Рабочая программа по дисциплине Литература для среднего профессионального уровня образования (СПО)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...





[pic]



колледж приборостроения и информационных технологий мирэа












РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА


по специальности:

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

























МОСКВА, 2016 г.



Предметно-цикловой комиссией

____________________________

____________________________


Разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования 2012 г. и примерной программой учебной дисциплины «Литература», одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008; для специальности

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.

код, наименование специальности




Протокол № _______________

От «_____»___________20___г.

Председатель предметно-цикловой комиссии

_________/___________________

подпись ФИО


Проректор по учебной работе

____________/_____Панов В.Л.

подпись ФИО












Разработчик:

Лиепиня Ивета Яновна, преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория





Рецензент_____________________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ стр.

.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7-26

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

27-28

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29-31





1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 Литература

1.1. Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 09.01.02 «Компьютерные системы и сети» в соответствии с примерной программой учебной дисциплины ОУД 01 «Литература», с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и совершенствуются:

– коммуникативная;

– речевая;

– социокультурная;

– ценностно-смысловая компетенции.

Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. А также программа направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


1.3 Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:


Курс «Литература » направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки; формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни; высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся; речевой культуры обучающихся;

  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

  • формирование гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:

1. Самоорганизация

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

2. Самообучение

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.

3. Информационный блок

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

4. Коммуникативный блок

Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- образную картину словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIXXX вв.;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:


Максимальной учебной нагрузки 204 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 134 часов;

самостоятельной работы обучающихся 70 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:


Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

204

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

134

в том числе:


Практические занятия

28

Контрольные работы


Самостоятельная работа

70

в том числе:


Подготовка рефератов, сообщений, презентаций (творческие задания и проекты)

12

Конспектирование статей, письменные ответы на вопросы, тезисных планов к критическим статьям

14

Письменный анализ поэтических и прозаических текстов.

14

Подготовка к чтению стихотворений наизусть

6

Создание «рекламного проекта» о понравившихся произведениях начала XX и XXI веков

8

Работа в творческих группах с дополнительной информацией и справочной литературой

6

Написание сочинений-отзывов, сочинений-рецензий.

10

Итоговая аттестация I семестр

к/р

Итоговая аттестация II семестр

Диф. зачет

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Искусство, история и литература первой половины 19 века.

18


Введение.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.

  1. Определение понятий «искусство» и «литература». Специфика литературы как вида искусства. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы: долитературный период, древнерусская литература, «Русское Просвещение», «Золотой век» русской литературы, «Серебряный век», русская литература советского периода, современная литература. Основные тенденции развития литературы конца XVIII- первой половины XIX века. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.

2

2

Тема 1.1.

Романтизм – ведущее направление русской литературы первой половины 19 века.

  1. Обзор культуры. Историческая обстановка в России в конце XVIII-первой половины XIX века. Философия. Театр и музыка. Изобразительное искусство. Скульптура. Архитектура.

  2. Литературная борьба. Ведущие журналы: «Вестник Европы», «Сын Отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения», «Русский вестник». Альманахи. Литературные объединения: «Дружеское литературное общество», «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», «Беседа любителей русского слова», «Арзамас».

  3. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Определение понятия «романтизм». Характерные черты романтизма как художественного метода. Четыре течения русского романтизма.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

1. «Самобытность русского романтизма». Сообщение, письменное выполнение задания.

2. Составить рассказ (устно) на одну из тем:

1. Что я знаю о жизни А.С. Пушкина.

2. История моего знакомства с А.С. Пушкиным.

3. Как А.С. Пушкин вошел в мою жизнь.

2


Тема 1.2.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные периоды в творчестве поэта: лицейский, петербургский, южная ссылка, михайловский, годы странствий, Болдинская осень, последние годы.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Тема поэта и поэзии. Статус поэта и поэзии в стихотворениях: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт, «Поэту», «Памятник». Библейская легенда о пророке Исайе и стихотворение «Пророк». Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы («Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны»).

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Стихотворения «К Чаадаеву», «Узник», «К морю».

2

2

Тема 1.3.

