Рабочая программа по предмету «Литература» на 2015-2016 учебный год

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»



Рассмотрено

Руководитель МО

________ Гаджиева ВИ./

Протокол №­­___________

от «____»_________2015г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

_______ /Середина И.А./

от «____»________2015г.

Утверждаю

Директор

Богданова Е.П./

Приказ № _______

от «____»___________2015г.



Рабочая программа

по предмету «Литература»

на 2015-2016 учебный год





Класс: 10 «Б»

Учитель: Баранова Н. И.













Богучар

2015 год

Содержание программы.


1. Пояснительная записка. 3 - 6 стр.


2. Обязательный минимум содержания основной

образовательной программы по данному учебному предмету. 6 - 11 стр.


3. Требования к уровню подготовки обучающихся. 11 - 12 стр.


4. Обеспечение образовательного процесса. 12 - 13 стр.




Приложение.



Календарно – тематическое планирование 11 – 12 стр.



































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008)  с учетом учебника  Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ  века. 10 класс» (в двух частях).


Сроки реализации программы


В 10 классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).



Общая характеристика учебного предмета.


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.


Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:


-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;


-выразительное чтение художественного текста;


-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);


-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;


-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;


-анализ и интерпретация произведения;


-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;


-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;


-определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;


-анализ текста, выявляющий авторский замысел; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;


-выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;


-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;


-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;


-подготовка рефератов, докладов.


Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.


Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Курс литературы в школе основывается на следующих принципах:


- связь искусства с жизнью;

- единство формы и содержания;

- историзм;

- традиции и новаторство;

- осмысление историко-культурных сведений;

- усвоение основных понятий теории и истории литературы;

- формирование умений оценивать и анализировать произведение;

- овладение богатейшими изобразительными средствами русского литературного языка.



Цели изучения учебного курс литература:

● воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

● развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

● освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

● совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.



Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы. На этих уроках ученики должны:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- сознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Логика этого процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Виды контроля:

Промежуточный:

  • Пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица).

  • Выразительное чтение.

  • Развернутый ответ на вопрос.

  • Анализ эпизода.

  • Составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного.

  • Составление сравнительной характеристики по заданным критериям.


Итоговый:

  • Сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода.

  • Тест.


2. Обязательный минимум содержания основной образовательной программы

по данному учебному предмету.



Содержание тем учебного курса

Литература XIX века


Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепо­стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру­га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль­но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли­тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непороч­ны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссо­рились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести. Повесть «Нос». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический об­раз бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе.

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро­шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы­лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчест­во. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и де­ревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа­сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной...».

Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз­витие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Психологизм и способы его выражения в ро­манах Толстого и Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра­жении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные иска­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рациона­лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс­тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту­зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен­ний монолог как способ выражения «диалектики ду­ши». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.




3.

ЕЖ1717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717171717Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

* образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

* основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

* основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

* основные теоретико-литературные понятия;

  • уметь воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.




4. Обеспечение образовательного процесса

Для учащихся:                                                                                                                                                                                                                    

 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение.

3. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: Просвещение.


 Для учителя:


1. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ п/р В.И.Коровина.. – М.,: Просвещение, 2009.

2. Иванова В. И. "Анализ произведений русской литературы". 10 класс. "Экзамен"

3. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.

4. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.

5. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

6. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.

7. Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

8. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение














Календарно – тематическое планирование по литературе в 10 классе

(2015 - 2016 учебный год)


Литература XIX в.

ВВЕДЕНИЕ

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры


2

02.09


ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ IX В.

Обзор русской литературы первой половины XIX в.

Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма Национальное самоопределение русской литературы.


3-4

05.09

09.09


А. С. Пушкин

Жизнь и творчество (обзор). «Чувства добрые» в пушкинской лирике.

«Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия), отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека

5

09.09


Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

6

12.09


Художественное своеобразие романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

7

8






9

16.09

16.09






19.09


М. Ю. Лермонтов

Своеобразие художественного мира Лермонтова.

