Урок по литературе на тему«В.А. Жуковский. «Вечер», «Цветок», «Весеннее чувство», «Лесной царь». Идейно-художественное своеобразие стихотворений В.А. Жуковского как произведений русского романтизма: тематика, психологизм, лирический герой, стиль. Балладн

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




«Қостанай қаласы әкімдігі білім бөлімінің № 3 мектеп-гимназиясы» ММ

ГУ «Школа-гимназия №3 отдела образования акимата города Костаная»









Урок

Тема: «В.А. Жуковский. «Вечер», «Цветок», «Весеннее чувство», «Лесной царь». Идейно-художественное своеобразие стихотворений В.А. Жуковского как произведений русского романтизма: тематика, психологизм, лирический герой, стиль. Балладный мир поэта».



Учитель: Битюцкая Л.Д.









[link] , портрет В.А. Жуковского, тексты

произведений, эпиграф:

Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа,

дышащая таинственной жизнью души и сердца.

В. Г. Белинский

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

- Когда и где возник романтизм как литературное направление?

- Какие школы романтизма существовали в Европе?

- Чем отличается романтизм от классицизма?

- Назовите основные признаки романтизма как нового направления в литературе.

- Назовите зарубежных писателей-романтиков.

- Когда зародился романтизм в России?

- Назовите представителей романтизма в России. 

- Какой лиро-эпический жанр стал основным для эпохи романтизма?

- Кто стал основоположником русского романтизма?

III. Знакомство с новой темой.

  1. Слово учителя.

У истоков русского романтизма стояли две замечательно яркие фигуры В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков. Белинский назвал Жуковского "литературным Колумбом Руси”, открывшим "Америку романтизма” в русской литературе.

Сегодня мы с вами познакомимся с личностью русского поэта В. А. Жуковского, который занимался прежде всего переводческой деятельностью. Используя баллады зарубежных поэтов, он переводил их на русский язык. Но сам Василий Андреевич считал это не переводом, а соревнованием, так как переведенные произведения наполнялись русским колоритом, в них выражалась самобытность самого поэта. В. Белинский писал: «Без Жуковского не имели бы Пушкина»

  1. Рассказ о жизни и творчестве В.А. Жуковского.

Родился Жуковский в селе Мишенское Белевского уезда Тульской губернии 29 января (9 февраля) 1783 года. Отец – Афанасий Иванович Бунин, дворянин по происхождению, помещик Тульской губернии, владелец села Мишенское. Был женат на Марии Григорьевне Буниной, урожденной Безобразовой. Имел 11 детей.

      Мать – турчанка Сальха, взятая в плен русскими при штурме Бендер в августе 1770 года. Бунину ее подарил майор К. Муфель, обрусевший немец. При крещении Сальха получила имя Елизаветы Дементьевны Турчениновой. Родившийся у нее сын по желанию А. И. Бунина был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским, обедневшим киевским помещиком, жившим «на хлебах» у Бунина. Мальчик получил отчество Андреевич и фамилию Жуковский, а вместе с тем и дворянское звание.

     С 1790 по 1794 годы учился в пансионе Роде и Главном народном училище Тулы. Из училища за «неспособность» был исключен и продолжил обучение в тульском доме В. А. Юшковой (сводной сестры и крестной матери будущего поэта). Здесь он впервые приобщился к литературному творчеству. Для домашнего театра были написаны одиннадцатилетним Жуковским его первые ученические пьесы.

Первым опубликованным произведением Жуковского было лирическое стихотворение «Майское утро». С 1797 по 1800 годы учился в Московском университетском благородном пансионе. Получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших в разные годы пансион.

     Началом своей самостоятельной литературной деятельности поэт считает стихотворение «Сельское кладбище» (1802 г.) – вольный перевод «Элегии» английского поэта Т. Грея.

     Русскому читателю Жуковский станет известен как поэт, переводчик, критик и издатель, руководитель литературного общества «Арзамас». Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Так уже в 1815 году после посещения в Лицее, в Царском селе Пушкина в письме к Вяземскому Жуковский скажет: «Это надежда нашей словесности. Нам надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». Известен и другой факт. 26 марта 1820 года на квартире у Жуковского Пушкин прочитал последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила». По окончании чтения Жуковский достал свой портрет и с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя…» вручил его А. Пушкину.

В начале войны 1812 г. Жуковский вступил в ополчение. В день Бородинской битвы он находился недалеко от места сражения. Этому событию он посвятил патриотический гимн "Певец во стане русских воинов”, который принес поэту настоящую славу, за которой вскоре последовал перелом в его жизни: ему предложили занять место при дворе.

