Читательская конференция по роману М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» « Великий подвиг материнства»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...










Читательская конференция

по роману

М.Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»

« Великий подвиг материнства»




Учитель русского языка и литературы

Мартиросян Н. В.




















2015 г.




Цели урока:


1.Формирование умений и навыков анализа художественного произведения;

2.Умения дать отзыв на прочитанное произведение и выразить свои чувства;

3.Обучение элементам рецензии;

4.Развивать навыки эмоционального выразительного чтения;

5.Совершенствовать устную и письменную речь учащихся;


Воспитательные цели:


1.Воспитание талантливого читателя;

2.Чуткости, отзывчивости, доброты, внимания по отношению к людям;

3.Воспитание культуры чувств.


Оборудование урока:

1.Запись музыки «Грустный вальс» Сибелиуса.

2.Наглядность на экране:

а) портрет Марии Глушко;

б) репродукция картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»


Введение.

Великая Отечественная война унесла слишком много человеческих жизней, сломала очень много судеб. Я хочу поразмышлять о судьбе маленькой женщины, матери, на плечи которой легла вся тяжесть военных лет.

В романе «Мадонна с пайковым хлебом» поднято много проблем. Все они актуальны сегодня и важны для молодого поколения.

Проблемы войны, долга, справедливости – всё поднято на страницах романа. Но особое внимание мы должны уделить главной черте характера человека – совести, человечности. Можно быть богатым, бедным, больным и здоровым, но совестливым и человечным – обязательно. Там, где это скрыто, не развито, там царят жестокость и самообман.

Саратов в годы В.О.войны. Историческая справка.

22 июня 1941 г. нападение фашистской Германии на Советский Союз нарушило мирную жизнь нашего народа. В истории Советского государства наступил суровый период Великой Отечественной войны. У каждого региона своя история этого периода. 28 июня 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны СССР район Саратова объявлялся прифронтовой зоной. Городские и районные власти обязывались принять экстренные и исчерпывающие меры к охране узла и к бесперебойному продвижению поездов с неизмеримо возросшим потоком грузов. На следующий день бюро райкома КПСС утвердило мероприятия по защите от вражеской авиации железнодорожного узла и города. С началом войны Саратовское Поволжье превратилось в базу формирования резервных частей и соединений Красной Армии. Всего здесь было сформировано свыше 500 различных соединений, частей и различных воинских учреждений (госпиталей, ремонтно-восстановительных мастерских, военных складов и т.д.), в том числе 28 дивизий и бригад только до конца 1942 года. Под г. Энгельсом в конце 1941– начале 1942 гг. под руководством известной летчицы М. М. Расковой были созданы три женских авиационных полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночных бомбардировщиков. В области размещалось более десяти военных училищ, подготовивших десятки тысяч офицеров. Например, 1-е и 2-е – танковые училища выпустили свыше 11 тысяч офицеров. С лета 1941 года началось формирование Саратовской дивизии народного ополчения. За два года существования она подготовила 45 тысяч человек.

Хотя непосредственно на территории области и не велись боевые действия, тем не менее во время Сталинградской битвы она входила в зону оперативного тыла Сталинградского (затем Донского, Юго-Западного и Воронежского) фронта. С 9 сентября 1942 г. по конец 1943 г. область находилась на военном положении.

Неоднократно фашисты подвергали бомбардировкам Саратов и некоторые другие города области, железные дороги. В Саратове главным объектом авианалетов были авиационный завод, крекинг - завод, ГПЗ-3, Увекская и Ульяновская нефтебазы. По данным архивной службы[3] Саратовской области, всего на город было совершено 25 налетов. Самыми серьезными стали бомбардировки в конце июня и последней декаде сентября 1942 года, в июне 1943 года. Постоянно минировалась Волга. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тысяч авиабомб. Имелись и жертвы. Так, во время одного из налетов на крекинг-завод погибли 129 человек. 21 сентября 1942 года немцам удалось поразить баржу на Волге около Саратова. Погибли 250 человек.

Военные неудачи в начале войны вызвали большие перемещения населения из западных районов СССР. Только в первый год войны через Саратовскую область проследовало 820 тысяч эвакуированных. Более 300 тысяч остались на территории края. Население Саратова за счет эвакуированных увеличилось с 370 до 500 тысяч.

