Тема урока: Потрясённый, выбитый из колеи герой романа.
2ч. Цели урока:
раскрыть образ главного героя через его конфликт с окружающим миром;
разобраться в причинах, приведших его к преступлению;
Стараться воспитать чуткого, внимательного, думающего читателя.
Оборудование: иллюстрации к роману, тексты.
Ход урока.
I Оргмомент
II Осн. содержание урока.
Проверка домашнего задания.
Заполнение таблицы.
Он студент, петербуржец, нуждающийся в средствах, любящий сын и брат, убийца. Он по сравнению с предшествующими – идеологический герой. Он рождён от идеи. Таков творческий процесс Достоевского: сначала идея – потом плоть образца.
Полицейские приметы, а не портрет, что соответствует элементам детективности. (Ср. с полиц. приметами Дубровского)
«Раскол» не только с социумом, с «социалистами», но и в душе.
Автор. характеристика дана устами Разумихина (ч.3 гл.2) Для него характеры поочерёдно сменяются . Для Д. это антиномия (противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путём).
«Второй разряд» привлекателен вседозволенностью, а значит, освобождением от совести, от нрав. Закона. Теория не раскрывает характера, но свидетельствует о направлении мысли.
Исповедь Мармеладова; письмо матери и предполагаемая судьба Дуни; услышанный разговор студента и офицера в трактире (арифметическая теория в идее преступления); разговор мещанина с Лизаветой: старуха в 7 часов будет одна.
Чтение фрагментов со словом «вдруг (их восемь). Комментарий.
Он ищет в себе, в окружающим мире знак, который даст ему понять, стал он «Наполеоном» или нет; испытывает чувство отчуждения от всех, прежде всего от матери и сестры; мучается мыслью, подозревают его или нет; одновременно боится (крах наполеонизма) и желает (непереносимость неопределённости) быть обвинённым: как жить – а может быть, можно жить? – переступив нравственный, юридический и Божеский законы?
В снах Р. Живёт другой, параллельной жизнью. Они несут истину вопреки теории. Сны – символы-знаки. Первый подозрительно раскрывает ужас души перед пролитием крови и символизирует бесполезность такой борьбы с жестокостью мира.
Третий : жертва смеётся над палачом, т.к. он убил не её, а себя Убил, но «мысль не разрешит, цели не достиг». Символизирует необходимость всенародного признания.
Сон в эпилоге. Что будет если каждый даст себе право быть правым.
(репродукции с полонян И.Босха).
Работа над текстом, осмысление роли указанных персонажей в вольном и невольном опровержении теории Р. и его права решать вопросы жизни и смерти.
( 1,2,3,4,6 – рассматривает на этом урок, ост. – на последующих).
2. Расскажите о своих ощущениях после первого знакомства с Раскольниковым.
а) манера держаться, говорить, слушать;
б) что же привело к преступлению?
– окружение Раскольникова.
в) отношение окружающих к нему.( они его не любят. За что его не любят?
– отношение Р. к Настасье.
(Она его бескорыстно подкармливает, а её не поблагодарил).
– что за этим кроется; невоспитанность, болезненная рассеянность или что-то другое?
– Расскажите о быте Раскольникова. Как должен чувствовать себя человек, живущий в комнатушке, похожей на шкаф?
Вывод: перед нами задыхающийся человек, одержимым болезненным желанием вдохнуть полной грудью и не имеющий возможности этого сделать. Долго ли можно продержаться в таком состоянии? Но ведь живут же другие, притерпевшись, привыкнув, смирившись. Вот один из них: Мармеладов
– Мармеладов исповедуется Раскольникову.
Почему именно Раскольникову? Он говорит не только о своей трагедии, но и о тех открытиях, которые вынес из жизни и которая хочет оставить людям, мучительно желая быть услышанным.
– Каковы же уроки Мармеладова?
(М. понял, что самое страшное в жизни – это нищета, неизбежно ведущая к одиночеству. Но каждый человек, даже безвозвратно падший, нуждается в сочувствии, в сострадании).
– Важнейшим свойством человека является его умение слушать. Как слушает Раскольников?
(Автор подчеркивает, что сначала «Раскольников слушал внимательно», а затем «напряженно, но с ощущением болезненным. Он досадовал, что зашел сюда»).
– О чем размышляет бывший студент после этой встречи?
(«Ай да Соня!
Какой колодезь, однако же, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли . Ко всему-то подлец человек привыкает»)
– В следующем абзаце слово подлец выделено курсивом, с какой целью? Почему писатель заставляет нас всмотреться в это слово?
