Сатира 20 века.
Сатирические приёмы В.В. Маяковского и М.А.Булгакова.
Сатира- вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек. Предметом сатиры служат человеческие пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Источник сатиры- противоречие между общеловеческими ценностями и действительностью жизни.
Различают следующие виды сатиры. Ирония – смешное скрывается под маской серьёзного. Юмор - серьёзное скрывается под маской смешного. Сарказм – высшая степень иронии, язвительная насмешка.
Литературоведы отмечают следующие средства сатиры: 1) гипербола (т.е. преувеличение), гротеск ( сильное преувеличение);
2) несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием;
3)контраст между тем , чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.
Передовые русские писатели издавна обращались к сатире как к действенному средству борьбы с уродливыми явлениями современной им жизни. Отвечая на жгучие вопросы общественной жизни, русская классическая сатира воспитывала не одно поколение думающих, образованных людей. Это следующие произведения: эпиграммы Пушкина,«Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Мёртвые души» Гоголя, «История одного города» Салтыкова-Щедрина.
В 20 веке сатирическую литературу обогатили такие авторы, как Саша Чёрный, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко, Ильф и Петров, Михаил Булгаков.
Подавляющее большинство русских писателей, изображая жизнь, стремились также воздействовать на человека. Автор «Слова о полку Игореве» стремился к единению русских князей. Пушкин воспевал и приближал свободу. Писатели-сатирики Гоголь , Салтыков-Щедрин, Чехов стремились спасти людей от пошлости жизни .
Маяковский видел главной своей задачей – с помощью своих стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить её к лучшему – вот задача искусства, по мысли Маяковского. Его оружие – поэтическое слово. Во все периоды творчества Маяковского для него любимым родом поэзии была сатира:
Оружия
любимейшего род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
С февраля 1915 года Владимир Маяковский печатается в журнале А.Аверченко «Новый Сатирикон». Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в сами названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн здоровью», «Гимн критику». Как известно, гимн – это торжественная песнь. Гимны же Маяковского – это злая сатира. В них объектом внимания поэта являются отдельные институты буржуазной цивилизации: правосудие, наука, искусство и т.д. Вместе они создают выразительную картину прогнившего строя. Какие бы явления капиталистического мира ни освещал поэт, он видит в них одну общую черту: враждебность человеку. Это придаёт сатире Маяковского ярко выраженный характер.
Например, стихотворение «Гимн учёному» представляет собой сатиру на человека, совершенно оторванного от жизни, научная деятельность которого не имеет никакой практической пользы:
Не человек, а двуногое бессилие,
С головой, откусанной начисто
Трактатом «О бородавках в Бразилии».
Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду».
Стихотворение впервые было напечатано в 29-ом номере журнала «Новый Сатирикон» . Это сатирический апофеоз обжорства «жирных». Подчёркивая главную мысль, уже в 1 строфе поэт использует инверсию:
Слава вам, идущие обедать миллионы!
И уже успевшие наесться тысячи!
Усиливает иронию Маяковского гипербола «и тысячи блюдищ всяческой пищи», при этом автор использует увеличительный суффикс –ищ-, который в речи имеет грубовато- пренебрежительный оттенок.
Важную роль в этой строфе играет аллитерация звуков «ш», «ч», «щ». Создаётся впечатление ,что ты слышишь вокруг себя людей, пережёвывающих пищу, даже чавкающих. Данная аллитерация проходит через всё стихотворение.
Постепенно поэт переходит от иронии к сарказму, используя в 3 строфе яркую синекдоху ( то есть вместо целого называет часть): «Желудок в панаме!»
А самый едкий сарказм поэта чувствуется в 4 строфе:
Пусть в сале совсем потонут зрачки –
всё равно их зря отец твой выделал;
на слепую кишку хоть надень очки,
кишка всё равно ничего б не видела.
Маяковский использует поэтически завуалированное ругательство, рисуя толстые щёки, заплывшие глазки «жирных», сравнивая их со слепой кишкой.
Такая злая насмешка над богатыми объясняется тем, что поэт не приемлет их жизненной философии, в которой главное место отводится желудку. Смысл человеческой жизни не в еде, а в том, чтобы уметь сочувствовать, сострадать. Ведь стихотворение написано в 1915 году, в самый разгар мировой войны. Искренним возмущением В.Маяковского пронизаны строки 7 строфы:
Спи, не тревожась картиной крови
и тем, что пожаром мир опоясан…
Аллитерация звуков «р», «ж» в этих строчках позволяет услышать звуки взрывов, выстрелов, но ничто не может потревожить сытых и «жирных». За такое равнодушие, безразличие к трагедии войны поэт и бичует «желудок в панаме».
