Сценарий урока русского языка по развитию речи в 5 классе : Сладкая ягода на грядке…» ( Сочинение-описание по натюрморту И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок русского языка по развитию речи в 5 классе

Тема: «Сладкая ягода на грядке…»

( Сочинение-описание по натюрморту И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»)


Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области


Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию.

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

- создавать устный рассказ по картине и письменный текст-описания натюрморта с опорой на зрительные образы;

- подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;

- редактировать собственный текст, опираясь на правила орфографии и пунктуации;

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

- воспитывать любовь к родной природе;

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

- формировать умение строить речевое высказывание;

- формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины);

- преобразовывать информацию (из репродукции, слов в связное высказывание);

- формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.


Регулятивные УУД:

- учить постановке цели работы;

- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.


Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.


Примечание:

1. Варианты начала и финала сочинения-описания в форме карточек раздаются каждому ученику.
2. Таблицы для сбора рабочих материалов раздаются каждому ученику.




См. сценарий урока ниже

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Организационный момент.


Приветственное слово. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


1.Фонетическая зарядка.

Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как и всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.

1 группа учеников (хором):

«Мимоза»

С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался.

(В. Брюсов.)

2 группа учеников (хором):

«Песенка синичья»

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся,

Славно сегодня звенится, поётся.

(М. Бородицкая.)

3 группа учеников (хором):

«Песенка грачиная»

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера»

( М. Бородицкая.)






Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.




[pic]


И.И.Машков «Клубника и белый кувшин»

2. Введение в тему урока.





















3. Рассматривание картины


4.Беседа по картине.

Стихотворение О. Шалимовой «Сладкая ягода на грядке…»

Сладкая ягода на грядке
Расселилась без оглядки,
Длинным усиком-рукою
Наделила всех землею -
Пышно барыньки сидят,
Белым цветом веселят!
Красна ягода зарделась,
Сладким соком налилась
Что за ягода созрела,
А?
 Клубникой назвалась!


Звучит песенка из м/ф «Дед Мороз и лето» Слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова

Вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком…

На экран проецируются репродукции натюрмортов великих художников, среди которых - полотно И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».



Краткая подводящая к теме беседа.

Что вы сейчас увидели? (ягоды, кувшин)

Как называется изображение природы на картине? (натюрморт.)

Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них.

- Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине?

- (Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.)

Сегодня мы попробуем себя в роли таких экскурсоводов.

Вам предлагается письменно рассказать о картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин». И рассказ наш будет называться сочинением. Ребята сами формулируют тему урока: Сочинение – описание по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

После того, как учащиеся внимательно рассмотрели натюрморт, учитель задает вопросы.
– Какое впечатление производит на вас этот натюрморт? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на этот натюрморт, потому что он красочный и понятный.)
– Как вы понимаете название этой картины? (Словом   
натюрморт  подчёркнуто то, что на картине изображены разные предметы быта.)
– Как можно по-другому назвать этот натюрморт? («Завтрак», «Перед завтраком»,«Утро»,«Утронадаче».)
– Ощущаете ли вы присутствие человека? (Да, на столе стоит кувшин, лежат ягоды – значит, человек будет завтракать. Перед столом можно представить хозяина, который, наверное, сидит напротив за столом, но мы его не видим, потому что художник изобразил не весь стол, а часть его.)
– Нравится ли вам построение (композиция) натюрморта? (Да, это необычное, интересное построение картины: мы видим только поверхность стола, которая занимает почти все полотно, на нем лежат ягоды и стоит посуда)
– Что вы можете сказать о расположении предметов на столе? Опишите их. (Предметы расположены на столе естественно. В стеклянной банке стоит букет из веточек смородины: ближе к нам – тарелочка , на которой лежит чёрная и белая смородина. Посередине стола мы видим крупные ягоды клубники, которые притягивают наше внимание. На краю стола - недозрелые ягоды клубники.)
– Как вы думаете, какие люди живут в этом доме? (Здесь живут аккуратные люди: пузатый кувшин такой чистый, что блестит как перламутр. Хозяева этой комнаты любят дары природы – значит, они добрые, приятные люди.)
– Какие цвета преобладают в натюрморте – теплые или холодные? (Теплые: светло-коричневый, розовый, желтый.)
– Как вы думаете, почему художник использовал в основном теплые цвета? (Видимо, он хотел передать красками свое радостное настроение вообще и радостное восприятие изображенного. Видно, что ему нравятся люди, которые живут в этом доме, и что он сам любит плоды, что ему симпатичны те предметы, которые он изобразил.)
– А теперь послушайте, как описал этот натюрморт писатель В.Порудоминский.




