Рабочая программа по литературе (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г.Павловский Посад







Утверждаю:

Директор МОУСОШ №4_______________

____________________________________

_____________________________________


М.П.








Рабочая программа по литературе

(базовый уровень)

9а класс








Составитель: Фролова Ольга Николаевна,

учитель русского языка и

литературы первой категории.














2014 г.



Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе для 9а класса составлена на основе  программы по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов ( под ред. В.Я.Коровиной, В.И.Коровина, Москва: «Просвещение», 2009г.) в соответствии с Образовательной программой МОУ СОШ №4.

Программа рассчитана на 102 учебных часа из расчета 3 часа в неделю.


Виды контроля

Контрольная работа – 4, развитие речи – 10 (из них сочинений – 5), чтение наизусть – 10, внеклассное чтение – 8.



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен овладеть следующими ЗУН:

знать/ понимать:

-образную природу словесного искусства;

-содержание изученных литературных произведений; 

-основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-правильно, бегло и выразительно читать вслух;

-определять род и жанр произведения;

-писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

-писать развернутый ответ на вопрос;

-письменно составлять план сочинения;

-писать рассказ-характеристику;

-свободно владеть письменной речью.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



















Календарно-тематическое планирование

Введение (1)


1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1



2. Литература Древней Руси. (2)


2

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

1



3

Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».



1



3. Литература 18 века. (11)


4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 в. Особенности русского классицизма.

1



5

М.В.Ломоносов. Реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния!. Особенности содержания и формы произведения.

1



6

«Одна на день восшествия на всероссийский престол государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Одна как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.

1



7

Г.Р.Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике.

Вн.чт. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1



8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

1



9

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1



10

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1



11

Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внутренняя жизнь человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1



12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1



13, 14

Р.р. Классное сочинение «Литература 18в. в восприятии современного читателя»

2



4.Литература 19 века ( 54 )


15

Общая характеристика русской и мировой литературы 19в. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

1



16

Романтическая лирика 19в. В.А.Жуковский. «Море», Невыразимое». Баллада «Светлана», особенности жанра.

1



17

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1



18

«Горе от ума». Обзор содержания. Ключевые сцены пьесы. Особенности композиции комедии.

1



19, 20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2



21, 22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

2



23

Язык комедии. Преодоление канонов классицизма.

Р.р. Обучение анализу эпизода драматического произведения.

1



24

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1



25

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве.

1



26

Лирика петербургского периода. Тема свободы и власти, служения Родине.

1



27

Любовь и гармония душ в интимной лирике. Адресаты любовной лирики.

1



28

Тема поэта и поэзии. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Р.р. Обучение анализу стихотворения.

1



29

Контрольная работа по романтической лирике начала 19века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.

1



30

А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы». Противоречие двух миров. Герои поэмы.

1



31

Роман «Евгений Онегин»История создания, замысел, композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

1



32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1



33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1



34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1



35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1



36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1



37

Р.р. Пушкинский роман в зеркале критики.

Подготовка к домашнему сочинению.

1



38

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства. Два мировосприятия персонажей. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1



39

М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество. Мотивы одиночества в лирике.

1



40

Образ поэта-пророка в лирике.


1



41

Адресаты любовной лирики.


1



42

Эпоха безвременья. Тема России и ее своеобразие.

1



43

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

1



44

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч».

1



45, 46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

2



47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1



48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1



49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в оценке В.Г.Белинского.

1



50, 51

Р.р. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2



52

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1



53

Н.В.Гоголь: жизнь и творчество. Проблематика и поэтика первых сборников. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1



54, 55

Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода.

2



56

Образ города в поэме.


1



57

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция образа в замысле поэмы.

1



58, 59

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценках В.Г.Белинского.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению.

2



60

А.Н.Островский: жизнь и творчество. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1



61

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии.

1



62

Ф.М.Достоевский: жизнь и творчество. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

1



63

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1



64

Вн.чт. Л.Н.Толстой. Автобиографическая трилогия. «Юность». Формирование личности героя, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

1



65

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. И чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

1



66

«Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

1



67

Р.р. Сочинение-ответ на проблемный вопрос (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова).

1



68

Вн.чт. Стихотворения Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии.

1



5. Русская литература 20 века. ( 26 )


69

Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.

1



70

И.А.Бунин. Слово о писателе. Мастерство писателя в рассказе «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1



71

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров.

1



72

Поэтика повести. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

1



73

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека судьба Родины. Образ главного героя.

1



74

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм в рассказе.

1



75

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1



76

Образ праведницы в рассказе. Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1



77

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века.

1



78

Русская поэзия Серебряного века.


1



79

А.А.Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1



80

С.А.Есенин. Тема Родины в лирике.


1



81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека. Народно-песенная основа лирика Есенина.

1



82, 83

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

2



84

М.И.Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.

1



85

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1



86

Н.А.Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

1



87

Философский характер лирики.


1



88

А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике.

1



89

Стихи о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1



90

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики.

1



91

А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике. Интонация и стиль стихотворений.

1



92

«Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1



93

Вн.чт. Песни и романсы русских поэтов 19-20 веков.

1



94

Контрольная работа по русской лирике 20 века.

1



6. Зарубежная литература. ( 8 )


95

Вн.чт. Античная лирика. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла.

1



96

Вн.чт. Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

1



97

Данте Алигьери. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.

1



98


У.Шекспир. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

1



99

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1



100

И.-В. Гете. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противопоставление добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

1



101

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный замысел трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1



102

Нравственные уроки литературы. 19- 20 веков.

1





Перечень учебно-методического обеспечения

1.Коровина В.Я. Литература. 9 кл. учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

2. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов. Под ред. В.Я.Коровиной, В.И.Коровина. - Москва: «Просвещение», 2009г.

3.Беляева Т.М.Поурочные разработки по литературе 9 кл. –М.: Просвещение, 2011.




СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

гуманитарных предметов

от__________ № __________

_________________________

Г.И.Ширяева



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________________

Н.Б.Бурикова






10