ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.П.ЧЕХОВА Урок литературы с использованием логико-смыслового моделирования

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок по теме «Жизненный и творческий путь
А. П. Чехова»
(комбинированный с использованием
логико-смыслового моделирования)

Рекомендации: задача педагога – создать условия для обобщения и систематизации знаний на уроке литературы в 10 классе по теме «Жизненный и творческий путь А. П. Чехова». На уроке использованы несколько видов деятельности учащихся: проверка домашнего задания с помощью логико-смыслового моделирования, индивидуальные выступления. Урок имеет методическое сопровождение в виде презентации с гиперссылками. Главным является слайд 14, на котором изображена вся логико-смысловая модель урока. Продолжительность урока – 45 минут.

Цели деятельности педагога:

дидактические: создать условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе опорных знаний жизни и творчества А. П. Чехова, освоения техники логико-смыслового моделирования ответа; способствовать закреплению навыков работы над анкетой писателя;

развивающая: способствовать развитию потребности в самообразовании, в определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет;

 воспитательная: содействовать воспитанию интереса к произведениям русской классической литературы, используя нестандартные решения поставленных задач.

Ожидаемый результат:

учащийся научится формулировать ответы на поставленные вопросы; сочетать самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения задания; использовать навыки монологической речи.

Межпредметные связи: информатика, история, русский язык.

Средства обучения:

портреты писателя;

выставка книг;

мультимедиа;

шаблон логико-смысловой модели;

Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Ч. 1 / глав. ред. М. Д. Аксенова. – М. : Аванта+, 1999. – 672 с.

ПЛАН УРОКА

I. Постановка учебной задачи. (Слайд 1.)

II. Проверка домашнего задания: работа с таблицей. (Слайд 2.)

III. Этап активного усвоения знаний. Логико-смысловое моделирование знаний.

1. Лексическая работа. (Слайды 3–7.)

2. Выступление помощника учителя. Работа на луче К 2. (Слайд 7.)

3. Выступление помощника учителя. Работа на луче К 3. (Слайд 8.)

4. Выступление помощника учителя. Работа на луче К 4. (Слайд 9.)

5. Самостоятельная работа с текстовым материалом. (Слайды 10, 11.)

IV. Рефлексия знаний. Работа с лучами К7, К8.

1. Осмысление знаний. Работа на луче К7 – «Цели творчества», луче К8 – «Новаторство». (Слайды 12–14.)

2. Контроль усвоения. Тестирование.

3. Составление портфолио писателя.

Домашнее задание: инструкция о его выполнении.

Сценарий урока

I. Постановка учебной задачи. (Слайд 1.)

Демонстрируется слайд 1.

Здравствуйте, сегодня мы будем говорить о всемирно известном писателе А. П. Чехове. Результатом работы станет заполненная ЛСМ. Хочу сразу обратить ваше внимание на К7 – «Цели творчества» (из записных книжек писателя). Внимательно следите за всеми выступлениями на уроке, активно участвуйте в разговоре и записывайте важные, на ваш взгляд, высказывания писателя. Возможно, именно записанные вами чеховские мысли станут ключевыми фразами К7.

В тетради записывается материал гиперссылок, а основная работа выполняется на шаблонах формата А4, которые раздаются ученикам в начале занятия.

II. Проверка домашнего задания: работа с таблицей.

– Дома вы читали рассказы А. П. Чехова и выписывали из текстов мысли писателя о том, каким должен быть человек. Что читали? Что выписали? («Тоска», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Дама с собачкой», «Крыжовник» и др.)

Возможные варианты выполнения задания.

+

«Если бы человек на куске земли своей делал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» («Три года».)

«Как бы чего не вышло…»

(«Человек в футляре».)

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» («Дядя Ваня».)

«Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть это» («Ионыч».)

«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа» («Крыжовник».)