Жуковский был официально признан, а стихами его, ясными, мелодичными, задушевными, зачитывалась молодежь. Добрый и отзывчивый поэт использовал свою близость ко двору для помощи своим друзьям-литераторам: помогал Пушкину, улаживая его конфликты, хлопотал за декабриста Н. Тургенева.

В то время как служебная и творческая биография Жуковского складывалась пока что благополучно, в личной жизни он был несчастен. Любовь к племяннице не завершится браком из-за близкого родства. Он стал другом Маши, посвятил ей много лирических строк, некоторые из них, положенные на музыку, стали популярными романсами ("Минувших дней очарованье” и др.).

Придворная атмосфера постепенно разочаровала Жуковского. Гибель Пушкина потрясла поэта. Возмущенный действиями властей, испытывая сильное горе и глубокую скробь, Жуковский выходит в отставку и уезжает за границу. Там уже в пожилом возрасте он женится на своей юной поклоннице — дочери художника Рейтерна, и обретает семейное тепло и покой. Но, живя за границей, поэт тосковал по родине, в письмах и стихах вспоминал "родного неба милый свет”. Жуковский умер в Германии в 1852 г. и был погребен в Петербурге в Александро-Невской лавре.

Жуковский вошел в историю русской литературы как духовный наставник и непосредственный предшественник Пушкина, как основоположник новой романтической поэзии. Жуковский* романтик наиболее полно выразил себя в элегиях и романтических балладах. Сегодня на уроке мы познакомимся с балладой и элегиями В. А. Жуковского. - Итак, что же такое баллада? Что такое элегия?

  1. Знакомство с жанрами баллада и элегия.

БАЛЛАДА - один из видов лиро -эпической поэзии, стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай. Для баллады характерен небольшой объем, сюжетность, напевность, музыкальность. В балладе часто присутствует элемент загадочного, необъяснимого.

ЭЛЕГИЯ — лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенные темы элегии: созерцание природы, философские раздумья о жизни, сожаление о прошедшей или неразделенной любви.

Баллады – один из любимых жанров Жуковского. Сюжеты их он заимствует преимущественно у немецких романтиков Гете, Шиллера, Уланда. Так баллада «Лесной царь» - перевод произведения Гете.  Но спустя почти сто лет Марина Цветаева так написала о переводе Жуковским баллады Гете «Лесной царь»: «Вещи разновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, - нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».

  1. Выразительное чтение баллады «Лесной царь». 5. Анализ баллады «Лесной царь».

 - Какому типу относится баллада?

  («Страшная», так как присутствует фантастический герой – Лесной царь).

- Назовите персонажей этой баллады.

   (Ездок, его сын, Лесной царь).

 - Когда, в какое время суток происходит действие в балладе?

    (Вечером – об этом говорят слова «под хладною мглой»).

  - Как связано это с поверьями о таинственных хозяевах леса?

   (Сумерки, ночь – время нечистой силы, когда она творит свои недобрые дела, и лучше человеку не попадаться ей на пути).

 - Как построена баллада?

   (Первая и последняя строфы – рассказ о происходящих событиях, причем в первой есть элемент пейзажного зачина: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?» Остальные строфы – явный диалог отца с сыном, из которого мы узнаем, что произошло. 3,5,7 строфы – монолог Лесного царя).

- Как вы думаете, зачем здесь нужен монолог Лесного царя?

  (Чтобы читатель понял, что это не просто ночные страхи ребенка, а ему действительно грозит смертельная опасность).

 - Сколько раз мальчик сообщает отцу о Лесном царе?

  (Три раза – это является элементом фольклора, так как число 3 в фольклорных произведениях – магическое число).

- Где в балладе мы еще встречаемся с числом 3?

   (Три раза встречается монолог Лесного царя).

 - Охарактеризуйте Лесного царя. Почему он преследует всадника?

   (Лесной царь злой, кровожадный, коварный. Он преследует всадника из-за того, что тот оказался ночью в его владениях, и он «пленился» красотой ребенка: «Дитя, я пленился твоей красотой; Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

- Почему отец не мог спасти сына?

   (Он не верил своему сыну, наверное, думая, что это обычные детские страхи, хотя и тревожился за него).

- В какой последовательности действует Лесной царь?

   (Сначала он только показывается мальчику, потом он уговаривает, завораживает его: «Он золото, перлы и радость сулит…»; затем он угрожает: «Неволей иль волей, а будешь ты мой»).

- Сравните главного героя баллады с образом лешего из русских народных поверий.

  (Внешне они в общем похожи ( с густой бородой). Леший из народных поверий с людьми шутит, играет, но не убивает, а Лесной царь в балладе способен на убийство, он более кровожаден и беспощаден).

 - Какими художественными средствами создается в этой балладе ощущение страха?

