Севастополь и его защитники в дни первой обороны. Изображение подвига народа в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого и «Осажденном Севастополе» М.М. Филиппова
Цели урока:
Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя;
Раскрыть трагедию человека на войне, показать изображение трудностей войны, героизма русского человека, боль и гнев защитников Севастополя у Л.Н. Толстого и М.М. Филиппова.
Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки сопоставительного анализа.
Воспитывать чувство патриотизма, способствовать проявлению чувства сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятие зла.
Тип урока: урок-анализ.
Оборудование: портреты Л.Н. Толстого и М.М. Филиппова, произведения «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и «Осажденный Севастополь» М.М. Филиппова (Симферополь «Таврия» 1986 г.), слайдовая презентация.
Словарная работа: апофеоз (др.-греч. ἀποθεόσις, от ἀπο- — приставка со значением удаления или превращение, θεός — «бог») – 1. обожествление, прославление, возвеличивание какого-либо лица, события или явления;
2. заключительная массовая сцена театральных представлений.
Подготовительный этап: учащиеся разделены на творческие группы (биографы, художники, историки, литературоведы).
Приложение 1
Эпиграфы:
По долгу совести и чувству справедливости
не могу молчать о зле, открыто совершающемся
передо мною и влекущим за собой погибель
миллионов людей, погибель силы и чести отечества
(Л.Н. Толстой)
Они защищали себя,
Они защищали Родину,
Они защищали нас,
еще не родившихся.
Ход урока:
Сообщение темы, целей урока.
Подготовка к восприятию учебного материала.
Учитель (вступительное слово):
Урок мне хотелось бы начать словами Л.Н. Толстого: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающимся передо мною и влекущим за собой погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества». В ходе урока мы познакомимся с точками зрения на события первой обороны Севастополя двух писателей, один из которых принимал непосредственно участие в этой обороне, а второй родился спустя два года после окончания Крымской войны. Познакомимся и ответим на вопросы: Кто является истинным героем Крымской войны? Что такое война в понимании писателей?
Историки:
В России в то время правил царь Николай I. Цель внешней политики царя – вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов (болгар, сербов), находящихся под властью султана.
21 июня 1853 года русские войска были введены в дунайские княжества (Валахию, Молдавию). 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. В сентябре 1854 года войска европейской коалиции высадились в Крыму. В октябре началась бомбардировка Севастополя. 11 месяцев длилась его героическая оборона. Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I.
18 февраля 1855 года он умер. Суров был приговор современников. Вот что писал в эпиграмме в 1856 году Ф.И. Тютчев:
Не богу ты служил и не России,
Служил ты суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Все было ложь в тебе, все - призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Слайд 3
Биографы:
Толстому было 25 лет, когда он отправился в действующую армию. Зачем? Как объяснить этот шаг? Позднее устами князя Андрея Болконского он скажет: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» С 1854 года Толстой 9 месяцев сражался в Севастополе. Большую часть этого времени на четвертом бастионе, в самом опасном месте.
В семье Толстого не любили Николая I, но верили, что в военном отношении Россия - могущественнейшее государство. Про взяточничество и казнокрадство, конечно, знали, но про то, что империя все ворует, что она в военном отношении отстала и слаба, Лев Николаевич узнал под Севастополем.
Первое впечатление о войне он получил у Дуная: «По правде сказать, странное удовольствие глядеть, как люди друг друга убивают, а между тем и утром, и вечером я со своей повозки целыми часами глядел на это. И не я один».
Историки:
В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. После неудачи русских войск в сражении на реке Альме главнокомандующий князь А.С. Менщиков приказал армии отступить в глубь Крыма. Севастополь оказался уже тогда обреченным.
Слайд4
Адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали офицеры под руководством Э.И. Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов, тем самым преградив путь в нее вражескому флоту.
Биографы:
7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь. Под сильным впечатлением увиденного он пишет письмо брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» - говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» - и войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство! Ура!..» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб. Женщины носят воду на бастионы для солдат … мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».
Слайд 5-6
Художники: (приложение 2-3).
Учитель:
Таким образом, Л.Н.Толстой был непосредственным участником обороны, видел, как сражаются русские солдаты, как они умирают. О них Л.Н.Толстой пишет в очерке «Как умирают русские солдаты». В одном из рассказов мы читаем: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский». И еще: «Герой, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен – правда». Эти люди стали героями рассказов: «Севастополь в декабре месяце», 1854 год; «Севастополь в мае», 1855 год; «Севастополь в августе», 1855 год.