«Кто не умеет радоваться

успехам другого, тому чужды общественные интересы

и тому нельзя доверять общественных дел» («Дядя Ваня».)

«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни» («Три сестры».)

«…постарел, располнел,

обрюзг, щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло…» («Крыжовник».)

«…Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля... и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...» («Вишневый сад».)

«У него перестало беспокойно биться сердце…» («Ионыч».)

Демонстрируется слайд 2.

А. П. Чехов родился за год до отмены крепостного права и умер за год до первой русской революции. Он прожил всего 44 года, но стал свидетелем многих значительных событий в истории России, жил во время правления трех русских царей (Александр II, Александр III, Николай II). Антон Павлович Чехов – признанный классик русской литературы. Однако занять одно из первых мест в литературе при жизни Л. Н. Толстого было непросто. Антона Павловича постоянно сравнивали с ним. Сам Чехов признавался, что «ни одного человека не любил так, как его (Толстого)».

А. П. Чехов не только завершал блестящий период русского искусства XIX века. Он стал художником, за которым идет век ХХ. Непрестанно создаются фильмы на сюжеты Чехова. Его пьесы играют в Париже и Риме, Лондоне и Праге, Токио и Нью-Йорке. Самые знаменитые режиссеры и актеры обращаются к чеховским ролям с тем же трепетом, как и к героям Шекспира. В одном из произведений Чехова есть такие слова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Эту обязанность «человека с молоточком», который напоминает нам, как прекрасна может быть жизнь и как еще не хороша, как много в ней пошлости, несправедливости, боли, и выполнял Чехов.

[pic]

Слайд 2

III. Этап активного усвоения знаний. Логико-смысловое моделирование знаний.

1. Лексическая работа.

Запишите тему урока «Жизнь и творчество Антона Павловича Чехова». Эпиграфом станут слова: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». (Слайд 3.)

[pic]

Слайд 3

Писатель Максим Горький, друг Антона Павловича, говорил: «Его врагом была пошлость». Ребята, а как вы понимаете слово «пошлость»? Запишите в тетрадях «Лексическая работа».

Звучат разные варианты; записывают значение слов «пошлость», «обыватель», «косность», «чванство». (Слайды 4, 5.)

[pic]

Слайд 4

[pic]

Слайд 5

Всю свою жизнь, начиная с юности, Чехов боролся против пороков обывателей: насилия над слабыми и самоуничижения перед сильными. От этих пороков не было свободным все купеческое общество. А в глазах его отца эти пороки выглядели едва ли не достоинствами, на них держался общественный порядок.

Следствием первого порока являются грубость, заносчивость, чванство, высокомерие, надменность. Следствием второго – раболепство, подхалимство, угодничество. Изживая в себе эти пороки, Антон Павлович постоянно воспитывал и близких ему людей.

Итак, луч К1 – «Писатель и эпоха». (Слайды 6, 7.) Что можете добавить?

Дополнение учителя.

– В 80-е годы сформировался художественный талант А. П. Чехова. Восьмидесятые годы в России получили название эпохи «безвременья». В русской истории так называют периоды правительственной реакции. Идеи шестидесятников и народников семидесятых годов потерпели поражение: здание российской государственности даже не покачнулось. В 60–70 гг. люди ради высокого идеала шли на любые лишения. А сейчас, когда идеал не состоялся, надо ли терпеть эти лишения?

[pic]

Слайд 7

«Безвременье» еще потому называется так, что оно давит на личность, заставляя ее все больше и больше дорожить и трудно обретенной профессией, и материальным благополучием, и положением в обществе. Многие порядочные личности не выдерживали: теряли себя как личность, становились обывателями. Но 80-е годы дали миру Менделеева, Сурикова и Репина, Чайковского и Римского-Корсакова. В эти же годы А. П. Чехов средствами художественного слова показывает своим современникам: в любых условиях человек должен оставаться человеком! Более того, каким ты станешь: зависимым или независимым, обывателем или гражданином – ЧЕЛОВЕК ОПРЕДЕЛЯЕТ САМ!