Война негативно отразилась на повседневной жизни людей. Резко сократилось производство товаров народного потребления, возникли серьезные проблемы с продовольственным снабжением населения. Осенью 1941 года была введена карточная система на продукты питания. Потеря карточек ставила людей на грань выживания. В связи с размещением большого количества эвакуированных существенно ухудшились квартирные условия. Несмотря на лишения и трудности, саратовцы верили в победу над врагом и внесли свой весомый вклад в ее приближение.


Что вы узнали об авторе этого произведения?

1.Мария Васильевна Глушко родилась в 1922 году во Владивостоке, в семье военнослужащего. По окончании средней школы училась в МВТУ имени Э.Баумана и в Крымском педагогическом институте.

В годы войны была эвакуирована в Саратов, где работала чертежницей, там у нее родился сын. После войны переехала в Симферополь, преподавала русский язык и литературу в школе.

В 1960 году была назначена главным редактором литературно - художественного альманаха «Крым»,а затем в течение 12 лет возглавляла Крымское отделение Союза Писателей Украины.

Печаталась с 1951 года. За это время в издательствах Москвы, Киева и в Крыму вышло около двадцати ее книг.

Среди них - романы: «Потому что люблю», «Живые дважды», «Год активного солнца»,повести «Ночной троллейбус», «Трудный день», «Возвращение», «Кольцо для Анастасии» и другие.

Среди знаменитых и прославленных писателей многим читателям незнакомо имя Марии Глушко. Книги ее не часто выходили в Москве, а напечатанные в Киеве и в Крыму только случаем доходили до жителей других республик.

Но вот в кино ее заметили, и по повести «Елена Николаевна» был снят фильм «Каждый вечер после работы», а по роману «Год активного солнца» одноименный телефильм в двух сериях.

Роман «Мадонна с пайковым хлебом», очевидно, тоже имеет шансы превратиться в телесериал, и будут люди из вечера в вечер следить за судьбой Нины Нечаевой, совсем юной матери, бредущей по дорогам войны с младенцем на руках.


2.

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!


В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один...

(М. В. Исаковский)

Простая история о судьбе советской женщины во время Великой Отечественной Войны. История, полная радости и грусти, счастья и разочарований, желаний и разбитых иллюзий, любви и ненависти. Хотя, пожалуй, ненависти здесь нет. Всех Нина пыталась понять и простить. Даже тех, кого, казалось бы, простить невозможно. Эта история заставляет верить в то, что даже в страшное, тяжелое и мрачное время существуют такие понятия, как любовь и дружба, доброта и сопереживание.

Молодая женщина, на последних месяцах беременности, проводив на фронт отца и мужа, покидает Москву и отправляется в Ташкент. Там ее должна ждать мачеха, младший брат и сестра. Но не все так просто. Мачехи в городе нет. И первое время Нина не знает, что же ей делать. Но на помощь приходит старый друг отца, который предоставляет ей дом и хлеб. Но она чувствует себя чужой здесь, и каждую минуту думает о Саратове, где живут родители ее мужа - Виктора. Все-таки родные люди! И она решается. Отправляется в Саратов. Если бы она знала, с какими трудностями ей предстоит столкнуться в дороге. Она рожает сына, теряет все вещи, но уверенно продолжает свой путь дальше. Ведь там ждут внука и ее - молодую невестку. Саратов встречает Нину с ребенком далеко не дружественно. Она сталкивается с холодом и безразличием своих родственников. Нина, без вещей и практически без денег, с грудным ребенком, оказывается в очень трудном положении, и уходит из дома родственников на поиски жилья. На выручку ей приходят люди, которые по доброте своей душевной оставляют Нину жить у себя. Как это ужасно, когда родные люди оказываются более чужими, чем совершенно незнакомые.

Никому и никогда я не пожелаю оказаться в ситуации, в которой оказалась Нина. Да и не только она. Сколько женщин осталось в военные годы без отцов и мужей, с детьми на руках. Отчаянно хочется верить, что это страшное время не повторится. Время, когда жизнь разломилась на две части - "до" и "после".

