ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе в 11 классе составлена в соответствии с
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
-Основной образовательной программой СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга;
-Учебным планом СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016 - 2017 учебный год;
-Положением о рабочей программе педагога СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга 2016 г.;
-И.Н.Сухих: «Литература. Программа для 10-11 классов (базовый уровень).»Москва. «Академия».2013 год.
Структура Рабочей программы включает следующие обязательные компоненты:
-титульный лист,
-пояснительную записку, включающую описание места учебного предмета (курса) в учебном плане; описание учебно-методического комплекта; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
-содержание учебного предмета, курса;
-тематическое (поурочно-тематическое планирование) с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
-лист корректировки.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и компонента образовательного учреждения, закрепленными в учебном плане образовательного учреждения на 2016-2017 год. На основании анализа результатов ЕГЭ,опроса учащихся и их родителей и с целью обеспечения развития коммуникативной компетенции учащихся в учебном плане образовательной программы среднего общего образования на изучение литературы в 11 классе в 2016-2017 году выделено 4 часа в неделю,всего 136 часов согласно учебному плану СПб ГАОУ средняя школа 577: 3 часа из федерального компонента и 1 час из компонента образовательного учреждения. При 34 учебных неделях общее количество часов составит 136 часов.
Увеличение часов программы И.Н.Сухих «Литература.10-11 классы (базовый уровень)» произведено по следующим темам:
Тема
Кол-во часов по программе
Увеличение
часов
А.А.Блок
7
3
И.А.Бунин
4
3
А.М.Горький
6
1
В.В.Маяковский
5
1
О.Э.Мандельштам
3
2
А.А.Ахматова
4
1
М.А.Булгаков
6
1
М.И.Цветаева
3
1
Б.Л.Пастернак
4
3
А.Т.Твардовский
3
1
А.И.Солженицын
4
1
обобщающие темы по литературному процессу 20 века.
16
Итак, на скорректированную программу изучения литературы в 10 классе отводится 136часов (4 часа в неделю),из которых 16 часов развития речи; 4 классных сочинений,3 –домашних.
Описание УМК согласно федеральному перечню учебников,утверждённых приказом Минобрнауки РФ,электронных и информационных ресурсов:
Сухих И.Н. Русская литература XIX в. Учебник для 10 кл. общеобразовательных школ. В 2 ч. – М. Академия, 2011.
Белокурова С.П. Литература. 10 класс. Практикум для учащихся. – М.: Академия, 2011.
Белокурова С.П. Литература. 10 класс. Книга для учителя. – М.: Академия, 2011.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Изд. 2-е. – СПб.: Паритет, 2007.
Электронные ресурсы:
CD-диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс»
DVD-диск «Человек-эпоха»
Слайд-комплект «М.Булгаков. Творческий портрет»
Слайд-комплект «А.Ахматова. Творческий портрет»
Слайд-комплект «С.Есенин»
Слайд-комплект «В.В.Маяковский»
Информационные ресурсы (с использованием интерактивной доски):
[link] (Видеоуроки литературы и русского языка 8-11 классы) Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок» festival.1september.ru Сводная библиотека proshkolu.ru (личная страница,опубликованные работы) Интерактивная доска на уроке в школе interaktiveboard.ru Всё для учителя – urok.net Интернет-государство учителей intergu.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетен ций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана, тезиса, конспекта;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы в 11 классе ученик должен
знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание и историческую основу произведений;
-черты литературных направлений;
-основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов;
-систему художественных образов изучаемых произведений;
-позицию автора к проблематике изучаемого произведения;
-основы сценического поведения героев в произведениях;
-содержание критических статьей к изучаемому произведению;
-приемы анализа прозаического и поэтического текста;
уметь
-составлять тезисы и планы прочитанных произведений; -владеть различными видами пересказа; -воспринимать и анализировать художественный текст; -определять род и жанр произведения; -определять тематику и проблематику произведений; -выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное; -участвовать в диалоге по прочитанному произведению; -выявлять авторскую позицию; -выделять смысловые части произведения; -давать характеристику героев; -сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; -выражать свое отношение к поступкам героев; -строить устные и письменные высказывания; -характеризовать особенности сюжета и композиции произведения; -глубоко анализировать художественный текст; -анализировать изобразительно-выразительные средства; -самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения; -писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи; -перефразировать мысль; -владеть монологической и диалогической речью; -развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; -использовать различные виды пересказа и чтения; -владеть основными видами публичных выступлений; -осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров; -проводить информационно- смысловой анализ текста; -найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества;
2)развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к художественным произведениям, сохранения чистоты русской литературы как явления культуры;
3)удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
4)увеличения словарного запаса; расширения круга используемых выразительных средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
5) использования художественных произведений как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Формы,периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся
-подготовка и защита рефератов, проектов по литературе, -тест; -проверочная работа с выборочным ответом; -комплексный анализ текста; -публичное выступление по общественно-важным проблемам; -зачётная система по некоторым темам курса; -классное и домашнее сочинение по изученному произведению; -устное высказывание на заданную тему; -ответ на проблемный вопрос.
