Сценарий тематического вечера В гостях у поэтов «серебряного века» в кабачке Бродячая собака

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: «В гостях у поэтов «серебряного века» в кабачке «Бродячая собака» Бориса Пронина.

Сценарий литературного вечера.

Участники: учащиеся 10-11 классов. Ведущие (несколько человек).

Цель мероприятия: завершая уроки о создании нового искусства начала XX века, привлечь учащихся к литературному вечеру, с целью развития их читательского кругозора и расширения культурологических знаний.

Ведущий. Уважаемы дамы и господа! Вечер, указанный в программе, начинается в кабаре «Бродячая собака». Но прежде разрешите сделать небольшой экскурс в историю.

Начало 20 века. Время сложное, противоречивое. Сложное не только для общества в целом, но и для творческой интеллигенции.

На литературном олимпе существовало множество литературных группировок, течений, школ, сотрудничавших, соперничавших и враждовавших между собой. Но всех объединяло главное: осознание своей эпохи как совершенно особой.

Впоследствии это время получило название «серебряный век» по аналогии с «золотым веком» Пушкина.

Ведущий. Поэты серебряного века, наследуя традиции своих великих предшественников, вносили то новое, что диктовало время – новую концепцию мира и человека в этом мире.

Ведущий. Поэты были очень разные, каждый из них жил своей сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами. Общая картина литературной жизни эпохи поражает своей насыщенностью, интенсивностью, многообразием. Такого обилия одаренных, ярких, самобытных, поэтических имен еще не знала не только русская, но и мировая культура.

Ведущий. Достаточно назвать некоторые из них: А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, Ф.Сологуб, О.Мандельштам, К.Бальмонт, Н.Гумилев, И.Северянин, М.Волошин, В.Ходасевич, М.Цветаева, В.Хлебников, А.Ахматова, С.Есенин и другие. Этот список можно продолжить.

Ведущий. Судьба многих сложилась трагически. По словам Марины Цветаевой, «расселили…-растеряли. По трущобам земных широт расселили…, как сирот».

А тогда, в 10-ых годах, многие из них начинали только творить, писать. Объединялись в кружки.

Ведущий. Самым крупным литературным течением стал символизм, возникший еще в конце 19 века. Основал его Д.Мережковский, а идейным вдохновителем становится В.Брюсов, мэтр отечественной поэзии.

Ведущий. В 10-ых годах возник акмеизм, «для акмеистов сознательный смысл слова… такая же прекрасная форма, как музыка для символистов». Николай Гумилев восстал против символической мистики, туманности, расплывчатости.

Ведущий. В эти же годы громко заявляет о себе еще одно новое течение модернистской поэзии начала 20 века - футуризм. Оно образовалось из совсем не схожих между собой и не согласных друг с другом группировок и поэтов. Это дало в свое время М.Горькому сказать, что «…русского футуризма нет. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В.Каменский».



Ведущий. Сегодня нам представилась возможность воочию увидеть кое-кого из поэтов, чьи имена стали символом эпох «серебряного века». Встреча произойдет в литературном кабачке «Бродячая собака» Бориса Пронина.

-Перед вами Борис Константинович Пронин. Человек энергичный, талантливый. Своим появлением «Бродячая собака» обязана ему.

-Пронин, а почему «бродячая» и … «собака»? Объясните.

Б.П. «Собаку» всецело придумал я…, у меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок для артистов, художников и литераторов, которые могли бы здесь приткнуться, дешево прокормиться, и быть у себя, бродячие, бесприютные.

Весь конец 1911 года я бегал по Петербургу, искал и в конце концов набрел на идеальное помещение. Вот оно. Это единственный островок в ночном Петербурге , где литературная молодежь, не имеющая за душой ни гроша, чувствовала себя как дома.

Ведущий. Борис Константинович, а почему название кабаре, на первый взгляд, такое неприличное?

Б.П. «Бродячая собака»? Вам не нравится? Но это название как нельзя точно символизирует бесприютность и неприкаянность нашего поколения. Вот и все.

Ведущий. Да, господа, мы сейчас в кабаре «Бродячая собака». За свой очень недолгий век - она просуществовала всего четыре года – этот поэтический кабачок стал легендой Петербурга.

Ведущий. Оформление кабачка было простое, скромное. Всегда звучала музыка. Устраивались литературные вечера: поэты читали свои новые стихи. Можно было пить вино, закусывать.

Ведущий. Борис Константинович, какова программа сегодняшнего вечера?