Еще один писатель, не участвуя в обороне Севастополя, пишет об это просто, правдиво.
Слайд 7
Биографы:
М.М. Филиппов родился в 1858 году, т.е. спустя 2 года после окончания Крымской войны.
В 1881 году Филиппов впервые обратился к Л.Н. Толстому, как к «властителю дум».
Письма молодого 22-летнего человека, начинающего свой жизненный путь в науке и литературе, свидетельствуют о той внутренней борьбе, которая происходила в его душе в эпоху «безвременья». В ней созрело убеждение, что печальная действительность завела русское общество в тупик, выход из которого он видел лишь в борьбе против экономического и политического порабощения масс.
В это же время писатель продолжал накапливать материал для начатого им исторического романа о Крымской войне, поставив перед собой задачу создания произведения, рассказывающего правду, только правду эпохи. Автора романа отделял от описываемых событий исторически небольшой срок. В это время еще были живы многие участники героической обороны Севастополя, и драматические коллизии этой войны продолжали с большой остротой волновать умы русского общества. Филиппов собирал воспоминания, записывал рассказы участников и очевидцев военных событий, происходивших на Крымском полуострове, изучал отечественные и иностранные печатные источники и документы. Здесь на помощь автору пришли его обширные знания в области общественных наук, широкая эрудиция, превосходное владение европейскими языками.
В «Осажденном Севастополе» достоверно показана обстановка не только в русской армии, но и в лагере противника, нарисованы яркие образы талантливых военачальников Нахимова и Корнилова, их соратников. Но главным героем романа являлся народ в лице русского солдата и матроса, в основном крестьянина, в котором даже эпоха крепостничества не могла растоптать душевное благородство, героизм, любовь к Родине.
Л.Н. Толстой очень высоко оценил роман М.М. Филиппова: «Я прочел роман «Осажденный Севастополь» и был поражен богатством исторических подробностей. Человек, прочитавший этот роман, имеет совершенно ясное и полное представление не только о севастопольской осаде, но и обо всей войне и причинах её».
Восприятие учебного материала.
Литературоведы:
Рассказ «Севастополь в декабре» является своеобразным «путеводителем» по осажденному городу. Это особенно подчеркивается формой личного местоимения «вы» в определении лица, от которого ведется рассказ. Это и повествователь, и читатель: «Вы подходите к пристани…», «Вы отчалили от берега...», «...вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом». Повествование ведется так, что читатель как бы является очевидцем, участником событий, он как будто ощущает то же, что и защитники города.
Рассказывают, что императрица Александра Федоровна плакала, читая первый севастопольский очерк Толстого, а государь Николай I приказал «следить за жизнью молодого писателя» и даже «перевести его с четвертой батареи в более безопасное место».
Слайд 8
Аналитическая беседа.
Учитель:
Л.Н. Толстой пишет: «Да! Вам непременно предстоит разочарование, если вы в первый раз въезжаете в Севастополь».
- О каком разочаровании идет речь? (Он сам и отвечает на этот вопрос: «Напрасно вы будете искать хоть в одном лице суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности смерти, решимости, ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых своим делом». «на набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают чулки, русские мужики с самоваром кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступеньках валяются заржавевшие бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров…». Все просто и обыденно. Люди выполняют свою работу. Они страдают, мучаются, но страдания отдельных людей подчинены общей идее защиты Севастополя) (с.10-11).
- А что об этом пишет М. Филиппов? («Объявление нам войны двумя великими державами мало повлияло на деятельность мирных жителей Севастополя; почти никто и не думал о том, чтобы выезжать, кроме нескольких иностранных купцов. Зато моряки и местные войска усиленно работали»; «Однообразно и утомительно потекла жизнь Севастопольского гарнизона. Днем бомбардировки, ночью опять бомбардировки и работы по исправлению повреждений с уверенностью, что завтра будут сделаны новые, быть может, еще больше повреждения. Скучная каторжная жизнь, в которой со стороны для каких-нибудь петербуржцев и москвичей представлялось много поэтического и даже сказочного, жизнь вызывавшая во все концах России сотни восторженных возгласов в прозе и в стихах, но на самом деле во всей своей будничной обстановке далеко не такая привлекательная, какою она казалась людям, подогревавшим свои патриотические чувства где-нибудь на веселой столичной пирушке…» (с.379-380).