№
Форма деятельности
Кол-во часов
Тема учебной
деятельности
1
Анализ стихотворения
1
«А.А.Блок»
2
Чтение наизусть
«А.А.Блок»
3
Классное сочинение
1
«И.А.Бунин»
4
Домашнее сочинение
«М.Горький»
5
Чтение наизусть
«В.В.Маяковский»
6
Классное сочинение
1
«В.В.Маяковский»
7
Домашнее сочинение
«С.А.Есенин»
8
Чтение наизусть
«О.Мандельштам»
9
Классное сочинение
1
«А.А.Ахматова»
10
Домашнее сочинение
«М.А.Булгаков»
11
Чтение наизусть
«Б.Л.Пастернак»
12
Сочинение-рассуждение по проблемном
вопросу
1
«А.П.Платонов»
13
Контрольная работа «Советский век на
разных этажах»
1
«Заключение»
14
Сочинение на литературную тему.Обоб
щение изученного
2
«Заключение»
Содержание учебного предмета
Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса 20 века в тесной связи и преемственности с литературой второй половины ХIХ столетия. Поэтому первый этап знакомства с литературным процессом 20 века – повторение и обобщение изученного в 9-10 классе. Курс литературы 11 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. В данном планировании (скорректированном) предусмотрено текстуальное изучение двух-трех произведений автора Предусмотрено также освоение учащимися теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (20 век ).Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы,нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы 20 века:литература. критического реализма.Значительно расширяется список произведений,изучаемых по выбору учащихся.Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Основные теоретико-литературные понятия: 1. художественная литература как искусство слова; 2. художественный образ. Художественное время и пространство; 3. содержание и форма. Поэтика; 4. авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика; 5. историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков; 6. литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма; 7. авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка,кульминация,развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт.Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов; 8. речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ; 9.деталь. Символ. Подтекст; 10.психологизм. Народность. Историзм; 11.трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск; 12.язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс; 13.гипербола. Аллегория; 14.стиль; 15.проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа; 16.литературная критика.
ПОУРОЧНО– ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
Основные элементы содержания
Контроль
Литература 20 века.Общая характеристика (2 часа )
1
«НастоящийДвадцатый век»:календарные и культурные границы. Основные даты и исторические события.
Взаимодействие зару бежной, русской лите ратуры и литературы народов России, отражение в них
«вечных проблем бытия»
Сочинения-миниатюры
2
Литература и культура в 20веке.
Реализм и модернизм.
Разнообразие художест
венных методов и направлений 1910-1920-х годов.Искусство и общественная жизнь и т.д.
Литература концаХIХ началаХХвеков.Новаторство литературы начала ХХ века.
Работа с практикумом для учащихся.
Серебряный век:лики модернизма (1890-1910-е) ( 36 часов )
Общая характеристика и основные представители эпох (12 часов)
3
Серебряный век.
Происхождение и смысл определения:
Серебряный век в узком и широком смысле слова.Философские и эстетические предпосыл
ки.Декаданс-модернизм-авангард. Диалог с классической традицией.
основные модернист
ские учителя.Презента
ция.Дать понятие о символизме как литера
турно-художественном направлении.
Конспект.
Составление словарной статьи
4
Символизм.Мережковский-теоретик символизма
Анализ стихов.Презен
тация творчества
Анализ вырази
тельныхсредств
5
В.Брюсов-«конструктор»
Русского символизма («Творчество»«Скитания», «Юному поэту»)
Изучения понятия символизма. Показать значение творчества поэта для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова
Анализ вырази
тельных средств
6
К.Бальмонт. «Я-изыскан
ность русской медлительной речи»
Младшие символисты.
Изучение биографии и
своеобразия лирики Бальмонта.Работа в группах РольА.Блока, Андрея Белого,Вяч.Ива
нова в эволюции символизма
Сочинение-мини
атюра
7
Акмеизм.Н.Гумилёв-те
оретик и практик акмеизма («Жираф»,
«Капитаны», «Мои читатели», «Заблу
дившийся трамвай»)
Дать понятие об акмеиз
ме как литературно-художественном направ
лении; познакомить с личностью и творчеством Н.С.Гумилёва.
