Урок литературы Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. Цикл рассказов Записки охотника (10 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева (28.10.1818 – 22.08.1883).

Рассказы цикла «Записки охотника». (2 урока)

Цели урока:

1. Познавательные:

- познакомить учащихся с этапами жизни и творческой эволюции писателя;

- познакомится с жанровым понятием «цикл», циклом Тургенева «Записки охотника».

2. Развивающие:

- развивать внимание, умение выделить главное;

- развивать способность формулировать и записывать выводы;

- развивать память;

- развивать умение сопоставлять, анализировать характеры героев.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству И. С. Тургенева;

- воспитывать любовь к родной природе;

- воспитывать гуманизм.

Оборудование: портреты и фотографии И. С. Тургенева, родителей и друзей писателя, П. Виардо; карточки с индивидуальным заданием.


Ход урока:


I. Проверочная работа по творчеству А. Н. Островского.




II. Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева.

Введение в тему. Слово учителя.

Портрет.









Ц.




Т.



Э.

Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы – Ивана Сергеевича Тургенева.

Всмотритесь в этот портрет (репродукция с портрета И. С. Тургенева художника Бондаря): писатель изображён в своём обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой, открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрённое морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым).

Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, новыми героями: тема «лишних людей», демократов-разночинцев, тема русской женщины.

А какие события детства, факты биографии оказали наибольшее влияние на творчество И. С. Тургенева? Как повлияли на произведения Тургенева особенности его личности? Об этом нам предстоит узнать сегодня на уроке.

Итак, тема нашего урока – Очерк жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева.


Эпиграфом к нашему уроку будут слова М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ежели Пушкин имел полное основание сказать о

себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и

с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.

М. Е. Салтыков-Щедрин.

III. Лекция учителя «Очерк жизни и творчества И. С. Тургенева».







1. Семья писателя. Детство. Юность (1818 – 1833).


































































2. Учёба в университетах. Начало литературной деятельности (1833 – 1842).


































3. Любовь в жизни И. С. Тургенева.

























4. Сотрудничество в журнале «Современник». Литературная деятельность. Арест. Ссылка (1843 – 1853).



































5. Вершина творчества (1854 – 1876).



































6. Последние годы жизни (1877 – 1888).


Сегодня у нас урок-лекция. Лекцию будем записывать по плану:

1. Семья писателя. Детство. Юность (1818 – 1833).

2. Учёба в университетах. Начало литературной деятельности (1833 – 1842).

3. Любовь в жизни И. С. Тургенева.

4. Сотрудничество в журнале «Современник». Литературная деятельность. Арест. Ссылка (1843 – 1853).

5. Вершина творчества (1854 – 1876).

6. Последние годы жизни (1877 – 1888).


И. С. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле.

Семья, в которой родился Тургенев, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничество уродует характеры самих господ.

Мать (фотография) Тургенева, Варвара Петровна, принадлежала к старинному, но бедному роду Лутовиновых. В молодости ей пришлось испытать немало унижений (было время, когда она вынуждена была даже искать пристанища у чужих людей). Варвара Петровна долго не могла выйти замуж, а когда достигла возраста, в котором замуж уже не берут, неожиданно получила наследство от дяди.

Отец (фотография), Сергей Николаевич, принадлежал к роду Тургеневых, который имел татарские корни. В 1440 г. к великому князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турин, который принял русское подданство и взял себе имя Иван, фамилию – Тургенев. Сергей Николаевич женился по расчёту, с целью поправить своё материальное положение. Именно поэтому он холодно относился к Варваре Петровне, не принимал участия в домашних делах и воспитании детей.

Детство писателя прошло в селе Спасское – Лутовиново Орловской губернии в родовом поместье матери. Детство Тургенева связано с красотами природы родного Спасского – Лутовиново. Именно в этот период формируется у писателя любовь к природе. Картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи с крестьянами впоследствии легли в основу «Записок охотника». «Свой оркестр, свои певчие, свой театр с крепостными актёрами – всё было в вековом Спасском,» - вспоминает В. Житова. В это же время у Тургенева возникает любовь к книгам, театру. Но жестокое правление Варвары Петровны затмило всё. Мать считала порку универсальным наказанием. Своих детей она секла за всё: за невыученный урок, за непонятую взрослыми шутку, за шалость, по подозрению. Ежедневно своим детям Варвара Петровна вручала маленькие билетики с указаниями занятий по часам (напр., от 10 до 12 ч. – рыбная ловля и т. д.). В некоторых произведениях есть сходство героинь с матерью (например, «Муму»).

«Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, пинки, колотушки, пощёчины и пр., - вспоминал писатель. – Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне».

Хотя Тургенев и был дворянином по происхождению, он, тем не менее, стоял на пути неприятия крепостничества.

Письмо матери: «Ту почту, когда вы оба пропустите, я непременно Николашку высеку; жаль мне этого, прехорошенький и премиленький мальчик, и я им занимаюсь. Он здоров и хорошо учится. Что делать, бедный мальчик будет терпеть…»

Тургенев не принял деспотизма матери, а однажды даже выступил с открытым протестом.

Его мать продала соседней помещице, прозванной за жестокость Медведицей, крепостную девушку Лушу, сверстницу Тургенева, которую он научил читать и писать, будучи ещё совсем ребёнком. Иван Сергеевич заступился за девушку и спрятал её в крестьянской семье. Медведица отправила жалобу губернским властям. Но когда к месту «бунта» выехал капитан-исправник с дюжиной понятых, на крыльце избы появился Тургенев с ружьём в руках. Ему тогда шёл 16-й год. После этого эпизода будущий писатель дал свою знаменитую «аннибаловскую клятву», что будет всю жизнь бороться с крепостным правом.

Тургенев получил блестящее образование. В 1827 г. семья переехала в Москву, где будущий писатель продолжил своё образование в частных пансионах, а затем под руководством московских педагогов Погорельского, Дубровского и Клюшникова. К 14 годам Тургенев свободно говорил на 3 иностранных языках (немецком, французском, английском), много времени проводил в библиотеке и уже успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.


В 1833 г. совсем ещё юный Тургенев поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета.

К этому времени Московский университет стал центром передовой русской мысли. В его стенах в конце 1820-х – начале 1830-х гг. объединились юноши, считавшие себя наследниками декабристов. Настроение политического вольномыслия захватило и студента Тургенева. В Московском университете он испытал впервые благотворное влияние идей Белинского, Герцена и Огарёва. Тургенев не раз присутствовал на дружеских сходках студентов, ему прекрасно были известны и атмосфера товарищества, и чувства, сближавшие и роднившие их участников.

Но это была для него и тяжёлая пора – пора, как он сам определил, «болезни роста». Противоречивые чувства часто терзали его.

А когда в 1834 г. неожиданно умер отец Тургенева, это событие заставило юношу ещё глубже задуматься о жизни и смерти, о судьбе человека, о его месте в бесконечном круговороте природы.

Эти мысли и всё пережитое тогда Тургеневым нашло отражение в его ранних лирических стихотворениях, а также в его первом большом произведении – драматической поэме «Стено».

Переехав в 1834 г. из Москвы в Петербург, Тургенев перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета, из которого вышел в 1837 г. со званием кандидата.

Впервые литературные сочинения Тургенева были опубликованы в 1838 г. в журнале «Современник». В № 1 появилось его стихотворение «Вечер», а в № 4 - стихотворение «К Венере Мидицейской»

В 1838 г. Тургенев отправился в Берлинский университет получать специальное философское образование. В 1841 г. вернулся в Россию, а в 1842 г. сдал экзамен на степень магистра философии. Но его мечтам о карьере профессора философии не суждено было сбыться: начальство Московского университета не желало восстанавливать кафедру философии, т. к. философский факультет ещё со времени восстания декабристов считался в официальных кругах весьма вольнолюбивым и опасным.


1843 г. – переломный год в личной и творческой судьбе писателя. В это время писатель встречается с Полиной Виардо, выдающейся певицей, человеком высокой культуры. Между Тургеневым и Виардо была дружба, но внутри – любовь. В 1845 г. он на время последовал за возлюбленной во Францию, а в начале 1847 г. уехал за границу надолго. Но Полина была замужем, у неё были дети. На отношения с Полиной Виардо «лёг какой-то печальный туман», а писатель, будучи уже убеждённым в том, что эти отношения не могут принести ему счастья, не находил в себе сил освободиться из-под власти большого чувства любви к знаменитой французской певице.