2. Выступление помощника учителя. Работа на луче К 2.

Демонстрируется слайд 8.

[pic]

Слайд 8

Вариант ответа.

Колыбелью Чехова был Таганрог, провинциальный город России на берегу Азовского моря. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Они принадлежали помещику Черткову, отцу В. Г. Черткова, ближайшего друга и последователя Л. Н. Толстого. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил 3500 тысячи рублей и к 1841 году выкупил семью из крепостной зависимости. Из крепостных мужиков происходило и семейство матери писателя Евгении Яковлевны (дед матери выкупил семью в 1817 г.).

Отцу Чехова принадлежала небольшая лавка, в которой продавали чай, сахар, кофе и другие товары. Торговали с 5 утра до 11 вечера. Когда Павел Егорович уходил по делам, один из его сыновей должен был помогать в лавке. Если Антоша или его старшие братья говорили, что надо готовить уроки, то отец отвечал: «Уроки можно готовить, пока в лавке нет покупателей». Зимой в лавке было так холодно, что замерзали чернила. Павел Егорович считал, что детей надо воспитывать в строгости и приучал их к упорному труду. Он старался, чтобы дети были образованными – отдал их в гимназию, пригласил учителя музыки, рано начал учить их иностранным языкам. Кроме этого, дети учились ремеслу (Антоша – портняжному), помогали по хозяйству и по настоянию отца посещали церковь и пели в церковном хоре. Спевки хора происходили по вечерам и продолжались до полуночи. У детей слипались глаза, но уйти они не смели.

Отец А. П. Чехова был одаренным человеком, он не только любил пение, но и играл на скрипке, неплохо рисовал. Антон Павлович говорил: «Талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери». Но лишь Антон из всех братьев распорядился достойно своим талантом. Из рода Чеховых вышло два великих человека – это Антон Чехов и Михаил Чехов, который блистал на российской сцене.

Таганрог был богатым купеческим городом и славился своим театром, на подмостках которого выступали не только русские, но и зарубежные драматические и оперные труппы. Чехову было всего 13 лет, когда он впервые попал в театр. С этого времени началось его увлечение сценой. Гимназистам нельзя было посещать театр без письменного разрешения начальства, поэтому подросток иногда даже гримировался, чтобы его не узнали. А однажды он даже переоделся нищим, подошел к дому дяди Митрофана Егоровича, который не узнал его и подал милостыню в три копейки. Антон гордился этой монетой как первым в жизни гонораром.

В 1876 г. отец Чехова разорился и со всей семьей вынужден был уехать в Москву к старшим сыновьям (Александр стал студентом университета, Николай – студентом училища живописи). Антон без всяких средств остался в Таганроге заканчивать гимназию. Дом Павла Егоровича купил их бывший квартирант. Антон должен был уйти из дома, и только в последний момент новый владелец предложил ему за угол и стол (за жилье и еду) готовить в училище своего племянника. Все эти годы Антону Павловичу приходилось много работать. Он должен был не только содержать себя и платить за учение в гимназии, но и помогать семье, которая жила в Москве в страшной бедности. Чехов распродавал остатки домашней обстановки, бегал по урокам. Ему пришлось познакомиться с унизительным выпрашиванием заработанных денег. Часто он мечтал о чае, который прислуга приносила ему после урока. По его собственному признанию, бедность мучила его в то время «как зубная боль». У Чехова нет таких автобиографических произведений, как у Толстого и Горького, но во многих рассказах нашли отражение его переживания
в различные периоды жизни. Один из таких рассказов – «Репетитор».