Было обидно и больно, что жизнь, которая всегда казалась ей правильной и осмысленной, вдруг уродливо вывернулась наизнанку.

Очень часто Нина вспоминает детство, маму и то чудесное время, когда всё было легко и беззаботно. Ведь ей всего лишь 19 лет! Она хочет жить, а не выживать! Но война всё перевернула с ног на голову. Здесь приходится бороться за каждый кусок хлеба. Каждую минуту счастья приходится отвоевывать.

История, рассказанная молодой матерью, заставляет задуматься о многом. Но в первую очередь, наверное, о том, что нужно ценить это время без войны. Здесь и сейчас. Чтобы не жалеть о том, что не всё успел сделать, и не сказал близким людям то, что хотел сказать.

3. Сказать, что эта книга потрясла меня до глубины души, будет неправильно... Она не потрясла, она пробралась внутрь меня и заполнила все уголки моей души. Вот так будет вернее.

Война... Так много про нее сказано и написано, так много мы, казалось бы, про нее знаем. Но как часто забывается, что война - это не только сражения, героические гибели в бою. Война - это еще страдания миллионов людей в тылу. Голод, нужда, страх за близких.

Тяжело было всем.

И чтобы написать об этом, необходимо прочувствовать это самому. Именно поэтому я предпочитаю читать книги о войне, написанные теми, кто ее пережил. Только они, и никто иной, способны передать то, что было в действительности, не впадая ни в пафос, ни в мелодраму.

Можно возразить мне, что мой собственный отзыв включает в себя и то, и другое... Ну да, наверное. Но ведь мне, Слава Богу, не пришлось жить в военное время. И очень надеюсь, что и не придется.

Сложно себе представить, как рафинированная девочка из обеспеченной семьи смогла пережить все тяготы и невзгоды, свалившиеся на нее. И при этом сохранить самое ценное, что у нее было - ребенка. В книге очень хорошо показано, как меняется Нина, как рушится многое, во что она верила и как на смену старым приходят новые ценности.

Мир для нее переворачивается. То и те, которые были близки к "ее миру", оказываются не слишком близкими ей самой. Те, которых она раньше не замечала, точнее, даже не подозревала об их существовании, - становятся родными.

Беда все ставит с ног на голову, и она показывает все в истинном свете, как бы ни банально это звучало.

В книге сказано, что только через страдания можно понять жизнь. Я бы немного перефразировала. Только тот, кто страдал сам, может по-настоящему понять другого. А понимание - это уже половина помощи.

3

Роман Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» произвел на меня сильное впечатление. Он заставил задуматься о многих вещах в жизни. До сих пор я пребываю в некотором шоке после прочтения этой книги…

Писательница рассказала нам о тяжелой судьбе Нины Нечаевой, молодой женщины, которая в свои 20 лет пережила столько, сколько не переживают некоторые люди за всю жизнь.

Я сочувствую ей. Ведь она ненамного старше меня, а столько с ней уже произошло…

При чтении у меня почти все время тряслись листы книги в руках. Это моя дрожь, вызванная переживаниями, выливалась наружу. Вместе с ней не раз проливались мои слезы… Я думаю, нет такого человека, у которого бы не сжималось сердце при чтении этого романа. От книги Марии Глушко, как от самой войны, болит сердце.

Нина Нечаева - это самоотверженная женщина, достойная уважения и восхищения. У нее доброе сердце. Она готова на все ради своего сына. Не раз смерть заглядывала ей в глаза, но Нина боролась не ради себя, а ради ребенка. Если бы не он, она готова была умереть, нежели так жить… Но она знала, что все выдержит.

4.Уже с первых страниц романа я проникся глубоким сочувствием к Нине, ко всем, кто ехал в этом поезде до Ташкента. Но еще больше мне было жаль тех людей, которые уже потеряли все, не могли найти родных, стояли на переполненных станциях и надеялись. Все станции были исписаны мольбами и просьбами обратиться по адресу в случае нахождения какого-либо человека. Читая эти строки, я представил себе эту ужасную картину.