С Тургеневым в русскую литературу вошёл поэтический образ «тургеневской девушки» - поэтичная, романтичная девушка, воплощающая женственность и духовную красоту. Вместе с образом «тургеневской девушки» входит образ «тургеневской любви». Все тургеневские герои проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и общественных убеждениях. Любовь, по Тургеневу, трагична. И трагическая тень испытанных Тургеневым страданий из-за неудавшейся личной жизни ложится практически на все описания любви в его творчестве. Так в романе «Отцы и дети» от несчастной любви страдает не только Базаров, но и Павел Петрович пережил трагедию в личной жизни – он был безответно влюблён в княгиню Р.



С 1843 г. Тургенев служил в Министерстве внутренних дел, занимавшимся тогда изучением вопроса о возможности освобождения крестьян, но вскоре писатель разуверился в своих надеждах, потерял интерес к службе и через 2 года подал в отставку.

В 1843 г. Тургенев познакомился с Белинским, который высоко оценил его творчество. Знакомство переросло в искреннюю дружбу. Влияние Белинского во многом определило становление Тургенева как писателя, известный критик помог молодому писателю встать на путь реализма. Иван Сергеевич пробует себя в различных жанрах: лирические стихотворения, критические статьи, стихотворные поэмы, повести, рассказы, пьесы, вслед за поэмой «Параша» (сочувственный отзыв о которой В. Г. Белинского во многом решил судьбу Тургенева как писателя) появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «Помещик» (1845). Вслед за ними почти с такой же регулярностью пишутся повести и рассказы – «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1847). Кроме того, Тургенев пишет ещё и пьесы – драматический очерк «Неосторожность» (1843) и комедию «Безденежье» (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нём виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости.

В это же время Тургенев увлекался охотой (летом и осенью 1846 г. он исходил с ружьём Орловскую, Тульскую и Курскую губернии), много времени проводил с крестьянами в деревне, узнавал их жизнь. Так зарождались «Записки охотника».

С 1846 г. сотрудничает в журнале «Современник» (фотография). А в январе 1847 г. в «Современнике» был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Калиныч». Успех очерка навёл Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. На протяжении пяти лет они появляются на страницах «Современника», а в 1852 г. автор выпускает их отдельным изданием.

21.02.1852 г. умер Гоголь. Тургенев написал некролог, который был запрещён цензурой, и опубликовал его. Это стало предлогом для ареста Ивана Сергеевича на месяц, в это время (в апреле - мае 1852 г.) Тургенев пишет повесть «Муму», которая по своему идейному содержанию близка «Запискам охотника». Через месяц автора «Записок охотника» и «Муму» выслали в своё имение под надзор полиции без права покидать пределы Орловской губернии. В 1853 г. Тургеневу было разрешено приезжать в Петербург, но право выезда за границу было возвращено только в 1856 г.

В разгар проигранной Крымской войны Тургенев пишет первый роман – «Рудин» (1856). Тургенев пытается осмыслить завершившуюся эпоху, выделив самое важное в ней. В этом романе Тургенев освещает проблему «лишнего человека» – человека, «выломившегося» из социальной среды, к которой принадлежит по происхождению и воспитанию.

Круг философских проблем отразился в повести «Фауст» (1856). Одной из главных примет времени для Тургенева является процесс внутреннего освобождения личности.

В 1858 г. Тургенев пишет повесть «Ася» и роман «Дворянское гнездо».

В конце 1850-х обстановка в России быстро изменялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы. Тургенев, будучи либералом (сторонником постепенных реформистских преобразований), принимал активное участие в этом процессе, становится негласным сотрудником Герцена, посылая в журнал «Колокол» обличительные статьи, сотрудничает и с «Современником», собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики.

Но в 1860 г. произошёл разрыв с журналом «Современник», причиной которого стала статья Н. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», посвящённая роману Тургенева «Накануне» (1860). Критик предсказывал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова, и Тургенев ушёл из «Современника».

В феврале 1862 г. печатает роман «Отцы и дети». Критика не приняла роман. Обиженный и разочарованный Тургенев уехал за границу и долго не писал.

