Урок-пролог к изучению поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".
Методические рекомендации
Урок-пролог к изучению поэмы Н.В. Гоголя построен на материале телепередачи Ю. Манна "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Ученики по желанию (или по рекомендации учителя) выбирают роли: литературоведа, критика, автора, матери писателя, редактора и др. Лекционный материал подается в форме обмена информацией, ученикам надо осмыслить материал и "подать" своим товарищам, используя кадры презентации.
Внимание нужно сосредоточить на трех вопросах:
мотив путешествия,
название поэмы,
какое место занимает образ автора в поэме.
Кроме этого в прологе мы намечаем круг проблем, над которыми будем работать на последующих уроках.
Желательно включить защиту своей обложки для нового издания книги Гоголя.
Основная задача урока заключается в эпиграфе к нему. Следует довести до сознания учеников, что "Мертвые души" - произведение глубокое, загадочное, требующее изучения; подготовить ребят к восприятию его, совершенствовать выразительное чтение прозаического текста.
[link]
Слайды № 1, 2.
УРОК-ПРОЛОГ "Огромно велико мое творение..."
(Н.В. Гоголь "МЕРТВЫЕ ДУШИ")
..."Мертвые души" не раскрываются вполне
с первого чтения даже для людей мыслящих:
читая их во второй раз, точно читаешь новое,
никогда не виданное произведение.
В.Белинский
(Портрет Гоголя работы В.Горяева)
Слайд № 3
УЧИТЕЛЬ: Вглядитесь в черты Гоголя на известном портрете Виталия Горяева. Не правда ли, какой тонкий, насквозь современный образ? Что таится в глубине этого полуопущенного, скошенного взгляда? Какая мысль вынашивается за этим ясным, но непроницаемым лбом? Чуть сгорбленная линия носа, продолженная вертикальной линией пера, и характер штриховки делят портрет на две части, словно подчеркивая двойственность художника, нерасторжимое сочетание в нем иронии и лирики, смеха и грусти.
Почему мы вправе утверждать, что этот образ увиден современным художником, что в нем выражен современный взгляд на писателя? разве еще при жизни Гоголя проницательные читатели (например, Белинский) не говорили о "смехе сквозь слезы" и глубоко затаенной печали в его созданиях? Да, это так. Но только в наше время стало ясно, насколько они были правы, насколько глубок и неисчерпаем этот художник.
И еще одно значение скрыто в изображении Гоголя у Виталия Горяева. Это призыв к нам, сегодняшним читателям, снова и снова задуматься над смыслом гоголевского творчества. И прежде всего – над "Мертвыми душами".
Слайд № 4
ЛИТЕРАТУРОВЕД: "Мертвые души" - центральное творение Гоголя, главная его книга. Ей он отдал около 17 лет жизни: начал писать ещё в 1835 году, а последние строки в поэму вносил уже в январе 1852 года. Это было в Москве, в доме Талызина на Никитском бульваре, в том доме, где граф А.П. Толстой отвел писателю небольшую квартирку и где сейчас расположен музей.
Слайд № 5.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Гоголь писал обычно утром, стоя за конторкой. Подолгу обдумывал каждую фразу, каждое слово. Написанное любил перечитывать вслух. Иногда слышалось, как он в своем кабинете, за закрытой дверью разговаривает на разные голоса: Гоголь имел обыкновение проигрывать сочиняемые эпизоды в той манере, которую сегодня называют "театром одного актера".
УЧИТЕЛЬ: Но все это происходило потом, в последние годы жизни писателя, когда он работал над вторым томом своей поэмы. Мы же вернемся назад, к истокам гоголевского замысла.
"Мертвые души" - огромная тема. Мы с вами сегодня остановимся на некоторых вопросах: попробуем разобраться, какую роль играет в поэме мотив путешествия, что означает название "Мертвые Души" и какое место в произведении занимает образ автора.
Слайд № 6, 7
УЧАЩИЙСЯ-ГОГОЛЬ: Как известно, сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. "Пушкин находил, - вспоминал Гоголь, - что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров".
УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание: писатель хочет вместе с героем изъездить всю Россию. Потом мысль о поездке, о перемещении по всему пространству необъятной России не раз отзовется в тексте поэмы. Ну, например, в следующих строках.
ГОГОЛЬ: "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!"
УЧИТЕЛЬ: Что общего во всех этих высказываниях?
(Предполагаемый ответ уч-ся: "Мертвые души" как путешествие")
Верно, они определяют "Мертвые души" как путешествие, тем самым привязывая книгу к определенной художественной традиции. Ведь во времена Гоголя, да и раньше, путешествовать любили (как, впрочем, и в наше время). Существовал даже особый жанр - роман путешествия, записки о путешествии.
Вспомните, какие из них вам уже известны?
(Уч-ся называют "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина и "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева)
УЧИТЕЛЬ: Но какое же необычное путешествие у Гоголя! В книгах Карамзина или Радищева путешествовал сам автор - человек очень образованный, просвещенный, гуманный, исповедовавший передовые для своего времени идеи. А кто же путешествует в "Мертвых душах"? Кто встречается с людьми, переезжает с одного места на другое? Другими словами, кто главный герой книги?
Слайд № 8
ЧТЕЦ: "Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтобы герой был решительное совершенство, и если какое-нибудь душевное или телесное пятнышко, тогда беда".
"Но потребуют, может быть, заключительного определения одной чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и
добродетелей, это видно. Кто же он?.. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых".
УЧИТЕЛЬ: Итак, приобретатель, человек не очень разборчивый в средствах - вот кто герой гоголевской поэмы! Человек, который ради обогащения идет на подлог, на авантюру.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: В этом отношении гоголевская поэма возникла не на пустом месте. Тип пройдохи, авантюриста издавна существовал в литературе. Сформировался даже особый жанр - плутовской роман, в котором описывались похождения такого персонажа. Главы из такого романа мы читали.
(Уч-ся вспоминают "Историю жизни пройдохи по имени дон Паблос" Кеведо-и-Вельегаса)
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Но насколько в "Мертвых душах" все сложнее, своеобразнее!
Конечно, как и всякий плут, Чичиков построил свой план обогащения на хитрости, обмане, авантюре. И все-таки это была необычная авантюра, или, как говорит Гоголь "странный сюжет".
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Собственно, суть авантюры Чичикова понять не так уж трудно. Чичиков "покупает" мертвых крестьян, которые ещё числятся живыми в ревизских сказках - списках, составлявшихся при переписи крепостных крестьян. Покупает с тем, чтобы заложить их в опекунский совет и получить за них деньги как за живых. Труднее понять тот с м ы с л, который получает этот "сюжет" в художественном строе поэмы. Смысл этот выявляется лишь после того, как мы проделаем с Чичиковым все его путешествие, прислушаемся к его беседам с помещиками Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем, Плюшкиным, с городскими чиновниками и их женами.
Слайд № 9
ГОГОЛЬ: Из письма Гоголя Жуковскому:
"Мертвые..." текут живо, свежее и бодрее... и мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наши, наши помещики, наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы - словом, вся православная Русь... Огромно велико мое творение... Еще восстанут против меня новые сословия и много разных господ; но что же мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками".
Слайд № 10, 11
УЧИТЕЛЬ: Действительно, "странные герои", как говорил Гоголь. Писатель редко останавливался на изменении персонажей, в большинстве случаев он показывал их уже сформировавшимися. Но все-таки для одного-двух героев Гоголь сделал исключение.
Вот Плюшкин. Вначале - бережливый хозяин, трудолюбивый, разумный человек. А теперь - жалкий, смердящий старик, дрожащий над каждой тряпкой, каждым гвоздиком.
ЧТЕЦ: "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!"
