Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла
Т. Ф. Коновалова
Протокол №____ от
«____» ___________2016 г
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР МКОУ
Новомеловатская СОШ И.И.Малёваный ________
«___»________ 2016 г
«Утверждаю»
Директор МКОУ Новомеловатская СОШ
А.Н. Протасов ________
Приказ № _____ от
«___»_________ 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
9 КЛАСС
3 часа в неделю
102 часа в год
учитель первой квалификационной категории
Омелаева Татьяна Викторовна
2016-2017 уч. год
с. Четвериково
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного образования по литературе и авторской программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2008).
Этап литературного образования в 9 классе является переходным, так как здесь решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
На изучение курса литературы в 9 классе отводится 102 часа за год, 3 часа в неделю.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы , формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Обязательным при составлении тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в 9 классе не менее 6 сочинений. Это требование учтено. В данной рабочей программе запланированы сочинения по «Слову о полку Игореве», по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, по романам «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя, по рассказу «Судьба человека» М. А. Шолохова.
В программе представлены различные формы контроля:
1. Аудиторное сочинение
2. Самостоятельная работа
3. Тест
4. Терминологический диктант
5. Проектная деятельность
6. Устные сообщения, доклады
7. Создание мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий
8. Ассоциативный портрет (рисунок) героя, писателя
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть основными теоретико-литературными понятиями.
Основные теоретико-литературные понятия:
- Художественная литература как искусство слова
- Художественный образ
- Фольклор. Жанры фольклора
- Литературные роды и жанры
- Основные литературные направления: классицизм, синтиментализм, романтизм, реализм
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление: конфликт, система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, сравнение, аллегория, гипербола
- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Учебно-методическое обеспечение:
Литература. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2ч. / авт.-сост. В. Я. Коровина; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008
Поурочное планирование по литературе. 9 класс: к учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной «Литература. 9 класс» / О. А. Еремина. – М.: Просвещение, 2009
3.Фонохрестоматия к учебнику «Литература . 9класс». – М.: Просвещение, 2009
4. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс/ И.В. Золотарёва, Н.В.Егорова . – М. : ВАКО, 2008
Содержание тем учебного курса.
ВВЕДЕНИЕ
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Русская литература второй половины ХIХ века
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Аnna Domeni», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н.Заболоцкий.«В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Учебно- тематическое планирование
п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
Уроки
Р/Р
Уроки
вн. чт.
Уроки
контроля
1
Введение
1
2
Древнерусская литература
3
3
Русская литература XVIII века
9
2
1
4
Шедевры русской литературы XIX века
55
6
3
1
5
Русская литературы XX века
27
1
1
1
6
Из зарубежной литературы
7
1
7
Итоговое повторение
1
1
Тематическое планирование
4
Часть II : Сон и «золотое слово» Святослава. Значение обращений автора к русским князьям. Жанровые особенности II части. Часть III.Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава»
Русская литература XVIII века ( 9 ч)
5
Характеристика русской литературы XVIII века (I и II периоды). Классицизм. М. В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха
6
М. В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
7
Вн.чт.«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». М. В. Ломоносов о русском языке. Басни Ломоносова
8
Характеристика русской литературы XVIII века ( III и IV периоды). Г. Р. Державин
9
Г. Р. Державин. «Памятник». Сравнительный анализ « памятников»
10
Вн . чт. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» - важный этап развития общественной мысли в России
11
Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Н. М. Карамзин: писатель и историограф. Сентиментализм. «Бедная Лиза»
12
«Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев
13
Контрольная работа «Характеристика русской литературы XVIII века .
Шедевры русской литературы XIX века ( 54 ч )
14
Общая характеристика русской литературы XIX века. Поэзия, проза и драматургия XIX века в русской критике и публицистике. Понятие о романтизме и реализме.
15
Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество ( обзор). «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. «Море».
16
Вн.чт .В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады
17
А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга
18
«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии
19
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
20
Москва в восприятии героев комедии «Горе от ума»
21
Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума»
22
Общечеловеческое значение образов комедии
23
Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению
24
Р/Р Сочинению по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
25
А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя
26
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»
27
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта
28
12.11
Тема поэта и поэзия в лирике Пушкина. «Пророк». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»
29
15.11
Вн.чт.«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы
30
16.11
«Моцарт и Сальери» как часть цикла «Маленькие трагедии». Проблема «гения и злодейства»
31
19.11
«Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Жанр романа в стихах. Сюжет. Система образов. Онегинская строфа
32
22.11
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
33
23.11
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
34
26.11
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
35
29.11
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин». Роль лирических отступлений в романе
36
30.11
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению
37
03.12
Р/Р Сочинению по роману «Евгений Онегин»
38
06.12
Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина
39
07.12
М. Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта
40
10.12
Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…»
41
13.12
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нищий». «Нет, не тебя так пылко я люблю…». «Расстались мы, но твой портрет…»
42
14.12
Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. Тема России и ее своеобразие
43
М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности
44
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
45
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Главы «Тамань», «Княжна Мери»
46
Главы « Княжна Мери», «Фаталист» из «Журнала Печорина» как средство самораскрытия характера героя
47
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
48
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
49
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в оценке В.Г. Белинского и в современном литературоведении.