Афиша. Кабачок «Бродячая собака» приглашает всех в гости к поэтам «Серебряного века». Поэты: А.Блок, Н.Гумилев, А.Ахматова М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Маяковский и другие. Артисты кабаре: Н.Н.Волохова и другие.

Б.П. /элегантный, во фраке и белой рубашке, подходит к афише – программе вечера/. Читает афишу.

Б.П. Вот наши первые гости, друзья. За этим столом сидят у нас символисты. Дадим слово символистам?

Стол символистов.

Ведущий. Символизм, по словам Валерия Брюсова, «поэзия намеков. Ценным и реальным становилось то, что мимолетно, недосказано, загадочно. Символисты стремились к мировой гармонии через коасоту, которая спасет мир.

Б.П. У нас в гостях поэт- символист Александр Блок.

Ведущий. «Он был заботой женщин нежной От грубой жизни огражден…». Так и стояли вокруг него теплой стеной прабабушка, бабушка, мама, няня, тетя Катя – не слишком ли много обожающих женщин?

Путь из «теплицы» к людям был трудным и сложным.

Ведущий. Но Блока тянуло к настоящей жизни, без прикрас. Он обладал особым талантом. Он «слышал» движение истории, , «слышал» музыку жизни. Не случайно Ахматова назвала его «трагическим тенором эпохи».

Ведущий. Блок вошел в литературу как поэт-символист, и это, конечно, наложило отпечаток на его творчество. Он стремился проникнуть за внешнюю оболочку мира и постигнуть его незримую тайну.

Ведущий. Корней Чуковский: «В ту пору далекой юности поэзия юности действовала на нас, как луна на лунатика…, его поэзия опьяняла больше, чем вино».

Б.П. Александр Блок, господа! Приветствуем!

А.Блок. Я хочу представить, господа, свое новое стихотворение «Сумерки». /читает/.

Б.П. Господа, что вы скажете о стихотворении поэта? Это совершенно новое произведение.

Обмен впечатлениями (реплики).

- Господа, как символист, поэт превзошел самого себя!

- «В сердце –надежды нездешние…» - красиво!

- «Сумерки вешние», «клики на том берегу» - как здорово!

- Господа, здесь важны не сумерки, не река, не лодка, не звуки песни сами по себе, а то, что за ними скрыто.

Б.П. Извините, друзья мои, но пусть скажет кто-нибудь один.

- Хорошо, скажу я (выходит на сцену).

Друзья, не забывайте, что мы говорим о стихах поэта-символиста. Он один на берегу. Наступают сумерки. Прохладно. Издалека долетают звуки песни. Видна ныряющая в волнах лодка, поэт бежит навстречу ей. Но увидеть всю эту картину еще не значит – понять стихотворение. Важно то, что за ними скрыто. Какая-то тайна бытия совершается. Поэт устремляется тому таинственному и прекрасному, что должно вот-вот явиться в мир. Все эти образы – одинокий плач, отблески, сумерки вешние, клики на том берегу -приобретают символическое значение. Это мечта о чем-то высоком, стремление к прекрасному, высокому, недосягаемому.

Голос из будущего. У каждого поэта свой путь в этой жизни. Блок умер 7 августа 1921 года в Петрограде. Писатель Константин Федин вспоминает: «Блок умер молодым – но странно ощутилось, что с Блоком отошла прежняя, старая эпоха».

Б.П. А сейчас, друзья, слово дадим акмеистам.

Стол акмеистов (один из символистов):

Акмеизм – это литературное течение, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Основатель течения, Николай Гумилев, восстал против символистской мистики. Девиз акмеистов: «Ясность, простота, утверждение реальной жизни».

Б.П. Итак, господа, у нас в гостях «Цех поэтов». Супруги Николай Гумилев и Анна Ахматова. Приветствуем, господа, поэтов – акмеистов.

Ведущий. Поэзия «серебряного века» немыслима без имени Николая Гумилева. Создатель литературного течения акмеистов завоевал интерес читателей не только талантом, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям, ставших неотъемлемой частью его жизни и творчества.

Ведущий. Внешность поэта, по воспоминаниям современников, оригинальна. «Все в нем особенное и особенно некрасивое. Продолговатая, словно вытянутая вверх, голова с непомерно высоким плоским лбом. Волосы, стриженные под машинку, неопределенного цвета, жидкие брови. Под тяжелыми веками совершенно плоские глаза. Пепельно-серый цвет лица. Узкие бледные губы. Сидит чересчур прямо, высоко подняв голову. Узкие руки с длинными пальцами, похожими на бамбуковые палочки, скрещены на столе. Одна нога заброшена на другую. Он сохраняет полную неподвижность. Только бледные губы шевелятся на его лице. Косые плоские глаза светятся особенным светом. О нем, конечно, сказала Ахматова: «Из загадочных темных ликов На меня поглядели очи».

