Работа ученицы 9 класса по литературе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




может быть, он вовсе не такой уж плохой…

Кругом росла одна лишь жесткая, сухая трава.

А. Шаров «Мальчик-одуванчик и три ключика».

Когда срывают травинку, вздрагивает вся вселенная. Я часто задумываюсь над этим древним высказыванием, о смысле которого сейчас мне остается просто догадываться. Трудно даже представить себе такую масштабность нашего влияния на целый мир. Трудно и…страшно, ведь как осторожно и трепетно мы должны теперь обращаться с нашей жизнью, как тонко и внимательно действовать, как тихо говорить. Борис Пастернак был убежден: «нам всем друг друга посылает Бог…». А посылает Он ежечасно и, по большому счету, с одной единственной целью – научить Человека любить, любить той любовью, которую Он нам завещал.

Остается разобраться в том, что за слово такое, право, «любовь»? Что оно означает? Симпатия, обожание, почитание, размышление или, может быть, жалость? Это копилка нежных слов и выражений или сундук улыбок и одобрений, которыми мы напичканы, когда в нас есть любовь? По правде говоря, я убрала бы это слово из языка. Она, словно праздник без подарков или лето без солнца, существует в виде далекой и непонятной абстракции, заставляет оправдывать себя и верить, что иметь ее в себе достаточно. В жизни нет синонимов к слову любовь…Любить – вот что нам предназначено. Верить, помогать, спасать и прощать, каждый день делать шаг навстречу другому…

И впервые понять это мне помог рассказ Александра Викторовича Костюнина «Рукавичка». Только после прочтения я почувствовала всю долю ответственности, свалившуюся на меня вместе с жизнью. Ответственности за тех, кто меня окружает…

Представьте на минуту, что мы находимся в огромном городе, мы – большие и маленькие, цветные и черно-белые, комфортабельные и не очень, домики, созданные по проекту грандиозного архитектора. В нас зажигают свет, запускают тепло, вселяют жизнь, в течение которой мы укрепляем стены, следим за целостностью крыши, за чистотой стекол и убранства. Мы созданы из кирпичиков-поступков, определяющих качество нашей жизни…

И вот однажды в еще слабом, маленьком домике появляется «прореха» - сбитый кирпичик, вызванный одним неосторожным поступком. И все бы ничего, только домик наш странным образом становится уродливым и неустойчивым на фоне других, «правильных» домиков. Все перешептываются и злятся на него, портившего картину города, а он верит, что вот еще сделает добро и поставит себя на прочный фундамент. Не тут-то было!

Пока он старательно латает свой фундамент, крышу его неугодного домика разбирают аккуратно по кирпичику желающие жить в лучшем районе города. Не успевает он оглянуться, как прохлада и дождь проникает в него, неокрепшего и ранимого. Как секунды летят с него кирпичи, подгоняемые волшебными словами:

«И, не дав никому опомниться, выпалила: «Взял кто-то из вас…», «А, не знаешь?!! Ты не знаешь?!! Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!»

С надеждой и трепетом он бросается на поиски своих кирпичиков, просит помощи и закрывает себя от сильного ветра и зноя всем, что попадается на пути. Он разжигает сильнее огонь, чтобы согреться, судорожно смакивает воду в своем жилище, закрывает окна, но , как известно, стронув песчинку, не проблема рассыпать гору. Все старания его тщетны, он разнесен по далям и весям, очаг его потушен, последние осколки от стекол разлетаются…одни слова летают в воздухе, старательно убивая надежду:

«Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье».

Но вдруг он вспоминает о том, что есть еще в этом огромном чужом городе друг, тот, по проекту которого мы созданы! Он соберет наши осколки воедино, и начнется новая, счастливая жизнь! Мы из последних сил обращаемся к нему, но наши слова прерываются теми, кто называет себя Человеками:

« — Это что ещё такое? — тыкая пальцем в крест, возмутилась классная. — Чтобы не смела в школу носить!»

Этим странным людям не требуются учителя, они рождаются с сознанием того, как положено жить. В них добро распускается цветком, который они поливают и лелеют, не показывая никому. Они копят в себе неприязнь к дурному с детства, и даже не пытайтесь протестовать, они борются со злом и разрушают чужие «домики», выветривая из них надежду и жизнь, а для стойких у них есть свои, человеческие способы:

«Юрку не били. Его по-человечески унижали. Плюнуть в Юркину кружку с компотом, высыпать вещи из портфеля в холодную осеннюю лужу, закинуть шапку в огород — считалось подвигом. Все задорно смеялись. Я не отставал от других. Биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх».

Недавно я посмотрела фильм под названием «Тысяча слов», в котором за окнами главного героя, не знавшего цену словам, росло огромное дерево, и при каждом произнесении слов оно сбрасывало часть листвы. Он видел это и мог бы наслаждаться красотой и могучестью этого растения, если бы не то, что вместе с листьями уменьшалось количество дней его жизни. Конечно, после такого он обращался со словами крайне внимательно и прощался с ними только по необходимости. А что если бы у каждого под окном стояло такое дерево? Мы бы стали тратить свои слова только на добрые, искренние признания? Надеюсь, что да… Надеюсь, не прозвучала бы для Мишки Гурова роковая фраза: «Ты – вор!»

Послушайте, а может, было бы лучше, если бы вместо Человеков были одни только домики?..