Урок Метафора как средство художественной выразительности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: Метафора как средство художественной выразительности

Цели:

  • формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

  • раскрыть понятие «метафора», рассказать о её видах;

  • развивать умение определять тропы в художественном тексте, составлять собственные метафоры;

  • развивать навыки выразительного чтения;

  • развивать ассоциативное, творческое, критическое мышление;

  • воспитывать умение получать эстетическое наслаждение;

  • воспитывать любовь к родному языку, культуре, искусству.


Оборудование: тексты стихотворений Бориса Пастернака, репродукции картин художников-модернистов ( Климт, Врубель, Матисс, Дали, Пикассо, Мунк и др.), карточки с заданиями, музыкальное оформление, свеча с подсвечником.


Ход урока


Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Борис Пастернак



  1. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности


В класс входит ученица со свечой в руке. Она исполняет стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь».



[pic]



- Понравилось ли вам стихотворение?

- Его автор - Борис Пастернак, известнейший русский поэт и прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе. Получение её прошло при драматических обстоятельствах. В условиях жёсткого тоталитарного режима советской эпохи писатель был вынужден отказаться от премии.

- Почему стихотворение «Зимняя ночь» производит такой эффект? (художественное исполнение, наличие изобразительных средств и т.д.)

- автор каким-то таинственным, гениальным способом расставляет, располагает слова ТАК, что они приобретают особое звучание, особую выразительность. Слово – единственный инструмент художественного текста! Средства художественной выразительности помогают ярче и образнее раскрыть модель авторского представления о мире.


  1. Формулирование темы и целей урока

- Сегодня мы подробно поговорим о жемчужине художественного текста – метафоре.

- Давайте прочитаем эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова Б. Пастернака? Что означают его слова « я весь мир заставил плакать над красой земли своей»?

- Художественный стиль – это особый стиль литературы. У него особая функция – эстетическая. А поэтому этот стиль нуждается в особых средствах, развивающих наше воображение.


  1. Работа над темой урока



  1. Ассоциативная разминка


- Музыкант творит звуками, художник – красками, а писатель – словом. А мы попробуем совместить все эти виды искусства и будем развивать ассоциативное мышление.


Учащиеся работают с картинами художников-модернистов; предлагают свои варианты ассоциаций с тропами: метафорой, эпитетом, олицетворением, сравнением, гиперболой, литотой, синекдохой, метонимией, опираясь на знания, полученные ранее. К примеру, картина Мунка «Крик» может ассоциироваться с гиперболой, так как выражает сильные, напряжённые до эмоционального накала чувства. Один из учеников проводит заочную экскурсию, рассказывая о своих ассоциациях, связанных с картинами.




[pic]





















  1. Объяснение нового материала


- С понятием метафоры вы знакомились ещё в средней школе. Сейчас мы эти знания углубим. Что же такое метафора? В чём отличие её от остальных тропов? Как её найти в тексте?


Метафора – скрытое сравнение. Суть этого тропа в переносе значения с одного предмета на другой на основе сходства. Но в отличие от сравнения здесь не всегда присутствуют оба сравниваемые предмета, а часто только тот, с которым сопоставляют. Обратимся к схеме на доске.


Песок как шёлк

песок – шёлк; иду у моря – под ногами шёлк!



- есть два предмета


- есть сравнительный союз « как»

- может присутствовать только один предмет, тот, с которым сопоставляют


- нет сравнительного союза


- сравнение может быть представлено формой творительного падежа

( воск слезами капал = воск как слёзы)


- метафора может быть генетивной:

в форме родительного падежа

(слеза воска)



Вдумайтесь, перенос значения в метафоре происходит на основе сходства.

Обратите внимание на следующую схему.




















Учащиеся заполняют схему. Подбирают признаки бритвы и ветра, находя то общее, на основании которого можно произвести перенос значения. Например: бритва ( режет, острая, предмет), ветер( природное явление, поток воздуха, невидимый, неосязаемый, может быт сильным, резким, ураган).Приходим к выводу, что общее в семантике есть: это резкость, сила. Вот так и происходит рождение пастернаковской метафоры: «бритва ветра».


[pic]

Термин «метафора» введён ещё Аристотелем. Существуют разные классификации метафор, одну из них я вам предлагаю.

Итак, метафоры бывают:



стёртая






индивидуально-авторская




развёрнутая





Её ещё называют привычной, сухой. Уже не воспринимается нами как художественный образ:

дверной глазок, нос корабля





Авторская находка










Состоит из большого текстового фрагмента

( часто целое законченное предложение)












Метафора будит нашу фантазию, воображение, обогащает наши чувства. Метафора замечательна именно своим лаконизмом, незаконченностью. МЕТАФОРУ МОЖНО РАЗВЕРНУТЬ В СРАВНЕНИЕ, НО В ТАКОМ СЛУЧАЕ МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬСЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. У Бориса Пастернака метафора – доминанта стиля!