Ведущий. Современники описывают «белобрысого, самоуверенного юношу с косящим взглядом и шепелявой речью». Но такое ироническое отношение вскоре изменилось уважением и всеобщим признанием.

…От природы робкий, физически слабый, он при казал себе стать сильным и решительным. Пришлось ломать свой характер, отказывать себе в житейских радостях, отправляться в длинные рискованные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары, горам Абиссинии, охотиться на львов и носорогов, пойти добровольцем на фронт, где за храбрость он был удостоен двух Георгиевских крестов.

Ведущий. Необычной, экзотичной была и поэзия Гумилева. Стихи поэта привлекали чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованностью мысли, а личность – мужеством и силой духа. Он смело ломал привычные нормы жизни, показал загадочные, нецивилизованные земли, неординарных, мужественных людей: королей и пиратов, разбойников и воинов.

Б.П. Николай Степанович, пожалуйте на сцену.

Гумилев выходит на сцену, читает стихотворение «Жираф».

Ведущий. Что скажет зал об этом стихотворении?

Анализ стиха (выступления заранее готовят дети).

Голос из будущего. В одном из своих стихотворений Гумилев писал:

И умру я не в постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели

Утонувшей в густом плюще.


Эти слова стали пророческими. В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян. В приговоре было сказано: «За участие в контрреволюционном заговоре» /ныне доказана невиновность поэта/.

Б.П. Рядом с Гумилевым - Анна Ахматова.

Ведущий. Очень тонкая, высокая и бледная. Ключицы резко выдаются. Черная, словно лакированная, челка закрывает лоб до бровей, смугло-бледные щеки, бледно-красный рот. Тонкие ноздри просвечивают. Глаза, обведенные кругами, смотрят холодно. Все черты лица, все линии фигуры – в углах. Угловатый рот, угловатый изгиб спины… Даже подъем тонких, длинных ног – углом.

Анна Андреевна, приглашаем на сцену.

Анна Ахматова. «Я родилась в июне 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет». «…я училась по азбуке Льва Толстого. В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет». «Училась я в Царскосельской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно». «В 1910 (25 апреля) я вышла замуж за Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж». «В 1912 году вышел мой первый сборник стихов «Вечер». Напечатано было всего 300 экземпляров». Критика отнеслась к нему благосклонно. 1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев. В марте 1914 вышла вторая книга Четки».

Б.П. Анна Андреевна, пожалуйста, прочтите что-нибудь.

/Анна Андреевна читает стихотворение «Вечер». Садится/.

Б.П. Творчество Ахматовой занимает достойное место в ряду лучших произведений мировой поэзии. Ее стихи до сих пор волнуют читателей. В них звучала нежная душа любимой, матери, дочери.

- Ваше мнение, господа. Вы только что прослушали стихотворение «Вечер».

Обмен впечатлениями (выступления участников, анализ).

Ведущий. Ахматова писала о простом женском счастье. Ее лирическая героиня отвергнута, разлюблена. Но ее поэзия – это не только исповедь влюбленной женской души, это и исповедь человека, живущего всеми бедами и страстями 20 века. Каждое ее лирическое произведение –это маленький роман.

Судьба поэта была небезоблачна: полна горя и страданий.

Голос из будущего.

1921 год – расстрел Гумилева.

1934 год – арест сына, Льва Гумилева и мужа Ахматовой – Н.Н.Пунина.

1946 год – Постановление ЦК ВКП(б) об исключении Ахматовой из Союза писателей как не соответствующую своим творчеством Уставу Союза /восстановили в Союзе писателей только в 1953 году/.


Умерла Анна Андреевна в 1966 году. «Будь моя воля, я бы поставил А.Ахматовой не один, а много памятников:


Босоногой приморской девчонке в Херсонесе;

Прелестной царскосельской гимназистке;

Утонченной прекрасной женщине с ниткой черного агата на шее в Летнем саду, где «статуи помнят ее молодой»;


И еще там, где она хотела, - напротив Ленинградской тюрьмы. Там должен стоять памятник состарившейся от горя женщине с седой челкой, держащей в руках узелок с передачей для единственного сына, вся вина которого заключалась в том, что он был сыном Николая Гумилева и Анны Ахматовой – двух великих поэтов.

