Урок-композиция (11 класс 23.03.2012.)
Учитель: Тимошенко Л.И.
Тема: «Приветствует мой стих младых царевен…»
(Женщина в жизни и поэзии С.А.Есенина)
Цели: Выявить основные приёмы создания женских образов в поэзии С.А.Есенина.
Обучающие:
Совершенствование навыков анализа стихотворного текста;
Совершенствование самообразовательных навыков работы с дополнительными информационными источниками;
Развитие умения соединять исторические и биографические факты из жизни поэта с идейно-художественным своеобразием стихотворений;
Отработка навыка выразительного чтения.
Развивающие:
Развитие навыков монологической речи и логического мышления;
развитие творческих способностей;
Формирование образной сферы личности ученика.
Воспитательные:
Воспитание чувства прекрасного, любви к поэтическому слову;
Воспитание уважительного отношения к женщине;
Привитие культуры проявления чувства любви.
Оборудование:
Презентация
Видеофрагмент (Танец Айседоры Дункан)
Музыкальное сопровождение: записи песен на стихи Есенина, «Мелодия Си-Минор» Дворжака, исполнение учеником романса «Не бродить,..» под аккомпанемент электропианино
Ход урока:
Вступительное слово учителя (о «лирическом романе» в стихах С.А.Есенина, отразившем глубину и чистоту его души)
Основная часть.
1 этап.
Возникновение и создание фольклорного образа девушки-царевны
в крестьянском сарафане в ранних стихах С.Есенина.
А) Обсуждение значения слова «царевна», вынесенное в заглавие урока;
Б) Композиция из ранних стихотворений Есенина с элементами театрализации (мальчики в одежде деревенских парней: Горожанкин А., Черноволот С., Фомин В., Кутырев А)
- «Заиграй, сыграй, тальяночка…»(1912 г.)
- «Хороша была Танюша…»(1911 г.) [pic]
- «Тёмна ноченька, не спится…»(1911 г.)
- «Под венком лесной ромашки…» (1911 г.)
В) Зрительное представление образа девушки в крестьянском сарафане (работа художника Кукарской Т.Н.) Рассматривание и обсуждение картины
Г) Вывод: Такое видение женского образа – это народное восприятие красоты, фольклорные мотивы в ранних стихах Есенина – дорогое сердцу поэта напоминание о самом главном, о родном доме, о деревне.
2 этап
Создание образа девушки-«мечты»
А) Возможные прототипы (А.Сардановская, М.Бальзамова) [pic]
Б) Выразительное чтение наизусть стихотворений (с элементами театрализации – девушки в светлых платьях)
- «Вот оно, глупое счастье…» (Бабаева К.)
- «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (Николаева Е.)
В) Анализ прочитанных стихотворений (беседа с классом: нахождение и анализ тропов, создающих неповторимый женский образ, обсуждение различного настроения стихотворений)
Г) Вывод. В стихотворениях С.Есенина явственно чувствуется продолжение пушкинских традиций: возвышение женщины, любование чистотой и прелестью женского образа, настроение светлой печали, идущее от осознания то ли утраты, то ли несбыточности возвышенно-прекрасной мечты.
Д) Созданный Есениным образ «девушки-мечты» в музыке (исполнение учеником Фоминым В. романса «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (муз. Г.Пономаренко), аккомпанемент – Тарасцова Л.А.)
3 этап
Тайна строчки из неопубликованного стихотворения С.Есенина, вынесенной в название урока.
А) Царевна – дочь русского царя (Индивидуальное домашнее задание: встреча с царской семьёй, общение с царевнами - факт из жизни поэта) [pic]
Б) История создания и выразительное чтение наизусть стихотворения «Приветствует мой стих младых царевен…» (подготовили ученицы Беззубцева Н. и Фадеева Л.)
В) Анализ стихотворения (беседа с классом, работа с распечатанным текстом)
Г) Вывод. В царских дочерях поэтом подчёркнуты качества, издавна ценимые в народе: особый склад души, милосердие, гуманизм.
4 этап
Женщины в жизни Есенина, обладающие воспетыми им качествами.
А) Зинаида Николаевна Райх (портрет с детьми) [pic]
- История любви С.Есенина и З.Райх ( Декламация под музыку Дворжака «Мелодия Си-Минор» - исполняет ученица Хлёскина Н.)
- Индивидуальное домашнее задание: исследование зрелой лирики Есенина, нахождение деталей образа Райх, выражение чувства любви к ней
(«Письмо к женщине», «Собаке Качалова» и др. – Грачёв Ю.)
- Выразительное чтение наизусть стихотворения «Цветы мне говорят – прощай…» (учитель)
Б) Айседора Дункан
- Видеофрагмент (танец в исполнении Айседоры Дункан) [pic]
- Трагическая история любви С.Есенина и Айседоры Дункан, душевный кризис поэта (факты из биографии – индивидуальное домашнее задание - Чупракова А.)
В) Августа Миклашевская
[pic]
- Литературно-музыкальная гостиная «Золотая осень Сергея Есенина и Августы Миклашевской»
(Действующие лица: Современник Есенина – Кутырев А., А.Миклашевская – Донцова А., 2 чтеца – Горожанкин А. и Фомин В, ведущий – учитель)
Содержание: театрализованное чтение воспоминаний о любви поэта и Миклашевской, строк из её дневника, чтение отрывков из стихотворений «Заметался пожар голубой…», «Ты такая ж простая, как все…», мелодекламация стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
5 этап
Образ восточной красавицы в цикле «Персидские мотивы»
- Индивидуальное домашнее задание – сообщение о поездках Есенина в Ташкент и Закавказье (Байгазина К.)
- Анализ отдельных строф стихотворений данного цикла, создающих женский образ на основе самостоятельной домашней работы («Улеглась моя былая рана…», «Я спросил сегодня у менялы…», «В Хоросане есть такие двери…», «Руки милой – пара лебедей…», «Никогда я не был на Босфоре…»)
- Работа с тропами
-Рассматривание и обсуждение картины художника Кукарской Т.Н. («Образ восточной красавицы по мотивам стихотворений С.Есенина») [pic]
-Вывод. В цикле «Персидские мотивы» всё то же возвышенное любование женской красотой восточного типа, но рядом с образом восточной красавицы – уже знакомый нам облик «девушки в белом», царевны, мечты («Шаганэ ты моя, Шаганэ…»), ведь душою поэт навсегда в далёкой и милой России…
3) Заключение (слово учителя)
Мы прочитали лишь одну страницу есенинского «лирического романа»и увидели, как, то следуя лучшим традициям фольклора и русской классической поэзии, то используя своё неповторимое есенинское слово, рисует поэт прекрасные женские образы, приветствует стихом своих царевен, поёт вечную песнь любви…
Рефлексия: обобщение впечатлений от полученной на уроке дополнительной информации из жизни и творчества С.А.Есенина, от выраженного в стихах поэта отношения к женщине, к любви.
- Что нового о поэте вы узнали?
- Чему научились? Как учит поэт относиться к женщине, к любви?
5) Домашнее задание: сочинение-эссе «Мой Есенин» [pic]