Поиск нужной информации в источниках раз
личного типа
8
Акмеизм.Н.Гумилёв-тео
ретик и практик акмеизма («Жираф»,
«Капитаны», «Мои читатели», «Заблу
дившийся трамвай»)
Дать понятие об акме
изме как литературно-художественном направ
лении; познакомить с личностью и творчеством Н.С.Гумилёва.
Выразительное
чтение стихов
9
Футуризм.
Игорь Северянини кубо
футуризм.
А.Кручёных.В.Хлебников(«Заклятие смехом», «Когда умирают кони-дышат…»Роль В.Маяко
вского в истории футуризма Дать понятие о футуризме как литературно-художест
венном направлении; познакомить с личностью и творчеством И.Северянина
10
Игорь Северянин.
Король поэтов
Игорь Северянин.
Эгофутуризм и кубофу
туризм.А.Кручёных
.В.Хлебников(«Заклятиесмехом», «Когда умира
ют кони-дышат…»Роль В.Маяковского в истории футуризма
Анализ стихов
11
А.Куприн. «Гранатовый браслет»-повесть о безответной любви. Трагедия и мелодрама в повести.
Обозначить основные проблемы в творчестве писателя, раскрыть ху
дожественные особен
ности его произведений Использование мульти
медийных ресурсов и компьютерных техноло
гий для систематизации информации
Умение переда
вать информа
цию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выбороч
но)
12
Тема любви в повестиА.Куприна.«Гранатовый браслет»-повесть о безответной любви.Трагедия и мелодрама вповести.
Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; обозначить роль детали в рассказе.
«Гранатовый браслет»-повесть о безответной любви.Трагедия и мелод
рама в повести.
Умение переда
вать информа
цию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выбороч
но)
13
Л. Андреев. «Иуда Искариот»
Трасформация вечных тем;предательство как подвиг.Изучение повес
ти.
14
Л. Андреев. «Иуда Искариот»
Размышления над обра
зом Иуды . Идея повести.
Сочинения-раз
мышления
А.А.Блок ( 10 часов )
15
Жизнь поэта как роман в стихах
Познакомить с лично
стью поэта, атмосферой, которой вырос поэт, определить основные мотивы лирики
16
Лирика Блока как «трилогия вочеловечива
ния».Лирический герой и персонажи-маски
Познакомить с личностью поэта, атмосферой, которой вырос поэт, определить основные мотивы лирики
Анализ стихов
разных периодов лирики Блока
17
«Стихи о Прекрасной Даме». «Вхожу я в тёмные храмы…»
Содержание «Стихово Прекрасной Даме»
Выразительные приёмы и образы
Анализ стихот
ворения
18
Город в лирике Блока.
От Прекрасной Дамы к Незнакомке,город как страшный мир.Образ го
рода и средство его соз
дания.Анализ стихов
19
«Незнакомка», «Ночь,улица,фонарь,аптека…»,«В ресторане»
Изучение темы,ком позиции и образов «Незнакомки».Художест
венные приёмы
Чтение наизусть
20
Образ Родины:история и современность.
Показать значение образа России в творчестве Блока«На поле Куликовом»,«Россия», «На железной дороге»
21
Призвание поэта. «Балаган», «О,я хочу безумно жить…»
Стихи о творчестве и наз
начении поэта
22
Р.Р.Анализ стихотворе
ния
Изучение стихов «На по
ле Куликовом»
Анализ стихотво
рения Блока
23
«Двенадцать» как символическая поэма.
Познакомить с историей создания поэмы; показать полемический характер и художествен
ные особенности произведения«Музыка революции» и «голос
улицы».Фабула,сюжет и композиция.Проблема финала:образ Христа и его интерпретации
24
«Двенадцать» как символическая поэма.
Выявить степень усвоения материала, уме
ние осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть правильность речевого оформления
Сочинение
И.А.Бунин ( 7 часов )
25
Судьба реалиста в модер
нистскую эпоху
Дать краткий обзор жизненного и творчес
кого пути; обозначить основные мотивы лири
ки поэта, показать непо
вторимость его стиля
Поиск нужной информации в источниках раз
личного типа
26
Лирика: «Листопад», «Не устанувоспеватьвас,звёзды!..»,«Одиночество»
Раскрыть психологизм и «внешнюю изобразитель
ности» прозы ,показать развитие русской классической литерату ры в прозе И.А.Бунина.
Анализ рассказов
27
«Уходящая Русь» в прозе Бунина («Антоновские яблоки»,«Чистый понеде
льник»)
Раскрыть психологизм и «внешнюю изобразитель
ности» прозы, показать развитие русской классической литерату
ры в прозеИ.А.Бунина.
