Тема урока: . Гуманистическая миссия русской литературы в эпоху сталинизма. Политическая обстановка «большого террора», Великой Отечественной войны, полная сталинская «коллективизация» общественного сознания и культуры, мартиролог писательских жертв, двойственный, искаженный характер литературного процесса (легальная и запрещенная литература).
Цель:- дать обзор литературы эпохи Сталина и сталинизма.
- развитие умения проводить анализ литературного произведения, проводить параллели с историей; обогащение словарного запаса речи.
- воспитание нравственно-духовных ценностей: ненасилия, гуманизма, любви к ближнему.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
Актуализация.
1 группа- «Если мир рухнет, первая трещина пройдет по сердцу поэта»
2 группа «Всякий сатирик в СССР посягает на советский строй»
3 группа «Настоящая литература там, где ее делают еретики, безумцы, отшельники, мечтатели, бунтари»
4 группа «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое. (Е.Замятин)
5 группа: Ненасилие означает безграничную любовь, что в свою очередь означает безграничное страдание (Махатма Ганди)
6 группа: . Молиться надо о духовном, чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал (А.И.Солженицын)
- Что хотели сказать данными высказываниями известные деятели искусства и литературы?
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Определение темы урока по собранным высказывания. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке темой нашего разговора будет «Гуманистическая миссия русской литературы в эпоху сталинизма».
Как вы понимаете слово «гуманистическая»? Что такое «миссия»? Когда была эпоха сталинизма и что она принесла людям?
гуманизм - отрицание всякого насилия по отношению к личности.
Миссия - это основной смысл существования.
- Как вы считаете, какова общая идея литературы всех периодов? (Идея гуманизма, сохранения в человеке человеческого начала, права его на индивидуальность и неповторимость).
Формирование новых понятий и способов действия.
Работа в группах:
1) -кризис христианской и гуманистической систем ценностей (полная сталинская «коллективизация» общественного сознания и культуры)
2) идеология тоталитарного режима (политическая обстановка Большого террора)
3) сохранение заветов культурного наследия прошлого- задача литературы.(гуман. миссия литературы)
4) две литературы: придворная, гонимая(легальная и нелегальная).Искаженный характер литературного процесса.
5) тема войны в литературе 20 века.
6) каковы герои произведений, написанных по «гос. заказу»? примеры.
Выступление групп.
Рефлексия:
Выставление оценок.
Домашнее задание: эссе на тему «Проблема гуманизма в литературе» (на примере произведения).
Справочная литература:
(На фоне кризиса гуманистической и христианской систем ценностей сформировалась идеология тоталитаризма, которая обслуживала диктаторские режимы, установившиеся в 20—30-е годы в СССР и ряде европейских стран. Она замахнулась на важнейшие духовные заветы упомянутых традиций: веру в Бога, права личности, ценность человеческой жизни, принципы нравственности и человечности. Эта идеология освящала собой массовые репрессии невинных людей, уничтожение политических свобод, захват территорий чужих государств. Для ее насаждения была выработана особая культура, полностью подчиненная государственно-политическим потребностям тоталитарного режима и жестко регламентировавшая творчество художников всех видов искусств. В рамках такой культуры творческая мысль задыхалась и оттеснялась на обочину конвейерной штамповки идеологически «правильных» и ориентированных на массовое потребление произведений».
Второй наиболее трагичный период истории русской литературы XX века (1930-е — середина 1950 гг.) характеризуется открытым и жестоким подавлением любого инакомыслия, и в первую очередь свободы слова.
С начала 30 годов все более реальной становилась угроза фашизма. Сталинская партия — ВКП(б) — на ходу меняла свои идеологические ориентиры. Теперь был объявлен курс на построение социализма в отдельно взятой стране. Сталин, ставший пожизненным генсеком, а вскоре «вождем и учителем всех народов», строил особое государство. Последовательная коллективизация, индустриализация и милитаризация экономики, усиление и ужесточение политических репрессий превращали СССР в абсолютистское тоталитарное государство — уже по образцу Германии Гитлера, Италии Муссолини.
Нашей советской закономерностью с конца 20 гг., с года «великого перелома» (1929), по сталинскому определению, становится феномен полностью закрепощенного общественного сознания. И это абсолютное «единогласие» и «единодушие» печать и литература уже подавали как символ советского народного единства на основе все более поощряемой партией классовой борьбы — физического уничтожения «врагов народа», лучших представитлей творческой интеллигенции и даже армейской военной элиты.
В литературе и искусстве вводится единый и обязательный для всех метод социалистического реализма — начиная с I Всесоюзного съезда советских писателей 1934 года. Нарастает политизация и «огосударствление» литературы и литературной критики, которая становится в сущности одним из рычагов партийного руководства в области культуры вообще. Полным ходом идут (под видом дискуссий о формализме, творческом методе, учебы у классиков) кампании идеологической травли таких писателей, как Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, Б. Пильняк, А. Белый, А. Мариенгоф и др. Все это нагнетало в обществе атмосферу страха, т. к. параллельно шли показательные политические процессы против партийной оппозиции, в просторечии «врагов, вредителей, предателей» (троцкистско-зиновьев- ский блок, Промпартия, шахтинское дело и т. п.).
