Конспект урока
Тема урока: «Этих дней не меркнет слава»
Тип урока: интегрированный урок «История, литература и МХК» с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: урок отработки умений и навыков на основе применения исследовательской работы
Технология: личностно – ориентированная.
Цель: Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, трепетного отношения к ее прошлому, расширение представления о мужестве, дружбе, взаимопомощи нашего народа, развитие чувства гордости за свою Родину, свой народ.
Задачи урока:
Обучающая:
Расширение знаний студентов о героических страницах истории нашего Отечества. Показать значение побед в военной истории России. Формирование представления о связи времен и поколений.
Развивающая:
Развитие кругозора, познавательного интереса, совершенствование навыков работы с историческим текстом, развитие мыслительных операций и памяти, умения вести грамотный рассказ перед аудиторией, анализировать события и давать им оценку;
Воспитательная:
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины. Воспитание общей и информационной культуры, взаимоуважения, терпения, бережного отношения к книгам и компьютерной технике, привитие студентам навыков самостоятельности в работе.
Ход урока.
Организационный момент.
Вводная часть.
Слово учителя истории: Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Давность минувших событий не убавляет боли от пережитого. Но в тоже время оптимизмом наполняются сердца от воспоминаний о героях Отечества, которые восславили свою Родину, защищали её даже ценой своей жизни. Их героические победы, выкованные храбростью, любовью к своей Отчизне, к своему народу на веки сохранятся в памяти людской. Об одном из таких событий мы сегодня и поговорим
Чтецы: Отрывки из поэмы А.Блока « На поле Куликове»
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
2
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Слово учителя литературы: И так, как вы думайте о каком сражении пойдет речь?( Куликовская битва). Правильно, а тема будет звучать так - «Этих дней не меркнет слава».
Эпиграфом к нему стали слова из «ПЕСНИ НАШИХ ОТЦОВ» слова А.Суслова, музыка Я.Дубравина:
«…У цветка незабудки
Ты спроси про войну,
Ты прислушайся чутко
Ты услышишь тишину
Пусть навеки укрыта
Чья- то слава в гранит.
Но ничто не забыто,И никто не забыт!»
Постановка проблемного вопроса
В сентябре 2015 года исполнилось 635 лет со дня победы русского войска в битве на Куликовом поле. Сегодня мы вспомним о величии подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, и ответим на вопрос: « Каковы причины победы русского народа в битве на Куликовом поле?»
Для приветствия гимна России прошу всех встать. (Звучит гимн.1 куплет)
Основная Часть
Слово учителя истории: Куликовская битва изучается историей, большое внимание уделено в литературе, а так же запечатлено в архитектуре и изобразительном искусстве. А сейчас приглашаю студентов – ассистентов с творческими работами, которые выполняли группами.
Работа творческих групп:
1.Ассистенты- историки: Реферат + презентация «Дмитрий Донской и Куликовская битва»
Утро наступающего дня 8 сентября было хмурым. Туманная мгла опустилась на Куликово поле. И только в 8 часов (3 часа по древнерусскому времени) выглянуло солнце и «тьма уступила свету». Рано утром затрубили русские трубы, а ордынские «яко онемеша». Полкам предстояло принять боевой порядок. Ещё за день до предстоящего боя, когда от предводителя сторожей Семёна Мелика поступили сведения, что враг уже недалеко, на Гусином броде, был продуман порядок расстановки войск. (приложение 6) Тогда же была проведена поучением воеводы Боброка-Волынца очередная после Коломны расстановка полков.
А сейчас стройными рядами войско шло навстречу врагу. Авангард составлял передовой полк. Центральное место занимал основной полк, самый большой по численности, справа и слева следовали полки правой и левой руки. Тылы и фланги надёжно заслонял сторожевой полк. В строю не было только Владимира Андреевича и Боброка-Волынца, они ещё отправились с удалыми молодцами вверх по Дону в Дубраву.