Учитель:
М. Филиппов уделяет много внимания в своем романе трагическому событию времен обороны – вынужденному затоплению кораблей флота для заграждения входа неприятеля на Севастопольский рейд. Зачитайте отрывки из романа, посвященные этому событию.
- Что больше всего хотел подчеркнуть в них автор? («Тоска сжала его сердце, … ему казалось, что он готовится убить что-то живое и близкое своему сердцу») (с.255).
(«К четырем часам рейд представлял необыкновенно оживленную картину. … на библиотеке будет выставлен вместо сигнала русский национальный флаг») (с.256).
(«Осужденные на смерть корабли и фрегаты стояли на своих местах с отвязанными парусами. … Но вот зашатался один из кораблей и довольно быстро погрузился в воду, с шумом вспенивая волны и оставляя на поверхности воды обломки матч. За тем другой, третий…») (с.268).
- Кто же главный герой обороны? («Севастопольские рассказы» - народ русский: солдат с ампутированной ногой, который спокойно рассказывает о своем ранении, опуская подробности своего героического поведения. «Хозяйка его» рассказывает про него, и «глаза её блестят каким-то особым восторгом; матрос, у которого вырвана часть груди, просит прощения у своих товарищей за то, что не сможет продолжать сражаться.
«Осажденный Севастополь» (с.269) – плачущий старый матрос: «Толпы любопытных стали понемногу расходиться. Но до самой ночи можно было видеть на Графской пристани старого матроса Прокофьича с корабля «Три святителя». Старик сидел неподвижно и все глядел на то место бухты, где под волнами скрылся его корабль. Слеза за слезой катились по его морщинистому загорелому лицу. Его звали товарищи, но старик не двигался с места и какой-то офицер окликнул его по имени, но старик не двигался с места и сидел, опустив голову. Когда же совсем стемнело, прохожие, сновавшие у пристани, ясно слышали чьи-то сдержанные рыдания. Старик рыдал как дитя» (с.269).
Учитель:
Вглядываясь в лица защитников Севастополя, авторы увидели жестокое лицо войны, и, по выражению Л.Н. Толстого, война показана «не в правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанным боем с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти».
- Что же движет этими солдатами и матросами? Почему они спокойно идут на смерть? («Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная
причина, - говорил Толстой. – И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого – любовь к родине.»)
Слайд 9-10
Художники:
На 4-ом бастионе вместе с Львом Толстым сражались простые русские солдаты. В 1911 году первые русские операторы засняли оставшихся в живых защитников Севастополя, сохранив их лица для истории. На групповом портрете художника Тима среди участников оброны можно увидеть рядовых: Афанасия Елисеева, Петра Кошку, Федора Заику, Ивана Демченко. Сколько в их лицах решимости, отваги и грусти.
Учитель:
Какие чувства проявляет война в солдатах и матросах? Почему на это указывает Толстой? (Чувство собственного достоинства. «Севастополь в декабре» со слов: «Вглядитесь в эти лица, в осанки и движения этих
людей …» до слов: «…следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства»).
Учитель:
М. Филиппов много внимания уделяет руководителям обороны города Корнилову и Нахимову. Подтвердите это текстом. (Исторические ли условия, при которых слагался характер русского человека, или критическое положение, в котором находился город, а может быть, и обе эти причины вместе подействовали так, что севастопольцам нужен был человек, которому они могли бы поклониться, как кумиру. Корнилов был как нельзя более пригоден для этой роли» (с. 297).
- В чем идейный смысл рассказа «Севастополь в декабре»? (Героизм, мужество, горячая любовь к родине).
- А на что делает акцент М. Филиппов, описывая декабрьские события в Севастополе? (Смертельное ранение Корнилова: «Корнилов подходил уже к Брустверу, Жандр был в двух шагах от Корнилова, как вдруг его послышался глухой звук как был от падения тяжелого мешка на землю, и на грудь Жандра брызнула кровь. Корнилов пошатнулся и упал бы совсем навзничь, если бы Жандр не подхватил его голову… Ядро раздробило Корнилову левую ногу у самого живота. – Отстаивайте же Севастополь… - сказал Корнилов и , не испустив ни одного стона, лишился чувств», плачущий Нахимов: «Нахимов вскочил с места. – где он? Говорите! Такой человек, как Корнилов, и вдруг ранен! Другого такого нет-с и не будет! Вот истинное несчастье! Уж лучше меня бы хватило ядром или кого другого, но только не его! Поймите, молодой человек, вы. Вероятно, его полюбили за короткое время, а ведь так его знать, как я его знаю-с!... Я старый моряк, и, поверьте, мне не стыдно перед вами: вы видите, молодой человек, я плачу, да, я плачу-с! Слезы действительно градом покатились по щекам Нахимова» (с.361-362).