Писательская советская молодежь (Фадеев, Леонов, Малышкин, Федин, Фурманов, Шолохов и др.) становилась убежденным принципиальным защитником Советской власти. В ее художественных исканиях все более укреплялась поэтика утверждения, неизменного финального оптимизма, иногда всеобщего восторга: человек без коллектива оказывается в тупике, без партии — слеп, история и современность всякий раз доказывают правоту марксистско-ленинско-сталинского мировоззрения («Братья» К. Федина, «Разгром» А. Фадеева, «Падение Дайра» А. Малышкина, «Соть», «Барсуки» Л. Леонова).
Заметнее становилась идеализация советской действительности, непосредственно отвечавшая основным пунктам Устава Союза советских писателей, поэтике социалистического реализма: положительный герой — заложник своего политического долга, в который он безоговорочно верит вплоть до самопожертвования; жизненный путь его — пример героического преодоления всяческих трудностей и обычно пример почти полного забвения всего личного ради общественного; в качестве ведущих соцреалистических жанров поощрялись производственные и воспитательные романы («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Разгром» А. Фадеева).
Поэтика противостояния официальному, партийному социальному заказу в эти годы все больше эволюционирует от сатиры, «дьяволиады» и антиутопичности советской действительности (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов, Б. Пильняк), от позиции «над схваткой» (М. Волошин, М. Цветаева, М. Булгаков) к поэтике реквиема, окрашенной горечью или иронией, поисками исторических параллелей к советской «дьяволиаде» (Б. Пастернак, А. Ахматова, М. Цветаева, Ю. Домбровский). Эта литература уже в определенной Своей части уходит в подполье, потому что подвергается однозначному идеологическому остракизму и запрету. Она уже напрямую соотносится с эмигрантской русской литературой по своей решительной непримиримости и по тому, что с начала 20 годов, а затем в 50-х начинает публиковаться на Западе. Так, запрещенная советская литература с конца 20-х и с начала 30 годов в сущности вступает на путь двойной жизни: подпольную, скрытую в свою эпоху, оставаясь в основном неизвестной своим современникам, и открытую, новую с конца 80-х годов, получая название литературы «возвращенной».
Мартиролог – это список невинно убиенных жертв.
В период 20-50-х годов были подвергнуты сталинским репрессиям следующие категории людей:
• Советские военные, оказавшиеся в немецком плену (2 млн.)
• Жители оккупированных областей.
• Депортация населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии.
• Удар по военным: арест маршала авиации А.А.Новикова, сподвижников маршала Г.К.Жукова.
• Публичное шельмование А.А.Ахматовой и М.М.Зощенко.
• Разносная критика музыки Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Вано Ильича Мурадели, Сергея Сергеевича Прокофьева.
• Ученым (осуждение генетики, кибернетики, философии, политэкономии).
• Еврейское дело.
• «Дело врачей» и др.
В условиях катастроф и катаклизмов перед человечеством с особой остротой встала задача сохранения заветов культурного наследия прошлого. Эту задачу взяли на себя искусство и литература XX в. Осмысляя в своих произведениях кровавые трагедии, которые разыгрывались на территории стран, попавших в ловушку тоталитарных режимов, художники давали им оценку с высоты великих достижений культуры минувших столетий.
Поэтому и в литературе тема войны приобретала глубокое патриотическое и гуманистическое звучание. Особенно ярко данная тенденция проявилась в литературе СССР, принявшего на себя историческую миссию главного противника нацистской Германии. Величие победы народов Советского Союза, дорогая цена, которой она была оплачена, суровая правда военной жизни, стремление сохранить человечность в условиях жестокого кровопролития — всё это нашло отражение в произведениях лучших представителей советской литературы, к числу которых принадлежали А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, Ю. В. Друнина, В. В. Быков и др. Мастеров слова объединял пафос осуждения насилия и отстаивания гуманистических основ человеческой жизни, выработанных в лоне культурной традиции.
Этим пафосом была пронизана и художественная литература первых послевоенных десятилетий. Правда, в Советском Союзе, ни после победы над Германией, ни после смерти Сталина так и не освободившемся от оков тоталитаризма, писателям было намного труднее удерживать подлинные, не извращенные официальной идеологией гуманистические позиции. Однако и здесь, особенно в период так называемой «хрущевской оттепели», звучали голоса литераторов, призывавшие покаяться в трагических ошибках прошлого, обратиться к ценностям частной человеческой жизни — любви, семейному уюту, внутренней свободе, личному счастью. Эти тенденции, развиваемые в творчестве писателей и поэтов последующих поколений, сыграли огромную роль в процессе внутреннего расшатывания основ тоталитарного государства, который в конце XX в. увенчался крахом СССР.
Таким образом, художественная литература минувшего века, отражая новое видение истории, реальности и личности, оберегала преемственную связь современности с культурным наследием прошлого, благодаря которой человечество смогло физически и духовно выжить в тяжелых испытаниях, неоднократно ставивших его на грань гибели.