В одиннадцатом часу, когда туман начал рассеиваться, показались ордынцы. Войска сближались. «И бе страшно видети две силы великиа, сънимающеся на кровопролитие, на скорую съмерть». Начавшаяся битва вызывала ассоциации с буйством природы: «силныи тучи ступишася, а из них часто сияли молыньи и загремели громы велицыи. То ти ступишася руские сынове с погаными татарами за свою великую обиду». Ордынское войско, одетое в тёмные одежды, с деревянными щитами, обтянутыми кожей, выглядело мрачным. Напротив, «русская сила…в светлых доспехах, аки некаа великаа река лиющися или море колеблющеся и солнцу светло сияющу на них лучя испущающи и аки светилницы издалече зряхуся».
Бой начался поединком богатырей. С ордынской стороны выезал воин Темир-Мурза (по другим источникам, Челубей), подобный Голиафу. Интересно, что в большинстве списков Темир-Мурзу называют печенегом. Должно быть, русские книжники в поисках примеров воинского героизма Древней Руси обращались к летописным известиям о единоборствах русских богатырей с врагами. Наиболее ярким историческим примером такого рода был поединок великого князя Мстислава с косожским богатырем Редедею, происшедший в 1022 году. Летопись подчёркивает: «…бе бо велик и силён Редедя».
Обыкновенно изображался Александр Пересвет, вышедший навстречу Челубею, «показывающему своё мужество перед всеми». Пересвет - когда-то знаменитый наездник и военачальник, умеющий «полки рядити», а ныне «старец», как иногда его величают на страницах «Сказания о Мамаевом побоище». Предание иногда почти полностью обезоруживает Пересвета, вручив ему вместо воинских доспехов «нетленое оружие, крест Христов на схимах» и монашеский куколь, а вместо копья старческий посох. Изготовив копья, соперники сближались. Страшный удар потряс коней и всадников. Пронзив друг друга, всадники упали замертво. Началось сражение, какого ещё не знала русская история.
На много вёрст покрыли войска Куликово поле. Но задыхались люди от «великой тесноты», сражаясь не только оружием, но и руками, давили друг друга конями. И перемешалась кровь христиан и иноверцев.
Зачастую битва в древнерусской литературной традиции уподоблялась пиру, где многим предстояло «испити смертную чашу». Образ «пира» отразился и в описаниях Куликовской битвы: «…се уже гости наши приближилися и ведуть промеж собою поведенную, преднии уже испиша и весели быша и уснуша…уже бо время подобно, и час прииде храбрость свою комуждо показати».
Уже полегла на поле пешая рать передового полка, «аки древеса сломишася, аки сено посечено». «Горько было смотреть кровопролития,-замечает древнерусский автор,-аки морская воды, а трупу человечая аки сенныа громады». Образ «сенных громад» складывается постепенно на протяжении всего монголо-татарского ига, перекликаясь ещё с Батыевым походом, когда кочевые ратники шли по Руси, «секуще люди якоже траву».
Уже добрались ордынцы до великокняжеского знамени и изрубили рынду, знаменосца. Воинство Мамая начало одолевать. Под конскими копытами лежали сановитые воины и простолюдины. И сам великий князь был сбит с коня. И левый фланг русских захлестнуло ордынское воинство. Развязка приближалась.
Долго томились в дубовой роще воины засадного полка. Не раз порывался Владимир Андреевич броситься в атаку на наступающих ордынцев, но опытный воевода Дмитрий Михайлович Боброк сдерживал порывы храброго князя. «Что убо плъза стояние наше? Который успех нам будет?» - вопрошал Владимир Серпуховский. «Беда, княже, велика, не уже пришла година наша»,- отвечал Волынец.
Уже создалась видимость победы ордынцев, когда, наконец, Дмитрий Михайлович молвил: «Наше время приспе, и час подобный прииде!... Братья моа, друзи, дръзайте…». Этого момента Русь ждала со времён Калки.
Напрасно Мамай поминал богов, увидев бегство своих ратников. Не откликнулись на мольбы Мамая ни языческий Перун-бог войны и оружия, ни мусульманский пророк Мухаммед, которых якобы призывал на помощь неудачливый полководец. Такое смешение религий было свойственно татарскому населению, несмотря на то, что официальной религией был признан ислам. В литературных произведениях Куликовского цикла Мамай представлен как «идоложрец и иконоборец, злый христианский ненавистник и разоритель».