УЧИТЕЛЬ: Вдумайтесь в только что прозвучавший текст: "забирайте...с собою в путь", "не оставляйте...на дороге". Эти слова опять напоминают, что перед нами странствование, путешествие. Но на этот раз - во времени. В поэме путешествие понимается не только как перемещение в пространстве, но и как изменение во времени. Увы, это очень грустное путешествие, так как большинство героев, подобно Плюшкину, теряют на жизненной дороге все самое лучшее, человеческое. Они каменеют душой, или, как выразился однажды А.И. Герцен, "расчеловечиваются".
Слайд № 12
КРИТИК: Герцен писал: "Мертвые души - это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы... - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу".
но все же Герцен не считал, что впечатление от поэмы - только грустное. Поэма , по его словам, пробуждает "веру и упование", и это "не просто романтическое упование": вера тут "имеет реалистическую основу".
УЧИТЕЛЬ: "Реалистическая основа" - то, что есть в самой поэме. Таких "опор" в ней много: это и размышления о замечательных душевных свойствах русского крестьянина, и описание необозримого пространства России, и знаменитый гимн русской тройке в финале первого тома. Но я хочу обратить ваше внимание еще на одну сторону произведения - на присутствие в тексте фигуры автора. Его моральная высота, устремленность его духа, его жизненный опыт, - вот чем прежде всего поддерживается в поэме вера в будущее, о которой говорил Герцен.
Оказывается, "Мертвые души" - это путешествие не только Чичикова, но и его создателя. И путешествие не только в том смысле, что писатель сопровождает героя, находится с ним рядом. Но и в том смысле, что у автора есть собственная судьба, есть свой путь, запечатленный в поэме. И путь этот - долгий и драматичный.
ЧТЕЦ: "Прежде, давно в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишка, село ли, слободка, - любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд...
...Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!"
УЧЕНИЦА-"МАТЬ ПИСАТЕЛЯ": Когда мать писателя, Мария Ивановна, прочитала это место, она не могла удержаться от слез. В строках об ушедшей молодости, о разочарованиях, о потерях Мария Ивановна услышала горькую жалобу своего сына, своего дорогого Никоши - и материнское сердце ее не обмануло. Конечно, автор, как и любой персонаж поэмы,- лицо условное, то есть не совсем биографическое. И все же многое в этом образе - от самого Гоголя.
УЧИТЕЛЬ: Однако не во всем образ автора в "Мертвых душах" совпадает с самим Гоголем. Писатель сохранил острый интерес к жизни, к людям - без этого не было бы его творения.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Примечательно, что поэма отражает и сам процесс её написания. Это тоже своего рода путешествие, причем вполне реальное, географическое. Работе над поэмой сопутствовали постоянные переезды. Гоголь начал "Мертвые души" в Петербурге, а продолжал в Париже, в небольшом швейцарском городке Веве, в Риме, в Москве, снова В Риме, снова в Москве. И эта перемена мест, это "творческое путешествие" отразилось в тексте. Конечно, точного описания каждого города, каждого места, где побывал Гоголь, в поэме нет. Но есть некий обобщенный образ (вернее образы) чужбины, "прекрасного далёка", где создается поэма, и милой Родины, к которой прикованы все думы писателя.
ЧТЕЦ: "Русь! Русь! вижу тебя..." до слов "...ничто не обольстит и не очарует взора".
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Отразились в "Мертвых душах" и художественные пристрастия писателя, его эстетические взгляды, творческие установки. Кстати, один любопытный факт. В черновиках поэмы есть место, где автор изображает себя за письменным столом или, точнее, за конторкой (Гоголь, как мы уже говорили, писал стоя за конторкой).
Слайд № 13
ГОГОЛЬ: "...Если сказать напрямик, то он <автор> не имеет обыкновения смотреть по сторонам, когда пишет.
Если и подымет глаза, то разве только на висящие перед ним на стене портреты Шекспира, Ариоста, Фильдинга, Сервантеса, Пушкина, отразивших природу таковою, как она была, а не каковою угодно некоторым, чтобы была".
УЧИТЕЛЬ: Гоголь, конечно, несколько сфантазировал. Нам неизвестно, чтобы в его кабинете действительно висели все эти портреты. Да и кабинета-то постоянного у Гоголя, вечного странника, фактически не было. Но, повторяю, образ автора в поэме не нужно толковать чересчур буквально. Упомянув о портретах великих писателей, своих предшественников, Гоголь тем самым сказал о том, какой традиции он следует, – это традиция острой, бескомпромиссной правды.
