Пример использования цветового эйдос-конспекта

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




1. Слово учителя.

Образ дома в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…»

Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом. Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.

 - С чего начинается строительство?

(на доске магнитами крепятся части дома)

Схематично на доске.

Фундамент – основание, основа, то, на чём стоит дом.

Стены – оболочка, защита от внешнего мира и создание внутри собственного мира.

Крыша (крыша, покрывать, кров). 

Окно – глаза дома.

      Давайте подумаем над значением слова «дом». В древнерусском языке каждая буква имела название (слайд №1):

                             Д                       О                    М

                            добро              он                 мыслете

 - Какой смысловой ряд мы с вами выстроили?

(Добрые мысли о нём, он мыслит добро)

 - Так чем же наполнен дом?

(Добрыми мыслями)

Перед каждым из вас на парте – дом. Рядом с фундаментом напишите слова-ассоциации к слову дом.

(ответы)


В родном доме царит атмосфера любви, покоя. Родной…

 - Каков корень этого слова? Подберите однокоренные слова.

(Род, родня, родичи, родители). Человек не может жить вне рода, вне семьи. Наши предки – это наши корни, без которых невозможна жизнь.

      Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке. Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе, сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина (слайд №2) «Я покинул родимый дом».

Чтение стихотворения учителем.

ПДЗ На доске две картины, отражающие первое впечатление от стихотворения. Какая ИЗ НИХ ближе вам и почему?

Что объединяет эти работы? (ответы).

Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок. Сегодня в интерпретации стихотворения мы будем использовать цветообраз, ведь нам известно, кК много красот жизни таит поэтическое слово.

2. Анализ стихотворения. Работа над цветообразом. По ходу работы заполняется таблица.

Слайд 3 (1 строфа)

Перечитайте первые две строки стихотворения:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь

Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый?

(«Родной» – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости).

 - Обратите внимание: слова «дом» и «Русь» - рядом. Почему? (Вся Русь – это дом.)

 - Почему Русь голубая?

(Голубой — это цвет небес, возвышенности, святости. Это значит, что Русь для него — нечто святое. Духовное восприятие. Синий и голубой – любимые цвета поэта, он часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то».


В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.


- Как вы понимаете слово березняк (березовая роща)?

Давайте представим березы, которые отражаются на водной глади, что вам напоминают они? (будто свечки в храме, поэтому они теплят грусть, тЕплить-жечь свечу. Это значит, что березовая роща словно поддерживает огонек материнской грусти по сыну, будто лампадка в церкви).

Если мы с вами пристальнее посмотрим на эту картину, то увидим и главный символ христианства – крест (на доске схематично). Символ спасения, источник внутренней силы.

Сергий Рыбаков пишет: «…одним из тех, кто раскрыл устремленность русской души к небесному, горнему миру, был народный поэт Сергей Есенин».


- С чем у вас ассоциируются три звезды, если опираться на уже сделанные выводы? (Святая Троица, для Есенина Русь святая). Возможно, на эти три звезды смотрит мать, а где-то на них е смотрит сын, они связывают их.

- Грусть старой матери. О какой матери идет речь?

(Татьяне Федоровне, матери всего человечества, о Богоматери – она жертвует сыном ради спасения мира, и мать отпускает сына в жизнь.

Извечную материнскую тоску по сыну разделяет природа, она же служит и утешением и связующей нитью, которая не прерывается между сыном и матерью).

Слайд №4 (Богородица)

В этом предложении нарушен прямой порядок слов: березняк теплит грусть старой матери. Как вы считаете, почему автор последним словом в предложении оставляет грусть? (автор акцентирует внимание на этом слове).

Эта грусть тихая, светлая. Настроение?

Заполним графы таблицы. Цвета?

Слайд 5 (настроение, цвет)

Слайд 6 (2 строфа)

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Мы видим также сравнение. Отражение луны в воде сравнивается с лягушкой.

Словарь символов. Лягушка – лунное животное, связана с водным миром.

- Подберите синонимы к глаголу распласталась? (лечь, растянуться, разлечься, луне уютно в водах пруда). Луна распласталась. Какой прием использует автор? Олицетворение. Почему?