В 1879 году Чехов окончил гимназию, которая, по его словам, более походила на исправительный батальон. Но среди учителей он выделял Ф. П. Покровского, преподавателя Священной истории, который на уроках с любовью говорил о Шекспире, Гете, Пушкине, но особенно о Щедрине, которого он почитал. Заметив в Чехове юмористический талант, Покровский дал ему шутливое прозвище «Чехонте», которое стало вскоре псевдонимом начинающего писателя.

3. Выступление помощника учителя. Работа на луче К 3.

Демонстрируется слайд 8.

Прослушайте выступление ученика и отметьте на координате ключевые фразы.

[pic]

Слайд 8

Вариант выступления.

В 1879 г., после окончания гимназии, Антон Павлович едет к своей семье в Москву. С его приездом в Москву жизнь семьи Чеховых изменилась к лучшему. Он поступает в медицинский университет. Почему Чехов решил стать врачом? Об этом он сам никогда не говорил. Медицина стала для него профессией, во многом определившей его мировоззрение и подготовившей его литературную деятельность. Высокое представление о физической организации человека приближает Чехова к мысли о том, что человек должен быть также прекрасен духовно. Не случайно именно ему принадлежит афоризм: «В человеке должно быть все прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Еще студентом, в 80-е годы, Чехов становится сотрудником юмористических журналов «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Осколки». Большое место в юмористике Чехова занимают шуточные афоризмы, подписи к рисункам, пародийные календари. В ранней юмористике Чехов изображает смешные характеры и смешные положения, подчеркивая человеческие пороки и слабости: «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.

Свои маленькие рассказы он подписывал псевдонимами: «Антоша Чехонте, Антон Ч., Балдастов, Вспыльчивый Человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Врач без пациентов, Крапива» и др. Всего известно свыше 50 псевдонимов писателя. Это был период «многописания» ради зарабатывания денег. Некоторые из произведений этого периода составили первый сборник рассказов Чехова – «Сказки Мельпомены», выпущенный им в год окончания университета.

Пять лет работы в юмористических журналах стали для Чехова школой мастерства. Закончился период Антоши Чехонте. С конца 80-х годов начинается новый этап в творчестве писателя. Начиная с 1886 г. он подписывает произведения своим именем. Позднее Антон Павлович напишет, что «Чехонте мог написать многое, чего не примет Чехов».

В 1887 г. появляется третий сборник рассказов Чехова «В сумерках». Этот сборник приносит писателю настоящую славу – Академия наук присуждает ему Пушкинскую премию.

Назовите ключевые фразы, которые записали. Внимание на экран, сравним с нашим эталоном.

4. Выступление помощника учителя. Работа на луче К 4.

Демонстрируется слайд 9.

Вариант выступления.

Осенью 1889 года А. П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».

[pic]

Слайд 9

В начале 1890 г. Чехов отправляется в путешествие на Сахалин. Путешествие было трудным. «Грязь, дождь, злющий ветер, холод... и валенки на ногах. Знаете, что значит мокрые валенки? Это сапоги из студня», – писал он в одном из писем. Чехов преодолел более четырех тысяч верст по Сибири на лошадях. Путь преграждали опасные разливы рек. За три с небольшим месяца Чехов обошел все сахалинские тюрьмы и поселения, за исключением нескольких камер, где отбывали срок политические и куда его не пустили. Можно сказать, что он знал в лицо всех русских каторжников, видел даже легендарную Соньку Золотую Ручку.

Путешествие на Сахалин стало важным этапом на пути гражданского возмужания его таланта. Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие. Этими очерками Чехов очень гордился, утверждая, что в его «литературном гардеробе» появился «жесткий арестантский халат». Писатель вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, что правительство назначило специальную комиссию для расследования положения ссыльнокаторжных на Сахалине.

5. Самостоятельная работа с текстовым материалом. Заполнение луча К5 – «Мелихово» и луча К6 – «Ялта».

Демонстрируются слайды 10, 11.

Познакомьтесь с данными материалами и «зафиксируйте» на координатах ключевые фразы.