5.На меня тоже произвел неизгладимое впечатление мотив разлуки... Эти объявления, похожие на крики отчаяния. Всякий раз сердце сжималось от боли и жалости, особенно тогда, когда читала о потерянных детях: «Умоляю! Разыскиваю Зою Минаеву трех лет из разбомбленного эшелона, по сведениям, она жива, прошу сообщить…»Читая такие объявления, представляешь себе колесящих по стране, идущих пешком, мечущихся по городам, скитающихся по дорогам людей, разыскивающих близких, - родную каплю в человеческом океане. И невольно думаешь, что не только смертями страшна война, но страшна и разлуками!

6.Это жизненное произведение затронуло меня до глубины души и, конечно же, не оставило меня равнодушной. Этот роман пробудил во мне самые добрые и светлые чувства: любовь к ближнему, желание поделиться последним, что у тебя есть.

Одновременно поражает и восхищает стойкость и мужество главной героини Нины Нечаевой, этой тихой молодой женщины, которой досталась такая нелегкая судьба. Часто возникает желание помочь ей, заступиться за нее.

7.Добрые люди на пути Нины.

Нина Нечаева встретила на своем пути много хороших людей. Характерно, что, изображая каждого, от которого Нина получала поддержку, автор часто повторяет слова «добрый», «доброта»: «добрый гений Лев Михайлович», интеллигентный человек, подкармливавший её всю дорогу в поезде по дороге в Ташкент: приносил ей со станции кипяток, вареную картошку и кислую капусту; он поручал её другим добрым людям, «выстраивал защитную стенку», к которой она могла прислониться, и слова его были «согревающие». На всю жизнь Нина запомнит его фразу о человеке: «Он слаб, он может падать и подниматься, но есть предел, ниже которого падать уже нельзя».

- Ада, беженка, стала для Нины помощницей и протянула руку помощи в заботах о сыне.

- Женщина, что подала ей на рынке в Аксае каравай хлеба.

- Добрая нянечка Фрося в аксайском роддоме, собравшая скудное «приданое» из казённого белья новорождённому ( ведь все ее вещи исчезли)…

«Она пошла по расчищенной от снега дорожке – с мешком за плечами и ребёнком на руках … Ей мечталось когда-нибудь, возможно, после войны, когда у неё всё будет хорошо, встретить этих женщин и отдать им последнее…»

- Летчики, которые посадили ее на поезд.

- Добрая многодетная Клавдия с ее запутанной жизнью, кормившая грудью Витюшку «как своего»

Трудно переоценить все то, что сделала для нее Евгения Ивановна, работница шарикоподшипникового завода, живущая возле Глебучева оврага, в аварийном насыпном домике, приютила двух чужих ей людей, дала кров, спасала от болезни и голодной смерти, делилась последним куском, ни разу не попрекнув. Оказавшись в этом ветхом доме, Нина отдыхала душой, «ветхие стены казались такими надёжными», что Нина не переставала повторять: «Как хорошо…как хорошо…». Евгения Ивановна – самоотверженный человек, настоящая русская женщина, на долю которой выпала судьба миллионов наших женщин, жить и работать в неимоверно трудное время, как и многие в то время потеряла мужа и сына.   « Евгения Ивановна работала на заводе «Шарикоподшипник», где до войны работал и ее муж. Сейчас это был военный завод, там точили корпуса снарядов, и Евгения Ивановна перекрестила завод, называла его «наш неподшипник». Сперва она ради рабочей карточки встала к станку, но долго не выдержала, болели и распухали застуженные в молодости ноги, и ее, как жену кадрового рабочего, перевели в вахтеры. Работала теперь, как сама говорила, «в тепле да сухости, и посидеть можно», посменно — сутки на заводе, сутки дома, а главное, там иногда выдавали талоны то на мыло, то на ситец, и каждый день продавали коммерческие обеды. Обеды эти были, конечно, скудные, суп на комбижире и ложка каши на второе, кашу Евгения Ивановна съедала на работе, чтобы сэкономить хлеб, а суп копила в судке— за сутки полагались ей две порции, — приносила домой.»