Философское отношение к смыслу жизни, творчеству, любви, природе, дому в стихотворениях Пушкина.

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

2

2

Тема 1.4.

Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме.

Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

2


2

Тема 1.5.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Поэтический мир Лермонтова. Основные мотивы лирики.

Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Дума», «Как часто пёстрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон», «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой..», «Памяти А.И. Одоевского», «Желание». Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова». Письменный анализ стихотворения.

2


Тема 1.6.

Поэма «Демон» как романтическая поэма. Смысл финала поэмы.

Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме, ее философское звучание.


2

2

Тема 1.7.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Петербургские повести»:

«Портрет». Композиция, сюжет, герои, замысел произведения.

Сведения из биографии. Мотивы личного и социального разочарования в повести «Портрет».Приемы комического в повести. Авторская позиция.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: « Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе». Знать содержание поэмы «Мертвые души». Составить конспект «Н.В. Гоголь в истории русской литературы». Конспект, сообщение.

2


Тема 1.8.

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души».

История создания. Жанр и смысл названия поэмы. Композиция произведения. Тема «мертвой» и «живой» души. Идейно – художественное значение образа Чичикова. Образ живой Руси.

2

2

Практическая работа №1:

«Золотой век» русской литературы. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь.

2


Раздел 2. Литература второй половины 19 века

48


Тема 2.1.

Культурно-историческое развитие России середины 19 века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы.

Взаимодействие разных стилей и направлений. Критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Познакомиться с романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Составить тезисный план.

1


Тема 2.2.

А.Н. Островский. «Отец русского театра». Художественный мир драматурга Островского. «Бесприданница».

Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти. Эволюция женского образа у Островского .Авторское отношение к героям.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

1



Практическая работа №2:

А.Н.Островский. Социально-психологическая драма «Бесприданница».

2


Тема 2.3.

Драма «Гроза». Город Калинов. Конфликты и система образов. Образ Катерины. Символика названия пьесы. Позиция автора, его идеал.

Жизненные позиции героев. Катерина – «луч света в тёмном царстве». Душевная трагедия Катерины. Определение понятия «темное царства».Анализ монологов (монолог как законченное высказывание, обладающее признаками текста). Русские критики о драме «Гроза». Тест по пьесе «Гроза».

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Выразительное чтение наизусть отрывка (монолог Катерины). Сочинение «Трагический конфликт Катерины с «темным царством».

2


Тема 2.4.

И. А. Гончаров. Творческая история романа « Обломов». Прошлое и будущее России.

История создания романа. Самобытность замысла. Оригинальность основного характера. Прошлое и будущее в романе.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Роман «Обломов» в оценке критиков». Конспектирование, письменные ответы на вопросы.

2


Тема 2.5.

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Особенности композиции романа «Отцы и дети».

История создания. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Проблематика произведения. Эпоха в романе. Образ Базарова - композиционный центр романа. Базаров в системе образов.

2

2

Тема 2.6.

Споры «отцов» и «детей». Евгений Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Любовь в романе «Отцы и дети». Авторская позиция в романе. Споры о романе «Отцы и дети».


Споры Базарова и Павла Петровича. Сцена дуэли. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм. Значение заключительных сцен романа. Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. Как раскрывается Базаров в любви. Базаров и Анна. Позиция автора. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

2

2

Практическая работа №3:

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

2


Тема 2.7.

Ф.И.Тютчев – поэт – философ. Основные темы лирики.

Ф.Тютчев - поэт русской природы, поэт-философ. Представление о единстве мира, природы и внутреннего мира человека. Любовная лирика. Ритмическое богатство языка. « О, как убийственно…», «Не то, что мните вы природа», «Нам не дано…», «Я встретил Вас…». Тест по творчеству Ф.И.Тютчева.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Лирика любви Ф.И. Тютчева». Сообщение, письменная работа.

2


Тема 2.8.

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Поэзия Фета как выражение идеала и красоты. Любовь и природа в лирике. Своеобразие лирики.