50
Р/Р Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени»
51
Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мёртвые души».Замысел, история создания. Обзор содержания. Особенности жанра и композиции
52
Система образов помещиков в поэме «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
53
Обучение анализу эпизода. Система образов помещиков в поэме «Мертвые души».
54
Образ города в поэме «Мертвые души»
55
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души
56
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Соединение комического и лирического начал. Образ автора. Поэма в оценке В. Г. Белинского.
57
Р/Р Подготовка к сочинению по поэме «Мёртвые души».
58
А. Н. Островский: начало творческого пути. Комедии «Банкрот» («Свои люди – сочтемся!»), «Бедность - не порок»
59
«Бедность – не порок». Патриархальный мир на грани распада. Проявление этого распада в отношениях близких родственников, в отношениях, связанных с любовью и браком
60
Ф. М. Достоевский: страницы биографии. Повесть «Белые ночи»
61
«Белые ночи»: сюжет произведения, типы героев. Психологизм повести
62
Л. Н. Толстой – создатель автобиографической трилогии. «Детство». «Отрочество». «Юность». Герой и рассказчик в повести. Глава V «Правила»
63
Главы «Экзамен истории», «Comme il faut». Анализ глав « Университет», «Кутёж», «Новые товарищи», «Я проваливаюсь»
64
Р/Р Формирование личности юного героя повести, его нравственное развитие. Письменный ответ на вопрос «Какой эпизод повести «Юность» более всего привлёк моё внимание?»
65
А. П. Чехов: этапы творческого пути. Тема одиночества человека в мире
66
Вн. чтение Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений
67
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века
Русская литературы XX века ( 28 ч )
68
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
69
И. А. Бунин. Тематика цикла «Темные аллеи». Рассказ «Темные аллеи»
70
Рассказ «Темные аллеи». Композиция. Характеристика героев. Нравственная проблематика рассказа.
71
Поэзия начала XX века: общая характеристика. Творчество А. А. Блока. «О, весна без конца и без краю…»
72
«Ушла. Но гиацинты ждали…». Трагедия поэта в «страшном мире»
73
А. А. Ахматова: страницы биографии. Стихотворения о любви: «Дверь полуоткрыта…»
74
Стихи А. А. Ахматовой о судьбе России: «Молитва», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…»
75
М. И. Цветаева: страницы биографии. «Красною кистью…». «Моим стихам, написанным так рано…»
76
Стихотворения, посвященные поэтам: «Имя твое – птица в руке…», «О муза плача, прекраснейшая из муз!..»
77
В. В. Маяковский: страницы биографии. Стихотворения «А вы могли бы?..», «Нате!», «Послушайте!»
78
«Послушайте!». «Люблю» (отрывок из поэмы)
79
Известные стихотворения С. А. Есенина. Страницы биографии поэта. «Вот уж вечер. Роса…». Стихотворения о Родине: «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…»
80
Народно-песенная основа лирики Есенина. «Отговорила роща золотая…»
81
М. А. Булгаков: страницы биографии. «Собачье сердце»
82
Композиция повести «Собачье сердце». Действующие лица и рассказчики. Соотношение сюжетных элементов.
83
Проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» . Роль зеркальных сцен.
84
А. Т. Твардовский: страницы биографии. Стихотворения о родине и природе: «Урожай», «Весенние строчки», «Матери», «Станция Починок»
85
«Я убит подо Ржевом». Темы бессмертия воинского подвига
86
М. А. Шолохов: страницы биографии. Рассказ «Судьба человека»
87
«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Подготовка к сочинению
88
Р/Р Сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»
89
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Проблема внешней и внутренней красоты в стихотворениях
90
Человек и природа в стихотворениях Н. А. Заболоцкого. Песни на стихи Н. А. Заболоцкого
91
А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор»
92
Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»
93
Зачетное занятие по русской прозе XX века. Контрольная работа.
94
Б. Л. Пастернак: слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви
95
Вн. чт.Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века
Из зарубежной литературы ( 7 ч )
96
Катулл. Слово о поэте. Пушкин как переводчик Катулла. Поэзия Горация. Слово о поэте.
97
Вн. чт.Данте Алигьери: слово о поэте. «Божественная комедия»
98
Уильям Шекспир: слово о поэте и драматурге. Гуманизм эпохи Возрождения. «Гамлет»
99
Трагизм любви Гамлет и Офелии. Одиночество Гамлета в его конфликте с «расшатавшимся веком»
100
Иоганн Вольфганг Гёте: слово о писателе. Эпоха Просвещения. «Фауст»
101
Трагизм любви Фауста и Гретхен. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля
102
Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года
21