Тема религиозного подвига очень чётко прослеживается во всех древнерусских описаниях Куликовской битвы. Честь победы отдавалась Троице и Богородице. В «небесном воинстве», возглавляемом Михаилом Архангелом, день которого праздновался 6 сентября, накануне переправы через Дон, «сражались» Дмитрий Солунский, патрон Дмитрия Донского, святой воин Георгий, русские чудотворцы Борис и Глеб, Пётр-митрополит. Русским святым отводилась почётная роль защиты Отечества.
Вступление в бой резерва решило исход сражения, продолжавшегося свыше трёх часов. Более тридцати вёрст гнали русские татарских всадников. Увидев, что битва проиграна Мамай с тремя вельможами (по другим данным, с четырьмя) бежал от преследования на свежих конях, не использовавшихся в схватке. На юге он собрал «остаточные силы», желая вернуться на Русь изгоном, но был разбит ханом Тохтамышем. Эта битва произошла у рек Колмак и Кальченка, по версии «Сказания…», на «Калках» (приток Ворсклы). Здесь позже можно было встретить названия, связанные с именем Мамая: Мамаево урочище, Мамай-Сурки и др. Не исключено, что Мамай с остатками своих войск решил встретить своего противника вблизи литовской границы, где он мог рассчитывать на помощь своего союзника Ягайлы. Тем не менее, русские летописцы, жаждавшие справедливого возмездия татарам за поражение 1223 года на реке Калка, называют место встречи Мамая с Тохтамышем именно эту реку. По версии летописной повести, прибежавший в Кафу (ныне Феодосия) Мамай был опознан «неким купцом» и убит на месте.
Печальное зрелище представляло собой поле Куликовской битвы (приложение 7): тысячи тел лежали как «сенные стога», только изредка мертвую тишину нарушали стоны раненых да крики ворон. По образному выражению «Задонщины», «трупы татарскими поля насеяша, а кровию протекли реки», из-за чего «борз конь не может скочити, в крови по колено бродят…»
Спустя некоторое время после погони под знамёна своих полков стали возвращаться русские воины. А под великокняжеским чёрным знаменем «стал на костях» Владимир Андреевич. Последний факт, изложенный в «Сказании…», вызвал недоверие некоторых исследователей. В самом деле, мог ли Владимир Андреевич, не удостоверившись в смерти Дмитрия Ивановича, встать под его знамя и тем самым присвоить себе честь одержанной победы? Нет сомнения в том, что Владимир Серпуховский (приложение 8) по достоинству получил прозвище Храброго. Но почему Дмитрию Донскому не уделено в тексте «Сказания…» должного внимания? Некоторые разъяснения на этот счёт даёт само «Сказание о Мамаевом побоище»: в нём великий князь не находится в центре внимания во время битвы, и только отдельные свидетельства очевидцев, мельком видевших его, помогают воссоздать картину героического поведения Дмитрия Ивановича во время боя. Простые воины, среди которых сражался князь, единодушны в оценке действий Дмитрия Донского на разных этапах сражения. В начале битвы великого князя, сражающегося железной палицей, видел Юрка Сапожник. Чуть позднее Васюк Сухоборец наблюдал, как «крепко бился» князь. То же самое подтвердил Сенька Быков, видевший его некоторое время спустя. В разгар сражения, по свидетельству Гриди Хрулеца, бился Дмитрий Иванович с четырьмя татарами. А перед выездом засадного полка из Дубравы Степан Новосельцов заметил, как на великого князя «наезжали три татарина», один из них ранил Дмитрия копьём. Это был последний русский воин, видевший Дмитрия Донского во время боя. Но не смог Степан Новосельцов помочь князю, так как за ним гнались три ордынца.
Напротив, Владимир Андреевич, вступивший в бой в решающий момент, всегда находился на виду. Мы будто сами слышим его диалог в Дубраве с Дмитрием Волынцом и знаем о его горячем желании поскорее вступить в бой…
Между тем главного героя сражения, поднявшего Русь на врага, не сразу отыскали среди мёртвых тел. Его нашли «бита и язвена вельми и трудна, отдыхающи ему под сению ссечена древа березова». Судя по всему, князь серьёзно не пострадал.