  1. Практическое задание


На карточках даны метафоры. Среди них стёртые и индивидуально-авторские Б. Пастернака. Учащимся предлагается определить вид метафоры и аргументировать свой ответ.

  1. Ножка стула.

  2. Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

3.Пошёл дождь.

4.Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть.

5.Голос совести.

6.Булки фонарей и пышки крыш.

7. Горлышко бутылки.

8.И бритве ветра тучи гриву

Подбрасывает духота.



4.Анализ стихотворения Б. Пастернака « Никого не будет в доме»

***

Никого не будет в доме,  
Кроме сумерек. Один  
Зимний день в сквозном проеме  
Незадернутых гардин. 

Только белых мокрых комьев  
Быстрый промельк маховой.  
Только крыши, снег и, кроме  
Крыш и снега, -- никого. 

И опять зачертит иней,  
И опять завертит мной  
Прошлогоднее унынье  
И дела зимы иной, 

И опять кольнут доныне  
Неотпущенной виной,  
И окно по крестовине  
Сдавит голод дровяной. 

Но нежданно по портьере  
Пробежит вторженья дрожь.  
Тишину шагами меря,  
Ты, как будущность, войдешь. 

Ты появишься у двери  
В чем-то белом, без причуд,  
В чем-то впрямь из тех материй,  
Из которых хлопья шьют.

[pic]   
Михаил Врубель «Царевна-лебедь»

Пояснение учителя:

Первая строфа: особая атмосфера тишины и спокойствия. Лирический герой описывает зимний вечер. Автор сопоставляет пейзаж с внутренним миром героя. Стихотворение пронизывает мотив одиночества, который выражен в природе пустотой за окном. Анализируя вторую строфу, говорим о природе как активном участнике событий, а не пассивном объекте. Ощущения лирического героя передаются в сопоставлении с природой. Что означает слово «маховой»? (Относящийся к взмаху).В третьей строфе возникает мотив иной зимы. Лирического героя одолевают воспоминания о прошлом, с которым он никак не может расстаться, и снова и снова он прокручивает это в своей голове. Они причиняют ему боль, он поступил неверно, неправильно и не может себе этого простить, неустанно укоряет себя: «И опять кольнут доныне неотпущенной виной…».Обратим внимание на метафору «голод дровяной». Давайте подумаем, что это за «голод», на чём основано сравнение. Деревянная перекладина на окне сдавливает стекло подобно тому, как сдавливает голод живое существо. Вот такое развёрнутое сравнение автору удаётся «втиснуть» в ёмкую метафору. Давайте уберём метафору. Что потеряет стихотворение? Давайте превратим её в сравнение. Изменится ли стихотворение? Так какова же функция метафоры?

[pic]

И вот, совершенно неожиданно, мир лирического героя начинает меняться. Появляется она, и убирает грани между мирами. Она приходит внезапно, все замирает в ее присутствие, затихает, она «меряет тишину шагами», её вторжение «словно дрожь». Лирический герой называет ее будущностью, такой таинственной и неразгаданной, без которой ничего впереди не будет. Он говорит «ты появишься», т.е. возникнешь из ниоткуда. «Без причуд» - при всем этом она очень простая. «Из которых хлопья шьют» - легкая, невесомая. Пастернак акцентирует наше внимание на белой цветовой гамме. Белый цвет – символ чистоты, божественного начала. Когда она появляется, за окном идет снег. Т.е. с ее приходом мир становится намного чище. И уже появляется надежда забыть старое и начать все заново. Таким образом, сквозь будничное ( сумерки, гардины, окно) просвечивает самое главное, самое важное в жизни! Грустная интонация сменяется восхищением. Приход женщины как спасение, как надежда, как будущее.







5.Выразительное чтение стихотворения

6. Просмотр видеоролика - эпизода из кинофильма «Ирония судьбы или с лёгким паром», где исполняется песня «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака.

- На ваш взгляд, удалось ли Э.Рязанову как режиссёру, А. Мягкову как актёру и С. Никитину как композитору и исполнителю реализовать идею Бориса Пастернака?

- Можно ли сказать, что разные виды искусства выражают одинаковые ценности?


IV. Рефлексия.

V. Домашнее задание.

По выбору: выучить стихотворение наизусть, составить собственные метафоры.


















[pic]