Приложение 4
Слайд 11
Учитель:
В рассказах «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года» Толстой продолжает рассказывать правду о Севастополе всей общественности, используя форму художественного повествования. Неотъемлемый атрибут войны – госпиталь, и оба писателя дают описание госпиталя. Подтвердите текстом.
(Госпиталь у Толстого – 8 глава, у Филиппова – с.456-481).
Один и второй авторы рисуют войну как сумасшествие. Докажите это. («Севастополь в мае»). Сцены: 10-летний мальчик собирает цветы среди трупов (антитеза); сцены перемирия, где противники мило беседуют, улыбаясь друг другу. «И эти люди – христиане… не упадут с раскаянием вдруг на колени и со слезами радости и счастья и не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется честная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия».
«Осажденный Севастополь»: хоронили русские и своих ,,
и врагов: «Убитых русских и французов одинаково подобрали наши солдатики… Убитых французов положили поодаль от наших… Мирно лежали французские трупы поодаль от русских. Для французов вырыли две большие ямы: в одну положили офицеров, в другую – солдат… Католический священник отслужил панихиду. Взвод наших солдат сделал залп, отдав долг убитому неприятелю; в тоже время могилы были засыпаны землей. Наших хоронили отдельно. С неприятельских батарей масса зрителей следила за этим зрелищем.» (с.454-455).
Слайд 12
Историки:
В конце августа 1855 г. началась последняя, самая ожесточенная бомбардировка Севастополя. Это самый страшный месяц долгой осады, окончившейся падением Севастополя. 800 орудий беспрестанно громили город. Потери защитников составляли 2-3 тысячи человек в день. 27 августа начался общий штурм. После захвата господствующей высоты — Малахова кургана — дальнейшая оборона потеряла всякий смысл. Когда на Корабельную сторону приехал Горчаков, он увидел горы трупов на подступах к Малахову кургану, французское знамя на его вершине и дал приказ к отступлению. Защитники крепости оставили южную часть Севастополя, по понтонному мосту перейдя через бухту. Закончилась 349-дневная оборона.
Литературоведы:
Третий из «Севастопольских рассказов» — «Севастополь в августе 1855 года» — посвящен последнему периоду обороны. Снова перед читателем будничное и тем более страшное лицо войны, голодные солдаты и матросы, измученные нечеловеческой жизнью на бастионах офицеры. Из отдельных лиц, помыслов, судеб складывается образ героического города, израненного, разрушенного, но не сдавшегося: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко, придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела».
Слайд 13
Учитель:
Сравните описание последнего штурма 27 августа у Л. Толстого (главы
25-27) и М. Филиппова (с.516).
А теперь подведем итог всем тому, о чем мы говорили на уроке.
- Кто же истинный герой произведений «Севастопольские рассказы» и «Осажденный Севастополь»? Что такое война в понимании Л.Н. Толстого и М.М. Филиппова?
Запись в тетрадь
Выводы:
1. Народ и война – главная тема произведений, и она связана с темой русского национального характера;
2. Главный герой Севастопольских событий – простой народ, правдиво показанный писателями;
3. Война, правдиво показанная писателями –«в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз;
Художники:
Художник Василий Васильевич Верещагин, участник трех войн, по-своему увидел лицо войны (Приложение 3).
Слайд 15
Свою картину он назвал «Апофеоз войны». На раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
В словаре С.И.Ожегова слово «апофеоз» имеет два значения: прославление, возвеличение чего-нибудь; торжественная, заключительная сцена театральных представлений.
- В каком значении употребил слово художник?
- Какую мысль стремится передать художник? (Пирамида из человеческих черепов и слетевшееся на пиршество воронье и есть итог кровавой бойни, где победу празднуют смерть).
Домашнее задание: дать письменный развернутый ответ на тему: Совпадает ли понимание войны художника Верещагина с пониманием Л.Н.Толстого и М.М. Филиппова?
Подведение итогов урока.