МБОУ «Русско-Ошняковская ООШ»
Разработка урока внеклассного чтения
в седьмом классе по книгам Д.С.Лихачева «Земля родная»,
«Письма о добром и прекрасном».
Урок разработан и проведен
учителем русского языка
и литературы первой
квалификационной
категории Садыковой Т.В.
Апрель 2014 г.
Урок внеклассного чтения в 7 классе по книгам Д.С.Лихачева «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном».
Цели:
1)Углубить представления учеников о публицистическом жанре в литературе.
2)Показать значение публицистики Лихачева.
3)Развивать навыки монологической речи, навыки анализа текста, умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать, излагать письменно свои мысли.
Задачи:
1)Приблизить нравственный опыт Д.С.Лихачева к жизни современного ребенка, помочь ребенку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного Я.
2)Помочь задуматься ребенку о важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях.
3)Воспитывать отзывчивость, чуткость, душевность.
4)Прививать умения сопоставлять прочитанное с жизненными ситуациями.
5)Показать значение эпистолярного жанра в жизни людей.
Методические приемы: беседа, пересказ, сочинение, пояснения учителя, чтение и обсуждение текста.
Оборудование урока: портрет Д.С.Лихачева, презентация, книга Д.С.Лихачева «Письма о добром», Санкт-Петербург, Издательство “LOGOS”, 2007.
Ход занятия:
На доске эпиграф к уроку:
Человек должен жить в сфере добра.
Д.С. Лихачев
1.Оргмомент.
Слайд №1. Тема урока.
Сообщение темы учителем. Прочтение эпиграфа.
2.Проверка домашнего задания. (Актуализация знаний).
На прошлом занятии мы с вами познакомились с отдельными главами из книги Д.С.Лихачева «Земля родная».
-Почему жанр публицистики стал так популярен в последние десятилетия?
-Как объясняет Д.С.Лихачев слово «судьба»?
-Как вы понимаете это слово?
-Д.С.Лихачев пишет: «Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным…» Есть ли у вас подобное ощущение?
-Как вы понимаете фразу «Наша молодость – это и наша старость»?
-Какие особенности русской культуры отмечает Д.С.Лихачев?
-Почему «вернейшим способом узнать человека» Д.С.Лихачев считает нужным «прислушаться к тому, как он говорит»?
-Какие наблюдения за речью людей вам показались особенно интересными?
-Выделите правила публичных выступлений, сформулированные Лихачевым.
-Ответьте на вопросы №1,2.
3.Вступительное слово учителя.
-Читая книги, статьи, письма и воспоминания Дмитрия Сергеевича Лихачева, невозможно не заметить, какое важное место в его научных трудах, размышлениях, в многочисленных журнальных и газетных статьях занимает тема «Добро и зло». Причем, говоря о добре и зле, Лихачев никогда не пишет отвлеченные от жизни философские сентенции. Все его думы и рассуждения о добре и зле были связаны с его научными интересами, собственными жизненными принципами или событиями, происходящими в мире. Он всегда верил в животворящую силу добра, верил даже тогда, когда окружающая его действительность говорила и, можно сказать, кричала о торжестве зла.
Слайд №2.
«Добро выше практической нужды!» — утверждал Дмитрий Сергеевич.
-Добро, по его мнению, неразрывно связано с традициями родной культуры, поэтому в изучении древнерусской литературы он всегда черпал силы для добродетельной жизни. В добре он находил незыблемые основы для повседневной жизни. Проще сказать — Дмитрий Сергеевич был всем сердцем предан добру. Лицо его светилось добром. И самое ценное то, что даже перед лицом воинствующего зла он не переставал преданно служить добру!
Одна из самых замечательных книг академика Д.С. Лихачева так и называется: «Письма о добром». (Демонстрация книги).
Слайд №3.
В этой книге 46 писем, и каждое из них — это замечательный и ненавязчивый урок добра. О тематике писем свидетельствуют их названия, например: «Что объединяет людей?», «О воспитанности», «В чем смысл жизни?».
-Прочтем несколько отрывков о добре из книг Дмитрия Сергеевича.
Слайд №4.
«Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро».
Слайд №5.
«Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло — дробит общество. Оно „сепаратно“ по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны. Они основываются на общности временных интересов».
Сепаратно - отдельный, обособленный от других (по словарю Ефремовой и Ожегова).
Слайд№6.
«Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.
Добро выше практической нужды!»
(Высказывания читают учащиеся).
-Может быть, кому-то рассуждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся нерациональными и даже неприменимыми к современной жизни, где, кажется, так часто и причудливо перемешиваются добро и зло…
-Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого. А он дальше пишет:
Слайд №7
«Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.
Слайд №8
Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории — своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. <…> А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.