Ученикам раздаются карточки с печатными материалами, в которых они могут делать любые заметки во время работы; эти карточки они затем вкладывают в папку по дисциплине «Литература»; время – 10 минут.

Материалы для самостоятельной работы

Поездка на Сахалин утомила Чехова. Он мечтал жить в деревне среди народа и в 1892 г. поселился под Москвой в усадьбе Мелихово.

В 1892 году в России был голод. Особенно пострадали Нижегород-ская и Воронежская губернии. Антон Павлович организовал широкую помощь голодающим. Он устраивал столовые, кормил крестьян, организовывал скупку лошадей на местах и прокорм их за общественный счет с тем, чтобы весной раздать бедным крестьянам.

Живя в Мелихове, он все время старался сделать что-либо полезное для народа. Благодаря ему были построены три школы, земская больница. В Мелихове он написал замечательные произведения: «Палата № 6», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Дама с собачкой», «Ионыч», «Чайка», «Дядя Ваня» и др. Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных в это вре-мя, – это жизнь обыкновенных людей, современников писателя. Автор не предлагает читателю никаких утешений, спасительных рецептов, счастливых развязок. В рассказах и пьесах Чехова острые, больные вопросы времени тревожат читателя именно своей неразрешенностью.

Для А. П. Чехова характерно, с одной стороны, постоянное следование литературной традиции, с другой стороны, отталкивание от нее. От Гоголя он взял критику пошлого быта и тему «маленького человека». Но если Гоголь говорит, что «маленького человека» – жаль («Шинель»), Достоевский в романе «Бедные люди» призывает уважать «маленького человека», а не унижать его жалостью, то А. П. Чехов предъявляет требования к самому «маленькому человеку». В отличие от писателей-предшествен-ников, Чехов уходит от художественной проповеди. Ему чужда позиция человека, знающего истину. Он стремится пробудить совесть читателя, так как полагает, что осуждение людьми самих себя скорее изменит жизнь, чем гуманистическое сочувствие ближнему.

В Мелихове А. П. Чехов прожил 7 лет. Но болезнь прогрессировала. Он был вынужден продать свое любимое Мелихово. Обострившаяся болезнь – процесс в легких – заставила Антона Павловича переехать в Ялту. Чехова привлекает в Ялте известное оживление культурной жизни, которого не было в других местах Крыма, целебный климат, относительная близость к России, вне которой Чехов жить не мог.

В эти годы Чехов стал уже всемирно известным писателем, но он может купить участок только на окраине Ялты, высоко в горах, в татарском поселке Аутка. Но и для покупки этого участка у Чехова нет денег. Ему приходится продать все написанное им в прошлом и будущем книгоиздателю Марксу. В эти трудные времена, когда Чехову кажется, что он не выберется из долгов, он продолжает помогать людям: задумывает строить третью школу под Москвой, и ему «нужно 2,5 тысячи, хоть в петлю полезай». Заботу о просвещении Чехов считал непременной обязанностью культурного человека.

Его избирают членом комитета Красного Креста. С первых дней своей жизни в Ялте Чехов столкнулся с ужасным положением больных бедняков, приезжающих в Ялту в надежде излечиться от туберкулеза и не имеющих средств, для того чтобы поселиться в дорогих пансионатах. Антон Павлович пытается помочь больным устроиться, оплачивает их квартиры. Но поток больных так велик, что Чехову одному не справиться с ним. Чехов решает начать сбор средств на строительство в Ялте санатория-пансионата для бедняков. Как много Чехов успевал сделать для людей!

В Крыму Чехов часто встречается с Толстым. Его навещают многие талантливые русские писатели: Куприн, Бунин, Мамин-Сибиряк, Горький и др.

В 1900 г. Чехова избирают почетным членом Академии наук по разряду изящной словесности. Однако он недолго был почетным академиком. Через 2 года (1902 г.) в почетные академики был избран Горький. Николай II выразил свое возмущение этим избранием и признал избрание Горького недействительным. Только два писателя – Чехов и Королен-ко – в знак протеста сложили с себя звание академика.