Очерк жизни и творчества. Традиционные поэтические темы. Музыкальность лирики Фета, мелодичность стиха. «Еще майская ночь…», «Сияла ночь…», «Шепот, робкое дыхание», «Еще весны душистой…» Художественный метод А.А.Фета. Тест по творчеству А.А. Фета.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Гармоничность и мелодичность лирики А.А.Фета». Конкурс чтецов.

2


Тема 2.9.

Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Поэтичность языка.

Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Становление поэта. Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Гражданственность и народность лирики. Стихотворения «В дороге», «Рыцарь на час», Элегия», «Вчерашний день», «Поэт и гражданин», «Пускай нам говорит…», «О, муза! Я у двери гроба…».

2

2

Тема 2.10.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова.

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

2

2

Тема 2.11.

Н.С. Лесков. Сказ «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

Н.С. Лесков. Сказ «Очарованный странник».Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

2

2

Тема 2.12.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок. «История одного города». Проблема совести и нравственного возрождения человека.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. «История одного города» (обзор). Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение». Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.

2

2

Тема 2.13.

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Социальная и нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание».

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. .Социальная и нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание».

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Защита творческих работ по одному из рассказов писателя - «Анализ раннего произведения Ф.М.Достоевского».

2


Практическая работа №4:

Ранние произведения Ф.М.Достоевского.

2


Тема 2.14.

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Система образов в романе «Преступление и наказание». «Двойники» Родиона Раскольникова.

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Система образов в романе «Преступление и наказание». «Двойники» Родиона Раскольникова —Лужин, Свидригайлов.

Теория Лужина. Свидригайлов — подлец или жертва?

2

2

Тема 2.15.

Социально – психологический конфликт в романе. «Правда» Сони Мармеладовой. Мотивы страдания и очищения в романе. Проблема «маленького человека» в романе. Роль эпилога в романе.

Смысл теории Раскольникова. «Преступление и наказание» как социальный роман. Образ Петербурга. Социальные и философские истоки бунта. «Униженные» и «оскорбленные» в романе. Теория Раскольникова. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой. Мотивы страдания и очищения в романе. Раскольников и Соня на каторге. Возрождение погибшей души Раскольникова. Роман Достоевского и современная действительность.

Крушение идей Раскольникова. Оппоненты Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельские мотивы, образы в романе. «Маленький человек» в романе. Человек и общество, человек и время в романе.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Критика о романе М.Ф. Достоевского». Конспект, письменный ответ на вопрос. Выписать описание Петербурга из романа. «Критика о романе М.Ф. Достоевского». Конспект, письменный ответ на вопрос.

2


Тема 2.16.

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. История создания романа «Война и мир». Жанровое своеобразие и особенности композиции романа «Война и мир». Многозначность названия романа.

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. История создания романа «Война и мир». Композиция романа, жанровое своеобразие. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира».

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Л.Н. Толстой. "Севастопольские рассказы". Подготовиться к диспуту «Истинный и ложный патриотизм» или «Моральный кодекс героев рассказов».

2


Тема 2.17.

Светское общество в изображении Толстого. Изображение войны 1805-1807 гг.

Светское общество в изображении Толстого (салон А.П. Шерер) - «срывание всех и всяческих масок». Знакомство с героями произведения.

Изображение войны 1805-1807 гг. проблема истинного и ложного патриотизма и героизма. Изображение офицеров и простых солдат. Образ Тушина.

2

2

Тема 2.18.

Отечественная война 1812г. Кутузов и Наполеон. Духовные искания А.Болконского и П. Безухова.

Изображение Отечественной войны 1812 г. в романе. Кутузов и Наполеон — прием антитезы в изображении полководцев. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». “Мысль народная” в романе «Война и мир». Патриотизм и героизм русского народа. Изображение войны в романе. Реализм Толстого в изображении войны. «Мысль народная» в романе. Русский солдат в изображении Толстого (Шенграбен, Аустерлиц).Духовные искания А. Болконского. Нравственная эволюция образа. Духовное возрождение героя. Духовные искания П.Безухова. Герой и эпоха. Доброта и радушие Пьера. Пьер в плену.

2

2

Тема 2.19.

Женские образы в романе «Война и мир».

Женские образы в романе «Война и мир»: Наташа Ростова, Элен Курагина, княжна Марья Болконская. В чем истинная красота человека?

