же у каждой гостьи был веер и ридикюль, которые без опаски можно было оставить на своем месте за обеденным столом.
6. Развлечения
На балах можно было не только танцевать, но и предаваться другим развлечениям. Среди молодежи XIX века перед танцами или в перерыве между ними была популярной игра в живые картины. Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных. Например «Аполлон и музы», «Три грации», «Моисей в пустыне», «Зигфрид и Кримгильда» (из древнегерманского эпоса «Песнь о Нибелунгах»), «Мария Стюарт в темнице», «Подводное царство» и т.п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям – плащу, короне и т.п. Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности – как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое – нибудь известное живописное полотно. За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки – дети хозяев дома, их родственники и друзья.
Приглашения на танец могли так же исполняться в виде игры. Например, кавалер подводил к другому кавалеру двух дам и называл ему условные понятия, загаданные дамами: цветы, драгоценные камни, птиц и т.п. – «роза или фиалка»? С выбирающим шла танцевать та дама, чье загаданное слово было выбрано. С оставшейся дамой шел танцевать тот кавалер, который привёл дам.
Подобную игру могла провести дама с двумя кавалерами.
Дама могла решить спор нескольких пригласивших её кавалеров, подбросив свой платок с узелком на одном из углов. Танцевать с ней шел кавалер, поймавший угол платка с узелком.
В перерывах между танцами можно было вести беседу, ухаживать за дамами, решать любовные споры и т.п.
Дамы с 26 – 28 лет, а мужчины примерно с 35 постепенно переходили в разряд не танцующих. Они продолжали ездить на балы, участвовали в полонезе (танце – шествии), но в основном смотрели, как танцуют другие.
Пожилые люди или те, кто не любил танцевать, проводили время на балах за карточной игрой. Для этого несколько гостиных в доме отводили специально для игроков в карты. В этих комнатах ставили специальные раскладные ломберные столы для игры.
Ш.Бал в судьбе героев русской классической литературы
«Горе от ума»
Сцене бала в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» посвящено почти все третье действие (с 4 по 22 явления). В этой сцене все сюжетные линии комедии достигают своей кульминации, а некоторые из них – и развязки. Сцена бала представляет собой отдельную комедию со множеством действующих лиц.
Бал в доме Фамусова является важной частью всего произведения, кульминацией общественного и развитием любовного. В сцене бала выражена основная идея произведения: противостояний представителей устаревших и передовых взглядов.
Сцена бала – это типичная картина московских нравов того времени, так называемая «галерея типов» фамусовской Москвы. Каждая семья, приглашенная в дом к Фамусову, включает в себя типичных представителей этого общества, разыгрывает свою маленькую комедию с полной обрисовкой характеров. Поведение гостей на балу подтверждает тот факт, что определяющими в обществе являются чин и деньги.
На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала.
В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским обществом. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка конфликта.
На балу Чацкий понимает, что Софья, которую он любил, уже не та, что прежде, что люди, окружающие его в доме Фамусова, сплошь лицемеры и глупцы. Именно Софья распускает сплетню о безумии Чацкого только для того, чтобы отомстить ему за Молчалина. Тем самым героиня ставит себя по другую сторону от Чацкого, полностью присоединяется к лагерю Фамусова.
Именно в сцене бала Чацкий с горечью осознает – ему не добиться здесь правды, ему здесь делать нечего. Поэтому в финале пьесы он восклицает:
…пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.
Карету мне, карету!
А теперь попробуем представить, где могло бы проходить действие, если не на балу. Место это или атмосфера должна отвечать следующим требованиям:
во – первых, там должны собраться люди из знати;
во – вторых, все они должны иметь возможность свободно перемещаться на какое – то расстояние, чтобы можно было поговорить наедине;
в – третьих, обстановка должны быть естественна для таких людей, как они;
в – пятых, она должна располагать к светским беседам, сплетням.
То есть это может быть только бал. Итак, главная идея комедии раскрывается на балу, и в этом его значение.
2. «Евгений Онегин»
В замечательном романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» сцены бала являются ключевыми, им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. И так же, как все географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам:
Петербургский бал (описанный в 1 главе) и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну (гл. 8);
Московский бал в Благородном собрании (гл.7);
Бал на именинах Татьяны в деревне (гл. 5).
Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя, быт, одежда, время проведение которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик.