- Ипполитовна, делившая с ней свой нищенский хлеб… «Днями Ипполитовна пропадала в церкви, вечером объявлялась, спрашивала «Живы?» и выкладывала что-нибудь на стол: кусок темного пирога с капустой, пару вареных картофелин, иногда горстку леденцов...»

Эти замечательные люди делали своё добро молча, ни о чём не расспрашивая, не надеясь на награду, просто помогали ей.


8.Бурю негодования у меня вызвал отец Виктора. Я до сих пор не могу понять, как он осмелился отказать в помощи. Ведь она приехала в Саратов в надежде, что здесь ее приютят, согреют, позаботятся о ней.

Михаил Михайлович, по сути, оставил своего единственного, еще совсем маленького, только что родившегося внука на произвол судьбы! Он предал его. А что может быть ужаснее предательства родного по крови человека?

У меня сердце кровью обливалось, когда я читал, как измученная женщина с больным, голодным сыном в страшный сорокаградусный мороз скиталась по городу в поисках жилья.

Особенно меня взволновал момент, где описывается разговор Михаила Михайловича с Ниной, когда он говорит ей, что она не может остаться у них, потому что жить вчетвером в одной комнате будет тесно, что Вере и ему надо высыпаться, а ребенок будет кричать по ночам, мешать им. У меня на глаза навернулись слезы. Мне было больно и обидно за Нину и ее ребенка. Было понятно, что родственников не волнует, где она будет жить. Им было все равно, что она переживала, сколько намучилась, выстрадала. Я понимаю если бы Нина и ребенок были совершенно чужими людьми Михаилу Михайловичу, но ведь это его внук и невестка. Как же так можно??? Моему возмущению и негодованию не было предела, слова Веры окончательно «раздавили» меня: «Но ведь первые дни Нина может пожить у нас… Пока не найдет себе комнату…»Нина, столько пережившая, с грудным ребенком на руках, в мороз должна идти, снова куда-то идти, искать себе пристанища? Неужели они не могли помочь ей с поисками жилья, пожалеть ее ребенка?

Но нет, им важнее их спокойствие. Михаил Михайлович говорит: «Сходи в военкомат, потом в исполком, обязаны помочь… А что в Саратове есть родственники, не признавайся…» Как же это? Почему Нина должна искать помощи у чужих людей, почему она должна скрывать, что у нее есть родственники? Да разве это родственники?

Но что теперь, куда ей деться? И я ощутила всю безысходность ее положения и беспомощность: «Куда деться? Кому я нужна тут, в чужом городе, где таких, как я, многие тысячи, а может, и миллионы? Как жить – без вещей, без карточек, без продуктов?... И вот денег – двести рублей, на буханку хлеба…»

9.Как бы вы ответили на вопрос: о чем этот роман?

- Роман «Мадонна с пайковым хлебом» о войне, о настоящей дружбе, об идеале материнства, о высоте самопожертвования, о душевной теплоте, доброте, человечности.

- Этот роман о человечности, взаимопонимании в тяжелую минуту, о сострадании. Как бы тяжело ни было, люди должны поддерживать друг друга, не бросать на произвол судьбы, делиться всем, что у тебя есть. Именно так можно выжить в тяжелое время.

- Этот роман о том, что «в этой трудной и жестокой жизни самое важное – сохранить в себе добрый свет, чтобы было чем жить дальше, не озлобляться, не ожесточиться».

- О материнском подвиге. Нина с виду кажется слабой и беззащитной, но она совершает поистине материнский подвиг – спасает в трудные военные годы сына.

- Этот роман о благородстве и людской доброте.

- Я бы сказала: «Этот роман о плохих и хороших людях, о том, что в годы войны становится труднее плохим людям выдавать себя за хороших».

- О том, какие испытания прошел российский народ в годы войны, о жизни в тылу, показывает настоящую ценность хлеба.

Учитель.

«Мадонна с пайковым хлебом» - одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны. Писательница заставляет нас пережить горькую и возвышенную судьбу Нины Нечаевой. Того, что довелось ей испытать за 2 года войны, могло бы хватить на целую жизнь.

«Мадонна с пайковым хлебом».Объяснить смысл названия!

1.Многие герои произведения замечали внешнее сходство картины с Ниной, но ведь Мария Глушко не могла дать такое название только поэтому.