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Обзор творчества

Л.Н. Толстого: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Знать содержание романа-эпопеи «Война и мир»; подготовить презентацию «Роман «Война и мир» в наши дни». Написать эссе на одну из предложенных тем.

2


Практическая работа №5:

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

2


Тема 2.20.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Герои рассказов А.П. Чехова.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Герои рассказов А.П. Чехова. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Рассказы А.П. Чехова "Дома", "Дама с собачкой", "Палата №6", "Дом с мезонином". Сочинение-отзыв, интервью с героем.

2


Тема 2.21.

Тема гибели души в рассказе «Ионыч».


Создание рассказа. Рассказ «Ионыч». Изображение духовного оскудения личности. Композиция, система образов. Д.Старцев и его превращение в Ионыча. Нравственные проблемы романа Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Образ доктора Старцева.

2

2

Тема 2.22.

Особенности драматургии А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад» Своеобразие жанра и композиции пьесы.

Театр Чехова- воплощение кризиса современного общества. Пьеса «Вишнёвый сад»- вершина драматургии Чехова. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Пьеса «Вишневый сад». Тема прошлого, настоящего и будущего России. Новаторство Чехова – драматурга. Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде». Система образов. Старые и новые хозяева сада. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Изложите в форме текста (письменно) стилистический строй речи героев пьесы «Вишневый сад».

2


Тема 2.23.

Система образов. Жизненная беспомощность героев пьесы «Вишневый сад». Символичность в пьесе.

Система образов пьесы «Вишневый сад». Образы «недотеп» в пьесе. Жизненная беспомощность героев. Символичность детали в пьесе.

2

2

Тема 2.24.

Обзор зарубежной литературы (В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек»).

Противоречивость характера Гамлета. Актуальность образа в наши дни.

Губительная власть денег. Бальзаковские герои и современная действительность.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо и др.). Литературная гостиная с чтением стихов под музыку в сопровождении выполненных самостоятельных иллюстраций.

2


Тема 2.25.

Итоговая контрольная работа за I семестр

2

2

Раздел 3. Русская литература на рубеже XIXXX веков.

12


Тема 3.1.

Характеристика культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков, его отражение в литературе. Многообразие литературных течений и направлений.

Характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков, его отражение в литературе. Многообразие литературных течений и направлений. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Новаторство литературы начала XX века». Письменная работа. Реклама произведений.

2


Тема 3.2.

М. Горький. Жизнь и творчество. Правда жизни в ранних рассказах («Челкаш», «Старуха Изергиль»).Типы персонажей в романтических рассказах М. Горького. Драматургия

М. Горького. Спор о назначении человека в драме «На дне». Философский смысл пьесы.

Жизненный и творческий путь М.Горького. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Типы персонажей в романтических рассказах А.М. Горького. Драматургия А.М. Горького. Реалистическое изображение образов в драме «На дне». Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе. Философский смысл пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Трагические судьбы «дна» в пьесе «На дне». Образы ночлежников. Споры о силе и слабости человека. Правда и ложь в понимании героев. Смысл жизни героев пьесы. Образ Луки и Сатина.


2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: прочитать пьесу «На дне»; сочинение-рассуждение на тему «Свобода - во что бы то ни стало».

2


Практическая работа №1:

Драматургия М. Горького.

2


Тема 3.3.

А.И. Куприн: жизнь и творчество. Трагический смысл рассказа «Гранатовый браслет».

А.И. Куприн: жизнь и творчество. Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Роль детали в рассказе. Символика произведения. Трагический смысл рассказа.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Повесть «Олеся». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Рецензия на просмотренный спектакль или фильм.


2


Тема 3.4.

Мир армейских отношений в повести «Поединок». Нравственная и социальная проблематика.

Мир армейских отношений в повести «Поединок». Нравственная и социальная проблематика повести. Раскрытие темы любви.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Новаторство литературы начала XX века»-письменная работа; анализ эпизодов повести «Поединок»; используя текст, прокомментировать основные проблемные темы, поднятые автором повести.

2


Тема 3.5.

Жизненный и творческий путь И.А. Бунина.