На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин. Разочарованный, уставший от светских развлечений и охладелый душой, он решает вновь прибегнуть к хорошо знакомой ему «науке страсти нежной», чтобы «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль и смерть юного поэта и отъезд Онегина из деревни.
У колонны бальной залы московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой – то важный генерал» – этот бал определяет ее судьбу.
И, наконец, попавший «с корабля на бал» (но бал – только в переносном значении, поскольку раут – это «вечернее собрание без танцев», как поясняет сам Пушкин в примечаниях) Онегин, окончивший свои странствия, встречает Татьяну – уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы» – и вдруг делается безнадежно влюбленным.
Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа. Не случайно у Пушкина появляется сравнение танец жизни:
Однообразный и безумный
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный...
Бал становится в один ряд со словами «блеск», «шум», «вихрь», «говор», «младость», «радость». Бал – это движение, а значит молодость – яркость красок и звуков.
В сцене бала А. С. Пушкин использовал прием антитезы, противопоставляя сцену бала на именинах Татьяны в деревне и сцену бала в Петербурге. Простодушные обитатели деревни, хотя и пытаются следовать моде, не выдерживают сравнения с блестящим, но высокомерным городским обществом. Пушкин по-доброму иронизирует над простодушием жителей деревни, он сочувствует им. Изображая же бал в Петербурге, автор весьма сдержанно описывает блеск нарядов, неторопливую беседу на французском языке. За этим скрыт намек на лицемерие и притворство, царящие в свете.Отсюда следует, что еще одна важная функция изображения сцены бала – выражение авторской позиции. Пушкину неприятно блестящее общество Петербурга, ему ближе искренние, хотя и наивные жители глубинки.
Судьбы героев решаются на балах. Ведь именно тогда произошла ссора Ленского с Онегиным, на балу в Петербурге Евгений вновь встретил Татьяну и влюбился в нее.
3. «Маскарад»
К началу работы над "Маскарадом" М. Ю. Лермонтов уже достаточно изучил петербургский "свет". Карточная игра и костюмированные балы – наиболее распространенные увлечения современной М. Ю. Лермонтову дворянской молодежи – стали основными мотивами пьесы. На этих характерных деталях быта выстроен сюжет драмы; не менее важным вместе с тем оказалось и их символическое значение. Опорные образы лермонтовской драмы – "игра", "бал" и "маскарад"- имеют не один, а два смысловых слоя. Один слой увидеть легко, он лежит на поверхности: жизнь как бал, жизнь как маскарад. Под первичным смысловым слоем скрывается другой, более важный. Маскарад – образ не просто жизненной борьбы, но борьбы под чужой личной, образ скрытого соперничества.
«Маскарад» - это социально – психологическая романтическая драма. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, - говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски. Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального» состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.
Символы и метафоры в драме "Маскарад" отражают основные конфликты эпохи. В произведении игра сравнивается с жизнью. Бал - это еще одна метафора жизни. Маскарад тоже метафора жизни, но это жизнь под личиной, это в тоже время естественность и откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Маскарадная маска - это антимаска. Баронесса именно в маске может позволить себе искренность. Маскарад предполагает выход из повседневной жизни, ему противостоит карточная игра. Игра - это соперничество и тоже отступление от правил, но взамен привычных правил выдвигаются другие – более низкие. Это нижний этаж - преисподняя. Тот, кто вступает в игру, отпадает от общества.
В свое время Арбенин втянул в игру неизвестного, также в начале втягивают Звездича и Арбенин помогает ему отыграться. Перед нами проходит процесс отчуждения от мира, человек который вступает в игру, но Арбенин из игры давно вышел: в его жизни теперь главное - любовь к жене. Однако подозрение в измене жены приводят его к новому ветку отчуждения. Маскарадность не позволяет обнаруживать свое неверие, если участвовать в маскараде человеку становится непосильно, то он должен решать свои проблемы на дуэли. Арбенин, однако, не собирается стреляться со Звездичем. Отказ от дуэли - это немыслимый поступок. Арбенин навязывает Звездичу свои правила, не дает ему восстановить честь законным путем. Игра и маскарад предполагают элемент неизвестности, которая связана с тайной судеб. Для главного героя же в игре уже нет никакой неизвестности, однако эта неизвестность подстерегает его.
4. «Мертвые души»
Сцена бала имеет большое значение для понимания образов персонажей. Николай Васильевич Гоголь даёт краткую, но весьма меткую характеристику чиновникам и помещикам. Он делит всех мужчин на два рода: одни тонкие, другие толстые, «однако он не тонкий и не худой». Причём, почётных чиновников, Гоголь наделяет смешной внешностью, «кое – кто был рябоват,
волос на голове они не носили ни хохлами, ни буклями».