Восемь дней «стоял на костях» великий князь, пока не отделили русские тела от татарских. А московский боярин Михаил Александрович из полка коломенского воеводы Микулы Васильевича (приложение 9) принялся считать, «коликих князей и воевод у нас несть и молодых людей». Потери составляли тысячи. Убитых сотнями укладывали в гигантские братские могилы-скудельницы, а для наиболее известных воинов выдалбливались из цельных дубовых стволов колоды, в которых погибших героев везли в Москву. А на поле брани остались «нечестивые телеса, зверем и птицам на расхыщение…».
Желая усилить значение победы 1380 года, как возмездия за былые поражения и тяготы, автор «Задонщины» использует образ бранного поля из «Слова о полку Игореве» для описания поля Куликова: «Черна земля под копыты, а костьми татарскими поля насеяша, а кровью их земля полита бысть. Уже бо въстонала земля татарская бедами и тугою покрышася». Напрасно плакали и татарские вдовы, «понеже убо умре нечестивые и погибе память их с шумом», как отмечал автор «Сказания…». Бесславная смерть ордынцев противопоставляется героической гибели русских воинов в битве за свою независимость. О тех, кто заслужил, русские хранят «достойную память» и в книгах соборных (синодиках) записывают их имена для тех, кто будет после них. Об этом гласят некоторые списки «Сказания…».
Тяжёл был обратный путь. Утомлённое в битве войско, везя многочисленных раненых и обозы военных трофеев, растянулось на несколько вёрст. Этим и воспользовался Ягайло, не решившийся вступать в открытый бой на Куликовом поле. Согласно немецким хроникам, литовцы захватили у русских военную добычу. Особый акцент немецких хроник на захват литовцами добычи заставляет думать, что столкновение произошло не с авнгардом русских войск, а с одним из его обозов. Правда, значимость этой «победы» сильно преувеличивается, так как в Москву русские войска пришли, доставив «корысть многу: погна бо собою многи стада, кони и верблюды и волы, им же несть числа, и доспехи, и порты, и товар».
Маловероятен факт вооружённого выступления Олега Рязанского уже после Куликовской битвы, о котором сообщают русские летописи. Действительно, если Олег не решился выступить против Дмитрия в составе объединённых войск Мамая и Ягайлы, то какой бы смысл идти одному против рати, только что одержавшей блистательную победу. Об участии рязанцев в разбойничьем грабеже, совершённом литовцами, немецкие хроники не сообщают. Не говорится об этом и в договоре великого князя Дмитрия Ивановича с князем рязанским Олегом в 1382 году. Тем не менее, русские летописи и «Сказание о Мамаевом побоище» пестрят известиями о враждебных действиях рязанцев до и после битвы.
Только через двадцать два дня добралось до Москвы измученное и израненное войско Дмитрия Донского. Простояв «на костех человеческих три дня и три ночи, разбирая христианские телеса и похорониша честно» и пройдя около двухсот километров, спустя восемь суток, 21 сентября, войско подошло к Коломне. Обратный путь был проделан на неделю быстрее, чем движение к месту боя. Вероятно, нападение литовского князя Ягайло на русский обоз носило настолько локальный характер, что ни в коей мере не повлияло на скорость продвижения войск. Отдохнув четыре дня в Коломне, «почив мало от труда ратного», Дмитрий Донской продолжил свой путь к Москве, где уже давно знали о победе и дожидались героев. Одиннадцатого сентября в столице было уже известно о великой победе, завоёванной многих тысяч русских сынов. А 30 сентября в подмосковном селе Коломенское отряд Дмитрия Донского поджидал шедшего другой дорогой Владимира Храброго, чтобы 1 октября, в день крупного религиозного праздника Покрова Богородицы, вместе вступить в Москву. Утром в праздничный день у юго-восточных монастырей-стражей Андроникова и Симонова москвичи встречали русское воинство.