Философичность лирики.

Жизненный и творческий путь И.А. Бунина. Основные темы лирики. Своеобразие лирических произведений Бунина. Философичность лирики. Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Своеобразие лирических произведений Бунина.


2


2

Тема 3.6.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» глазами читателей разных эпох.


История создания рассказа. Особенности повествования в рассказе Бунина. Темы и идеи рассказов. Роль символов. Индивидуальный стиль писателя. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» глазами читателей разных эпох. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Роль пейзажа в раскрытии образа главного героя. Тест по теме.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: И.А. Бунин. Анализ стихотворения. Письменная работа. Чтение и анализ стихов и рассказов И.Бунина. Сочинение «Мои любимые бунинские стихотворения» ( по выбору).

2


Практическая работа №2:

Творчество А.И.Куприна и И.А.Бунина.

2


Раздел 4. Поэзия начала ХХ века

14


Тема 4.1.

Обзор русской поэзии конца 19-начала 20 веков. Серебряный век русской поэзии. Литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Введение. Общая характеристика литературы серебряного века. Поэзия «серебряного века». Краткая характеристика поэтических течений. Жизненный и творческий путь поэтов: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.: общая характеристика творчества. Своеобразие их творчества, основные темы поэзии. Литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Поэты о серебряном веке. Составление тезисного плана.

2


Тема 4.2.

Русский символизм. История русского символизма. Основные темы и мотивы поэзии В.Я. Брюсова.

Русский символизм. История русского символизма. Основные темы и мотивы поэзии В.Я. Брюсова. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

2


2

Тема 4.3.

Основные темы и мотивы поэзии К.Д. Бальмонта.

Интуитивное постижение действительности в творчестве А. Белого.

Основные темы и мотивы поэзии К.Д. Бальмонта. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» и др. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. Интуитивное постижение действительности в творчестве А. Белого.

2

2

Тема 4.4.

Акмеизм. Истоки. Своеобразие лирических сюжетов в творчестве Н.С. Гумилева.

Акмеизм. Истоки. Своеобразие лирических сюжетов в творчестве Н.С. Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» и др. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

2

2

Тема 4.5.

Футуризм. Манифесты футуризма. Поэтические эксперименты В.В. Хлебникова. Словотворчество И. Северянина.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.

Поэтические эксперименты В.В. Хлебникова. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» и др. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. Оригинальность словотворчества И. Северянина. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» и др.Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Стихотворения поэтов серебряного века». По выбору: Письменный анализ стихотворений.

Литературная гостиная «В гостях у серебряного века».

2


Тема 4.6.

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего А. Блока. «Страшный мир» в лирике. Тема Родины в творчестве.

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего А.Блока. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тревога за судьбу России.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Поэзия Серебряного века и современное музыкальное искусство. Творчество поэтов Серебряного века в наши дни.

2


Тема 4.7.

Символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать». Композиция, лексика, ритмика поэмы.

Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Символика. Композиция, лексика, ритмика поэмы.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Поэма А.Блока «Соловьиный сад». Поэзия А.Блока». Письменный ответ на вопрос. Конкурс чтецов.

2


Практическая работа №3:

Поэзия Серебряного века.


2


Раздел 5. Литература 20-х – начала 40-х годов

20


Тема 5.1.

Основные тенденции развития литературы 1917-1920-х годов.



Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Общественно-культурное развитие России в начале XX века до 1920-х годов».

Групповая презентация с аудио- и видеофрагментами.

2


Тема 5.2.

Маяковский. Жизнь и творчество. Лирический герой дооктябрьской поэзии В.В. Маяковского.

Темы и проблемы послеоктябрьского творчества В.В. Маяковского. Любовная лирика. Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии.

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Лирический герой дооктябрьской поэзии

В.В. Маяковского. В.В. Маяковский и футуристы.

Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», пьесы «Клоп», «Баня».

Темы и проблемы послеоктябрьского творчества В.В. Маяковского. Любовная лирика. Стихотворения: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»,«Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Поэма «Во весь голос». Раскрытие темы поэта и поэзии. Образ поэта-гражданина. Новаторство стихосложения Маяковского.