Слайд №9
И в этом огромный практический результат „непрактического” по своей природе добра.
Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе — приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества».
- Что же такое «добро» в понимании Д.С. Лихачева? Это, прежде всего, отсутствие эгоизма — во всем, в любых мелочах, и забота о другом человеке.
Слайд № 10
Забота о людях!
«В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях возможно».
«Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение применить их».
На вопрос: «Что объединяет людей?» — Лихачев отвечает: «Этажи заботы», «забота — объединяет людей».
Слайд 11.
«Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны».
3.Слово учителя.
-«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль», — любил говорить Д.С. Лихачев.
Он также говорил и писал о скромности, о том, чтобы человек не стремился «занять собой слишком много места» — шла ли речь о хороших манерах или о научной деятельности. Сегодня, когда многие учат быть «нацеленным на успех», «быть амбициозным», слова академика и ученого с мировым именем о необходимости быть скромным могут удивить. Как же можно чего-то добиться, если быть скромным? Но, может быть, стоит верить именно его жизненному опыту!
Добро неотделимо от нравственности, а нравственность — от милосердия и сострадания.
Амбициозный – чрезмерно, обостренно самолюбивый.
«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания, — пишет Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». — В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития». Свою книгу Д.С. Лихачев завершает письмом под названием «Путями Доброты». А в письме «По велению совести» он призывает: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только „исходные данные“ выбраны вами правильно».
4.Вывод.
-Значит, чтобы следовать «путями доброты», нужно учиться. Навык «удерживаться на пути добра» необходимо в себе развивать. Д.С. Лихачев остроумно сравнивает это с ездой на велосипеде: чтобы научиться ездить на велосипеде, держать равновесие и пр., замечает ученый, нужно прежде всего... ездить на велосипеде! То есть упражняться, тренироваться. То же самое нужно и для того, чтобы идти по пути доброты... Навык добра приобретается — из соприкосновения с Добрым и Прекрасным, из маленьких добрых дел, которые развивают этот навык и делают человека «умеющим творить Добро».
Выражение «путь добра» — очень древнее. Лихачев, изучавший древнерусскую литературу, конечно же, постоянно встречал его в древнерусских и даже византийских сочинениях. И умел всегда и везде приложить эту мудрость к современной жизни.
У путей добра — вечные ориентиры, единые для всех времен, и, можно сказать, проверенные не только временем, но самой вечностью. Пути добра — это не сиюминутная польза или выгода, а вечные и незыблемые принципы, которые стоит соблюдать всегда, даже если в какой-то момент кажется, что это и неудобно, и невыгодно, и даже бессмысленно. Да, в какой-то отдельной точке пути так может показаться. Но у каждого шага есть свой смысл — это движение дальше — дальше по пути Добра. И это движение всегда имеет смысл, оно всегда приносит благо человеку, делает его в итоге счастливее.
5.Слушание песни «Дорогою добра» Марка Минкова и Юрия Энтина.
6.Слово учителя.
- Почему Д.С.Лихачев выбрал для своего произведения эпистолярный жанр – «письма»?
-Давайте обратимся к истории развития эпистолярного жанра.
Слайд №12.
Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки. В античной литературе это были произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее с развитием литературы переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.
Образцом эпистолярной литературы в средневековой России могут служить письма протопопа Аввакума и переписка Ивана IV А.Курбским.
«Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина, «Записки первого путешествия», содержащие письма Д.И.Фонвизина П.И.Панину из Франции, стоят у истоков освоения эпистолярного жанра в России.
К эпистолярному жанру следует отнести «Философские письма» П.Я.Чаадаева, «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя, «Письма из Франции и Италии» А.И.Герцена. Опыт и форма эпистолярного жанра использованы в романе Ф.М.Достоевского «Бедные люди» и в других произведениях этого автора.
Слайд №13.
В современной науке к эпистолярной литературе относят переписку выдающихся деятелей, имеющую историко-культурное значение (Письма А.А.Блока к жене», «Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка» и т.д.) В художественной литературе «корреспонденты» становятся персонажами, а их переписка – повествовательным приемом. Форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной форме раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.
Форма письма используется в романах, в публицистике, в критике. Письма великих людей – настоящая школа мудрости и нравственности.
7. Подведение итогов.
-С каким жанром литературы мы познакомились сегодня на уроке?
-В чем состоит значение этого жанра?
-Попробуйте сами написать письмо на тему «Как я понимаю слова «Творить добро». Письмо постарайтесь написать в публицистическом жанре. Адресовано оно пусть будет вашим сверстникам. Подумайте, что вы напишете в начале письма, как вы обратитесь к вашему адресату.
8. Домашнее задание. Написать письмо на заданную тему.