Победа на Дону утвердила авторитет Москвы как организатора отпора русских земель монголо-татарскому насилию. В Северо-Восточной Руси по достоинству оценили роль новой столицы. «Который град глава всем градом? Был Владимир и Ростов, ныне глава всем градом славный град Москва!»
«Веселье и буйство» простирались по всей русской земле, а на татар возводилась «хула и пагуба». Слава о победе преодолевала границы, и с многочисленными паломниками-путешественниками и купцами, среди которых наверняка были гости-сурожане, взятые Дмитрием Донским на поле боя, разносилась по всему свету. «Шибла слава, - писал автор «Задонщины», - к Железным вратом, к Риму и к Кафы по морю, и Торнаву, и оттоле к Царюграду на похвалу: Русь великая одолела Мамая на поле Куликове». Набор упомянутых в «Задонщине» городов не случаен. Миновав Железные ворота (Дербент) в 1222 году, в Восточной Европе впервые появились татарские завоеватели. Религиозные центры православного и католического христианства-Царьград и Рим также названы умышленно. Любая победа в период средневековья над иноверцами представлялась как победа истинной веры. В данном случае это-православие, о победе которого сообщается Царьграду на славу, а Риму-с намёком. Куликовская битва в некоторых списках «Сказания…» предстаёт как противодействие всего славянского мира под руководством Руси захватчикам-иноверцам.
Исключительное значение великой победы сумели правильно понять и по достоинству изложить древнерусские историки. Куликовская битва оказала влияние на расстановку сил в русско-татарских отношениях. Поэтому в некоторых вариантах основной редакции «Сказания о Мамаевом побоище» день Куликовской битвы рассматривается как начало освобождения от монголо-татарского ига: «Приспе же праздник сентября 8, начало спасениа нашего…»
2.Ассистенты- литераторы: Сообщение + презентация « Куликовская битва в русской литературе» Легендарным событиям в истории России конца XIV века посвящено немало произведений. Среди них много научно – исторической, художественной и научно – популярной литературы. Перед вами выставка книг, представляющих все многообразие литературы, посвященной битве на Куликовом поле. Познакомимся с некоторыми из них:
Л. Гумилев «От Руси до России»
В. Каргалов «Конец ордынского ига»
Н.В. Понырко . «Воинские повести Древней Руси»
В.Ащурков «На поле Куликовом»
С.Платонов «Учебник русской истории»
«Живая вода Непрядвы» - Составление и комментарии А.И.Плигузова, предисловие В.И.Буганова.
Монография Л. Гумилев «От Руси» посвящена истории России от времен Рюрика до правления Петра 1.Написана живым языком доходчиво и увлекательно. Гумилев Л. повествует и о победе в ходе Куликовской битве, но потери русских были очень велики. По мнению автора, эти жертвы были не напрасны. Этническое значение происшедшего на поле Куликовом было колоссальным.
Название монографии «Живая вода Непрядвы» говорит само за себя. Книга посвящена теме национально-освободительной борьбы русского народа с ордынским игом.
В работе профессора В.Н.Ашуркова «На поле Куликовом» рассматривается борьба Руси против татаро-монгольского нашествия, победа на Куликовом поле. Впервые подробно освещена малоизвестная история создания монумента на Красном холме и мемориального храма.
Битве на Куликовом поле посвящены целый ряд произведений, которые историки считают ценными историческими источниками. Центральное место здесь занимает «Задонщина». Отличие Задонщины состоит в том, что она является лирическим откликом, эмоционально освещающим отдельные моменты сбора русского войска, боевых действий, радость русских по случаю победы.
Время создания этого исторического источника не известно. На основании косвенных данных большинство исследователей датирует её 80-ми XIV в. Основным доводом стало эмоциональная, непосредственная реакция современника на эти события. Задонщина очень четко передает настроение русского войска перед битвой.