2


2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Статья В.В.Маяковского «Как делать стихи». Особенности «новокрестьянской поэзии» в творчестве Н.А.Клюева и поэтов «крестьянской школы». Работа в творческих группах.



2


Тема 5.3.

С.А. Есенин. Художественный мир поэта. Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина. Любовная лирика.


С.А. Есенин. Художественный мир поэта. Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина. Любовная лирика. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».

2

2

Тема 5.4.

Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины.

Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Отражение истории начала XX века в поэме. Образ Анны Снегиной. Лирическое и эпическое в поэме.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Особенности «новокрестьянской поэзии». Написать рецензию на просмотренный фильм «Есенин».

2


Тема 5.5.

Поэзия М. Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Своеобразие стиля поэтессы.

«Если душа родилась крылатой...». Основные темы творчества.

М.И. Цветаева. «Если душа родилась крылатой...». Основные темы творчества. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.


2


2

Тема 5.6.

О.Э. Мандельштам. Поиски духовных опор в искусстве и природе.

О.Э.Мандельштам. Поиски духовных опор в искусстве и природе. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».


2

2

Тема 5.7.

Юмор и сатира в литературе 1920-х годов.

М.М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Произведения отечественной прозы 1930-х годов. Обзор.

Юмор и сатира в литературе 1920-х годов. М.М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Актуальность рассказов М.Зощенко. Вечные проблемы в романах И.Ильфа и Е.Петрова. Произведения отечественной прозы 1930-х годов. Обзор становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации. Историческая тема. Тема интеллигенции и революции.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Жанр романа-антиутопии в 20-е годы – нарастание тревоги за будущее. Роман Е.Замятина «Мы». Собеседование с преподавателем. Проект «Город-государство Замятина».


2


Тема 5.8.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Изображение войны и офицеров в романе «Белая гвардия».

Нравственные законы Турбиных.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Изображение войны и офицеров в романе «Белая гвардия». Отношение автора к героям романа. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Нравственные законы Турбиных.


2





2

Тема 5.9.

Роман «Мастер и Маргарита». Особенности жанра. Нравственно-философское звучание «ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа. Система образов. Особенности жанра. Нравственно-философское звучание «ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита». Сатирические страницы романа. Тема любви и творчества в романе М.М. Булгакова «Мастер и Маргарита».


2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Тайны «Мастера и Маргариты». Конспектирование. Творчество М.М.Булгакова в восприятии современного поколения.


2


Практическая работа №4:

М.А.Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита».


2


Тема 5.10.

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Замысел и история создания романа-эпопеи «Тихий Дон». События революции и Гражданской войны в романе. Нравственная позиция автора. Путь Григория Мелехова в романе. Женские судьбы.

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Трагические мотивы и оптимистический пафос «Донских рассказов». Мир и человек в рассказах Шолохова. Замысел и история создания романа-эпопеи «Тихий Дон».Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Картина жизни донских казаков. Гуманизм писателя в изображении войны. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Развитие понятия стиля. Путь Григория Мелехова в романе. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Гуманизм писателя в изображении войны. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Развитие понятия стиля. Путь Григория Мелехова в романе. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

2

2

Раздел 6. Проза и поэзия времен Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

10


Тема 6.1.

Мир подвига: проза и поэзия периода Великой Отечественной войны.


Мир подвига: поэзия и проза Великой Отечественной войны. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. Публицистика военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. . Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Кинематограф героической эпохи. «Реалистическое и романтическое изображение войны в творчестве авторов-фронтовиков»; подготовить презентацию « Творчество писателей-фронтовиков» (по выбору).

2



Практическая работа №5:

Литература периода Великой Отечественной войны.

2


Тема 6.2.

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Тема любви и «родной земли» в лирике. Поэма «Реквием».



А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь.

Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя».Статьи о Пушкине. Гражданская и патриотическая лирика А.Ахматовой. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовить сообщение «Тема любви к родной земле, к России в творчестве А. Ахматовой». Прочитать поэму. Выучить отрывок наизусть.


2


Тема 6.3.

Б. Пастернак. Жизнь и творчество. Философичность лирики Б. Пастернака. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Духовные искания героев.