С 1863 г. Тургенев поселился вместе с семьёй Виардо в Баден-Бадене. Тогда же стал сотрудничать с либерально-буржуазным «Вестником Европы», в котором были опубликованы все его последующие произведения, в том числе романы «Дым» (1867) и «Новь» (1876).


Тургенев продолжает жить во Франции (зимой – в Париже, летом – в Буживале), совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию.

В России в этот период начинается общественное оживление среди молодёжи. Популярность Тургенева, поколебленная разрывом с «Современником» снова быстро растёт. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах, усиленно приглашая остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 обнаружились первые признаки тяжелой болезни, лишившей писателя возможности передвижения (рак позвоночника).

Но в моменты временного облегчения страданий писатель продолжил работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть «Стихотворений в прозе». Этот цикл лирических миниатюр явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством.

Последняя книга Тургенева собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык», лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

22 августа 1883 г. Тургенев умер в Буживале. «22 августа 1883 года русская литература и русское общество понесли скорбную утрату: не стало Тургенева, – писал в некрологе Салтыков-Щедрин. – В современном русском обществе едва ли найдётся хоть одно крупное явление, к которому Тургенев не отнёсся с изумительной чуткостью, не пытался истолковать».

На проводах праха Тургенева из Парижа в Россию прозвучали слова: "Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы этого пожелали, но Вы всегда оставались верными России..."

9 октября 1883 г. прах Тургенева прибыл в Петербург. Вокруг Волкова кладбища были расположены казачьи сотни, в похоронной процессии находились агенты наблюдательной охраны. Публика допускалась на кладбище по специальным билетам.

Г. Лопатин (в письме к П. Лаврову от 22 октября 1883 года)

"... Правительство явно сделало все, чтобы отнять у похорон демонстративный характер и обесцветить их, несмотря на это, т.е. прямо назло ему демонстрация вышла грандиозно, т.е. щелчком ему по носу".

Он не увидел Родины, но родина поклонялась ему, его бессмертным творением.


IV. Итог первого урока.

Какие впечатления детства, факты биографии Тургенева повлияли на творчество писателя?




















Огромное влияние на становление личности Тургенева оказало его детство. Жестокое правление матери-крепостницы повлияло на то, что Иван Сергеевич встал на пути неприятия крепостничества. Кроме того, в некоторых его произведениях есть сходство героинь с матерью.

Детство Тургенева связано с красотами природы родного Спасского – Лутовиново. Именно в этот период формируется у писателя любовь к природе. Картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи с крестьянами впоследствии легли в основу «Записок охотника».

В Московском университете будущий писатель впервые испытал влияние Белинского, Герцена, Огарёва.

Смерть отца повлияла на создание первого произведения – драматической поэмы «Стено».

Огромную роль оказала любовь в жизни Тургенева: «тургеневская девушка», «испытание любовью», трагическая тень неудавшейся любви легла практически на все произведения Тургенева.

Знакомство с Белинским – становление Тургенева как писателя.

Политическая обстановка в стране – Россия накануне отмены крепостного права, Тургенев-либерал принимает участие в реформах, пишет обличительные статьи.

Увлечение охотой – «Записки охотника».

Болезнь Тургенева – «Стихотворения в прозе» – прощание жизнью, Родиной, искусством.



Рассказы цикла «Записки охотника».

1. Введение в тему.

Знакомство с книгой. Слово учителя.


















Т.


Ц.


2. Особенности жанра «Записок охотника», их оценка в критике.

А) Словарная работа.



Б) Особенности «Записок охотника».















В) Оценка «Записок охотника» в критике.

































3. Аналитическая беседа.

1) О чём книга «Записки охотника»? Каких героев вы увидели?


2) Как достигается точное изображение героев и жизни?
























3) Как выражено авторское отношение к крестьянам?










4) Какие ещё характеры крестьян вы увидели в рассказах?


5) Какими качествами наделил Тургенев рассказчика?










6) Как изображается природа в книге?








7) Какие ещё приёмы, помимо героя-рассказчика, Тургенев использовал для передачи главной мысли своей книги?

Сегодня мы будем изучать произведение И. С. Тургенева, которое принесло ему широкую известность – «Записки охотника».