Б.П. У нас в гостях еще один представитель «Цеха поэтов». Осип Эмильевич Мандельштам, по праву занявший свое особое место в блистательной плеяде русских поэтов «серебряного века».

Ведущий. На щуплом теле несоразмерно большая голова. Может быть, она и не такая большая, но она так откинута назад на чересчур тонкой шее, так пышно вьются и встают дыбом мягкие рыжеватые волосы /при этом посередине черепа лысина – и порядочная/, так торчат оттопыренные уши… И голова кажется несоразмерно большой. Глаза прищурены, полузакрыты веками глаз не видно. Движения страшно несвободные.

Костюм на щуплом теле, разумеется, в клеточку, и колени, разумеется, вытянуты до невозможности, что не мешает явной франтоватости: шелковый платочек, галстук на боку, но в горошину.

Ведущий. Современники отмечали резкое несовпадение в этой личности человека и поэта: «в жизни казался ребенком, капризным, обидчивым, суетливым и вместе с этим « у него настоящая повадка художника».

Современник. О стихах поэта не хочется сказать «написаны» или «сочинены». Они «сотворены», пропеты на одном дыхании, словно подслушаны у ветров времени.

А время было сложное. Столько течений. Куда примкнуть? Душа привела его к акмеистам.

Ведущий. Первая книга стихов Мандельштама «Камень» вышла в 1913 году. Почему «камень»? Поэта увлекает архитектурная пропорция , воплощенная в «бесстрастном материале» - камне.

Ведущий. Георгий Иванов вспоминает свое первое впечатление от стихотворений Мандельштама: «Стихи были удивительны. Они прежде всего удивляли».

Ведущий. В 1922 году в Берлине выходит новый сборник стихов Мандельштама «Тристиа».

Ведущий. Третий сборник стихов поэта удастся выпустить только в 1928 году. Больше публикаций при жизни поэта не будет.

Современник. Еще в молодости поэт писал о «роковом и неутомимом маятнике», который «качается» над ним и «хочет быть его судьбой».

Он и стал его судьбой. Мандельштам пишет стихотворение о Сталине, которое «подписало ему смертный приговор».

Б.П. Осип Эмильевич, просим вас на эстраду.

Ведущий. «Так вот он какой – Мандельштам!»

Мандельштам читает.

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны.

Тараканьи смеются глазища

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, дарит за указом указ-

Кому в пах, кому в лоб,

кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина /ноябрь 1933 года/.


Голос из будущего. Потом были годы ссылки, унизительные процедуры еженедельной проверки, слежки, травля, затем новый арест в 1938 году. Больше о нем ничего никто не знал. Умер он в лагерной больнице под Владивостоком. Где и как похоронен, точно никому не известно.

Неизвестна твоя могила.

Может быть, это целый цвет.

В первом «Камне» такая сила,

Что последнего камня нет. (Инна Лиснянская).


На сцене- артисты кабаре. Музыка. Танцы.

Б.Пронин. Сейчас появится группа поэтов, которых ругали, не стесняясь в выражениях. Д.Мережковский говорил: «Табор дикарей, шайка хулиганов».

На сцену выходят четверо – в одежде есть детали, рассчитанные на эпатирование публики: листья лука и петрушки в петлицах пиджака, разноцветные геометрические фигуры на лице, опознавательные «знаки» в одежде.

В.Маяковский. Только мы – лицо нашего времени!

Д.Бурлюк. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности!

А.Крученых. Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам и прочим нужна лишь дача на реке. … Мы взираем на их ничтожество.

В.Хлебников. Мы приказываем чтить права поэтов:

а) на увеличение словаря…

б) на словоновшество…

в) чтоб писалось туго и читалось туго…


Все вместе: «Пощечина общественному вкусу».

Представляют друг друга:

1. Давид Бурлюк

2. Александр Крученых

3. Владимир Маяковский

4. Велимир Хлебников


Уходят. Восторженные аплодисменты.


Б.П. Вот так броско, ярко, скандально и весело в 10-е годы 20 века заявили о себе футуристы.

Ведущий. Русский футуризм был многолик. Но чаще всего его связывают с именем Владимира Маяковского.

Ведущий. Начало было скандальным. Ему улюлюкали, он вызывал на себя потоки брани и издевательства. Критики, журналисты, репортеры скандальной хроники захлебывались от негодования. А он – нарочито груб, скандален, антиэстетичен.