Пастернак. Жизнь и творчество. Философичность лирики Б. Пастернака. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Жанровые особенности. Духовные искания героев. Судьба Юрия Живаго и судьба автора.

2


2

Практическая работа №6:

Роман Б.Пастернака «Доктор Живаго».

2


Тема 6.4.

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Тема войны и памяти в творчестве А.Т. Твардовского.

Поэма «По праву памяти».


А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Тема войны и памяти в творчестве А.Т. Твардовского. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура, смерть, грозишься людям». Творческая история поэмы, ее судьба. Жизненные реалии 30—40-х годов, их осмысление Твардовским. Образ Сталина, развенчание его культа. Тема «пяти слов», ее движение и развитие.

Автор в поэме. Исповедальные и биографические мотивы в главе «Перед отлетом». Жизненное и поэтическое кредо Твардовского, его реализация во вступлении, в главе «О памяти». Афоризмы Твардовского, их роль в главе «О памяти».

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовить сообщение «История моей семьи в годы войны».

2


Тема 6.5.

Литература Русского Зарубежья. Три волны русской эмиграции. Обзор литературы.



Три волны русской эмиграции. И. Бунин, В.Набоков, Вл. Максимов, А.Зиновьев, В. Некрасов, И.Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения. Обзор литературы

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Литература русского Зарубежья. Творчество И.Шмелева, В.Зайцева, А.Ремизова, С.Довлатова». Сочинение-рецензия.

2


Практическая работа №7:

Писатели русского Зарубежья.

2


Раздел 7. Основные тенденции развития литературы 1950-середины 1980-х годов.


10


Тема 7.1.

Основные тенденции развития литературы 1950-середины 1980-х годов. А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. «Один день Ивана Денисовича». «Матренин двор». Мастерство А.И. Солженицына-психолога.


Основные тенденции развития литературы 1950-середины 1980-х годов. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Иван Денисович – тип русского национального характера. А.И. Солженицын “Матренин двор”. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

2


2

Тема 7.2.

Деревенская проза. Обзор произведений

В. Астафьева, В. Распутина.

Деревенская проза. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей. Обзор произведений В. Астафьева, В. Распутина.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Проза В. Астафьева, В. Распутина». Сочинение-отзыв на роман В. Астафьева или В. Распутина.

2


Тема 7.3.

В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Изображение жизни русской деревни. Особенности прозы В. Шукшина. Тип героя – «чудика» в творчестве В. Шукшина.

В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Изображение жизни русской деревни. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Художественные особенности прозы В. Шукшина.






2

2

Тема 7.4.

Новейшая русская проза и поэзия 1980-2000-х годов. (Обзор).

Поэзия второй половины ХХ века. Основные темы, проблемы, своеобразие стиля. Авторская песня.

(Б. Ахмадулина, Р.Рождественский,

А. Вознесенский,

Е. Евтушенко,

Б. Окуджава,

В. Высоцкий и др.).

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Защита творческих работ «Новейшая русская проза и поэзия 1980-2000-х годов». Обзор: А.Астафьев, В.Распутин, В.Ерофеев, В. Войнович, В. Пелевин, Ю.Поляков, Т. Толстая и др.

2


Практическая работа №8:

Новинки современной отечественной литературы.

2


Тема 7.5.

Обзор зарубежной литературы ХХ века: жизнетворчество, темы, проблемы (Э. Хемингуэй «Старик и море», Э. М. Ремарк «Три товарища»).

Предэкзаменационное повторение

Обзор зарубежной литературы (Э. Хемингуэй «Старик и море», Э. М. Ремарк «Три товарища»). Темы, проблемы, система образов.

2

2

Практическая работа №9:

Новинки современной зарубежной литературы.

2


Всего:


204

70

Вид контроля

Экзамен




  1. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-методический комплекс дисциплины;

- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык 10-11»; «Литература 10-11»

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки уроков и мероприятий.


Технические средства обучения:

- персональный компьютер (ноутбук)с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- экран.

3.2. Информационно-коммуникативное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык 10-11 кл.- М.: Просвещение, 2011.

