Отзыв о стихотворении И.Ф. Анненского Будильник

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Отзыв о стихотворении И.Ф.Анненского «Будильник»

Жизнь. Череда сменяющих друг друга дней и ночей? Маленькая черточка между датой рождения и датой смерти? Или же великий дар, данный нам свыше? Вечная тема, к которой обращаются люди из века в век и не могут найти ответа на этот вопрос. Сотни великих мыслителей, философов, поэтов пытались отгадать эту загадку. Но все безуспешно. Ведь каждому – свое, и достигнуть согласия тут невозможно. Однако все сходятся в одном: жизнь надо прожить так, чтобы уйти достойно, ни о чем не жалея, оставив после себя след…

Необычно и оригинально стихотворение Иннокентия Федоровича Анненского «Будильник». Трехстопным ямбом с пиррихием, перекрестной рифмовкой и точной рифмой создается «легкое» звучание, по ритму где-то напоминающее детскую считалочку. Но в это же время в произведении затрагивается тема, волновавшая не одно поколение людей – тема течения жизни и нахождения ее смысла. Все стихотворение – развернутая метафора, где жизнь – «игрушка», а сердце - «счетчик муки» и «машинка для чудес». Через образ «будильника» (заметим, что слова «будильник» и «жизнь» в самом тексте не встречаются) автор описывает время всей нашей жизни, ее «расписание».Пространство же абстрактно. В каждой строфе стихотворения мы находим кусочек бытия.

В первой строфе лирический герой говорит о прямом назначении будильника. Как бы он «не слушать был бы рад…» Просыпаясь по часам, мы делаем это не по своему желанию (согласитесь, всем нам хочется поспать на часик-два дольше). Это же и говорит о будничности и рутинности наших дней; день спланирован и вряд ли он чем-то запомнится. И так проходит большая часть нашей жизни. Инверсия акцентирует внимание на определенных словах в строфе. Антитеза «печаль» - «рад» усиливает выразительности и придает контраста.

Вчера и сегодня. Сегодня и завтра. Вчера мы были те же, что и сегодня и завтра ничего не изменится. А если взять год? Два? Выходит, что день за днем мы меняемся. Эту мысль доносят до нас первые строки второй строфы, построенные на противопоставлении. «Сперва хоть громче, глаже идет ее игра» - отсылка к детству. Именно в это время человек наслаждается жизнью и ему интересно все вокруг; он не знает о предательстве, лжи, боли… Мир ему кажется сладкой вкусной конфетой. И мало кто из взрослых может так искренне всему радоваться, как это делают дети.

В следующих строфах значительно усиливается динамизм за счет глагольных форм. И как раз идет речь о «взрослой» жизни, когда «Гребенка золотая//Звенит, а не поет». Жизнь теряет краски и превращается в поиск той самой «точки», сопровождаемый «докучным лепетом горя ненаступивших лет». Мы жалеем о несбывшихся мечтах, нереализованных планах, о том, что не ловили «волну» жизни… Но за всем этим прячется «смешная и лишняя Краса». Довольно трудно объяснить выбор эпитетов и их значение, а также слово «Краса», написанное с заглавной буквы. Возможно, здесь имеется ввиду то, что «Краса» - та самая, что способна спасти мир - есть в каждой душе, но она ненужная, потому что ей никто не пользуется…

Стихотворение удивительно тем, что каждый стих – это целая мысль, которую можно развернуть. Мы практически не ощущаем присутствие лирического героя: местоимение «я» употребляется только в первой строфе. Но через многочисленные умолчания, отрицания мы понимаем всю грусть, тоску , которые терзают душу героя. Здесь ярко выражены мотивы личных переживаний, что позволяет определить жанр – элегию. Группа эпитетов (скучно, ненаступивших, докучный, томительный, постылых) передает отчаяние лирического героя. Трагический пафос передается мотивами неизбежной смерти и тщетности бытия. Сочетание односоставных, двусоставных и сложных предложений приближает речь героя к разговорной. Заметим, что в стихотворении употребляются уменьшительно – ласкательные слова (гвоздочки, гребенка),но в то же время выражение «косноязычный бред» звучит довольно резко. Также резкость достигается за счет аллитерации на «р» в первой строфе. Это говорит о противоречиях в душе героя. Стихотворение небогато тропами. На мой взгляд, главной задачей автора было донести идею до читателя, которую мы можем истолковать «от обратного»: жить нужно так, чтобы впоследствии не пожалеть о потраченном времени, чтобы «петь», а не «звенеть».

Личность Иннокентия Федоровича Анненского во многом осталась для нас загадкой: он не был профессиональным литератором, не входил в литературные сообщества, а на жизнь зарабатывал преподаванием. Его своеобразная лирика была оценена лишь посмертно. Анненский – поэт-символист, и это мы видим в данном стихотворении: будильник – это символ. Также в этом произведении (одном из самых известных) нашли отражение мотивы смерти, отчаяния и тоски, присущие творчеству поэта. Анненский произвел на меня неизгладимое впечатление: его стихотворения трудно понять с первого прочтения, но, вдумавшись, ощущаешь всю глубину мировосприятия автора, его необычный, удивительный талант, оригинальность и не избитость художественных форм.

Зборовская Милана, учащаяся 11 «А» класса ГУО «СШ № 14 г. Новополоцка»

Учитель Наумёнок Наталья Анатольевна

3