Б.П. Владимир Маяковский! (читает стихотворение «Нате!»).

За столами воцаряется тишина. Затем кто-то неуверенно свистит. Топот ног, шиканье. Истерический смех: «Долой!»

Реплики из зала. Ответы Маяковского.

- Маяковский! Вы это уже читали.

Поэт. А зачем вы всюду таскаетесь за мной?

- Маяковский, поэтов много, а стихов хороших мало! Вы согласны?

Поэт. У нас прямо-таки стихотворное наводнение, стихийное бедствие! Писать волен каждый…

-Как вы чувствуете себя в нашей литературе?

Поэт. Да ничего, не жмет.

- Сколько вы получаете за строчку?

Поэт. Этого вопроса я ждал. Но вам волноваться, что я разбогатею, не стоит.

- Вы очень высокого мнения о себе.

Поэт. Ну, почему же! Я себя считаю просто лошадью, рабочей.

- Но самой большой?!

Поэт. Нет, вы самая большая лошадь!

- А все-таки в ваших стихах поэзия не ночевала!

Поэт. Мадемуазель! Я не слежу за тем – кто и где ночует…

Аплодисменты.

Б.П. Благодарим вас, Владимир Владимирович.

Ведущий. Владимир Маяковский начал как футурист, закончил ярыс социалистом. «Агитатор, горлан, главарь»- он хотел «быть понят своей страной». Нежный лирик, он не раз становился на горло собственной песне.

Ведущий. 15 апреля 1930 года в газетах появилось сообщение: «Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своем рабочем кабинете покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский»

Голос из будущего.

«Всем…

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил…» - это строки из предсмертного письма В.Маяковского.

Ведущий. Что толкнуло поэта на столь решительный шаг? «Любовная лодка» разбилась о быт?

Нравственный кризис?

Творческий?

В поэзии 20 века не было другого поэта, который бы вызвал на себя такие потоки хвалы и брани. Но Маяковский был одним из лучших.

На эстраде артисты кабаре.

Ведущий. В оправе «серебряного века» сияло творчество разных поэтов, в том числе и тех, кто не связывал себя с литературными течениями.

Б.П. В декабре 1920 года проходил «Вечер поэтесс». Публика заметно скучала. Как вдруг… словно из темноты студеной ночи явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини, платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо.

Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом.

Она прошла на сцену и прочитала стихотворение «Пригвождена к позорному столбу» (1920).

Это была Марина Цветаева.

Ведущий. Это была поэтесса, которую уже стали забывать. Многие знали, вернее, догадывались, что революция ее не вдохновляла. Видели, что она сторонится общества молодых поэтов. И поэтому ее появление, столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему.

Голос из будущего. Жизнь Цветаевой была полна трагизма: разлука с мужем, потеря младшей дочери, долгая жизнь на чужбине. «Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться». «Мой читатель, несомненно, в России»,- писала она в дневнике.

Возвращение на родину в 1939 году не принесло ей счастья, долгожданного покоя. Мужа и дочь репрессировали. Началась война. Высылка в Елабугу. Полная духовная изоляция. Работы нет. Ни весточки от друзей. И думы, думы. Испепеляют душу, отравляют жизнь.

И 31 августа 1941 года Марина Цветаева решила уйти из жизни.

Ведущий. Судьба многих поэтов была исковеркана жизнью. Права была Цветаева, когда говорила: «…расселили нас…- растеряли. По трущобам земных широт рассовали нас, как сирот».

Ведущий. Но «серебряный век» русской поэзии не забыт. Голоса тех, кто олицетворял его название, чье творчество стало символом этой эпохи, принадлежит человечеству и вечности.

Борис Пронин. Друзья, наш вечер подошел к концу. Мы благодарим поэтов за их стихи, вас за внимание. Будем рады, если этот вечер в кафе пришелся вам по душе.

Мы много говорили о поэтах и поэзии «серебряного века», но настоящую оценку их творчеству может дать только ВРЕМЯ, только БУДУЩЕЕ.

Голос из будущего.

И если подлинно поется

И полной грудью, наконец,

Все исчезнет – остается

Пространство, звезды и певец.

(Осип Мандельштам).


Использованная литература.


  1. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Москва, Новая школа, 1996

  2. Богуславский М.Б., Загидулина М.В. и другие. Русские поэты XX века. Собрание биографий. Издательство «Урал Л.Т.Д.», 2001.

  3. Стихи поэтов.