Мадонна символизирует чистоту и непорочность. Автор не случайно включает эпизод вечеринки. Если бы Нина переступила некую черту, то у Витюшки было бы все, но какой ценой? Поэтому до конца произведения она осталась такой же Мадонной, чистой и верной своему мужу. Этим она отличается от Павлины, которая воспитывалась в таком же окружении, что и Нина, и которая тоже хотела для своего Бореньки счастливого детства, но любой ценой.

Слово «Мадонна» имеет смысл – «самоотверженная мать», которая ради будущего своего ребенка готова на все. Но разница между двумя маетрями очень большая. А у Мадонны есть все, и за будущее своего ребенка она спокойна, а у Нины Нечаевой только одна мысль: как помочь своему Витюшке выжить?

У Бенуа в руке цветок, который символизирует радость, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне. Нину же Мария изобразила с пайком хлеба, ведь хлеб – всему голова. А в войну хлеб являлся символом жизни, и настоящей и будущей.

Мать и хлеб – вот главное во все времена, именно это и хотела подчеркнуть Мария Глушко. Ведь и в войну становились матерями, с помощью пайкового хлеба воспитывали детей и жили сами.

Ученик:1478 год. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Высокое Возрождение.

Искусство Италии 15 и 16-го веков

Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. Леонардо да Винчи еще не достиг полной зрелости мастерства — это сказывается в не совсем удавшейся — слишком крупной и выглядящей несколько условно — фигуре младенца. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне, ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Вводя в картину мотив игры юной матери и ребенка с цветком, Леонардо да Винчи отнюдь не переходит грань, за которой начинается характерное для многих живописцев 15 века мельчащее образ жанровое, бытовое правдоподобие. Жизненная правда Леонардо да Винчи — это высокая правда, и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщенностью, нежели в его более ранних работах, — той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения. Фигуры мадонны и младенца, заполняя почти всю картину, уже одной своей крупной пластикой формируют ее пространство. Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. Вместо насыщенного изображениями, сильно детализированного кватрочентистского фона — только предельно лаконичный в своей выразительности мотив: окно в темной стене, одновременно показывающее, что действие происходит в интерьере, н позволяющее увидеть за его стенами чистое голубое небо. В самой живописи, не блещущей яркими красочными эффектами, вместо по-флорентийски разобщенных, пассивно сопоставленных цветовых пятен проскальзывает ощущение своеобразного единого тона.


Рубцов2. Мария Глушко назвала свой роман «Мадонна с пайковым хлебом». На первый взгляд, это связано с репродукцией картины Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком». Нина впервые увидела ее в детстве в Эрмитаже, и отец сказал, что она очень похожа на Мадонну: «Этот детский выпуклый лобик…» Теперь же эту картину Нина увидела у Евгении Ивановны: «Голубое платье Мадонны, розовый младенец, золотые нимбы над их именами…безмятежная, счастливая улыбка освещает ее лицо, а ее розовый пухленький сын, весь в перевязочках, тянется к цветку ручонками…» У Нины же нет в руках цветка. Она держит своего младенца, а в руках у нее пайковый хлеб. Евгения Ивановна говорит: «Вот бы и тебя нарисовал кто… Только заместо цветка хлеб пайковый держишь…»

Автор как бы проводит параллель между Мадонной-Богородицей и Ниной, которая тоже страдает из-за своего ребенка. Разница в том, что Богородице предстоят страдания, а у Нины они продолжаются.

Символичен и образ хлеба в названии романа. Вот он – венец труда земледельца, не терпящий к себе легковесного отношения. Хлеб – создание человека, без которого немыслима жизнь. Пайковый хлеб вобрал в себя всенародный неустанный труд, силу и мощь человека, его настойчивость, напористость, мужество и героизм. В.Карамзин в своем документальном повествовании о хлебе «Наш хлеб» пишет: «А отыщут ли люди в своем языке другое слово, которое могло сравниться вот с этим: «Земля» и «Хлеб»? Разве что слово «Мать» имеет право стоять рядом с ними – другим не дано».

