Предмет, класс: литература. 10 класс
Учитель: Людмила Васильевна Назарова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Ставропольского края
Тема урока: Роль Платона Каратаева в идейной структуре романа
Тип урока: обобщение ранее полученных знаний.
Цель урока: понять роль образа Платона Каратаева в романе, уяснить суть учения Л. Н. Толстого «непротивление злу насилием».
Задачи урока:
Дидактические: формирование умений анализировать и сопоставлять полученную информацию; делать выводы; совершенствовать основные приёмы поисково-исследовательской деятельности; умения видеть взаимосвязь и взаимообусловленность таких явлений, как этапы духовного искания героя литературного произведения.
Развивающие: развитие аналитического мышления, познавательных умений, умения сопоставлять, подбирать аргументы.
Воспитательные: вызвать заинтересованность в решении выдвинутой гипотезы, пробудить желание к сотрудничеству со сверстниками, побудить вдумчиво читать произведение.
Метод: исследовательский по технологии «Французские мастерские».
Форма обучения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: видео эпизодов фильма С. Бондарчука «Война и мир», карточки с заданиями (приложение 1), мультимедийный проектор, компьютер, презентация (приложение 2), цветная бумага, картон, ножницы, цветные карандаши, фломастеры.
Общий алгоритм урока (шаги процесса):
Индуктор – мотивирующее начало, проблемная ситуация.
Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы.
Социоконструкция – групповое решение.
Социализация – представление индивидуальных решений в группе.
Афиширование – зрительное представление результатов работы (вывешивание), зачитывание и обсуждение вслух.
Структура урока:
1.Индуктор (3 минуты).
2.Самоконструкция (3 минуты).
3.Социоконструкция 10 минут).
4.Социализация (14 минут)
4.Вывод, афиширование (7 минут).
5.Рефлексия (2 минуты).
6.Домашнее задание (1 минута).
Ход урока:
Добрый день, ребята. Я прошу вас разбиться на 2 группы и занять места. Назначьте координаторов группы.
Мы продолжаем разговор о героях романа Толстого «Война и мир»
Слайд 1 (индуктор), на котором представлены геометрические фигуры: треугольник, окружность, прямоугольник, квадрат.
Учитель: Какая фигура является, на ваш взгляд, наиболее гармоничной и почему? (Это круг – символ завершённости, вечности.) Демонстрируется слайд 2 – изображение круга-солнце с солярными знаками.
Учитель: По отношению к кому в романе Толстой часто применяет эпитет «круглый»? (По отношению к Платону Каратаеву)
Демонстрируется Слайд 3: «Вся фигура Платона была круглая, даже руки были круглые и большие нежные глаза были круглые». (Платон является круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды) Слайд 4.
Учитель: Таким образом, о каком герое романа пойдёт речь? (О Платоне Каратаеве)
Слайд 6. Самоконструкция. Тема урока, выведенная на слайд: «Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир».
Учитель: Устраивает ли вас такая формулировка темы урока? Соответствует ли ей фон – изображение старинного переплёта книги с позолоченным орнаментом? (Нет, такой фон не подходит. Ведь Каратаев – простой, скромный человек, помпезность здесь неуместна). Попробуйте сформулировать свою тему урока, содержащую проблему, и выдвинуть гипотезу. (Гипотеза: Почему второстепенный герой Платон Каратаев стал «ядром» романа?)
Слайд 7: Темы урока: «Платон Каратаев – образец непротивления злу насилием», «Какую роль играет образ Платона Каратаева в романе «Война и мир»?», «Почему именно Платон Каратаев коренным образом изменил мировоззрение Пьера Безухова?» Какая тема вам интересна? Что вы хотите узнать и понять? (Ребята выбрали вторую тему. Но вопросы будут предложены таким образом, чтобы они отвечали всем темам.)
Социоконструкция. Работа в группах.
Алгоритм действий:
1.Выполните задания, применяя «мозговой штурм»
2.Напишите короткое высказывание, сочинение-миниатюру по теме урока.
3.Создайте зрительный ряд, выражающий ваше отношение к проблеме урока. Это может быть рисунок, схема, поделка, символ, диаграмма. Затем продемонстрируйте и кратко прокомментируйте.
Задания для 1-й группы: (Текст 1.Отношение Каратаева к людям и к жизни)
1.Какое слово является ключевым в 1-м абзаце? Почему? (Слова «любовь», «любил». Потому что это и есть сущность Платона – любовь ко всем людям, ко всему миру, любовь к жизни.)
2.Почему остальные пленные считали Пьера самым обыкновенным солдатом, а Пьер – нет? (2-й абзац) (Потому что Пьер до сих пор тесно не общался с народом, не знал его. Для него, как и для Толстого, простота и естественность превыше всего.)
3.Как понять слова из последнего абзаца: «Но жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он почувствовал»? Попробуйте нарисовать схему, рисунок, символ, которые могут проиллюстрировать такой взгляд на жизнь. Подсказкой может послужить толстовский термин «роевое начало» в определении сути народной, крестьянской жизни.
4. Каких людей Толстой противопоставил «роевому началу»? Куда вы отнесёте Андрея Болконского и Пьера Безухова? (Это «нелюбимые» Толстым герои, эгоистичные, самовлюблённые, фальшивые, крайние индивидуалисты: семья Курагиных, Анна Павловна Шерер, Берг. Поначалу и Андрей, и Пьер были далеки от народа.)