Чехову в Ялте трудно было жить без общения с лучшими представителями русской культуры. Большой радостью для Антона Павловича был приезд на гастроли в Крым Московского Художественного театра, на сцене которого уже два года шли его пьесы.

Пьесу «Чайка» Антон Павлович написал еще в Мелихове. Эта была пьеса о значении искусства в общественной жизни. Рукопись Чехов послал в Петербург, в Александринский театр. Осенью 1896 г. состоялась первая постановка пьесы, но она оказалась неудачной. В пьесе не было привычных театральных эффектов, действующие лица показались артистам неинтересными. Антон Павлович очень тяжело переживал неудачу своей первой пьесы и говорил, что больше никогда не будет писать для сцены. Лишь после долгих уговоров Немировичу-Данченко удалось добиться согласия Чехова на постановку «Чайки» в Художественном театре. На одной из репетиций Антон Павлович встретился с молодой артисткой Ольгой Леонардовной Книппер, которая позднее станет его женой.

17 декабря 1898 г. состоялся первый спектакль «Чайки» в Художественном театре. Успех пьесы был огромным. До сих пор на занавесе Художественного театра зрители видят изображение чайки. Она стала эмблемой театра. В Ялте театр показал две пьесы Чехова – «Чайка» и «Дядя Ваня». Успех был необыкновенный. Позднее Чехов подарил каждому артисту МХТ маленький золотой брелок в виде книги с надписью: «Ан. Чехов. Пьесы. Чайка. Дядя Ваня». Внутри были выгравированы названия ролей, сыгранных артистом в обеих пьесах, и фамилия артиста. На брелоке Немировича-Данченко были слова: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!»

В Ялте Чехов написал пьесы «Три сестры», «Вишневый сад». В пьесах, которые писали до Чехова, все было сказано в самом тексте. С Чеховым в театр пришло понятие «подтекста». В подтексте, то есть в том, что выражено не в словах героев, а в общем настроении, скрыт внутренний смысл пьес Чехова. Чеховская пьеса – это наблюдение и обобщение жизни автором, это раздумья автора и зрителя над судьбами людей, над смыслом жизни. Не пьеса-зрелище, а пьеса-размышление – такова творческая цель Чехова. Последней пьесой А. П. Чехова стала комедия «Вишневый сад» (1903). 17 января в день рождения Чехова Художественный театр впервые ставил «Вишневый сад». Автора тепло чествовали, но всем было ясно, что это последняя встреча с больным писателем: осунувшийся, задыхающийся от кашля, он едва мог отвечать на приветствия. Весной по совету врачей Чехов отправляется на лечение в немецкий курортный городок Баденвейлер. Там он и скончался 2 июля 1904 г.

«Озвучьте» свои записи. (Могут быть варианты, но в основном записи будут совпадать.)

[pic]

IV. Рефлексия знаний. Работа с лучами К7, К8.

1. Осмысление знаний. Работа на луче К7 – «Цели творчества», луче К8 – «Новаторство».

Пришло время выявить самого внимательного. Координата 7 – это цели творчества Антона Павловича Чехова. Заполним ее словами из записных книжек писателя.

Учитель может скорректировать ответы учеников.

Варианты ответов.

1. В записной книжке Чехова есть слова: «Только тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть…»

2. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

3. Чехов сравнивал писателя со свидетелем на суде. Долг же свидетеля заключается в том, чтобы правдиво и честно сообщить все, что ему известно по данному делу. И Чехов перед судом читающей России давал свои правдивые показания. Он хотел показать, «насколько жизнь уклонилась от нормы».

4. В начале урока прозвучали слова Антона Павловича: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Значит, главной задачей его творчества можно считать стремление разбудить совесть читателя.