Пайковый хлеб – надежда на лучшее, ведь хлеб – символ жизни. Мать дает жизнь своему ребенку. Мне кажется, всех женщин, родивших в годы войны, можно назвать одним словом – Мать.

И я соглашусь со словами художника Михаила Андреевича Савицкого к своей картине «Партизанская Мадонна»: «А она кормит маленького. Она, должно быть, - Мать. Если ее нет – ничего нет. И жизни нет. Она такая: мощная, уверенная, устойчивая, ясная. Она всех будущих детей вскормит и сбережет. Для мира, для счастья. Если это не Мадонна, то кто же Мадонна?»


Учитель: Нина Нечаева упрямо и самоотверженно творит свой материнский подвиг – спасает рожденного в первый военный год сына – это ли не проявление человечности?

К тому же в этой трудной и жестокой жизни она не озлобилась, осталась отзывчивым человеком, сумела сохранить в себе добрый свет, чтобы было чем жить дальше.

Мария Глушко поднимает очень актуальную и для нашего времени проблему материнства.

Сколько женщин сейчас отказываются от своих детей, а Нина в неимоверно трудных условиях сохранила жизнь своему ребенку, она готова была ради сына «сцедить всю свою кровь».

Мария Глушко побуждает читателей к размышлению о непреходящей ценности старой истины, которая гласит, что будущее нации, ее духовное и физическое здоровье зависит прежде всего от женщины.

В книге упоминается стихотворение К. Симонова "Открытое письмо женщине из г. Вичуга". Оно имеет прямо противоположное отношение к книге, но оно настолько сильное и эмоциональное, что хотелось бы, чтобы его прочитали как можно больше людей.


Я вас обязан известить,

Что не дошло до адресата

Письмо, что в ящик опустить

Не постыдились вы когда-то.


Ваш муж не получил письма,

Он не был ранен словом пошлым,

Не вздрогнул, не сошел с ума,

Не проклял все, что было в прошлом.


Когда он поднимал бойцов

В атаку у руин вокзала,

Тупая грубость ваших слов

Его, по счастью, не терзала.


Когда шагал он тяжело,

Стянув кровавой тряпкой рану,

Письмо от вас еще все шло,

Еще, по счастью, было рано.


Когда на камни он упал

И смерть оборвала дыханье,

Он все еще не получал,

По счастью, вашего посланья.


Могу вам сообщить о том,

Что, завернувши в плащ-палатки,

Мы ночью в сквере городском

Его зарыли после схватки.


Стоит звезда из жести там

И рядом тополь — для приметы...

А впрочем, я забыл, что вам,

Наверно, безразлично это.


Письмо нам утром принесли...

Его, за смертью адресата,

Между собой мы вслух прочли —

Уж вы простите нам, солдатам.


Быть может, память коротка

У вас. По общему желанью,

От имени всего полка

Я вам напомню содержанье.


Вы написали, что уж год,

Как вы знакомы с новым мужем.

А старый, если и придет,

Вам будет все равно ненужен.


Что вы не знаете беды,

Живете хорошо. И кстати,

Теперь вам никакой нужды

Нет в лейтенантском аттестате.


Чтоб писем он от вас не ждал

И вас не утруждал бы снова...

Вот именно: «не утруждал»...

Вы побольней искали слова.


И все. И больше ничего.

Мы перечли их терпеливо,

Все те слова, что для него

В разлуки час в душе нашли вы.


«Не утруждай». «Муж». «Аттестат»...

Да где ж вы душу потеряли?

Ведь он же был солдат, солдат!

Ведь мы за вас с ним умирали.


Я не хочу судьею быть,

Не все разлуку побеждают,

Не все способны век любить,—

К несчастью, в жизни все бывает.


Ну, хорошо, пусть не любим,

Пускай он больше вам ненужен,

Пусть жить вы будете с другим,

Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.


Но ведь солдат не виноват

В том, что он отпуска не знает,

Что третий год себя подряд,

Вас защищая, утруждает.


Что ж, написать вы не смогли

Пусть горьких слов, но благородных.

В своей душе их не нашли —

Так заняли бы где угодно.


