Урок по теме Образ дороги в русской классике

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Курс по выбору учащихся

«Тайны искусства» (связь литературы, музыки и живописи)

Классы 7

Учитель Н.В.Ситник


Дополнительное занятие

Тема: Образ дороги в русской классике.

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с образом дороги в произведениях русской литературы;

- помочь учащимся провести ассоциации: дорога, путь, тропинка – жизненные вехи, жизненные пути;

- помочь учащимся разделить эти ассоциации на типы: дорога в школу, дорога к дому, дорога к свету, дорога в жизнь, пройденная дорога, последний путь.

Дорога наша будет жить века.

Благословит нас мама у порога,

И пусть над ней печальные немного

Плывут, плывут, как мысли, облака.

С.Смирнов.

I. Беседа с учащимися.

- Как вы понимаете значение словосочетаний: мой путь, тропинка в школу, широкая дорога в будущее? С чего она начинается? Не с той ли песенки, в которой есть слова «Топ, топ, очень нелегки в неизвестность первые шаги»? Потом – дорога в школу. Что значит она для вас?

Вьётся белая тонкая нитка

По ковру зелёных полей.

Это тропка от школьной калитки,

Каждый день я шагаю по ней. (из песни)

- И нелёгкая дорога в жизнь, которую пройти придётся вам.

II. Чтение и лингвопоэтический анализ стихотворений. И.Бунин «Вьётся путь в снегах», П.Вяземский «Колокольчик однозвучный», «Не сидится мне на месте», «Тройка мчится, тройка скачет».

III. Вокальная группа исполняет две песни: «Эх, дороги!» (фронтовая песенная тематика), «На Муромской дорожке» (любовная лирика).

IV. Работа над стихотворениями Н.Рубцова «Старая дорога», «Родная деревня» и отрывками из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

V. Рисуем дорогу, тропинку в школу, проводим ассоциации к теме «Тернистая дорога России».

Основная мысль: в дорогах решались судьбы, люди знакомились, связывались семейными и дружескими узами, дорога - начало начал. Дорога в жизни будет богаче, если мы сначала пройдём по узкой тропинке красоты и выйдем на широкую дорогу Добра, Справедливости, Правды и Любви.

Творческая нота: Дорога, тропиночка русская,

В заброшенной нашей глуши

Петляешь ты ленточкой узкою

И к добрым истокам спешишь.

Н. Наталушко

Домашнее задание.


Лингвопоэтический анализ стихотворения «Там, за горизонтом».

Приложение 1

Там, за горизонтом.

Там, за горизонтом, дали новые,

Светлая дорога к ним ведёт,

Рощи и луга вдали махровые,

Грациозный журавлей полет.


Неба идеальные сюжеты,

Звезд мерцание и свет зарниц,

Словно шлют невидимо приветы

От каких-то неизвестных лиц.


Там, за горизонтом, лес и долы,

Тайна, скрытая от наших глаз,

Ангелов воздушные просторы,

Божья любовь для всех для нас.


О, как это дорого и нравится,

Но пока что крепость не взята,

В синей дали ангел улыбается,

Там, за горизонтом – высота.


  1. Комментарий: грациозный, ангел, махровые, зарницы.

Стихотворение написано под впечатлением удивительной тишины и покоя.

Автор смотрит в небо, в голубую даль, видит журавлей в грациозном полёте и идеальные картины небесных высей. Вдали горизонт, но поэт видит дальше горизонта. Что? Там тайна, но непостижимая, прекрасная.

  1. Тема: идеальные сюжеты небесного пространства.

  2. Идея: все мы стремимся к высотам, пытаемся заглянуть в будущее, за горизонт. Мы не знаем, что нас ждёт, но хочется верить, что впереди, в синих далях – красота, истина, любовь.

  3. Образы: рощи, луга, журавли, звёзды, свет зарниц.

  4. Средства выразительности:

1 строфа – светлая дорога ведёт к новым далям, которые пока за горизонтом.

Там необычная природа: рощи и луга вдали махровые – эпитет, там – «грациозный журавлей полёт» - эпитет.

2 строфа – пространство расширяется – мерцают звёзды, светят зарницы.

Автор использует открытое сравнение «Словно шлют невидимо приветы от каких – то неизвестных лиц».

3 строфа – горизонт приоткрывается, за ним лес и дали, но есть нечто невидимое для глаз. «Ангелов воздушные просторы», «божья любовь для всех для нас» - метафоры.

4 строфа – «в синей дали» - эпитет;

«ангел улыбается» - олицетворение.

  1. Композиция: стихотворение состоит из 4 строф. Рифма перекрёстная.

  2. Вывод: автор и лирический герой объединены, они вместе идут по жизненной дороге. Им всё дорого в этом прекрасном мире, но главная высота ещё не взята, так как цель ещё не достигнута. Там, за горизонтом, высота, к которой необходимо стремиться.