Главным художественным приемом в эпизоде про бал у губернатора, Николай Васильевич использовал антитезу: противопоставление «толстых» и «тонких». Но кроме этого, он, как истинный мастер слова, вплел в описание всего бала очень живые, образные сравнения, которые только добавляют яркости.
На балу Чичиков занят размышлениями о мужчинах, знакомится с «весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем», от которых узнает, в каком состоянии находятся их имения и сколько у кого крестьян. Манилов, «имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся», приглашает Чичикова к себе в усадьбу, так как находится от гостя «без памяти». Такое же приглашение Павел Иванович получает от Собакевича.
Весь дом губернатора был так освещен, что Павел Иванович, входя в зал, «должен был на минуту зажмурить глаза, потому что блеск от свечей, ламп и дамских платьев был страшный». Эта картина поразила Чичикова своей пышностью и красочностью. Стоя в сторонке, Павел Иванович наблюдал за кружащимися парами. Дамы были одеты по–разному: кто по моде, а кто «во что бог послал в губернский город».
Н. В. Гоголь использовал сцену бала для характеристики дворянского общества. Сцена на балу у губернатора показывает читателю ситуацию, в которой проявляется внутренний мир Чичикова. Автор притворно серьезно говорит о том, какие замечательные люди были в городе N. И губернатор – добрейшей души человек, и председатель – приятнейший человек, и почтмейстер – золото, а не человек. Все эти сатирические описания сразу наводят читателя на определенные размышления.
5. «После бала»
Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика–любителя, буфет великолепный и разливное море шампанского...
Лев Николаевич Толстой дал восторженное описание светского бала. Он использует эпитеты «счастливый», «великолепный», «сияющий», чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника.
Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что – то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов.
Также Л. Н. Толстой мастерски пользуется приемом создания контраста.
Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно – нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко прошел два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что – нибудь не испортило» этого счастья.
А на утро после этого прекрасного бала в поле высокий военный в шинели и в фуражке возглавлял шествие из унтер-офицеров, ведя татарина за ружья, они толкали его, били палками. И этот военный был её отец, со своим румяным лицом и белыми усами…
Удивительно, как человек может изображать совершенно разных людей: прекрасного отца во всех отношениях и без жалостного палача.
В собственной душе Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника. Лев Толстой отмечает, что подобный случай не мог не повлиять на человека, сохранившего свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. "Вот какие бывают дела, и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека", — говорит автор. Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.
IV. Заключение
Тема бала в литературе являлась ключевой. Кто – то принимал важное решение, решалась чья – то судьба, кто – то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто – то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и радости, горя и печали.
Так Чацкий в «Горе от ума» намерял признанье в обществе, любовь Софьи. Онегин изменил свою жизнь, понял ее смысл, потерял Татьяну, потерял друга Ленского, убитого на дуэли самим же Онегиным. В «Маскараде» мы видим, как плетутся интриги, разгадываются тайны, из – за нелепого случая, связанного с браслетом, Арбенин отравляет свою жену. А в «Мертвых душах» мы видим, как хитроумный Чичиков, обманывая всех, получает уважение и благосклонность высшего света города N.
Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.».
Для меня бал является самым ярким, красочным эпизодом в художественных произведениях. Бал – кульминационный момент. Съезжаются гости, дамы в шикарных платьях, дорогих украшениях, все блестит, сверкает. Прекрасная музыка. Все танцуют вальс. Плетутся интриги, и происходит такое событие, которое может изменить жизнь гостя, приглашенного на бал.
V. Список использованной литературы:
А. Валагин «Прочитаем вместе» М. : Просвещение, 1991
В. Голубков «Историко-методические очерки».
Издательство: "Учпедгиз", М., 1959 г.
Н. Долинина «Прочитаем Онегина вместе». Издательство: ДЕТГИЗ, типография, 2005 г.
О. Захарова "Светские церемониалы в России XVIII - начала XX в.", М., ЗАО Изд-во: Центрполиграф, 2001.
Е. Келлер «Петербургские балы в XIX веке». СПб, Просвещение,2001
Ю. Лотман «История русской культуры второй половины XIX века».
СПб., Просвещение, 2002.
Б Эйхенбаум «Статьи о Лермонтове».М.: Сов. писатель, 1987