  2. Воителева, Т.М. Русский язык: учебник для 10 класса (базовая подготовка)-М.: - 2010г.;

  3. Воителева, Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса (базовая подготовка) 1-е изд.-М.: - 2010г.

  4. Власенков, А.И., Потемкина Т.В. Русский язык .- М.: Дрофа, 2007

  5. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речиМ., Форум, 2013

  6. Лебедев Ю.В. Литература 10 кл.- М.: Просвещение, 2009.

  7. Максимова В.И., Глубева А.В. Русский язык и культура речи. М., Юрайт, 2011

  8. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Просвещение, 2010г.

  9. Смирнова Л.А., Журавлев В.П. Литература 10 кл.- М.: Просвещение, 2011.

  10. Роговер Е.С. Русская литературя ХIХ – ХХ века часть 1 : Учебное пособие.- СПб, Москва: Сага: Форум.2008

  11. Роговер Е.С. Русская литературя ХIХ – ХХ века часть 2 : Учебное пособие.- СПб, Москва: Сага: Форум.2008



Дополнительные источники:

  1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2009г.;

  2. Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2009г.;

  3. История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2009г.

  4. История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2009г.

  5. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2010г.

  6. Рыбченкова, Л.М. Программно-методические материалы. Русский язык, 10-11 классы– М., Дрофа, 2002г.

  7. Ситникова, Л.Н., Энсани, Р.Ш. Диктанты и изложения 9-11 классы – Волгоград, 2007г

  8. Сизикова, С.Ф. Основы делового общения. – М., Дрофа, 2006.

  9. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста– М., Академия, 2006г.


Электронные ресурсы:

1. 2. E-Lingvo.net. - Режим доступа к библиотеке: [link]




4 .Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего и рубежного контроля, тестирования, а также проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общеучебные и общие компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Знания:

Образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных произведений, основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков, основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных напрвлений, основные теоретико-литературные понятия.

ОК 4-ОК 8;

Социокультурная,

ценностно-смысловая.


Текущий контроль знаний; результаты тестирования; проверка правильности выполнения лабораторных работ; своевременное выполнение самостоятельной работы; проверка результатов работы с презентацией, проверка выполнения письменных заданий, проведение конкурсов инсценовок, рисунков, слайд-шоу.

Умения:



– понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 – определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

социокультурная

ОК4-6

ОК8

Самостоятельная работа.

Внеаудиторная работа.

Тестирование


Текущий контроль -индивидуальные задания.

Тестирование.

Внеаудиторная работа.


Текущий контроль -индивидуальные задания.

Тестирование.

Внеаудиторная работа.

Текущий контроль -индивидуальные задания.

Тестирование.

Внеаудиторная работа.

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

Коммуникативная

ОК4-6

ОК8

Самоорганизация и самообучение.

Использовать информационно -коммуникационные технологий.

Контроль за структурой и содержанием подготовленных устных выступлений, проведение конкурсов инсценировок, чтецов, контроль за умением работать в группе, умением налаживать контакт.

Проверка письменных работ, результатов тестирования, своевременная проверка самостоятельной работы, проверка сообщений, докладов, слайд-шоу.


– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

– Применение полученных знаний в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры

Речевая

ОК4-6

ОК8

Самоорганизация и самообучение.

Использовать информационно -коммуникационные технологий.

Контроль за структурой и содержанием подготовленных устных выступлений, проведение конкурсов чтецов, контроль за умением работать в группе, умением налаживать контакт.

Проверка письменных работ, результатов тестирования, своевременная проверка самостоятельной работы, проверка сообщений, докладов, слайд-шоу.


– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
– формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
– собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
– понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

Воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

– готовности к трудоволй деятельности;

– применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности


Ценностно-смысловая

ОК4-6

ОК8

Самоорганизация и самообучение.

Использовать информационно -коммуникационные технологий.

Контроль за умением формулировать собственные мысли и умением аргументировать собственный тезис, проведение конкурсов реклам, слайд-шоу, инсценировок.

Проверка письменных работ, результатов тестирования, своевременная проверка самостоятельной работы, проверка сообщений, докладов, слайд-шоу.