Анализ расска
зов
28
Россия иЗапад,природа и цивилизация в прозе Бунина(рас сказ-притча «Господин из Сан-Франциско»)
Раскрыть философское содержание рассказа; понять авторскую пози
цию.Аналитическое чте
ние
Свободная рабо
та с текстом художественного стиля, понима
ние его специфи
ки
29
Россия и Запад,природа и цивилизация в прозе Бунина (рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско»)
Анализ рассказа «Госпо
дин из Сан-Франциско» ,раскрыть философское содержание рассказа; понять авторскую позицию
Свободная рабо
та с текстом художественно
го стиля, понима
ние его специфи
ки
30
Метафизика любви и смерти в прозе Бунина
Показать развитие русской классической литературы в прозе И.А.Бунина(«Чистый по
недельник», «Тёмные аллеи»)
Умение переда
вать информа
цию адекватно поставленной це
ли (сжато, полно, выборочно)
31
Р.Р.Классное сочинение: «Поэтика бунинской прозы»
Сочинение-рассуждение
Умение созда вать письменный текст на заданную тему.
А.М.Горький ( 7 часов )
32
Три судьбы Максима Горького:писатель, куль
Турный организатор, общественный деятель
Познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького.
Поиск нужной информации в источниках раз
личного типа.
33
Основные этапы творчества Горького
Познакомить с вехами жизни и творчества М.Горького.
34
Романтические рас-сказы Горького
Раскрыть особенности романтических расска
зов«Макар Чудра», «СтарухаИзергиль»(повторение и обобщение)
Свободная рабо
та с текстом художественно
го стиля,понима
ние его специфи
ки.
35
Реалистическая поэтика («По Руси», «Детство»)
Чтение и обсуждение
раннего творчества Горь
кого.Формирование стиля
Свободная рабо
та стекстом ху
дожественного стиля,понимание его специфики.
36
«На дне».Система и конфликт персонажей
Новаторство Горького –драматурга; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.Дать понятие о системе образов в пьесе; выявить особую роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.
Использование мультимедий
ных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, пере
дачи, системати
зации информа
ции
37
Спор о человеке, проблема горькой правды и сладкой лжи.
Выявить позицию героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде; создать проблемную ситуацию и побудить учащихся к высказыванию собствен
ной точки зрения по данному вопросу
Владение навы
ками работы с различными источниками информации.
38
Горький и МХТ.
Деятельность и творчество Горького в послереволюционную эпоху. Домашнее сочи
нение Выявить степень усвоения материала, умение осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть правильность речевого оформления
Умение созда
вать письменный текст на заданную тему.
Советский век : две русские литературы или одна ( 1920-1930-е) ( 56 часа )
Общая характеристика (5 часов )
39
Литература и революция надежды и опасения. Литература и власть.
Культурные эксперимен
ты 1920-хгодов:
Пролеткульт и РАПП.
Проблема «попутчиков» Литературные группи
ровки и направления 1920-х годов: ЛЕФ,имажинисты,«Серапионовы братья».Первый съезд советских писателейи концепция социалистического реализма.Защита проек
тов
40
Неореалистическая анти
утопия ЕЗамятина «Мы»
Изучение романа Замяти
на и анализ художест
венных приёмовразви
тие понятия антиутопии
Отзыв
41
Метафорические новел
лы И.Бабеля («Конармия»)
Сообщения обучающих
ся о произведениях Бабеля.Выявление специ
фики рассказов
Отзыв
42
Жанр и герой М.Зощенко
Пересказ рассказов.
Написание обобщающе
го образа
Повторение эле
ментов юмора
43
Характеристика творчест
ва Набокова
«Фасеточное зрение» В.Набокова
Обзор творчества Набоко
ва.Презентации
В.В.Маяковский ( 6 часов )
44
Судьба поэта:трагедия горлана-главаря.
Маяковский как футурист и как новатор («А вы могли бы…», «На
те!»Дать представление о раннем творчестве поэта, его новаторском характере и бунтарском духе. Познакомить учащихся с сатирическими произве
дениями поэта; в них разобраться, что являет
ся в них объектом сатиры, какими художественными сред
ствами добивается этого поэт
Умение ориен
тироватьсявинформационных потоках, выде
лять главное
45
Маяковский как лирик:мотивы одиночест
ва,любви,смерти
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,«Лиличка!»
46
Маяковский как лирик:мотивы одиночест
ва,любви,смерти
«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,«Лиличка!»
47
Маяковский и революция («Левый марш»).Сатира Маяковского(«Прозаседавшиеся»)
Выразительноечтение.Своеобразие сатиры Маяковского
Анализ стихов
48
Новый образ лирическо гогероя.(«Юбилейное», «Во весь голос», «Сергею Есенину»)
Развитие понятия о футу
ризме.Лирика Маяковс
кого на новом этапе.