Демонстрируется слайд 12.

В начале урока я отметила, что Антон Павлович Чехов – признанный классик русской литературы. Однако занять одно из первых мест на литературном Олимпе при жизни Л. Н. Толстого было непросто. Нужно было сказать «новое слово». В чем же была новизна чеховских произведений?

[pic]

Слайд 12

После высказываний с места на К8 «Новаторство» записываем ключевые фразы; учитель корректирует высказывания учеников. (См. слайд 13 на с. 153.)

Примерные варианты ответов.

1. В русской литературе до Чехова не было ничего похожего на миниатюрные рассказы, насыщенные таким философским и психологическим содержанием. Он – мастер коротких рассказов, в которых, как в любом художественном произведении, выражена какая-нибудь большая мысль.

2. Герои его произведений – обыкновенные люди средних лет, которые не довольны собой, но у них нет ясной цели в жизни.

3. Мы не найдем авторского отношения к происходящему. Он не вы-сказывает своих оценок, он просто изображает жизнь, какая она есть, и показывает, насколько жизнь уклонилась от нормы.

[pic]

Слайд 13

4. Нет счастливых развязок, открытый финал.

5. Чехов предъявляет высокие требования к самому человеку, так как только от человека зависит, как он живет.

6. Мы не можем сказать: его герои плохие или хорошие. Они просто «серые» люди.

Демонстрируется слайд 14 (см. с. 154).

2. Контроль усвоения. Тестирование.

Тестирование проводится на компьютере; можно начать с тренажера, а можно сразу перейти к тестированию; учащиеся следят за работой товарища; во время работы на тренажере можно подсказывать, а во время тестирования нет.

[pic]

Слайд 14

Чехов – это последняя золотая страница литературы XIX века и в то же время – это рубеж, с которого начинается литература XX века. В литературу Антон Павлович входил в 80-е годы, которые, как мы уже отмечали, считаются годами бездорожья. Появлялись различные течения, партии. Популярной была «теория малых дел». Чехов остался в стороне от всяких теорий. Современная критика воспринимала его как веселого юмориста. Народническая критика обвиняла в безыдейности.

Л. Н. Толстой, с которым часто сравнивали Чехова, зорко следил за творческим ростом молодого писателя. Однажды он в разговоре невольно заметил: «Новые, совершенно новые для всего мира формы письма…» Да, Антон Павлович не был похож ни на одного писателя-современника. Он ставил перед собой другие задачи. В чем же была новизна его творчества?

3. Составление портфолио писателя.

Вам предстоит заполнить портфолио-анкету А. П. Чехова. Время работы – 5 минут.

Ученики получают шаблоны анкет, заполняют и сдают учителю.

1. Ф. И. О. Антон Павлович Чехов

2. Годы жизни ________________________

3. Семья _____________________________

_____________________________________

4. Образование ________________________

5. Яркие жизненные впечатления _________

_______________________________________

______________________________________________________________________________

[pic]

  1. 6. Современники писателя (писатели, поэты, композиторы, художники, путешественники и т. д.) ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

7. Первое печатное произведение (где опубликовано, отношение к нему критики и современников) ___________________________________

___________________________________________________________

8. Наиболее известные произведения писателя ___________________

______________________________________________________________________________________________________________________

9. Основные темы творчества ________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

10. Жанровое своеобразие творчества __________________________

___________________________________________________________

11. Особенности мировоззрения. (В чем видел задачу своего творчества?) ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие факты из жизни (творчества) вас удивили или показались интересными? _______________________________________________

___________________________________________________________

Учащийся _______________________ класс ______________

Домашнее задание (инструкция о его выполнении).

Прочитайте пьесу «Вишневый сад». Подготовьте связный ответ о творческой биографии пьесы с опорой на ЛСМ. Подумайте, почему на луче К8 «Новаторство» около слова «КОМЕДИЯ» стоит вопросительный знак?

[pic]