(С точки зрения Раскольникова, подлец тот, кто перекладывает проблемы на других, тот, кто оказался слабым в схватке с жизнью и сломался, как Мармеладов. Он, Раскольников, никогда не станет таким. Исповедь М. заставила окрепнуть какие-то решение Раскольникова. Он думает не столько о Мармеладове, сколько о себе).
– Так за что же не любят Раскольникова?
(За надменную гордость, скрытность, высокомерие, презрение к людям.)
– Что же порождает высокомерие?
(Сознание своего превосходства над другими)
– В чем источник высокомерия?
( У него есть мечта – мысль, сладкая и жуткая одновременно, зовущая действовать, любить и жить, мечта, об избавлении от которой будет просить Раскольников: «Господи…покажи мне мой путь, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей!»
3. Поговорим о пути к мечте Раскольникова.
Представим наши сведения о мечте в виде цепочки: дело – новый шаг – новое собственное слово – мечта – мысль – убийство. Постижение героя невозможно без знакомства с его мечтой. Путь её познания проходит через весь роман. Говорят х – р человека определяет его судьбу. Раскольников нетерпелив и не скрывает этого. Кажется, нетерпение нарастает с каждым часом, но одновременно растёт и отчаянное сопротивление мечте в душе героя. 6 гл. 1 части открывает процесс зарождения мечты . Он услышал разговор о спасении тысяч жизней.
– пересказ разговора 1 – 6 стр. 168
– найдите фразу, выражающую потрясение Раскольникова услышанным: «За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь трут арифметика».
– Людей, которые мыслили, как Раскольников, было немало, они были опасны , п.ч. для достижения своей цели выбирает преступление).
– Итак, задуманное совершено. Сделан 1-й шаг к осуществлению мечты, но внесло ли это перемены в жизнь Раскольникова, прошло ли ощущение удушья?
(Нет, жизнь стала еще невыносимей. Р. Воспринимает как путь на казнь. Можно сказать, что наказание приходит вслед за преступлением).
– После убийства начинается новый виток жизни героя : Теперь сама жизнь подталкивает его к анализу произошедшего.
– Первый визит Лужина к Раскольникову пересказ ч.2 – 5.
– Мы отмечали, что умение слушать становится средством характеристики героя. Чем же объяснить такую реакцию на разглагольствования Лужина: «Раскольников лежал бледный, с вздрагивающей верхней губой и тяжело дышал». Перед этим он бросил Лужину: « А доведите до последствий, что вы давно проповедовали, и выйдет, что резать можно».
(Выходит, Лужин, по мнению Раскольникова, потенциальный убийца? Есть ли для этого основания? Его теория о целых кафтанах, возлюби прежде всего, одного себя, приобретая единственного себя, я тем самым приобретаю и всем»)
– Но ведь это напоминает мысли самого Р.
Значит, цель Лужина – высокая – улучшить всеобщее благосостояние, а средствам её достижения становится забота о мгновенном благе, ради чего можно пойти на всё. Неужели мерзавец Лужин заботиться о всеобщем счастье? Почему же так больно бывшему студенту. Оставим пока эти вопросы открытыми и проанализируем теорию Раскольникова.
– теория Раскольникова (3-5), пересказ, цитирование статьи с.312.
– Значит, идея разрушения настоящего и есть новое слово Раскольникова?
(Нет, для него важно другое: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди по закону природы, разделяются, вообще, на 2 разряда: на низших ( обыкновенных) и собственно на людей, т.е. имеющих дар или талант сказать в среде своё новое слово)).
– Что же даёт Р. силы?
(Сознание своей принадлежности к высшему разряду. Он и ведёт себя как необыкновенный человек, которого не интересуют те, кто не умеет мыслить самостоятельно, поэтому он и не дослушивает людей до конца, как замечает Разумихин. и к Настасье он относится как к представительнице низшего разряда. Хотя уже после преступления он называет её ласково «Настасьюшка»).
– Но если открытие им уже сделано, то зачем убийство?
(Ему нужно проверить, сможет ли он действовать как необыкновенный человек).
– Раскольников идет на эксперимент, который важен для него. Как он расценивает результат?
(Как неудачу: «Нет те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому всё разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне… Нет на этаких людях, видно, не тело, а бронза!)
– Как же спасение человечества?
(После убийства он и не вспоминает о высоком смысле теории, рассуждения сосредотачиваются на самом себе: «старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… Я не человека убил, а принцип убил». Принцип – то я убил, а переступить – то не переступил, на этой стороне остался».)
– Анализ ОСК «Родион Раскольников».
– Не по такому же принципу живёт и Лужин?
(Р. слушал Лужина, а думал о себе. Лужин невольно помог ему ощутить самообман).
Д/з 1. Роль Сони в романе Достоевского
2. 4-4 выписать реплики о Раскольникове, о Соне.
3. 5-4.
4. эпилог с. 533