Почему вода называется тихой? (Нет ветра.) Какое настроение создает эпитет «тихой»? (спокойное, умиротворяющее). Вспомним, что в русском языке существует и устойчивое выражение «тихая грусть» - спокойная, отсутствие тревоги.
Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Такое необычное сравнение (словно яблонный??? Какой? (бледно-розовый цвет). Что этот цвет помогает нам представить? Помогает нам представить и весну, и отца, ждущего сына в деревне, т. е. поэт через природу создает образ уже обоих родителей.

- Почему седина пролилась? (Внезапно, быстро, как вода, отец быстро постарел, скучая по сыну).

Цвета?

Слайд 7 (настроение, цвета)

Слайд 8 (3 строфа)

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.


Каким настроением проникнута третья строфа? Какой прием во второй строке? Олицетворение.

(Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.»)

Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. В фольклоре зима – это всегда умирание для возрождения, разлука для поиска себя, для поиска места в мире.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге,


Клен на одной ноге. Какой сказочный персонаж вспоминается? (Стойкий оловянный солдатик). Солдат, страж.

Каким настроением проникнут образ клёна? Затаённая грусть одиночества. Какой прием?

(С.Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками). Почему используется?

Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. (Оттого клен на него похож головою.)

Слайд 9 с портретом. Перед вами портрет С.А. Есенина. «В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна», - так писала поэтесса Мартьянова.

- Кто может видеть кудрявую голову юноши даже в листве клена?

(Наверное, мать, которая много лет назад часто гладила кудри сына.)

- О чем свидетельствует повтор эпитета «голубая» Русь?

Сделаем вывод, какие цвета организуют эту строфу?

Слайд 10 (4 строфа)

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

- Что такое «дождь листьев»? (листопад). Возникает образ осыпающейся листвы. Когда листва опадает? Осенью. Даже фамилия у поэта «осенняя» – древнерусская «осень» = старославянскому «есень» Есенин – осенний.

 - Почему именно осень? С какими чувствами вы ее связываете? Это расставание, разлука, грусть. 

- А кто целует листья? Тот, кто ждёт лирического героя вопреки непогоде и радуется. Вновь возникает образ родителей, но не четкий, а словно бы растворенный в природе.

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.   

Именно это дерево и становится своеобразной связующей нитью, которая не позволяет разорваться связи поэта и его родной земли, связи с родителями. Какой образ завершает стихотворение? Клен - страж и … сын

-Зачем же клен бережет и охраняет Русь? Для чего?

(Русь-это дом, родители, значит, он охраняет их, бережет. Эти строки говорят и о том, что поэта ждут на родине, что он нужен там.)

Цвета?


Какие цвета чаще всего встретились в стихотворении? (голубой и золотой)

Слайд 11 (иконы)

4. Голубой и золотой цвета – иконописные цвета.

Синий, небесный цвет традиционно ассоциируется в художественном сознании с Богородицей. Это божественный цвет. Цветовая гамма есенинских стихов созвучна краскам иконописи.

На слайде иконы Богоматери Неувядаемый цвет, Икона Божией Матери Взыграние Младенца и др.

Голубой символизирует небо, настраивает на смирение, благочестие. Золотой используется в христианской живописи как выражение божественного откровения.

5. Составление эйдос-конспекта.

В центре есенинского мироздания, таким образом, не просто дом, изба, а святое место, соединяющее небо и землю, человека и природу.

Дом для поэта — это не только жилище, это символ Родины, семейного очага, родной природы, которая для Есенина - живое существо, она чувствует и мыслит, страдает и радуется, как человек. Она - сама человеческая душа, а лирический герой ощущает себя кленом. Дом для поэта - источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, запахов, цветов.


Рефлексия. Обратитесь к своим конспектам, добавьте те новые слова-ассоциации, которые у вас появились во время размышлений над стихотворением. Напишите их на крыше ваших домов (ответы: храм, вера, небо и др.)

Раскрасьте дом, используя цвета в стихотворении. Голубой, зеленый, желтый.

С чем связан голубой цвет? Небо – это крыша нашего дома. Золотой, желтый – солнце – это свет – это окно в нашем доме. Зеленый – растения, деревья. Можно ли в этом случае говорить, что наш дом – это целый мир?

Слайд 13.

Что вы видите, глядя на свои работы? (поэт утверждает связь дома и природы, природы и человека, каждый входит в этот храм со своей молитвой).

«Все мы яблони и вишни одного голубого сада»??