В отчизне нашей, к счастью, есть

Немало женских душ высоких,

Они б вам оказали честь —

Вам написали б эти строки;


Они б за вас слова нашли,

Чтоб облегчить тоску чужую.

От нас поклон им до земли,

Поклон за душу их большую.


Не вам, а женщинам другим,

От нас отторженным войною,

О вас мы написать хотим,

Пусть знают — вы тому виною,


Что их мужья на фронте, тут,

Подчас в душе борясь с собою,

С невольною тревогой ждут

Из дома писем перед боем.


Мы ваше не к добру прочли,

Теперь нас втайне горечь мучит:

А вдруг не вы одна смогли,

Вдруг кто-нибудь еще получит?


На суд далеких жен своих

Мы вас пошлем. Вы клеветали

На них. Вы усомниться в них

Нам на минуту повод дали.


Пускай поставят вам в вину,

Что душу птичью вы скрывали,

Что вы за женщину, жену,

Себя так долго выдавали.


А бывший муж ваш — он убит.

Все хорошо. Живите с новым.

Уж мертвый вас не оскорбит

В письме давно ненужным словом.


Живите, не боясь вины,

Он не напишет, не ответит

И, в город возвратись с войны,

С другим вас под руку не встретит.


Лишь за одно еще простить

Придется вам его — за то, что,

Наверно, с месяц приносить

Еще вам будет письма почта.


Уж ничего не сделать тут —

Письмо медлительнее пули.

К вам письма в сентябре придут,

А он убит еще в июле.


О вас там каждая строка,

Вам это, верно, неприятно —

Так я от имени полка

Беру его слова обратно.


Примите же в конце от нас

Презренье наше на прощанье.

Не уважающие вас

Покойного однополчане.


По поручению офицеров полк



Выводы

Наверно, у каждого в семье есть истории, подобные той, что рассказала Мария Глушко... Всё то время, пока я читал эту книгу, - находился в состоянии легкой контузии, потому что читал я историю своей прабабушки... Ей было 20 лет...Один ребенок 4лет, второй 3 лет, а третьего ребенка- мою бабушку, она родила осенью 41 года...Рядом никого из близких, голод...голодный плач новорожденного...Рахит… Вокруг война, разруха, голод, холод, долгожданные письма деда с Украинского фронта, но, тем не менее, как это ни парадоксально - жизнь продолжалась!!! Были дети, борьба за кусок хлеба, люди, которые разделились на ''своих'' и ''чужих''. Предательство, воровство, страшнее которого нет в жизни: когда обворовывают голодных детей; и ''пир во время чумы'', как та сцена с друзьями Павлины... Было всякое. И я понимаю, почему у бабушки до конца жизни было какое-то трепетное отношение к хлебу, у нас не пропадало ни единой крошки...

Пока читаешь, не можешь не кричать: Так не должно быть! Не должно...Но именно такие книги, написанные без истерики, спекуляций ( хотя КАК провести грань между искренностью и спекуляцией? я не знаю...), очень простым и обыденным языком, именно такие книги бьют в цель сильнее всего. Когда в обычную жизнь, устоявшуюся жизнь, со своим ''правильно''/''не правильно'' врывается война и перекореживает жизни, перетасовывает людей, как карты в колоде и, вдруг, оказывается «Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а - так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош...» Если вчерашний ещё ''сомнительный'' элемент становится человеком ближе которого в данный момент и нет, а близкие люди...даже думать о них не хочется...Война глазами хрупкой, юной и одинокой мамы...Что может быть страшнее для женщины чем крик голодного ребенка? На какие только унижения не пойдешь ради того, чтобы накормить ребенка... Иногда кажется, что знаешь себя на 100 процентов, но обстоятельства могут сложиться так, что будешь делать и поступать так, как и не предполагал раньше...

После таких книг хочется выйти на улицу, смотреть в чистое голубое небо и говорить: ''Только бы не было войны...'' И благодарить, благодарить тех, кто ВЫЖИЛ...низко поклониться тем, кто навсегда УШЕЛ...Низкий вам поклон!

В. Брюсов

Ты женщина, и этим ты права,

От века убрана короной звездной,

Ты в наших безднах образ божества.

Мы для тебя влечём ярём железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся от века – на тебя!