Обучающее изложение в 6 классе. Анализ текста К.Г.Паустовского Дожди

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Обучающее изложение в 6 классе. Анализ текста К.Паустовского «Дожди».


Учитель русского языка и литературы

Резванова С.Н.


Цели:

  • Научить производить комплексный анализ текста.

  • Развивать умение выявлять языковые, художественные средства для создания картин природы.

  • Развивать внимательное отношение к значению слов.

  • Развивать способности сознательно использовать выразительные средства языка.

  • Воспитывать творческую активность, чувство красоты, любовь к природе.


Ход урока:


Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

К.Г.Паустовский


- Как вы понимаете слова К.Паустовского, которые взяты эпиграфом к сегодняшнему уроку?

(Рассуждение ребят)

Учитель объявляет тему урока и рассказывает о писателе.

Писатель К.Г.Паустовский - один из любимых детьми рассказчиков о природе. Наряду с рассказами Пришвина, Бианки, Аксакова, произведения Паустовского становятся известны людям с раннего детства. Паустовский писал не только о природе. Темами его произведений были жизнь и творчество людей литературы и искусства. замечательных людей прошлого и настоящего. К.Г.Паустовского очень увлекал язык, его богатства, позволяющие делать речь правдивой и точной. Множество его заметок о языке, о том, как следует писать, полезны и взрослым и детям. Особенно в этом отношении ценна его работа под названием «Золотая роза». Из этого произведения, в котором К.Г.Паустовский много страниц посвятил изложению своих представлений о языке, мы берем отрывок о богатстве русского языка. Условно назовем его «Дожди».

(Чтение текста)

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

  • Доказать, что данный отрывок является текстом.

(Предложения связаны по смыслу, грамматически, последовательно расположены слова в предложении, предложения в тексте, следовательно, – это текст).

  • Какова тема текста?

(Автор рассуждает о нескольких видах дождя).

  • Какова идея текста?

(Каждый вид дождя красив по-своему).

  • Каков тип текста?

(Рассуждение, так как есть тезис, доказательства, вывод – все, что характерно для текста рассуждения).

  • Давайте запишем, в каких словах заключается тезис.


  1. Тезис.

Слово оживает, когда с ним связаны непосредственные впечатления.


  1. Доказательства.

Названия дождей и связанные с ним впечатления.

    1. Сравнение спорого и грибного дождя.

      1. спорый дождь быстрый, шумный, особенно хорош на реке;

      2. грибной дождь сонный, тихий (не звенит, а шепчет), особенно хорош в лесу.

    2. Слепой дождь. Почему о нем говорят: «Царевна плачет»?

    3. Игра света и разнообразие звуков во время дождя


  1. Вывод.

(В данном тексте вывода нет, следовательно, рассуждение сокращенное)

  • Получился план текста.

Поработаем над стилем текста.

(Стиль художественный, так как автором нарисованы картины, которые мы мысленно видим при чтении: спорый дождь на реке; грибной – в лесу; слепой дождь – «царевна плачет». Рисуя картины, писатель широко использует языковые средства художественного стиля: сравнение, метафоры, эпитеты, переносные значения).

  • Наблюдаем в соответствии с планом.

Приступая к описанию видов дождя, автор указывает, что пример с дождями нужен ему, чтобы показать зависимость значения слова от непосредственных впечатлений. Значит, он будет описывать дожди не просто для самого описания, но и для демонстрации возможности самого слова – его изобразительной силы.

Чем отличается спорый дождь от грибного? Какое предложение по цели высказывания использует автор? С какой целью?

(Чтобы читатель сосредоточился, задумался, сопоставил. Это должно выявить признаки спорого дождя в сравнении с дождем грибным).

  • Найдите описание спорого дождя. Прочтите глаголы, которые помогают нам увидеть движение капли дождя.

(Не идет – льется (отвесно, сильно), приближается с набегающим шумом)

  • Какие языковые средства использовал художник?

(Сравнение: Капля похожа на жемчуг;

Метафора: Выбивает водяную чашу;

Эпитет: Стеклянный звон;

Олицетворение: Капля выбивает, подскакивает, падает).

  • Как связаны предложения между собой?

(Цепным способом. Сцепляющие слова: лексические повторы и местоимения. Спорый – спорый; дождь – он; дождь – дождь, его капля – дождь; звон – этого звона).

  • Чтобы сделать и читателя наблюдателем этой картины, автор использует глагол второго лица догадываешься. Эта форма глагола обладает эффектом присутствия.

Как следующая часть соединена с первой частью?

(Противительным союзом А, так как грибной дождь резко отличается от спорого, противопоставляется ему. В нем нет силы, напористости, быстроты. Поэтому и название у дождя грибной. Автор тут же добавляет определение мелкий.

  • Сравните характеристику спорого дождя и грибного. Обратите внимание на глаголы.

(Льется сильно, с шумом, а грибной сонно сыплется, шепчет усыпительно, чуть заметно возится в кустах. Он медленный, осторожный).

  • Какие художественные средства говорят об этом?

(Олицетворение: шепчет, возится;

Сравнение: будто трогает мягкой лапой то один лист, то другой).

  • Какие звуки в описании грибного дождя?

(Звонких нет, немало глухих)

  • Приглядимся к ряду грибов, перечисленных автором, которые после дождя начинают буйно лезть. Почему не ко всем грибным названиям подыскиваются определения: маслята – липкие, лисички – желтые, рыжики – румяные, даже поганки – бесчисленные. Но при боровиках, опенках определений нет?

(Это ломает музыкальный ритм фразы. Мы как бы спотыкаемся при упоминании о боровиках, останавливаемся от радости и удивления, увидев среди грибного богатства даже самих боровиков).

  • Прочтите описание слепого дождя. Какие художественные средства использует автор?

(Сравнение: капли дождя – слезы;

Риторический вопрос;

Эпитет – жидкий звон;

Метафора: льет стеной;

Льет – не льется, указывает на активность действия)

  • Из описания дождей сложилась общая картина, общее описание, которую автор завершает итоговым суждением, обобщающим все сказанное в основной части.

К.Г.Паустовский еще раз напомнил, какое это богатство – русский язык. Эту мысль доказал на примере описания дождя.

А.П.Чехов после написания повести «Степь» писал: «Какое богатство, какие залежи красоты остаются еще не тронутыми, и как еще не тесно русскому художнику». Паустовский показал, что и после Чехова не тесно русскому писателю.

Работа над правописанием слов, предупреждение ошибок в тексте.

Отвесно, стеклянный, сыплется, шепчет, подскакивает, впитывает, попахивает, непосредственное впечатление, лезть, бесчисленные.

Пересказать текст, используя план.

Написание изложения.