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве.


Мотив одиночества в лирике поэта.


10

23.09


Особенности романа «Герой нашего времени».

11


12

23.09


26.09


Н. В. Гоголь

Жизнь и творчество (обзор).

«Невский проспект». Образ Петербурга


13

30.09


Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

14

15

30.09

03.10


Р.Р. Сочинение но произведениям русской литературы первой половины XIX в.



16


07.10


ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В.

Общая характеристика русской литературы второй половины XIX века.

Расцвет реализма в литературе.

17

07.10


А.Н.Островский

А.Н.Островский. Жизнь и творчество.

История создания «Грозы.

18

10.10



Быт и нравы "тёмного царства".

Обличение самодурства, грубой силы и невежества

19

14.10


Сила и слабость Катерины

Острота конфликта Катерины с «темным царством».

20

14.10


«Гроза» Островского в критике. Урок-исследование.

Различие подходов Добролюбова и Дружинина.

21

17.10


Р.Р. Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

22

21.10


Ф.И.Тютчев. (3 ч.) Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество.

Лекция о художественном своеобразии лирики.

23-24

21.10

24.10


Художественное своеобразие лирики Ф.И.Тютчева.

Анализ стихотворений. Урок-конкурс.

25

28.10


А.А.Фет (3 ч.)

Жизнь и творчество..

Лекция о художественном своеобразии лирики.

26

27

28.10

31.10


Художественное своеобразие лирики А.А.Фета.

Чтение и анализ стихов.

28

11.11


Обобщение по тв-ву Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

29

11.11


И.А.Гончаров(5 ч.)

И.А.Гончаров. Очерк жизни и творчества писателя. Жизнь и творчество. Три романа "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв"

30

14.11


Художественное своеобразие романа И. А. Гончарова «Обломов».

История создания романа, система образов романа.

31

18.11


Обломов - его сущность, характер и судьба.

Духовная гибель героя, отказ от возможности спасения. Урок-исследование.

32

18.11


Обломов и Штольц в романе. Анализ эпизода.

33

21.11


"Обломов" как роман о любви.

34



35

25.11



25.11


"Что такое обломовщина? Роман "Обломов" в русской критике. Урок-исследование.


РР. Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".

36

28.11


И. С. Тургенев (8 ч.)

Очерк жизни и творчества. История создания романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

37

02.12


Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

38

02.12


Базаров в системе действующих лиц.

Образ Базарова и его значение в романе. Система сопоставления образов в романе.

39

05.12


Отцы в романе.

Споры Базарова и ПавлаПетровича. Родители Базарова.

40

09.12


Базаров и его последователи.

Базаров и Аркадий Кирсанов. Мнимые последователи Базарова.

41

09.12


Базаров и Одинцова. Наказание любовью.


42

12.12


Р.Р. Подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

43-44

15.12

15.12


А.К.Толстой (2 ч.) А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие лирики.

45

19.12


Н.А.Некрасов (5 ч.)

Художественное своеобразие лирики Н.А.Некрасова.

Исповедь, проповедь, покаяние в лирике поэта. Чтение и анализ стихов.

46

23.12


Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Жанр и композиция.

47

23.12


Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Жизнь народа и образы крестьян и помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

48-49

26.12

30.12


Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Образ "народного заступника" - Гриши Добросклонова. Художественное своеобразие поэмы

50

30.12


Художественное своеобразие лирики К. Хетагурова. Урок-исследование.

(Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа. тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.)

51

13.01


РР.

К. Хетагуров. Анализ стихотворений.

52

13.01


Н.С.Лесков (2 ч.)

Н.С.Лесков «Очарованный странник».

Сюжет и композиция повести.


53

16.01


Урок-поиск. Образ Ивана Флягина в повести: поиск истины, странствия героя. Былинные, библейские мотивы повести.

54-55

20.01

20.01


М.Е. Салтыков-Щедрин ( 2 ч.) М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. «История одного города».

Сатирическое изображение градоначальников, отношение к народу.