Искусствоведческий текст.

Картина Машкова абсолютно противоположна текущему сезону и настроению, тем интереснее будет анализировать этот натюрморт.

На почти квадратном поле изображены клубника и малина, черная и белая смородина — подмосковное сочетание, на Украине, к примеру, смородина по речкам растет красная (и так и зовется — порiчки), черная же в садах. Частью смородина лежит в глубокой тарелке (я чуть не написал «в миске», сбиваюсь на диалектизмы или как их там правильно называть; смородина вызывает детские воспоминания; сейчас я бы ее с сахаром перетертую не ел). Несколько веточек поставлены в вазу, это необычно и красиво.

Но название картине дали клубника и кувшин. Это несколько странно, потому что самый яркий белый — это тарелка, она намного выразительнее теряющегося в тени круглой формы кувшина. Между кувшином и тарелкой стоит та самая вазочка со смородиной, а на деле это обыкновенная стеклянная банка, очень умело выписанная художником при общей пастозной и тяжеловатой манере, в которой исполнен натюрморт.

Клубника имеет настолько чистый и прямо-таки ощутимый красный цвет — не алый, не кумачовый, но ярко-красный — что ее хочется потрогать. Малину не хочется — незрелая. Малинового цвета в картине нет.

Ягоды равномерно расположены по столу — так мог бы ребенок перебирать и раскладывать. Умиротворяющая картина. Дополнительную спокойную ноту вносят приглушенные зеленые оттенки листьев смородины и малины. Не желто-зеленый яростный цвет травы, не изумрудный — нет, просто зеленый. Не без черноты в тенях, но с зеленым такие проблемы всегда.

А повесили бы вы копию у себя? Я не представляю подходящий интерьер. Может быть,  [link] . Более всего любил цвет. Очень много занимался рисунком. Любил гиперболу, преувеличение.

Четвёртый ученик.

Художник обладал исключительной способностью к цвету, он писал великолепные, яркие и выразительные натюрморты. В своих живописных работах И.И.Машков активно использовал цветовые приемы, при помощи которых он передавал существование конкретных предметов в обычной среде.

Пятый ученик. (Рассказ жены художника)

«Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на дачу у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту ещё раз мне, а эту ещё раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошёл Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принёс! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной.- Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то ещё: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины».

Шестой ученик.

«На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника и маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!»- говорю я. «Подожди, посмотри какая красота, это очень хочется написать!»

В комнате было немного темновато, я подошла к окну и отдёрнула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объём. Это из-за игры света и тени. На чёрных ягодах смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились Контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценности! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать».

Седьмой ученик.

«Сначала он взялся за акварельные краски – нет! акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель - цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они были густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и начал рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин».

Восьмой ученик.

«Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый ведь кувшин гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовёшь свою картину? Наверное, «Ветки смородины»!»- предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы! Законченная за час картина была вся пронизана светом».


Детям предлагается закрыть глаза и представить…

Ясный день. Облака медленно плывут по небу. Вы взбираетесь на одно из них, уютно располагаетесь на его мягких подушках и плывете в этом море света и спокойствия. Над вами голубое небо, внизу - сине-зеленые картины, сады, блещет солнышко, стрекочут кузнечики.



Выявление общей композиционной схемы текста описания:


общее впечатление I. Вступление.

отдельные предметы, их признаки II. Основная часть.

оценка, настроение III. Заключение.

Лексико-стилистическая работа в таблице


Радоваться созданиям природы



чувство восхищения предметами, изображенными на полотне…

белый с голубыми оттенками кувшин

создается художественный образ, который волнует зрителя…

сочные, выразительные краски

с помощью цвета, светотени…

светятся прозрачные ягоды белой смородины, а черной – блестят, словно омытые росой

живописец старается передать…

чиста и прозрачна вода

художник сам узнал, увидел…

веточки смородины красно-коричневого цвета.

