Памятка Изобразительно - выразительные средства (для подготовки к ГИА, ЕГЭ)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ - это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого - либо явления. Тропы помогают наиболее ярко и точно раскрыть самую существенную черту изображаемого предмета или явления, придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию художественного образа.

ОСНОВНЫЕ ТРОПЫ: метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, синекдоха, аллегория, эпитет.

РИТОРИЧЕСКИЕ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫэто форма речи, это лексические и синтаксические средства выразительности речи. К ним относятся: инверсия, литота, оксюморон, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, градация, гипербола, многосоюзие, бессоюзие и др.

МЕТАФОРА

Значение: скрытое сравнение. Предмет сравнения только подразумевается. В отличие от сравнения метафора всегда одночленна. К примеру, метафора: горит костер рябины красной.. Сравнение же выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя.

Пример: Ель рукавом мне тропинку завесила. (Ветка ели, словно длинный свисающий рукав)

СРАВНЕНИЕ.

Значение: сопоставление одного предмета с другим. В отличие от метафоры есть объект сравнения.

Пример: Густое, как синька, море.

Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани..(Часто встречается сравнение, выраженное сущ-м в Т.п)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

Значение: одушевление неживого предмета, наделение его человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.

Пример: О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?

МЕТОНИМИЯ.

Значение: это слово, употреблённое в переносном значении, основанном на смежности, пространственной близости. При метонимии (в отличие от метафоры) не требуется сходства между предметами.

Пример: Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь (Каждому ясно, что это ходит человек с гармонью) Я три тарелки супа съел. Траурный Шопен громыхал у заката (имя автора заменяет название произведение). Черные фраки носились врозь и кучами там и там.

СИНЕКДОХА.

Значение: троп, в основе которого замена названия целого названием какой – либо его части или наоборот. Это переосмысление значения слова по количественному признаку.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(Л)

Где повелительные грани

Стамбулу русский указал (т.е. Турции)



ЭПИТЕТ.

Значение: художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой- либо из его существенных признаков.

Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она.

ПЕРИФРАЗ(А) ( РАЗВЕРНУТАЯ МЕТОНИМИЯ).

Значение: описательное выражение, употребленное вместо слова, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета или лица.

Пример: Страна восходящего солнца (Япония). Солнце русской поэзии(Пушкин).Белое золото(хлопок) Унылая пора! Очей очарованье (осень).

ГИПЕРБОЛА (Стилистическая фигура ).

Значение: преувеличение (размеры, силу, красоту описываемого).

Пример: Устал до смерти! Растёт ребёнок не по дням, а по часам.

Возможная функция в тексте: гиперболизация может быть источником юмора в тексте, средством насмешки.

ЛИТОТА (Стилистическая фигура).

Значение: преуменьшение. Литоту еще называют обратной гиперболой..

Пример: В больших сапогах - а сам с ноготок. Заплатил жалкие копейки!.

ОКСИМОРОН /ОКСЮМОРОН/ (Риторическая фигура).

Значение: сочетание контрастных по значению слов.

Пример: честный вор, сухое вино, горячий снег, дорогая дешевизна, живой труп.

ИНВЕРСИЯ (Риторическая фигура).

Значение: неправильный порядок слов.

Пример: Я памятник себе воздвиг нерукотворный...

Возможная функция в тексте: инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.

ЭЛЛИПСИС /ЭЛЛИПС/ (Стилистическая фигура).

Значение: пропуск слова, легко подразумевающегося

Пример: Мы сёла – в пепел; грады – в прах;

В мечи серпы и плуги.

Возможная функция в тексте: употребляется для краткости и энергии выражения или в целях негодования.

АНАФОРА ; ЭПИФОРА (Стилистические фигуры).

Значение: Анафора – одинаковое начало, лексический повтор в поэтической речи; эпифора- повторение одинаковых слов в конце самостоятельных отрезков речи.

А. Грозой снесенные мосты,

Гроза с размытого кладбища.

Э.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник! Почему я

титулярный советник!

ГРАДАЦИЯ (Стилистическая фигура).

Значение: приём нагнетания синонимов. Различают градацию восходящую ( нарастание ) и нисходящую ( ослабление ).

Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж.


ПАРАЛЛЕЛИЗМ (Композиционный прием).

Значение: однородное синтаксическое построение двух и более предложений.

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

( А. С. Пушкин ).

.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ( Стилистические фигуры ).

Р. ВОПРОС не требует ответа, но имеет лирико-эмоциональное значение:

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?

( А. С. Пушкин ).

Р. ВОСКЛ. тоже играет роль усиления эмоционального восприятия:

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство.

( Ф. И. Тютчев ). Р. ОБРАЩ. рассчитано на тот же эффект:

Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст.

( С. А. Есенин )



Антонимы контекстуальные.


На Руси не все караси – есть и ерши.


Изобразительные средства фонетики русского языка.


Аллитерация повторение согласных звуков.

По небу голубому проехал грохот грома. (Звонкий дрожащий р в сочетании с г создаёт впечатление раската грома)

Ассонанс – повторение гласных.

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

Повторяется звук у , создавая впечатления гудящего мчащегося поезда.