Рабочая программа по литературе 10 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Раздел I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 10 классе:

1. На основе сформированного в 5–9 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представление об историко-литературном процессе.

4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.

Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.

Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 10 класса – «Историко-литературный процесс в России 19 века». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.

Курс рассчитан на 102 часа.

Формой контроля, предусмотренной курсом, являются письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.






Раздел II. Учебно - тематический план


Наименование раздела

Количество часов

1.

Литература I четверти XIX века.

2 ч.

2.

А.С.Пушкин

4 ч.

3.

М.Ю.Лермонтов

4 ч

4.

Н.В.Гоголь

2 + 1 ч.(р/р)

5.

Развитие русской литературы 40-70-х годов 19 века.

1 ч.

6.

А.Н.Островский

5+2 ч. (р/р)

7.

И.А.Гончаров

5+1 (р/р)

8.

И.С.Тургенев

6+1(р/р)

9.

Русская поэзия II половины 19 века

1 ч.

10.

Ф.И.Тютчев

2 ч.

11.

А.А.Фет

2 + 1 ч.(р/р)

12.

Н.А.Некрасов

9+2 (р/р)

13.

М.Е. Салтыков-Щедрин

4 ч.

14.

Ф.М.Достоевский

9+1 (р/р)

15.

Л.Н.Толстой

14+3 (р/р)

16.

Н.С.Лесков

2 ч.

17.

А.П.Чехов

6+2(р/р)

18.

Внеклассное чтение

12



Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение. Общая характеристика русской литературы ХIХ века. Поэтические предшественники. А.С.Пушкин: личность, судьба, творчество. «Вечные темы» в творчестве А.С.Пушкина (романтическая лирика , лирика дружбы и любви, тема поэта и поэзии, философская лирика). Петербургская повесть «Медный всадник». Трагедия «Борис Годунов». Композиция, нравственные проблемы, идея. Проблема народа и власти.
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Художественный мир поэта. (Философская лирика, любовная лирика, образ России, тема поэта и поэзии) Романтические поэмы. «Демон». Философский смысл поэмы. Трагедия Демона и Тамары.

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя .Художественный мир. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Петербургские повести». Сочинение по произведениям писателей I половины 19в.

Романтическая литература середины века. Исторические романы .

А.Н.Островский. Художественный мир писателя. Создание русского театрального репертуара. Комедии Островского. «Свои люди – сочтемся!» Драма «Гроза». Обитатели города Калинова. Протест Катерины против «темного царства». Трагедия героини. Кульминация и развязка пьесы «Гроза». Символизм пьесы.Оценка пьесы русской критикой. Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»


И.А.Гончаров. Основные этапы жизненного и творческого пути. Роман «Обломов». Проблематика. Композиция. «Обломовщина». Сон Обломова: композиционная роль. Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Матвеевна. Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»


И.С.Тургенев. Личность и судьба писателя. Художественный мир. Своеобразие цикла рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Образы русских крестьян и помещиков. Роман «Отцы и дети».
История создания романа. Смысл заглавия. Идейно-художественное своеобразие. Проблематика.
Мир «отцов»

в романе. Оценка мира «отцов» русскими критиками. Образ Базарова в романе. Идеологический спор «отцов» и «детей». Дуэль П. П.Кирсанова и Базарова. Любовь и счастье в романе «Отцы и дети». Четыре взгляда на проблему любви в романе. Смерть Базарова. Эпилог романа. Размышления на тему «Философский смысл финала романа». Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».


Русская поэзия второй половины ХIХ века (А. Н. Майков, А. К. Толстой, А. Н. Плещеев, С. Я. Надсон, А. Н. Апухтин, Козьма Прутков)



Ф.И.Тютчев. Очерк жизни и творчества. Своеобразие художественного мира .Основные темы поэзии. Философия природы в лирике Тютчева.

А.А.Фет. Художественный мир поэта, его особенности. Основные темы поэзии: тема поэта и поэзии .

Философия природы в лирике Фета. Сочинение по лирике Тютчева и Фета.


Н.А.Некрасов. Личность и судьба поэта. Художественный мир Н. Некрасова. Основные темы и идеи лирики Некрасова. Сочинение по лирике Н.А.Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Замысел, жанр, композиция. Анализ глав «Пролог», «Поп», «Сельская ярмонка» – анализ глав. Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме. Образы крестьянок. Женская доля на Руси. Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. Проблема счастья и смысл жизни. Сочинение по поэме.

Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.

«История одного города»: замысел, история создания, проблематика, художественные принципы, идеи.


Ф.М.Достоевский. Личность, судьба, художественный мир писателя-философа и психолога. Роман «Преступление и наказание». История создания романа, проблема «наполеонизма». Главный конфликт. Петербург Достоевского – одно из главных действующих лиц романа. Система героев. Тема «униженных и оскорбленных». Раскольников, его учение и бунт: взаимоотношения автора и героя. Литературная философия Достоевского. Тема совести и веры. Образы Свидригайлова и Лужина. «Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой для раскрытия идейного содержания романа. Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»








Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь писателя, его художественный мир. «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Суровая правда войны. Героизм и патриотизм солдат. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Особенности жанра. Проблемы. Композиция. Светское общество Петербурга и Москвы. Салон Шерер. Смерть графа Безухова. Изображение войны 1805–1807 годов. Аустерлицкое сражение. Кутузов и император Александр; бегство русских. «Мысль семейная» в романе Толстого. Нравственные искания А.Болконского. Любимый герой Л.Н.Толстого – П.Безухов. Образ Наташи Ростовой. Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. Бородинское сражение. Пьер. Настроение французского лагеря. Батарея Раевского. Поведение Наполеона и Кутузова в битве. Ранение кн. Андрея. «Мысль историческая»

в романе. Кутузов и Наполеон. «Мысль народная» в романе. Платон Каратаев. Философия образа. Партизанское движение. Тихон Щербатый, Долохов, Петя Ростов, Денисов. Эпилог романа. Изображение мирной жизни в эпилоге. Л. Н. Толстой, нравственные искания русской литературы и ее место в мировой литературе. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

Н.С.Лесков. Очерк жизнии творчества. Художественный мир. «Очарованный странник». Внешняя и духовная биография Ивана Флягина – героя-правдоискателя. Сюжет. Поэтика произведения.



Художественный мир А.П. Чехова. Основные черты чеховской поэтики. Рассказы Чехова начала 80-х годов. Рассказы А. П. Чехова 90-х годов. «Дама с собачкой», «Попрыгунья». Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч». История создания рассказа. Лингво-стилистический анализ. Драматургия А. П. Чехова. Принципы «новой драмы». История создания пьесы «Вишневый сад». Анализ первого акта. Своеобразие конфликта в комедии. Два сюжета пьесы. Проблематика пьесы. «Подводное течение»в пьесе «Вишневый сад». Особенности чеховского диалога. Система образов в пьесе «Вишневый сад». Главный образ пьесы (сад как символ комедии). Сочинение по комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».




Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





Раздел V. Нормы оценки знаний, умений и навыков

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.





Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.



Оценка за сочинение



Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

«1»

Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.







Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.


Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

1. Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – М. : Дрофа, 2009.

2. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 10 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч. / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

3. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 10 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа, 2009.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Крутецкая, В. А. Русская литература в таблицах и схемах. 9–11 классы / В. А. Крутецкая. – М. : Литера, 2010.

3. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 10–11 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

репетитор «Литература» (весь школьный курс);

программа «Домашний репетитор».