Обратимся к тексту: 1)«И сказал всем князь великий Дмитрий Иванович: «Братья мои, князья русские, все мы гнездо великого князя Владимира Киевского! Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!», 2) «И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Братия, бояре и князья и дети боярские, то вам суженое место между Доном и Днепром, на поле Куликове, на речке Непрядве. Положили вы головы свои за землю за Русскую и за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в этой жизни и будущей. Пойдем, брат, князь Владимир Андреевич, во свою Залесскую землю, к славному городу Москве, и сядем, брат, на своем княжении, чести, брат, добыли и славного имени! Богу нашему слава»
Вопрос классу – О чем свидетельствуют данные отрывки? ( о доблести, славе и единстве русского войска на Куликовом поле, что стало залогом его победы)
3.Ассистенты- искусствоведы: Защита презентации «Куликовская битва в архитектуре и изобразительном искусств»
Теги к презентации:
Архитектура
1.В честь воинов, павших на Куликовом поле, в Москве была заложена церковь Всех Святых на Кулишках.
2.Один из памятников посвященных победе русских в Куликовской битве.Церковь была создана по проекту архитектора А. В.Щусева
3.Брянск. Памятник герою Куликовской битвы, уроженцу этого города Александру Пересвету
4.Памятник на Красном холме в честь Куликовской битвы. Арх А П Брюллов 1849 -1850 гг .Фото начала хх в
5.Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы. Слева и справа памятные знаки городов приславших войска на Куликово поле
Изобразительное искусство
1.Произведения живописи, посвященные Куликовской битве дошли до наших дней.
2.Их бесценность так же добавляет общую “картину”, восхваляющую это Великое сражение.
3.Куликовская битва нашла отражение и в картинах О.Кипренского – Князь Донской после Куликовской битвы, Утро на Куликовом поле, М.Авилова – Поединок Пересвета и Челубея и др. Тема славы русского оружия в 14 в. представлена кантатой Ю.Шапорина Нa поле Куликовом.
Заключение
Без сомнения можно сказать что Куликовское сражение остается в нашей памяти и по сей день.
Память о нем еще теплиться в наших сердцах и будет оставаться еще долгое время.
Куликовское сражение изменило ход истории, как истории страны так и истории культуры страны.
Оно вдохнуло новую жизнь в искусство Руси, дало новых идей и вдохновило страну на новые подвиги.
Слово учителя литературы: Обратимся к тексту«И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Братия, бояре и князья и дети боярские, то вам суженое место между Доном и Днепром, на поле Куликове, на речке Непрядве. Положили вы головы свои за землю за Русскую и за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в этой жизни и будущей. Пойдем, брат, князь Владимир Андреевич, во свою Залесскую землю, к славному городу Москве, и сядем, брат, на своем княжении, чести, брат, добыли и славного имени! Богу нашему слава»
Вопрос классу – О чем свидетельствуют данные отрывки? ( о доблести, славе и единстве русского войска на Куликовом поле, что стало залогом его победы)
Слово учителя истории: . Акция «Зеленая дубрава». Виртуальный музей.
Сегодня, на месте великого сражения действует Государственный военно – исторический музей-заповедник «Куликово поле». Цель его работы – сохранение памятника мировой истории XIV века. Предлагаю Вам посмотреть презентацию, посвященную сегодняшнему дню Куликова поля. (Просмотр презентации и слушание песни «Куликово поле»).
Акция «Зеленая Дубрава» - акция увековечения памяти воинов, погибших за Отечество во все времена - стартовала на Куликовом поле в 2005 году. В начале XVIII в. Петр I, посетив Куликово поле, приказал заклеймить деревья Зеленой Дубравы в память о великом сражении средневековья. К сожалению, ко 2-й пол. XIX в. здесь осталось всего «девять дубов многовековых». Вскоре исчезли и они. И только в конце XX века силами общественности были разбиты дубовые посадки. Но этот процесс требует времени, и поэтому музей-заповедник «Куликовская битва» обращается за помощью к тем гражданам России, кому небезразлично героическое прошлое нашей родины.
