Статья для НПК по теме Мотив зеркала в литературе (для 5 класса)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Мотив зеркала в литературе

Зеркало в истории человечества всегда было очень загадочным и таинственным предметом, магическим символом. Заглянув в словарь С.И.Ожегова, мы найдём там следующее определение: Зеркало - 1. предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним. 2. переносное значение - спокойная гладкая поверхность вод. 3. шкаф с зеркалом, дверь с зеркальными стёклами.

В словарном описании мы не замечаем ничего необычного. Однако в истории и литературе всё совсем иначе.

Цель данной работы - исследовать мотивы и образы, сложившиеся в литературной традиций с упоминанием зеркала.

Задачи:

- изучить роль зеркала в истории человечества;

- выявить самые яркие литературные произведения, в центре которых находится зеркало;

- проанализировать мотив зеркала в этих произведениях и сделать выводы.


Заглянем в прошлое. Древние люди быстро развивались. С появлением у них осознания себя как личности, то есть разумного существа, появились и зеркала, которыми служили лужи и водоёмы. Для человека это было в новинку, поэтому вначале отражению приписывались потусторонние свойства, отражение казалось двойником или попросту другим человеком. Это получило подтверждение в мифах: Нарцисс, персонаж греческой мифологии, был очень красивым юношей и нравился многим женщинам. Однажды в него влюбилась нимфа Эхо, но он отверг её. После этого от нимфы остался лишь голос, за что богиня Немезида покарала жестокого юношу: он увидел своё отражение в озере, влюбился в самого себя и умер от безответной любви. На берегу после его смерти вырос цветок нарцисс.

В этом мифе зеркальное отражение стало точным повторением человека, его двойником. Это был сам Нарцисс, но воспринял он себя, как другого человека.

Сам факт отражения и искажения внешности человека на протяжении многих веков и по сей день не могли не использоваться многими писателями и поэтами. В литературе великое множество зеркал, самых загадочных и волшебных: это зеркало царицы в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина, это загадочное зеркало в "Снежной королеве" Х.К.Андерсена, и зеркало-портал в Зазеркалье известного произведения Л.Кэролла и многие другие. Рассмотрим некоторые случаи более подробно.

Х.К.Андерсен переосмысливает древнюю легенду о создании первого зеркала и начинает свою сказку "Снежная королева" так:

"...жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже."

Зеркало всегда представляло собой границу между земным и потусторонним, поэтому разбитое зеркало всегда предвещало беду. А в сказке Андерсена еще большей бедой обернулись сами осколки. Если такой осколок попадает в глаза человека, то он уже не может видеть реальными вещи, а если осколок оказывается в сердце, то оно превращается в кусок льда, а значит, человек не способен испытывать какие-либо чувства ни физически, ни морально. Это и описывается в сказке: главные герои Кай и Герда становятся жертвами магического зеркала. Кай, в глаза и сердце которому попадают осколки, отправляется на Северный полюс к Снежной королеве, а Герда отправляется его искать.

Интересно, каким предстает зеркало в произведении. Обычное зеркало искажает реальность: протягивая правую руку своему отражению, мы видим, как оно протягивает нам левую. И даже наши черты лица видятся нам в особом "зеркальном" отражении. Андерсен же возводит эту особенность в абсолют: отражение в волшебном зеркале настолько искажено, что иногда совсем не похоже на оригинал. Понятно, что происходит с восприятием людей, если осколки зеркала окажутся в их очках, не говоря уже про глаза и сердце. И не случайно, что именно искренние чувства и доброта Герды, в которой отрицательные качества полностью отсутствуют, помогает Каю спастись от темного влияния. Он снова видит и чувствует, снова становится собой.

Таким образом, в сказке Ханса Кристиана Андерсена зеркало не просто искажает реальность, оно преувеличивает всё негативное, что есть в человеке, и даже влияет на его ощущения и эмоции.

Иначе зеркало описывается в "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" Александра Сергеевича Пушкина. Зеркало часто используют для гадания. Именно этот мотив появляется в сказке А.С.Пушкина. Царица обращается к своему волшебному зеркалу с вопросом:

Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и милее?

И зеркало не просто помогало ей найти ответ, оно буквально говорило самостоятельно, имело голос и отлично знало, есть ли кто-то более красивый, чем его хозяйка. В этой сказке Зеркало становится всеведущим, оно знает всё и способно дать ответ на любой вопрос.

Таким образом, зеркало становится помощником в гадании, то есть средством для получения информации, которой обычный человек владеть не может.

Совершенно иначе мотив зеркала разворачивается в произведении Льюиса Кэролла "Алиса в Зазеркалье". Начинается эта загадочная книга с того, что Алиса рассуждает о мире, который расположен сразу за стеклом зеркала:

"я тебе расскажу всё, что знаю про Зазеркальный дом. Там есть вот эта комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная, Китти, только всё там наоборот!"

Алиса так поражена своими заключениями, что решает поиграть и представить, каково это оказаться в Зазеркалье. Она забирается на камин, зеркало исчезает и девочка спрыгивает в параллельную комнату.

Так просто реализуется вечное представление людей о невидимой границе между реальностью и параллельным миром, которые предстает перед нами в зеркальном отражении. В Зазеркалье Алисы всё наоборот, как она и представляла: нужно бежать очень быстро, чтобы оставаться на месте и подобные чудеса и странности ожидали её в этой необычной стране.

Итак, самые разные авторы используют в своих произведениях зеркала, каждое зеркало уникально и выполняет свою важную функцию. В мифе о Нарциссе отражение юноши становится живым его воплощением, его двойником, в сказке "Снежная королева" зеркало отражает самые ужасные свойства людей, многократно их увеличивая, и полностью меняет характер человека, попадая в виде осколков в его организм. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" зеркало обладает голосом и тайным знанием, становится не просто способом гадания, оно передаёт точную информацию своей хозяйке, отвечая на её единственный вопрос. В книге "Алиса в Зазеркалье" через зеркало осуществляется переход из реального мира в параллельный, выдуманный главной героиней. Хотя мы точно знаем, что это её сон, зеркало играет важную роль во всём повествовании, потому что в своем воображении Алиса действительно, физически и эмоционально, перешла сквозь зеркало в другой мир, где всё наоборот.

Таким образом, являясь в жизни людей весьма загадочным и связанным с самыми разными суевериями, зеркало приобретает ещё больше мистических и фантастических свойств в произведениях литературы самых разных авторов, жанров и эпох.


Источник:

http://myfhology.info/magik-things/mirror.html