Методический аспект изучения мотива судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методический аспект изучения мотива судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

В школе на уроках литературы мотив судьбы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» рассматривается в связи с изучением новеллы «Фаталист» в 10 классе.

Очень важно, чтобы учащиеся поняли, почему именно «Фаталистом» заканчивается роман, какое значение имеет новелла. Ведь постановка в финал романа «Фаталиста» самым существеннейшим образом влияет не только на более углубленное понимание личности Печорина, заложенных в нем потенциальных возможностей и нравственно-духовных перспектив, но и на истолкование социально-философского смысла всего романа. По мнению В. В. Виноградова, «Фаталист» занимает «в системе повестей «Героя нашего времени» ключевое положение, и без него роман не только потерял бы в своей выразительности, но и во многом утратил бы «свой внутренний смысл. Вся логика повествования, весь ход композиционного его построения подготавливает постепенно... необходимость появления этого последнего и решающего звена,— «Фаталист» заключает роман, как своего рода «замковый камень», который держит весь свод и придает единство и полноту целому...» И дальше исследователь поясняет и развивает свою мысль: «Оказывается, «рефлексия» Печорина куда более серьезна и глубока, чем это представляется поначалу... Печорин... пытается идти «с самого начала», пытается решить вопрос, которым действительно все «начинается». Это вопрос о тех первоначальных основаниях, на которых строятся и от которых зависят уже все остальные человеческие убеждения, любая нравственная программа жизненного поведения. Это вопрос о том, предопределено ли высшей божественной волей назначение человека и нравственные законы его жизни или человек сам, своим свободным разумом, свободной своей волей определяет их и следует им».

В начале урока целесообразно провести словарную работу, в которой дать толкование таким понятиям, как рок, фатализм, фаталист, предопределение. Например:

I. Словарная работа

Предопределение:

1. Заранее определить, обусловить;

2. Судьба, рок;

3. В религии: воля божества, определяющая собой поведение человека и все происходящее в мире.

Предписание — распоряжение, приказ.

Рок — несчастная судьба.

Фатализм - вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.

Фаталист – человек, склонный к фатализму.

Подобная работа поможет ученикам при анализе новеллы, поможет лучше понять содержание произведения.

Особое внимание уделяется эпизоду пари Вулича и Печорина. При его анализе учащимся следует помочь наводящими вопросами, типа:

- Что же странно Печорину в поведении Вулича?

(После «победы» над судьбой Вулич репликой Печорина вновь возвращен к сомнению в своем счастливом жребии. Мгновенный переход от самодовольства к смущению и резкой сердитости выдает его неуверенность в себе.)

- Убедил ли этот случай Печорина в том, что человек подчинен

предопределению?

(Размышления Печорина под открытым небом нас убеждают в том, что герой, на словах согласившийся с существованием фатума, проявленного как будто в испытании Вулича, продолжает сопротивляться этой высшей силе. Печорин не верит, что существует высшая сила, управляющая движениями людей. Воля, действие оказываются возможными в человеке, у которого есть воля и цель. Потомки, не верящие в судьбу, не верят и в себя:

«А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха... мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения сомнению...».)

- С каким произведением близок этот эпизод?

(Со стихотворением «Дума», так как Печорин так же горько судит свое поколение, как и поэт.)

- Что же отличает Печорина от Вулича в отношении к року судьбы?

(Печорин любит сомневаться во всем. Поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения о том, существует ли предопределение или нет. Однако из всех событий, изображенных в повести, герой приходит к мысли: при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость.)

Итак, мы видим, что мотив судьбы в романе М.Ю. Лермонтова изучается в школе в связи с новеллой «Фаталист». И целью подобный урок ставит показать ученикам, почему роман завершается новеллой «Фаталист», выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина. Ведь мотив судьбы как раз и помогает раскрыть внутренний мир героя.