Как вы уже знаете, Тургенев с детства наблюдал жестокость и самодурство своей матери. Но, будучи по натуре человеком мягким, лирическим, он писал о жизни помещиков, крепостном праве языком певца природы и народной жизни. Автор книги «Записки охотника» был деревенским жителем с детских лет, увлечённым охотником и путешественником, просвещённым дворянином и заботливым помещиком.

Рассказы из цикла «Записки охотника» появились в 1847 г. в журнале Некрасова «Современник» (первый очерк – «Хорь и Калиныч»). В. Г. Белинский об очерке «Хорь и Калиныч»: «Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор подошёл к народу с такой стороны, с какой к нему ещё никто не подходил».

Публикацией «Хоря и Калиныча» Тургенев совершил своего рода переворот в художественном решении темы народа. В двух крестьянских характерах он представил коренные силы нации, определяющие её жизнеспособность и перспективы дальнейшего развития.

Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете».

Итак, сделайте в своих тетрадях заголовок – Рассказы цикла «Записки охотника».

Наша с вами цель – познакомиться с этой книгой, выяснить, почему эти рассказы имели такой успех в обществе.

По жанру «Записки охотника» являются циклом.

Давайте запишем определение:

Цикл (от греч. «круг») – группа произведений, сознательно объединённых автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей. Встречаются циклы стихотворений, рассказов, повестей, романов.


На то, что «Записки охотника» являются циклом, указывает следующее:

- закреплённое за каждым рассказом его определённое место;

- общность героев: все рассказы цикла объединяет собой рассказчик, несколько раз встречается упоминание о Ермолае, 2 рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину;

- тематическое и идейное единство рассказов – все истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян, о природе, о приключениях охотников.

Композиция рассказов – зеркальна. Небольшая предыстория, часто сопровождаемая пейзажем, затем знакомство с новым героем: его портрет, история жизни, затем беседа с ним. Концовка, как правило, неожиданная, никаких выводов, никакой морали мы не встретим: нам предоставляется право самостоятельно делать выводы.


Жанровое своеобразие первых же отрывков из «Записок охотника» было отмечено читателями «Современника»: «Хорошо, очень хорошо: только что ж это такое — повесть не повесть, путешествие не путешествие...». Форма рассказов и очерков Тургенева определена как «очень удачная», поскольку она дала писателю «свободу... исходить вдоль и поперек пространное русское царство и на пути знакомиться с разными лицами и явлениями той сферы жизни». С появлением отдельного издания книги «Записки охотника» в 1852 г. о ней заговорили как о «книге, которая после «Мертвых душ» произвела самое сильное впечатление на читателей». В критике появились прямые сравнения тургеневской книги о «живых душах» России с «Мертвыми душами» Гоголя — «явлением аналогическим по материалу и строю с «Записками охотника».

Л.Толстой назвал автора «Записок охотника» «создателем новых форм», так как он полагал, что «каждый большой художник, открывающий новое в жизни, неизбежно должен создавать и свои формы...».

«Записки охотника» — не подборка «пестрых» рассказов, механически собранных в книгу и внешне скреплённых общим заглавием, а органическое единство, внутри которого действуют особые закономерности, порождённые образным взаимодействием, взаимосвязью рассказов. Эта взаимосвязь создает поэтический контекст, бесконечно расширяющий в книге художественную емкость составляющих ее очерков». (Ю. Лебедев)

«В «Записках охотника» следует видеть цикл сближенных самим автором произведений, стремившимся самим сближением их выразить то «дополнительное» содержание, которое возникает сверх «суммы» отдельных значений элементов, входящих в цикл, и реализуется в связях и отношениях, в образной перекличке, в контрастах и параллелях, в развитии «сквозных» мотивов». (С.Е. Шаталов)


«Записки охотника» - это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. Это портреты, воспроизведённые с фотографической точностью.

В «Записках охотника» сталкиваются 2 России: официальная, крепостническая, мертвящая жизнь с одной стороны, и народно-крестьянская, живая и поэтическая с другой.


Этой точности писатель добивается в прозе, подобно художнику, и уходит при этом очень далеко от «физиологических» описаний натуральной школы и от сентиментальных деревенских рассказов своей учительницы Жорж Санд. Вся поэзия и музыка тургеневской лирической прозы связана с русским простым народом, представленным в рассказах разнообразно, но одинаково самобытно и привлекательно. Каждое лицо здесь появляется продуманно и для читателя становится новым открытием, ведущим его к вполне определённым выводам и обобщениям.

