Конспект урока по литературе.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ТЕМА: Футуризм как литературное течение. Поиски новых поэтических форм русскими футуристами.

ЦЕЛИ: расширить понятие о футуризме, обзорно познакомить с творчеством русских поэтов - футуристов; формировать навыки самостоятельной работы и совершенствовать умение пользоваться дополнительными источниками информации при подготовке к уроку, развивать навык

отбора материала в соответствии с темой сообщения; воспитывать нравственные и эстетические начала и интерес к авангардным направлениям в искусстве и литературе.


ХОД УРОКА.


I. Вступительное слово. Продолжая разговор о понятии «серебряный век», нужно вспомнить, что оно, прежде всего, связано с рядом модернистских течений в литературе и искусстве.

- Перечислите наиболее значительные из них. (Слайд на экран).

Символизм – цель искусства – интуитивное постижение мира через символы. Символисты верили в спасительную миссию красоты, добра, истины.

Акмеизм – возник в противовес символизму. Отказывались от символического изображения действительности. Интересуются реальным, а не потусторонним миром.

Футуризм – представители объявляли классику как нечто отжившие и не соответствующее современности.

Несмотря на полемику и разногласия, представители всех течений опирались на общую основу. Они стремились к духовной перестройке мира и сходились во мнении, что искусству отведена особая роль в нравственном преображении человека.

II. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Задача сегодняшнего урока, исходя из темы, состоит в следующем: выявить отличительные особенности футуризма как литературного течения, остановиться на истоках русского футуризма и обзорно познакомиться с жизнью и литературной деятельностью наиболее известных представителей данного течения.

III. СООБЩЕНИЕ О ФУТУРИЗМЕ В ЖИВОПИСИ.

Футуризм – одно из авангардистских течений в литературе и искусстве начала 20 – го века, сформировавшийся первоначально в пространственных формах искусства. (Второй слайд на экран). Познакомимся с некоторыми работами наиболее известных художников этого периода, так как большинство поэтов раннего футуризма пришли к литературе от живописи. В одной из статей 1912 года известный поэт Хлебников писал: «Мы хотим, чтобы слово шло смело за живописью». Он видел в самих приемах живописи возможности обновления стиха.

- Просмотр слайдов по авангардистской живописи. Прослушивание сообщения учащегося.

IV. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.

Задание классу: законспектировать основные положения лекции, связанные с формированием и теоретическим самоопределением футуризма.

  1. Происхождение футуризма.

Наибольшее развитие течение получило в Италии и России. Для итальянских футуристов характерны эстетическая агрессия и вообще культ силы и войны. Война ими воспринималась как «гигиена» мира, что в последствии некоторых привело в лагерь итальянского диктатора Муссолини.

Русский футуризм возник независимо от итальянского и имел с ним мало общего. Эстетической предпосылкой его стал символизм. Футуристы отказывались от недосказанности, туманности, мистицизма, присущих символизму. В центре был человек, а не тайна. Художественная картина мира, создаваемая футуристами, базировалась на системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних образ города выступает как выражение сущности жизни и современной культуры. Другие относились к городу резко отрицательно. Для русских футуристов современный мир – это движение, устремленность в будущее. Искусство было для них важнейшим средством в преобразовании человека и мира. Они объявляли предшествующую литературу и искусство как нечто отжившее и не соответствующее современности, выдвинули идею искусства способную реальным словом преобразовать мир. Прошлое для них было собранием окаменелых ценностей. Их бунтарские устремления были далеки от подлинной революционности, хотя они считали себя противниками буржуазного общества.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год (слайд на экран), когда вышел 1- й сборник «Садок судей». Первая декларация «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году. Молодые поэты заявляли: «Только мы лицо нашего времени», «Прошлое тесно», «Академия и Пушкин непонятнее иероглифов». Именно эти тезисы, выражавшие ненависть ко всему существовавшему до них принесли им скандальную славу и известность. 1913 год манифест из сборника «Садок судей – 2». Программа футуристов была конкретизирована: отрицали грамматику, синтаксис, правописание; говорили о новых рифмах, ритмах, размерах стиха, новых словах и темах. В качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Футуризм был неоднороден как течение. Его история складывалась из борьбы 4 – х группировок. Горький указывал на то, что русского футуризма как единого течения нет, а есть отдельные талантливые писатели. (Показ слайда).

  1. «Гилея» - кубофутуристы: Хлебников, Маяковский – это самое агрессивное крыло в русском футуризме. Многие их творческие решения определялись искусством авангардной живописи.

  2. «Ассоциация эгофутуристов»: эта группа была ответвлением акмеизма. Основным принципом был принцип самоутверждения личности, органическое соединение новаторства и традиций. Для представителей этого течения были характерны песенность и музыкальность стиха.

  3. «Мезонин в поэзии»: Хрисанф, Шершневич.

  4. «Центрифуга»: Бобров, Пастернак.

Общей основой движения футуризма было стихийное ощущение неизбежности крушения «старья». Футуристы делали установку на обновление поэтического языка. Они активно занимались словотворчеством. Слово опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать. Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению многих неологизмов в поэзии.

- Попробуйте понять значение данных образований и объяснить их происхождение.

  1. МОГАТЫРЬ

  2. ЛГАВДА.

  3. БУДРЕЦЫ.

  4. БУДЕТЛЯНЕ.

  5. ТВОРЯНИН.

V. Эксперимент со словом проводит В. Хлебников в стихотворении «Заклятие смехом». Именно на его стихотворениях футуристы основывали свои теории. Это стихотворение является ярким примером ломки поэтических форм.

- Чтение стихотворения.

- Определить суть эксперимента. Какой прием словотворчества используется поэтом? Каковы корни стиха? (обратил внимание на корень слова и при помощи различных суффиксов и приставок стал образовывать новые слова, которые напоминают древнеславянские. Стих восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)

VI. Сообщение о Хлебникове. А теперь прослушаем материал, который познакомит вас с личностью автора выше озвученного стихотворения.

VII. Сообщение о Северянине. А теперь поговорим об одном из поэтических кумиров «Серебряного века», чье имя сопровождала скандальная известность и злобные нападки недоброжелателей. Это замечательный поэт Игорь Васильевич Лотарев (сообщение ученика).

VIII. Чтение стихотворения «Классические розы». .

  1. Каким чувством проникнуто стихотворение?

  2. Какая тема является центральной?

IX. Обобщающие вопросы:

  1. Какие стремления объединяли творческие индивидуальности поэтов «серебряного века»? (стремление выразить настроение эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве)

  2. Вопросы на слайде.

X. Практическая работа.

- Какой из отрывков стихотворений В. Хлебникова является наиболее ярким примером поэзии футуристов?

- На чем вы основываете свой вывод? (присутствие неологизмов и необычные звуковые образы)

- Как созданы найденные вами неологизмы?

XI. Подведение итогов.

XII. Домашнее задание. ( сформулировать основные черты футуризма как литературного течения, познакомиться с творчеством Северянина, Хлебникова, по творчеству В.В. Маяковского- индивидуальные задания по группам).