КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Класс: 9
ФОРМАТ: ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
ТЕМА: «ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ» (ПО РОМАНУ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»)
Цели урока:
Через мотивацию поступков героев романа выявить причины драмы несостоявшейся любви.
Развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения.
Развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.
Развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
Создание условий для формирования социальной компетентности, коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Приемы ТРКМ: «Ключевые слова», «Ассоциативные ряды», «Перекрестная дискуссия», «Письменная рефлексия», «Трехчастный дневник», маркировка текста «Инсерт»
Литература: роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», письма А.С. Пушкина.
Ход урока.
1) Стадия вызова.
Начало урока предназначено для актуализации уже имеющихся знаний у учащихся. Необходимо включить в систему оценки личный, пусть даже незначительный жизненный опыт ребят. Задача этой стадии урока: заинтересовать, мотивировать на дальнейшую деятельность, создать ассоциации, являющиеся сильным активизирующим фактором.
Можно сказать ребятам, что любовь для Пушкина – предмет высокой поэзии. И спросить их:
- А что есть любовь для вас?
- С чем ассоциируется это слово?
( Составляется ассоциативный ряд: счастье, взаимопонимание, страсть, верность, интимность, испытание, чувственность…).
Каждый из нас мечтает о такой любви. Поэтому эта тема очень понятна и близка старшеклассникам. Очень важно создать доверительность между учителем и учениками. Можно зачитать высказывание одного из героев рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» генерала Аносова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».
Задайте ученикам вопрос:
- Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)
Герои романа А.Пушкина проходят испытание любовью.
Учащиеся без труда определяют цели урока: понять мотивацию поступков героев романа, причины драмы несостоявшейся любви.
- Легко, ли сказать…люблю?
- Как вы думаете, почему влюбленные люди избирают для этого эпистолярный жанр?
- Почему Татьяна выбирает письмо?
Предполагаемые ответы учеников:
- Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно.
Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным. Написать письмо легче. Так считают многие старшеклассники. Ведь ты не смотришь в глаза. Однако многие ребята практически не пишут друг другу письма.
Очень интересно обратиться к письмам Пушкина.
«Сколько мук ожидало меня по возвращению. Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали. У меня не хватило мужества объясниться – я уехал в Петербург в полном отчаянии…»
«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее. Голова у меня закружилась…» (Н. И. Гончаровой, матери Натальи Гончаровой)
Поэт объясняется в любви… Удивительно, но эти письма написаны будущей теще поэта. Пушкину легче было говорить о своей страстной любви чужому человеку?
А как это происходит с героями романа?
Попробуем проникнуть в тайны женской души.
Итог первого этапа урока очевиден: учащиеся включают в систему оценки своей личный опыт, формируется собственная жизненная концепция. Сделан первый шаг, чтобы сблизить эпоху поэта с нашим временем.
2) Следующий этап урока – стадия осмысления, на которой учащиеся получают опыт работы с художественным текстом как активно мыслящие и думающие читатели. Дается возможность отследить процесс рождения новых идей.
Очень интересными с точки зрения эмоционального восприятия текста являются такие технологические приемы, как работа с «ключевыми словами», «перекрестная дискуссия», маркировка текста – «Инсерт», «трехчастный дневник».
Письмо Татьяны.
- Что есть любовь для героини?
- Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник. (Эта форма работы может быть выполнена дома)
«Трехчастный дневник»
Ключевые слова Комментарии к ним
Комментарии к комментариям
«Меня презреньем наказать…»
«Моей несчастной доле…», «горького мучения…»
Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…
.
Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций
«Только слышать ваши речи…»
«Я твоя…»
«Хранитель мой…»
«Послан богом…»
Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...
«В сновиденьях мне являлся…»
«Чудный взгляд…»
«Воля неба…»
Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».
Евгений Онегин.
- Его представления о любви? («Резкий охлажденный ум» или благородный души человек?)
Рассмотрите сцену объяснения Онегина и Татьяны.
В работе с художественным текстом может помочь технологический прием – маркировка текста «Инсерт».
Попробуем разобраться. Почему Онегин свой монолог называет исповедью? А автор, обращаясь к читателю, говорит: «Так проповедовал Евгений».
- С чем ассоциируются эти слова?
- Какое слово оставляет шанс влюбленному человеку, а какое ставит точку в отношениях?
- Как вы воспринимаете монолог Онегина?
Текст можно промаркировать с позиции:
+ Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья».
- Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было бы другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: « Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя…». Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.
? Мне трудно определиться в этом вопросе.
Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».
Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».
В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».
«Защита героя».
- Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам - Евгения. Это может выглядеть так.
Татьяна - решительная
- у нее открытое, чистое сердце
- искренняя, чувственная
- не способна предать,
- была бы верной женой…
Онегин
- эгоист, причиняет Татьяне боль
- не желает понять душу влюбленной девушки
- не дает шанс ни ей, ни себе
- обрекает себя на одиночество
Онегин
- честный, открытый, благородный человек
- не способен лгать
- не любит ее, ведь сердцу не прикажешь…
Татьяна
- живет в своем придуманном мире
- создала себе образ некого идеального мужчину
- слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции…
Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.
3) Этап рефлексии очень важен на заключительном этапе урока. Информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Интересным приемом на этой стадии урока может быть письменная рефлексия: сочинение – эссе (6-7 предложении, очень субъективных, в разговорной форме):
Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?
Есть ли место героям романа в нашем мире?