Акция «Зеленая Дубрава» проходит на Куликовом поле весной и осенью. В акции приняли участие представители политических партий, общественных, молодежных и детских организаций и движений, военнослужащие, курсанты и ветераны войн, музейные работники, предприниматели, представители духовенства и студенчества, средств массовой информации, посетители музеев Куликова поля. Предусмотрен и заочный вариант участия в акции. Пожертвования каждый россиянин может перечислить на специальный счет акции «Зеленая Дубрава». Информация об участнике акции будет внесена в Книгу Памяти, и от его имени в Зеленой Дубраве Куликова поля будет высажено дерево.
Ребята, давайте, и мы присоединимся к этой акции. Предлагаю внести пожертвования в благое дело и от нашего имени на Поле Куликовом будет высажено именное дерево.
Просмотр фильма « Куликовская битва» и « Александр Пересвет»
Работа по карточкам
Вопросы к фильмам: «Куликовская битва», «Александр Пересвет»:
Назовите дату Куликовской битвы
Что стало главным поводом объявления Мамаем похода на Русь?
Где прошёл смотр объединённых русских войск?
Назовите союзников хана Мамая
Кто поддерживал Дмитрия Ивановича в его противостоянии Орде?
Какое нарушение церковных обычаев допустил Сергий Радонежский, благословляя русое войско на битву с ордынцами?
Почему войска Дмитрия Донского не встретили Мамая на рубеже реки Оки, а впервые после битвы на реке Калке выступили навстречу ордынцам в степь?
Назовите реки, возле которых разыгралось Куликовское сражение
С какого события, согласно средневековым обычаям началась Куликовская битва? Чем завершилось это событие?
В чём вы видите различие между поединком двух воинов: русского и татарского на картине Михаила Авилова и в реальности?
Какой момент, на ваш взгляд, решил исход битвы?
Кто возглавлял Засадный русский полк и где он находился?
Какой религиозный праздник отмечала русская церковь 8 сентября?
14.Почему в фильмах называются разные даты Куликовской битвы: 8 и 21 сентября 1380 года?
15.Почему в последних кадрах фильма «Александр Пересвет» утверждается, что русские воины в Куликовской битве «Отстояли веру христианскую», ведь мы знаем, что монголо-татары во время завоевания русскую церковь даже не обложили дань?
Подведение итогов урока. И так, теперь мы можем ответить на проблемный вопрос урока: : « Каковы причины победы русского народа в битве на Куликовом поле?» ( ответы студентов)
Победа на Куликовом поле послужила мощным катализатором духовно-нравственного возрождения Руси и объединения разрозненных княжеств вокруг Москвы. Пройдёт ещё 100 лет, прежде чем Русь окончательно сбросит с себя ненавистное иго. Но нравственный перелом в сознании русских людей произошёл именно во время Куликовской битвы, 635-летие которой Россия отметила 21 сентября 2015 года.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов в группах.
Написать эссе.
Работа по карточкам.
Заполнить хронологическую схему
Список использованных источников, литературы и интернетресурсов:
1.Данилов А.А., Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.- М.: Просвещение, 2010
2. Ишимова О.А. История России в рассказах для детей .-ОЛМА Медиа Групп, 2014
3. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести / Авторы вступит. статей, сост. и коммент. В. П. Аникин, Д. С. Лихачёв, Т. Н. Михельсон. --Переизд. --М. : Дет. лит. , 1989.--638 с
4. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси) / Сост. и общ. ред. Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева. – М.: Художественная литература, 1969.
5. Сказания и повести о Куликовской битве / Л. А. Дмитриев, О. П.
6Лихачева (подготовка текста), в серии «Литературные памятники». Л.: Наука, 1982.
7. Гумилев Л. Н.От Руси до России: Очерки этнической истории. –М.: Айрис-Пресс, 2002.
8. Каргалов В. В.Конец ордынского ига. Отв. ред. В. И. Буганов. Серия: Академия фундаментальных исследований:
история – М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
9. Понырко Н.В. Воинские повести Древней Руси - Л.: Лениздат, 1985 .
10. Ашурков В.Н. На поле Куликовом. 4-е изд. – Тула: Приокское книжное издательство, 1980.
11. Платонов С.Ф.Курс русской истории – М.: Вече, 2006.
12. Живая вода Непрядвы – М: Молодая гвардия, 1988.
13. [link]