Задания для 2-й группы: (Текст 3.Учение Толстого о непротивлении злу насилием)
1.Почему Каратаев в плену делает всё не только для русских солдат, но и для французов, например, шьёт рубашку французу?
2. В чём смысл притчи, рассказанной Платоном? (В том, что надо смиряться и любить жизнь, даже когда страдаешь. Страдание очищает душу и делает человека лучше.)
3.Как вы понимаете сцену расстрела Платона французами? Почему Каратаев не просил французских солдат не убивать его? Как он ведёт себя?
4. Действенны ли кротость, смирение, любовь ко всем Платона Каратаева, приносит ли его непротивление злу насилием плоды? (Когда Платона высекли за порубку леса и отправили в солдаты вместо брата, Каратаев даже радуется, что так получилось, так как у брата пятеро детей; когда французу стало стыдно за свою неблагодарность и он вернул лоскутки, которые Платон собирался использовать на портянки; возможно, французы, расстрелявшие его, почувствовали угрызения совести, так как Платон был лучше всех солдат.)
5.Могли бы русские победить в войне с Наполеоном, если бы исповедовали философию непротивления зла насилием? (Вряд ли. Солдаты, не задумываясь, бьют врага, например, Тихон Щербатый. В то же время без умения терпеть и верить нельзя не только выиграть трудную войну, но и вообще жить. Во время войны нужны такие, как Тихон Щербатый. Но войны не длятся вечно. Для мирной жизни, жизни в ладу важны такие, как Платон Каратаев.)
Общее задание (Текст 3).
Как вы понимаете смысл сна Пьера Безухова? (Мысль Толстого: как без капли воды невозможен океан, так и без спаянности добрых людей невозможен мир добра и справедливости.) Попробуйте создать рисунок, схему, абстрактное изображение, поделку, которые бы подтверждали эту мысль.
Социализация. Обсудим итоги, сделаем выводы. Комментарии 1 и 2 групп.
Афиширование (демонстрация рисунков, схем, символов, краткий комментарий). Одни ученики сделали из бумаги цепь, другие – улей с пчёлами, третьи – пирамиду из карт (если вытащить одну, рухнет вся пирамида), нарисовали радугу из цветных капель, солнце с множеством лучей. Все рисунки, аппликации, поделки были вывешены на доске и прокомментированы. В целом смысл ученических работ заключался в желании отразить единение людей, их крепкую спаянность, неразрывную связь друг с другом.
Разрыв.
Учитель: Что вы поняли, работая над гипотезой? (Что введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа. Этот высокий моральный облик, умение преодолевать эгоистические инстинкты, ограничиваясь скромным минимумом для удовлетворения личных потребностей, никогда не терять самообладания, сохранять оптимизм и приветливость к окружающим Толстой считал с полным основанием чертой народной и, как образец, противопоставлял ее порочным явлениям дворянской жизни и захватнической войны. Каратаев появляется в романе не сам по себе, а именно как контраст после сцены расстрела, которая окончательно лишила Пьера моральной точки опоры, и Каратаев оказался необходим в качестве антитезы, дающей ориентир, противоположный миру порока и злодеяния и ведущий героя в крестьянскую среду в поисках моральной нормы.)
Можно ли считать, что второстепенный герой Платон Каратаев оказал важную роль в перемене мировоззрения Пьера Безухова, что в дальнейшем и привело его в стан декабристов? (Возможные ответы: Да, именно Каратаев коренным образом изменил путь Пьера к истине: Безухов понял, что надо любить людей, жизнь и что необходимо людям доброй воли объединяться, чтобы сообща противоборствовать злу. Пьер всю свою дальнейшую жизнь сверяет по Платону. Не случайно в «Эпилоге», когда Наташа, вспоминая Платона Каратаева как человека, которого более всех уважал Пьер, спрашивает его, одобрил ли бы он теперь его деятельность, Пьер ответил, подумав: «Нет, не одобрил бы... Что он одобрил бы, это нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью бы показал ему нас». )
Рефлексия.
Учитель: Что вы чувствуете, думая о Платоне Каратаеве? Назовите свои эмоции одним словом или словосочетанием (радость, восхищение, благодарность, любовь). Ваши чувства, вызванные уроком? (радость творчества, воодушевление, вдохновение)
Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру на темы: «В каких случаях непротивление злу насилием может принести пользу?», «Почему Пьер, любя Платона, всё-таки называет его дурачком?»
Приложение 1.
Раздаточный материал (отрывки из текста романа):
1.
Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким- нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березонька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.
2.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру. И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacré nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
3.
Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что- то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что- то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что- то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же, как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.
История о старом купце, рассказанная Платоном Каратаевым
— ...И вот, братец ты мой, — продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, — вот, братец ты мой...
История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, — как следует по порядку, говорил Каратаев, — сослали на каторгу.
— И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у Бога смерти просит. — Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные-то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем Богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит. Бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так-то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку — хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова́ сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
— Старичок и говорит: Бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, Богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючими слезьми. Что же думаешь, соколик, — все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, — что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. — Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. — А его уж Бог простил — помер. Так-то, соколик, — закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это-то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.
Приложение 2 (электронная презентация)