(«Юбилейное»«Во весь голос», «Сергею Есени
ну»)
Проверочнаяра
бота на знание выразительных средств
49
Р.Р.Классное сочинение:
«Я хочу быть понят своей страной...»
Сочинение– рассуждение
Создавать пись
менный текст на заданную тему.
С.А.Есенин ( 5 часов )
50
Драматическая судьба Есенина
Познакомить учащихся с особенностями творчес
кого метода поэта; показать народность творчества С.Есенина; проследить тему Родины в его лирике«Я последний поэт деревни», «Не жалею,не зову,не плачу…», «Мы теперь уходим понемно
гу…»
Поиск нужной информации в источниках раз
личного типа
51
Есенин и крестьянская поэзия:теория и практика:
«Гой ты,Русь моя родная!»,«Не бродить,
немять…»,»Разбудименя завтра рано»«Спит ковыль.»
Анализ стихов
52
Тема Родины в лирике С.Есенина
«Гой ты,Русь моя родная!», «Не бродить,
немять…»,»Разбуди ме
ня завтра рано» «Спит
ковыль.»
Анализ стихов
53
Поэтика Есенина.Темы и мотивы лирики Есенина
«Отговорила роща золо
тая…», «Собаке Качало
ва»,»Да!Теперь решено», «Шагане ты моя,Шагане!..», «Русь советская», «Чёрный человек», «До свиданья,друг мой,до свида
нья…».
Анализ стихов
54
Обобщение представле
ний о лирике Есенина.
«Отговорила роща золо
тая…», «Собаке Качало
ва»,»Да!Теперь решено», «Шагане ты моя,Шагане!..», «Русь советская», «Чёрный человек», «До свиданья,друг мой,до свиданья…».Домашнее сочинение: «Образ Роди
ны в лирике Блока и Есенина»
Чтение наизусть
Сочинение
М.А.Шолохов (7 часов )
55
От «Донских рассказов» к «Тихому Дону»
Познакомить учащихся с личностью писателя, его творческойсудьбой; дать представление о значе
нии его произведений.
56
«Тихий Дон» как роман-эпопея
Показать развитие гума
нистических традиций русской литературы в изображении войны и её влияние на человека
57
Роман как семейная са
га,казачийэпос,историческая хроника и философ
ская притча
Рассказ обучающихся о семейных кланах в рома
не
Сочинения-миниатюры
58
История в «Тихом Доне»:мировая война, революция,Гражданская война
Исторические страницы романа.Системаобразов.Проявление характеров героев
59
Семейство Мелеховых и трагедия казачества. Любовь казака.»Тихий Дон»-роман о любви
Изображение казачьих семей, женских образов в романе.Характеристика главных героев
60
Образ Григория Мелехо
ва:казачий Гамлет под колесом истории
Показать неизбежность трагичности судьбы Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества
61
Споры о «Тихом Доне».Поэтика романа
Художественное мастер
ство писателя.Знакомст
во с критикой романа
Контроль знаний учащихся Умениесозда вать письменный текст на заданную тему.
О.Э.Мандельштам ( 5 часов )
62
Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав…»
Познакомить с личнос
тью и творчеством поэта; показать особенную ма
неру поэтического пись
ма; определить истоки художественных образов произведений
63
Мандельштам и акмеизм
Повторение символизма. Черты символизма в ли
рике поэта
Проверка знаний литературоведе
ния
64
Культурно-исторический контекст лирики.
Акмеизм и системасти
хов.Сохранения тради
ций русской поэзии и но
вые черты
Проверка знаний литературоведе
ния
65
Петербургская тема у Мандельштама
«Петербургскиестрофы», «Я вернулся в мой город…», «Век», «Мы с тобой на кухне поси
дим…», «За гремучую доблесть грядущих веков»,«Стихи о неизвес
тном солдате». Мандель
штам и власть.
Анализ вырази
тельных средств
66
Петербургская тема у Мандельштама
«Петербургскиестрофы», «Я вернулся в мой го род…», «Век», «Мы с тобой на кухне поси
дим…», «За гремучую доблесть грядущих веков»,«Стихи о неизвес
тном солдате». Мандель штам и власть.
Сочинения-мини атюры
А.А.Ахматова ( 5 часов )
67
Жизненный и творчес
кий путь А.А.Ахматовой
Дать представление о личности поэта, о моти
вах и настроениях лири
ки; показать неразрыв
ную связь поэтических образов.
Поиск нужной информации в источниках раз
личного типа, систематизация материала
68
Лирическая героиня Ах
матовой.Поэтика Ахма
товой и традиции психо
логической прозы.Ахм това в 1920-е годы.
«Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня пос
ледней встречи»
69
Поздние стихи.Историзм
Ахматовой.
Своеобразие позднейли
рики.Изменения образа лирической героини
Чтение наизусть
70
«Реквием»:
Трагедия народа и мате
ринская трагедия: «Не с теми я,кто бросил зем
лю…», «Мне голос был…», «Мне ни к чему одические рати…», «Северные элегии»,«При
морский сонет», «Родная земля» Познакомить учащихся с историей создания поэмы;показать особенности композици
онного строения и их роль в раскрытии идей
ного содержания
Умение переда
вать информа
цию адекватно поставленной цели (сжато, пол
но, выборочно)
71
Р.Р.Классное сочинение
.Россия и творчество в поэтическом сознании А.А.Ахматовой (на осно
ве анализа стихов )
Обобщение изученного
Сочинение.Развитие письменной речи
М.А.Булгаков ( 7 часов )
72
Судьба художника:проти
Востояниеэпохе.Творческий путь: от «Грядущих перспектив»к «роману о дьяволе»
Творческий путь писа
теля Творческий путь писателя. Дать обзор про
изведений, показать ха
рактеры и судьбы людей в переломное время.
Поиск нужной информации в источниках раз
личного типа, систематизация материала
73
«Мастер и Маргарита» .Жанровая и композици
онная структура,роман-миф и три сюжета
Познакомить с историей создания и публикации «главной книги». Опре
делить проблематику ро
мана, показать его компо
зиционные особенности, их связь с проблемами романа
74
Роман мастера:проблема добра,предательства,трусости,верности.Евангелие от Михаила и каноничес
кие Евангелия
Показать, как решает пи
сатель проблему нравст
венного выбора в рома
не; определить, какими художественными сред
ствами рисует Булгаков образы центральных ге
роев
75
Роман мастера:проблема добра,предательства,трусости,верности.Евангелие от Михаила и каноничес
кие Евангелия
Нравственные уроки Булгакова; продолжить работу над характеристи
кой образа литературно
го героя.
76
Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как прокуратор и чудовищный помощник.
Изучение сатиры рома
на.Отношение автора к Москве
Анализ эпизодов первых глав о Москве
77
Направленность сатиры
Нравственные уроки Булгакова; продолжить работу над характеристи
кой эпохи
78
Проблема эпилога:свет,
покой,память
Роман о любви и твор
честве.Роман Булгакова как культурный миф.
Домашнее сочинение:
«Соединение реального и фантастического в ро
мане М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Контроль знаний учащихся.Тест
М.И.Цветаева ( 4 часа )
79
Судьба Цветаевой: «С этой безмерностью в мире мер…»
Обозначить темы и моти
вы цветаевской лирики; разобраться в особенностях поэтическо
го текста, увидеть своеобразие лирической героини
Умение переда
вать информа
цию адекватно поставленной це
ли(сжато,полно,выборочно)
80
Цветаева-поэт вне направ
лений
Индивидульность пути,
Оригинальность стиля.
Лирическая героиня:
исповедальность,одиночество,Предельность эмо
ций,любовь и ненависть.
Анализ стихов
81
Лирическая героиня Цветаевой
Сопоставление образ
ов.Анализ выразитель
ных средств создания образа лирической героини
Сочинение-
миниатюра
82
Цветаева какгражда
нский поэт.Поэтика Цветаевой.
«Кто создан из камня», «Расстояние…», «Тоска по родине!»,«Бузина», «Стихи к Чехии»
Выразительное
чтение
Б.Л.Пастернак ( 7 часов )
83
Судьба поэта: «Когда я с честью пронесу несчастий бремя…»
Познакомить с лирикой поэта, показать философский характер лирики Б. Пастернака.
84
Своеобразие лирики
Пастернака
Два Пастернака:от «понятной сложности»-к «неслыханной простоте». «Сестра моя-жизнь»:мотивы любви,
природы,творчества. «Февраль.Достать чернил и плакать!..», «Сестра моя жизнь…», «Определение поэзии», «Гамлет»,«Зимняя ночь»,
«Гефсиманский сад», «Во всём мне хочется дойти досамой сути», «Ночь», «Нобелевская премия», «Единственные дни»
85
Лирика Пастернака
Два Пастернака:от «поня
тнойсложности»-к «нес
лыханной простоте». «Сестра моя жизнь»:
мотивы любви,приро
ды,творчества. «Февраль.Достать чернил и плакать!..», «Сестра моя-жизнь…», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад», «Во всём мне хочется дойти досамой сути», «Ночь», «Нобе
левская премия», «Единственные дни»
Выразительное
чтение стихов «Гамлет»
86
Роман «Доктор Живаго» в творчестве Пастернака
Проблематика и худо
жественное своеобразие.
