Готическое в новелле Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров»
Содержание
стр.
Введение……………………………………………………………………….. 2
Основная часть………………………………………………………………… 3
Заключение…………………………………………………………………….. 5
Литература……………………………………………………………………... 6
Введение
Настоящая работа посвящена исследованию особенностей готического в прозе классика американской литературы Эдгара Аллана По (1809-1849) на примере текста новеллы «Падение дома Ашеров».
Цель исследования состоит в изучении и выделении жанровых особенностей «готической» новеллы «Падение дома Ашеров».
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом современных исследователей к лингвистике текста, как единства взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение желаемого автором эмоционально-эстетического воздействия произведения на читателя.
Новелла [link] ».
При выявлении готического в новелле, следуя терминологии М. М. Бахтина, вначале необходимо рассматривать место действия, топос готического произведения, так как пространственная организация является одной из ведущих форм готического типа повествования. События новеллы происходят в старинном поместье Ашеров. Рассказчик отправляется туда по просьбе приятеля детства. «Весь этот нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине, под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным, неприветливым местам - и наконец, когда уже смеркалось, передо мною предстал сумрачный дом Ашеров.» Повествователь оказался один в незнакомой местности, окружающая природа вызывает тревогу в его душе и мрачное настроение.
Автор подробно останавливается на описании самого дома и устрашающего пейзажа, окружающего его. «Открывшееся мне зрелище - и самый дом, и усадьба, и однообразные окрестности - ничем не радовало глаз: угрюмые стены ... безучастно и холодно глядящие окна... кое-где разросшийся камыш... белые мертвые стволы иссохших дерев... от всего этого становилось невыразимо тяжко на душе.
Мох и плесень почти сплошь покрывали дом, свешиваясь косматыми прядями по краям крыш. Но больше всего бросались в глаза признаки тления. Ни одна часть дома не обвалилась – тем более поражало несоответствие общей уцелевшей во всех частях постройки с обветшалостью раскрошившихся кирпичей». Дом – это и есть главный герой новеллы, он живёт своей жизнью, в нём происходят необычайные вещи. Попадая в него, герой оказывается в ловушке, из которой выбраться очень непросто.
Следует отметить, что основным центром практически любого готического произведения является замок, как символ, отсылающий к эпохе мрачного Средневековья, неприступности и загадочности. Однако, в произведении «Падение дома Ашеров», уже из самого названия замок меняется на дом, но с вековой историей одной семьи. Финал новеллы трагичен и страшен - строение рушится, погребая под собой своих обитателей, олицетворяющих зло.
Каждый герой готического произведения занимает свое определенное место и играет строго отведенную роль. Главного героя новеллы - Родерика Ашера нельзя назвать злодеем в полном смысле этого слова: он никого не преследует, никому не мстит. Таким Эдгар По описывает его: «Больше всего поразили, даже испугали меня призрачная бледность его лица и влажный блеск глаз. Шелковистая паутина волос обрамляла лицо легкими, словно парящими прядями и тоже придавала ему какой-то нездешний вид… мне, прежде всего, бросалась в глаза какая-то судорожность, порывистость». Но по вине Родерика Ашера в фамильном склепе в страшных мучениях умирает его сестра, похороненная заживо. Чувство вины сводит Родерика с ума, трансформируясь в пугающие видения, чувство неминуемого конца. Герой − повествователь, друг Родерика, всеми силами пытается противостоять ему, пытается помочь избавиться от тяжелых дум и фантасмагорий, вызванных страшным поступком, но в итоге сам попадает под влияние безумца, и, не выдержав всех ужасов, бежит из страшного дома.
Заключение
Необходимо отметить, что общий эмоционально-эстетический эффект, производимый на читателя новеллой «Падение дома Ашеров», достигается как с помощью достоверного описания чувств и эмоций героев, так и с помощью убедительного изображения заведомо невероятных, фантастических событий и явлений. Ю. В. Ковалев писал, что «Эдгар По боролся за абсолютное доверие читателя и в своем собственном творчестве разработал целую систему приемов и способов, содействовавших достижению эффекта достоверности».
Эту особенность охарактеризовал и русский писатель Ф.М.Достоевский: «В Эдгаре По есть именно одна черта, которая отличает его решительно от всех других писателей и составляет резкую его особенность: это сила воображения... В его способности воображения есть такая особенность, которую мы не встретим ни у кого: это сила подробностей... В повестях По вы до такой степени ярко видите все подробности представленного вам образа или события, что, наконец, как будто убеждаетесь в его возможности».
Литература:
По Э. А. Падение дома Ашеров. М: 2006. 132 с.
Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. М: Изд – во Худ. литература, 1986. 198 с.
Григорьева Е. В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988. 86 с.
Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт. – Л.: Художественная литература, 1984. 283с.
Достоевский Ф.М. Предисловие к публикации «Три рассказа Эдгара По» // Полное собрание художественных произведений, т. 13. – М.: Л., 1930. С. 523-524.