  •   Использование магии – связи между реальным и ирреальным мирами

  • Использование повторов – возрастающий страх в словах мальчика.

  • Обращение сына к отцу: «Родимый».

  • Выразительность текста.

  • К концу баллады убыстряется темп.

  • Пейзаж, усиливающий напряжение, дан в эмоциональном восприятии ребенка


6. Выразительное чтение элегии «Вечер».

7. Анализ элегии « Вечер».

Шедевр ранней лирики Жуковского элегия "Вечер" (1806). Элегия «Вечер» частично положена на музыку П. И. Чайковского в его опере «Пиковая дама».

- Назовите тему элегии.

- О чём размышляет поэт?

(Размышления (медитации) здесь сосредоточены вокруг личной темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа.)

- Как показана природа в элегии?

(Природа в элегии "Вечер” изображается в движении, смена явлений от раннего вечера к поздним сумеркам соответствует смене в настроении поэта.)

-Какое настроение в элегии?

- О чём грустит поэт? Найдите в тексте.

рустит о прошлом: о минувшей юности, друзьях, которых разбросало по свету)

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои? 
    Ужели никогда не зреть соединенья?
 
    Ужель иссякнули всех радостей струи?
 
    О вы, погибши наслажденья!
 
- Какие языковые средства использует поэт?

( олицетворения, эпитеты)

- Найдите олицетворение в тексте.

( олицетворение: рощи спят, лик луны встает; грустно склонившаяся ива, луны ущербный лик, сумрак лесов)

-Назовите эпитеты.

сладко струй плесканье, небес задумчивых светило)

-Какое настроение вызывает у вас элегия?

8. Выразительное чтение элегии «Весеннее чувство».

9. Анализ элегии «Весеннее чувство».

- Какое настроение возникло у вас после прочтения элегии «Весеннее чувство»?

- Назовите тему элегии.

- О чём рассказывается в элегии?

(    В стихотворении «Весеннее чувство» лирический герой пытается угадать (при чем угадать сердцем) - что сулят ему «легкий ветерок», облака, «птичка, странник поднебесный». Пробуждается природа - пробуждается и душа героя: 
    Легкий, легкий ветерок,
 
    Что так сладко, тихо веешь?
 
    Что играешь, что светлеешь,
 
    Очарованный поток?
 
    Чем опять душа полна?
 
    Что опять в ней пробудилось?
 
    Что с тобой к ней возвратилось,
 
    Перелетная весна?
 
    Вместе с весной к лирическому герою, как он сознается, что-то «возвращается». Что же? Наверное, надежды на то, о чем всегда мечтает человек: на радость, любовь, счастье.)

10. Выразительное чтение элегии «Цветок» 1811

9. Анализ элегии ««Цветок»».

Элегия «Цветок» положена на музыку. Это романс.

-Назовите тему элегии.

- О чём это стихотворение?

( размышление о жизни)

- С чем поэт сравнивает жизнь человека?

- Как построено стихотворение?

(Состоит из 4 четверостиший)

- Какие языковые средства использует поэт?

(эпитеты, олицетворение)

- О чём заставило вас задуматься это стихотворение?

IV. Итог урока.

1. Вывод.

В.А.Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской национальной художественной литературе, как поэт, и в этом указавший дорогу другим, еще более значительным нашим писателям.

Отличительные признаки баллад Жуковского — атмосфера опоэтизирования, лиризм, понимание душевных коллизий как сложного контекста переживаний, соотнесенных с тайной жизнью мира, что сближает их с его лирикой, усиливая романтическую направленность творчества в целом.

Наследие Жуковского не растворилось в широком потоке поэзии XIX в. Более того, именно Жуковский открыл путь новой русской поэзии, оказал благотворное влияние на целое поколение замечательных поэтов, среди которых Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие. В. Г. Белинский писал: "Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят".

2.Комментирование оценок. Сегодня вы хорошо потрудились. Всем спасибо за урок.

V. Домашнее задание: стр.143-151 выучить наизусть элегию « Весеннее чувство»








































ЦВЕТОК Романс

Минутная краса полей,

Цветок увядший, одинокой,

Лишён ты прелести своей

Рукою осени жестокой.

Увы! нам тот же дан удел,

И тот же рок нас угнетает:

С тебя листочек облетел -

От нас веселье отлетает.

Отъемлет каждый день у нас

Или мечту, иль наслажденье.

И каждый разрушает час

Драгое сердцу заблужденье.

Смотри... очарованья нет;

Звезда надежды угасает...

Увы! кто скажет: жизнь иль цвет

Быстрее в мире исчезает?

1811

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.


"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"

"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой".

"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне;

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит".

"О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей".

"О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой".

"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок подгоняет, ездок доскакал...

В руках его мертвый младенец лежал.

1818