87
Роман «Доктор Живаго» в творчестве Пастернака
Проблематика и худо
жественное своеобразие.
88
Роман «Доктор Живаго» в творчестве Пастернака
Образ главного героя
Идея романа и его связь с традициями мировой литературы
89
Пастернак в советской культуре
Размышления о месте
Пастернака в искусстве
Сочинения-
миниатюры
А.П.Платонов ( 5 часов )
90
Судьба писателя: «В поисках смысла отдельного и общего
существования»
Познакомить с творчеством писателя; по
казать актуальность и вневременную ценность его произведения
91
«На заре туманной юности».
Три этапа эволюции Платонова.Социальная утопия.Ранняя публицис
тика, «Эфирный тракт»
92
Самокритика утопии.
«Чевенгур»,«Котлован».
Язык Платонова
Понятие антиутопии.
Своеобразие языка Пла
тонова.Изображение эпо
хи в символах
Анализ прозаи
ческого текста
93
Самокритика утопии. «Чевенгур», «Котлован».
Язык Платонова
Понятие антиутопии.Сво
еобразие языка Платоно
ва.Изображение эпохи в символах
Анализ прозаи
ческого текста
94
Р.Р.Контрольная работа.
Сочинение-рассуждение на один из проблемных вопросов
Осмысление прочитанно
го и своего отношения
Сочинение-
рассуждение
Советский век:на разных этажах (1940-1980-е) ( 33 часа )
Общая характеристика ( 3 часа )
95
Литература и Великая Отечественная война
Лирика К.Симонова,
С.Гудзенко. Защита проектов. Дать характеристику периодов обзор произведений
96
Судьба Ахматовой и
Зощенко.
СмертьСталина.»Оттепель».ЛирикаЕ.Евтушенко,Р.Рождественского,А.Вознесенского,В.Соколова,Б.Слуцкого,Д.Самойлова.Основные направления в прозе:деревенская,воен
ная,городская проза
97
Восьмидесятые годы: «возвращённая литерату
ра».Девяностые годы:
поиски новых путей.Конец советской литературы
Дать общую характерис
тику литературного процесса второй полови
ны XXвека
Конспект.Проверка знаний
А.Т.Твардовский ( 4 часа )
98
Судьба поэта:драма веры.Твардовский как поэт и общественный деятель,редактор «Нового мира»
Показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирическо
го героя, гражданское мужество поэта
Поиск нужной информации в источниках раз
личного типа, систематизация материала
99
Крестьянская тема,
повествовательность,прозаизмы,разговорная интонация.
«В тот день,когда кон
чилась война», «Я убит подо Ржевом», « Вся суть одном единствен
но мзавете», «Памяти матери», «Я знаю,никакой моей вины…», «Полночь в моё городское окно…», «Дро
бится рваный цоколь мо
нумента…», «Космонав
ту»
100
Крестьянская тема,
повествовательность, прозаизмы,разговорная интонация.
«В тот день,когда кон
чилась война», «Я убит подо Ржевом», « Вся суть в одном единственном
завете»,«Памятиматери»,«Язнаю,никакой моей вины…», «Полночь в моё городское окно…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Космонавту»
101
Великая Отечественная война в судьбе и творчестве Твардовского
(«Василий Тёркин»).
Классические тради
ции в творчестве Твар
довского.Пушкин,
Некрасов,Бунин
Сочинение-миниатюра
А.И.Солженицын ( 5 часа )
102
Судьбаписателя:пророк в своём отечестве. Защита проектов
Изучение статьи учебни
ка о писателе и практику
ма.Составление хроноло
гической таблицы
Тест
103
«Один день Ивана Дени
совича».
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в твор
честве писателя.
104
«Один день Ивана Дени
совича».
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в твор
честве писателя.
Анализ рассказа
105
От лагерной прозы-к не
гативной эпопее. «Архи
пелаг ГУЛАГ»
Обзор романа.Лекция
учителя.Комментарии учащихся
106
От лагерной прозы-кнега
тивной эпопее. «Архи
пелаг ГУЛАГ»
Солженицын как боец и общественный деятель. Защита проектов
Использование
ИКТ и правиль
ное выявление необходимого материала
В.М.Шукшин ( 4 часа )
107
Поэтика рассказа. Защита проектов
Защита проектов о тради
циях русской литературы в прозе Шукшина
Умение исполь
зовать ИКТ
108
Конфликт чудика и креп
кого мужика
Поиски смысла жизни и веры. «Срезал»,«Забуксо
вал»,«Верую!», «Сураз», «Крепкий мужик»
109
Анализ рассказов Шук
шина
Работа в группах и созда
ние характеристики рас
сказов
Работа в коллек
тиве
110
Тема города и деревни
История и судьба России в рассказах Шукшина.