художник почувствовал настроение… я почувствовал настроение…


белый кувшин отливает перламутром

восприятие художником окружающего мира…

изобилие даров летней поры

верность мастера отдельным деталям

натюрморт пронизан солнечным теплом, светом, свежестью.

характерно для художника…

надо любить природу, понимать и уметь рассказывать о ней

проявляется авторская позиция…


Примерный (устный) образец рассказа ученика:

Илья Иванович Машков – знаменитый русский художник начала двадцатого века. Автор отдавал предпочтение натюрмортам, изображал красоту ягод, цветов, фарфоровых фигурок и других предметов домашней утвари. Известным натюрмортом мастера является картина «Клубника и белый кувшин». Она написана в 1943 году. И.И. Машков использовал яркие, сочные краски и крупные мазки. На картине изображены спелые, сочные ягоды - прекрасные дары нашей русской земли.

На переднем плане картины искусно красуются спелые крупные ягоды клубники. Каждая из них так расположена, чтобы показать себя с наилучшей стороны. Две самых спелых и больших клубнички изображены слева, их спелость так выразительна в подсветке солнечными лучами, которые падают слева на стол. Остальные ягоды клубники расположены правее на столе, они уже не настолько яркие, но тоже спелые. Справа лежат две некрупных ягодки и чуть-чуть недозревших.

В центре картины расположена мисочка с синей каёмочкой, наполненная ягодами чёрной и белой смородины. В центре слева смородина очень хорошо подсвечивается солнечными лучами. От этого блеска ягоды чёрной смородины выглядят как драгоценные чёрные жемчужины, а ягоды белой смородины создают впечатление рассыпанных бриллиантов. В центре картины стоит прозрачная ваза с веточками чёрной и белой смородины.

Завершает композицию на тёмном фоне заднего плана большой пузатый глиняный кувшин. Он выполнен в белом цвете. Интересно, что в этом кувшине? Возможно, свежее парное молочко. На заднем плане картины тоже есть клубника, она горкой уложена на серебряном блюде.

Картина излучает тепло прекрасного солнечного денька. Как чудесно летом! Как прекрасны дары природы! Так и хочется полакомиться сладкой клубникой.

Я даже почувствовал её аромат. Скорее бы пришло лето!



3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

[pic]

И.И.Машков



Духовно-нравственное воспитание

1.Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

2. Потребность в творчестве.






[pic]

И.И. Машков




[pic]

И.И. Машков








Духовно-нравственное воспитание

1.Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

2. Потребность в творчестве.














[pic]

И.И. Машков







Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

2. Интерес к созданию собственных текстов.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.


10. Написание сочинения на черновике.



Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка.

Физкультурная минутка «Напиши свое имя» (работа на воображение). Поднимаем правую руку, опускаем ее и представляем, что мы взяли в руку кисть для покраски стен, опускаем кисть в краску и медленно пишем воображаемой кистью свое имя. Точно такое же действие производим и левой рукой (повторяем 2 раза).



4. Создавать собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме).

11. Оформление работы на чистовике.


Соблюдение абзацев, аккуратность и разборчивость написания.

Осознание роли культуры письменной речи в формировании личности человека

12.Рефлексия.






13.Домашнее задание.








Предлагаю оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью написанного ими сочинения (обращаем внимание на заключение работы, где каждый выражает своё мнение)





Закончить работу в чистовике. Написать сочинение «Описание картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин», используя план, опорные слова и словосочетания, записанные в тетрадях; найти репродукции натюрмортов других художников, рассмотреть их и записать в тетрадь название и фамилию автора, если возможно, приклеить репродукцию в тетрадь.





Коммуникативные УУД

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме форме


Библиография

  1. Приложение к газете «Первое сентября» «Русский язык».

  2. Каменева Е.. Какого цвета радуга. \\ М., «Детская литература», 1997.

  3. Каменева. Е. Твоя палитра.

  4. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. \\ Учебно-наглядное пособие. Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2003.

  5. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс. \\ Методическое указание к учебнику М., «Прсвещение» 2014 г.

  6. Разумовская М.М. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса: М., «Просвещение» 2014 г.