Контрольная работа по творчеству И.А.Гончарова
Вариант 1
Д.И.Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» могут быть рассказаны в трёх строчках.
- Кратко передайте сюжет романа.
-Какие главные события лежат в основе каждой из четырёх частей романа?
- Некоторые критики считали, что в романе два сюжета: Обломов -= Ольга, Штольц – Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?
Вспомните начало романа «Обломов».
- В чём необычность этого начала?
- Почему героем писатель сделал не старца, не больного, не переутомлённого трудами человека, а мужчину цветущего возраста – лет тридцати двух-трёх от роду?
- Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?
Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.
- Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями (гостями) в главах II – IV первой части романа?
- Чем Обломов выше своих гостей?
- Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?
Критик Ю.Елагин писал в 1892 г.: «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера».
- Какие черты Обломова подчёркивает автор в первую очередь?
- О каких «лучших, благороднейших» чертах пишет критик?
Критик В.А.Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, который влюблён в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить».
- Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»?
- Каково отношение Захара к своему барину?
- Правда ли, что автор делит героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»?
- Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?
Покажите условность картин главы IX первой части романа: черты идиллии ушедшего «золотого века», чуждые современной жизни; четкие картины, лишённые неопределённости и фантастических связей реального сна, и т.д.
Контрольная работа по творчеству И.А.Гончарова
Вариант 2
Автор, рисуя детство Обломова, лирически любуется жизнью героя, а в то же время резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.
- Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по отношению к Обломовке?
Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы 5-6 первой части).
- Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?
- Почему Обломов порвал со службой и с обществом?
- О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, гуманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у Обломова с жизнью?
Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (оформите в виде таблицы). Покажите, что иногда Обломов не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте одну-две сцены, в которых автор живописует любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.
Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (глава 8 первой части), другое - к Ольге (глава 10 второй части).
- Почему во втором письме – свободная речь, образность, мысль, чувство?
- Как оценили письмо Ольга ( в этой же главе) и Штольц ( глава 4 четвертой части)? Можно ли согласиться с их оценками?
«У Штольца идея собственного благополучия неотделима от мысли о труде. Желание отвоевать достойное место в жизни, пользоваться уважением, получить доступ в высший социальный слой - достаточный импульс, чтобы пробудить его к действию. Вместе с тем существование без труда и борьбы кажется ему неинтересным» ( Ю.М. Лотман).
- Действительно ли «существование без труда и борьбы» кажется Штольцу неинтересным?
- Какие побудительные мотивы героя к действию остались не перечислены критикой?
Проанализируйте два-три эпизода, в которых сказались страх Обломова перед жизнью, неумение и нежелание трудиться, надежды на «авось», «может быть», атрофия воли, инертность, барская спесь и т.д.
- Как сочетаются в Обломове вспышки страсти с пассивностью и даже эгоизм?
- Каков его идеал любви, семейной жизни, человеческой жизни вообще?
- Сказалось ли на Ольге общение с Обломовым? Как?