Шукшин как писатель,
режиссёр, актёр
Сочинение отзыв
Н.М.Рубцов ( 2 часа )
111
Судьба поэта
«Я умру в крещенские морозы».Рубцов и «тихая лирика. «Звезда полей»«Видения на холме», «Тихая моя родина». Определить особенности лирических произведений Н.Рубцова.
112
Осмысление творчества поэта
Элегия как главный жанр творчества.Деревня и город.Северныйпейзаж.История России и современность.Темылюбви,памяти,смерти.Определить особенности лирических произведе
ний Н.Рубцова.
Выразительное
чтение и комме
нтарий выбран
ного стихотворе
ния
В.С.Высоцкий ( 3 часа )
113
Судьба поэта
«Мой отчаяньем сорван
ный голос»Высоцкий и авторская песня.Высоц
кий и футуристическая традиция.Высоцкий как культурный герой.
Высоцкий как голос времени»
Выразительное
чтение
114
Жанровая система Высо
цкого.Лирический герой
Изучение лирики по темам и выявление худо
жественных приёмов
Монологическа речь-характерис
тика лирическо го героя
115
Стиль лирики Высоцкого
«Песенка ни про что», «Баллада о детстве», «Он не вернулся из боя», «Дорожная история», «Купола», «Мой чёрный человек…»
Чтение наизусть
Ю.В.Трифонов ( 3 часа )
116
Ю.Трифонов как пи
сатель
Презентация жизни и
творчества
117
Трифоновский рассказ
Обзор рассказов и напи
сание проблематики и своеобразия.Работа в группах
Анализ одного
рассказа
118
Городские повести Три
фонова
Сообщения обучающ ихся о прочитанном
Умение состав
лять обобщение прочитанного
С.Д.Довлатов ( 3 часа )
119
Жизнь,превращённая в литературу
Презентация жизни и
творчества
120
Довлатовский рассказ
Обзор рассказов Довлато
ва и написание пробле
матики и своеобразия.
Работа в группах
Анализ одного
рассказа
121
Смех и слёзы в прозе Довлатова
Выявление художествен
ных приёмов и языка рассказов
Анализ одного
рассказа
И.А.Бродский ( 3 часа )
122
И.Бродский.Судьбапоэ
та:от тунеядца до Нобелевского лауреата
Эволюция художест
венного мира Бродского
Эволюция художестве
нного мира Бродского
Эволюция художествен
ного мира Бродского Обзор лирики.
Изучение статьи учебни
ка.Работа по «Практику
му»
123
Основные лирические мотивы лирики Бродского
Обзор лирики
Анализ поэтичес
кого текста
124
Основные лирические мотивы лирики Бродского
Обзор лирики
Анализ поэтичес
кого текста
А.В.Вампилов ( 3 часа )
125
Судьба Вампилова
Драма драматурга
Лекция учителя о драма
турге.Сообщения обучаю
щихся
Выступления,устные сообщения
126
Поэтика вампиловской прозы
Изучение статьи учебни
ка о прозе Вампилова,составление
плана и выявление особе
нностей драмы
Умение использо
вать научную статью и нахождение глав
ной информации
127
Проблематика драмы Вампилова
Определение проблем
драматургии писателя.
Сообщения о прочитан
ном
Знание одной пьесыВампилова
Культура чтения
Заключение (8 часов )
128
Контрольная работа по теме: «Советский век:на разных этажах»
Контроль знаний учащих
ся
Тест
129
Конец 20 века: расцвет,кризис или про
межуток
Проза реализма и«нере
ализма», поэзия
Презентация
книги
130
Русская литетура в новом веке.Презентация проек
тов
Проза реализма и «нереализма», поэзия
Умение извлек
ать главную ин
формацию на за
данную тему
131
Моё открытие в литерату
ре
Презентации обучающих
ся
Умение извлек
ать главную ин
формацию на заданную тему
132
Книга,которой я хотел бы поделиться
Презентации обучающих
ся
Развитие устной и письменной речи
133
Р.Р.Сочинение на литера
турную тему
Письменное высказыва
ние на одну из литератур
ных тем. Обобщение прочитанного
Сочинение
134
Р.Р.Сочинение на литературную тему
Письменное высказыва
ние на одну из литератур
ных тем .Обобщение прочитанного
Сочинение
135
Обобщение изученного
Устные высказывания по поводу литературы 20 века
Тест
136
Резервный урок
24