Выступление группы художников-оформителей начинается с демонстрации обложки первого издания поэмы.
Слайд №15
РЕДАКТОР ХУД. ОТДЕЛА:
Для издания первого тома "Мертвых душ", вышедшего в 1842 году, Гоголь сам нарисовал обложку.
"Похождения Чичикова" - это вынужденная прибавка, добавление цензора, испугавшегося необычного и страшного названия "Мертвые души". Гоголь скрепя сердце принял эту поправку, тем более, что слово "похождения" не противоречило мысли о путешествии героя. Но оно, конечно, не охватывало, содержания произведения, вернее представляла его односторонне: ведь тут не просто путешествие и не просто плутовство героя. И Гоголь пошел на хитрость: "Похождение Чичикова" он написал мелкими буквами, а первоначальное название, "Мертвые души", - крупно, броско, так что на эти слова мы прежде всего обращаем внимание.
ХУДОЖНИК: Интересны сопровождающие название рисунки, выполненные в манере гротеска. Это цепь причудливых изображений, где человеческие черепа вплетены в орнамент, в котором возникают детали повседневной жизни, повседневного быта: дом с колодцем; свечи; бутылки в окружении рюмок, напоминающие об излюбленном времяпрепровождении, скажем, того же Ноздрева; большая рыба на блюде, вроде того осетра, которого "доехал" Собакевич; танцующие пары - как на балу у губернатора. Сочетание необычного с реальным, соседство человеческих черепов и подробностей повседневного быта полно смысла. Вспомним Герцена:"...все эти Ноздревы, Маниловы... - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу".
ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь возможна защита эскизов обложки книги, придуманных учениками.
УЧИТЕЛЬ: Но вернемся к рисунку Гоголя. Где же здесь положительное начало - то, которое Герцен назвал "реалистической основой" для веры в будущее? Кажется, его здесь нет: ведь, скажем, помещенная наверху тройка - это, скорее всего, вполне реальная торйка Чичикова, а не символичный образ Руси-тройки. И все же - есть в гоголевском рисунке позитивное начало! Как вы думаете, в чем оно заключается? Оно связано с жанровым обозначением книги.
Гоголь не только необычно определил свое прозаическое произведение - не "роман", а "поэма", - он еще и подал на обложке это слово необычно крупно, тем самым поставив на нем смысловое ударение. "Не в шутку назвал Гоголь свой роман поэмою", - писал Белинский. В определение "поэма" Гоголь вкладывал многообразный смысл; но едва ли не главная мысль состояла в том, чтобы обозначить перспективу возрождения его "странных героев", раскрыть животворные начала русской жизни.
Слайд № 16
Гоголь не завершил полностью своего замысла. Десять лет, прошедших со времени выхода первого тома, были отданы работе над вторым томом. Это был упорный, тяжкий, мучительный труд, завершившийся катастрофой. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, в состоянии тяжелого душевного кризиса, Гоголь сжег беловую рукопись второго тома. Произошло это здесь, в этом доме (дом на Суворовском Бульваре) на левой его половине, где стоял камин, в который Гоголь бросил связку рукописей.
Слайд №17
"Самосожжение Гоголя" И.Репин
(Помолчим, рассмотрим репродукцию, подумаем)
Слайд № 18
Путешествие автора "об руку" с его "странными героями" осталось незавершенным, последнее слово автора - невысказанным.
Однако в нашем распоряжении первый том "Мертвых душ" - одна из глубочайших книг русской и мировой литературы.
(Обратимся к эпиграфу урока)
Белинский писал: "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда невиданное произведение. "Мертвые души" требуют изучения".
Будем же с вами считать, ребята, что мы только начинаем увлекательное и бесконечное путешествие - путешествие к смыслу гениальной поэмы Гоголя!
Домашнее задание (Слайд № 19)