Из разговоров с Хорем охотник вынес убеждение: «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. Что хорошо – то ему и нравится, что разумно – того ему и подавай…»

Русский человек показан правдолюбивым, готовым к самопожертвованию, бескорыстной помощи человеку, попавшему в беду.

Рассказ «Смерть»: русские люди умирают удивительно, потому что даже в час последнего испытания думают не о себе, а о других.

Русские люди понимают, любят и ценят прекрасное, музыкально одарены (рассказ «Певцы»). Уже в 1-м рассказе Калиныч поёт, а Хорь подпевает. Песни полны мечтой о сказочной земле, в которую верят и которую ищут.


Глубокое сочувствие к угнетённому народу в «Записках охотника» выражено в любовном изображении индивидуальности каждого крестьянина-героя. Духовное богатство тургеневских героев раскрывается с разных сторон. Здесь и хозяйственная сообразительность и дальновидность Хоря, и поглощённость Касьяна исканиями справедливости, и мечтательность тонко чувствующего красоту природы Калиныча, здоровая непосредственность ребятишек из «Бежина луга», глубокая человечность долготерпения страдающей Лукерьи. Показывает Тургенев и разные формы протеста крестьян против крепостного права.


Тургенев видел в крестьянской среде не только талантливые и свободолюбивые натуры, но и людей, смирившихся со своим рабским положением, духовно искалеченных и развращённых, перенявших привычки и понятия своих господ.


Своего героя-рассказчика Тургенев наделяет несколькими функциями: разговорить и понять героя, почти бесстрастно рассказать об увиденном. Тургенев решил, что подходящим героем может стать молодой мужчина, который много путешествовал, свободный, хорошо воспитанный барин, увлекающийся охотой. Он должен уметь располагать к себе, а значит быть хорошим психологом.

Тургенев неслучайно выбирает рассказчиком охотника. Охота – общенациональная страсть. Создаётся иллюзия равенства людей. Охотник стремится понять суть увиденного, услышанного. Он человек заинтересованный, сочувствующий крестьянам. Охота даёт нам и изображение природы.


Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются на фоне природы, а выступают как продолжение её стихий, как духовная их кристаллизация. Чаще всего они неожиданно являются перед взором охотника: из игры света и тени в берёзовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из грозовой ненастной мглы появляется загадочная фигура Бирюка.


Помимо образа рассказчика, автор пользуется другими приемами передачи главной мысли произведения. Это и прямое обращение к читателю, и выбор героев, и композиция рассказов, и особенности жанра «Записок...».

Неслучайно Тургенев называет книгу «Записки охотника». Название «Записки» претендует на документальность, фрагментарность, достоверность.


Итог второго урока.

В чём особенность книги «Записки охотника»? Почему эти рассказы имели огромный успех в обществе и принесли Тургеневу широкую известность?

Книга «Записки охотника» наполнена антикрепостническим пафосом. Крепостные крестьяне зависимые, но не рабы: духовно они свободнее и богаче жалких полутыкиных и жестоких пеночкиных. Существование сильных, мужественных, ярких характеров превращало крепостное право в позор, унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека

Тургеневская книга «Записки охотника» полна поэзии и правды русской природы и народной жизни. Все здесь объемно, зримо, полно красками, звуками, запахами. Автор этой великой книги о русском народе лучше нас понимал ее социальный смысл и звучание, ее историческое значение: «Бывают эпохи, где литература не может быть только художеством — а есть интересы высшие поэтических интересов». И всё же его «Записки охотника» и поныне остаются одной из самых светлых поэтичных, художественных книг русской литературы. И произошло это потому, что героем книги стал не только русский народ, но и русский язык.


Д/З

1. Читать учебник стр. 236-238.

2. Читать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» гл. 1-12.

Индивидуальные задания:

1) Подготовить сообщение «История создания романа «Отцы и дети».

2) Кто проводит реформы по отмене крепостного права? Характеристика М. И. Колязина (анализ 12 главы романа).

3) Как складываются взаимоотношения Кирсановых и крестьян? (Анализ 22 главы романа).










12