56

23.01


Внекл. чтение по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. С. Лескова.

57

27.01


Ф.М. Достоевский (10 ч.)

Петербург Достоевского как город “бедных людей” в романе «Преступление и наказание. Заочная экскурсия.

58

27.01


Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Сюжет и композиция, система образов романа.

59

30.01


Преступление и наказание Раскольникова. Истоки преступления героя. Наказание как отражение авторской позиции. Урок-суд.

60

03.02


Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова

61-62

03.02

06.02


Раскольников и Соня Мармеладова.

Анализ эпизода «Чтение Евангелия»

63-64

10.02

10.02


Образ Петербурга в романе.

Средства создания образа города и его значение.

65-66

13.02

17.02


Р.Р.Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

67

17.02


РР. Анализ сочинений.

68

20.02


Л.Н.Толстой (17 ч.) Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Урок-экскурсия.


69

27.02


Л.Н.Толстой «Война и мир».

Смысл названия, история создания, жанровое своеобразие произведения. Система образов романа, ее особенности.

70


71

02.03


02.03


“Сцепления” эпизодов как основа композиции романа-эпопеи.


Проблема истинного и ложного как одна из центральных в произведении

72

12.03


Война 1805–1807 гг. – эпоха “неудач” и “срама” в изображении Толстого.

Проблема истинного и ложного героизма и величия

73

16.03


Пути исканий Андрея Болконского.

Психологизм в изображении характеров, внутреннего мира, духовных исканий героев

74

16.03


Пути исканий Пьера Безухова. Урок-исследование.

75

19.03


Наташа Ростова и Княжна Марья –любимые героини Толстого.

76

19.03


“Настоящая жизнь” в понимании Толстого.

77-78

02.04

06.04


“Мысль народная” в романе-эпопее. Пацифизм и патриотизм писателя. Партизанское движение, значение образа Тихона Щербатого. Значение образа Платона Каратаева, «народ и толпа» в романе.

79-80

06.04

09.04


Изображение народной войны в романе-эпопее. Бородинское сражение как идейно- композиционный  центр романа. Влияние Бородинского сражения на судьбы героев.

81

13.04


Наполеон и Кутузов в романе. Соотнесение исторической правды и художественного вымысла. Философия истории и взгляд Толстого на роль личности в истории.

82

13.04


«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого. «Война и мир».

Семейный ук­лад жизни Ростовых и Болконских. Роль эпилога

83

16.04


Итоги нравственно-философских исканий героев романа. Урок-исследование.

84-85

20.04

20.04


Р.Р. Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого

86

23.04


РР Анализ сочинений.

87

27.04


А. П. Чехов (10 ч.)

Р.К. Очерк жизни и творчества А. П. Чехова.

88

27.04


Художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Студент».

Чтение и анализ произведения

89

30.05


Изображение «футлярной жизни» в рассказе «Человек в футляре». Смысл понятия «футлярность» в произведениях Чехова

90

04.05


Изображение провинциальной жизни в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького чело­века» и ее отражение в прозе Чехова.

91

04.05


Художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Дама с со­бачкой».

Тема любви в чеховской прозе.

92

07.05


Художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Палата № б».

93

11.05


Художественное своеобразие комедии А. П. Чехова» «Вишневый сад».

Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого насле­дия Чехова для мировой литературы и театра Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Сим­волический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настояще­го и будущего России в пьесе.

94

11.05


Гаев и Раневская.

Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта..

95

14.05


Значение образов молодых людей Пети Трофимова и Ани

96

18.05


Лопахин – новый хозяин вишневого сада

97

18.05


Письменный ответ на вопрос проблемного характера.

98

21.05


Обзор зарубежной литературы второй половины XIX в.

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

99-100

25.05



Художественное своеобразие новеллы Г. Де Мопассана «Ожерелье»

101-102

25.05


Художественное своеобразие лирики А. Рембо и П. Верлена.

103-105

28.05


Обобщающее повторение. Урок-игра.

Резервные уроки.






























17