Поэта поражает способность чревоугодников не замечать ничего вокруг , поставив во главу угла собственную сытость:
Если взрежется последняя шея бычья
и злак последний с камня серого,
ты, верный раб твоего обычая,
из звёзд сфабрикуешь консервы.
Так Маяковский зло, сатирически ёмко и метко высмеивает чревоугодников и обжор.
Сатира Маяковского в годы советской власти приобретает новый характер, она строится на обличительном смехе, но не только обличает, высмеивает, а прежде всего утверждает идеал методом от противного. Одновременно сатира принимает агитационный, воспитательный характер и является очень злободневным жанром литературы.
Условно сатиру Маяковского можно разделить на
политическую , где Маяковский обличал политических деятелей разных капиталистических стран. Цикл «Маяковская галерея»
антибюрократическую, где поэт осуждал те или иные недостатки в жизни государственных учреждений. Например, стихотворения «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада».
антимещанскую, где Маяковский обличал недостатки в быту, сатирически изображал «мурло мещанина», считая мещанство самым опасным явлением в нашей стране. Особенно актуально эта тема встаёт в период НЭПа. Например, стихи «О дряни» , «Маруся отравилась», «Даёшь изячную жизнь» и другие.
Сатирическая поэзия была разнообразна по своим жанровым особенностям.
Маяковский использовал
1) жанр сатирического стихотворного фельетона. Например, «Прозаседавшиеся» , «О дряни» и др.
2) жанр сатирического портрета Например, стихи «Трус» , «Служака», «Столп»
сатирические песни, басни, частушки, загадки. Например, частушка, сочинённая ещё в октябре 1917 года:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Владимир Владимирович Маяковский мастерски владел различными приёмами комического эффекта, умело использовал лексику, ритмику, сюжет.
Саморазоблачающая речь героя.
Сатирический персонаж произносит прямую речь, сам высказывается, и этим он разоблачает сам себя, не чувствуя этого, считая себя правым. Отсюда и комический эффект. Например, стихотворение «Столп». Литературный герой – некий Иван Иванович Попов , он возмущён тем, что в газетах печатают критику руководителей. Герой искренне восклицает:
Критика снизу –
это яд.
Сверху –
вот это лекарство!
Ну можно ль позволить
низам,
подряд,
всем!? - заниматься критиканством?!
Пародийное использование формы известных стихотворных текстов.
Маяковский умело использует басни Крылова, стихи Жуковского и других поэтов. В стихотворении «Кто он?» поэт разоблачает отсутствие культуры в быту. Докладчик, едва успевая повсюду, бегает на диспуты «Культурная революция», а сам даже не моется:
Как будто окорока ветчины,
небритые щёки от грязи черны.
Начало этого стихотворения повторяет строки баллады Жуковского «Леской царь»:
Кто мчится,
кто скачет
такой молодой…
В стихотворении антибюрократической направленности «Фабрика бюрократов» поэт пародийно использует стихотворение Лермонтова «Бородино»:
Катился пот,
перо скрипело,
рука свелась
и вновь корпела…
3) Использование гиперболы ( преувеличения).
Маяковский доводил отрицательное качество до фантастически максимальных размеров.
В стихотворении «Подлиза» поэт пишет:
Клад его – его талант:
нежный способ обхожденья.
Лижет ногу, лижет руку,
лижет в пояс, лижет ниже…
… А язык !?
на метров 30
догонять
начальство вылез…
Использует неправильные формы слов.
Например, в политическом стихотворном портрете он называет Муссолини –
« вид шимпанзы».
Создаёт неологизмы.
Например, название стихотворения «Прозаседавшиеся» - это слово придумано поэтом. Неологизмы активно работают на раскрытие художественного смысла.
Сюжет доводит до абсурдной крайности, то есть использует гротеск. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» поэт создаёт гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают. В том, что на очередном заседании сидят «людей половины», не только реализация метафоры – люди разрываются пополам, - но и сама цена таких заседаний.
В стихотворении с антиобывательским пафосом»О дряни» в финале стиха возникает опять-таки гротескная картина – традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с призывом свернуть канарейкам головы. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели обобщённое значение как символ обывательщины.
Стихи Маяковского ярко , отчётливо передают современную ему действительность. Известны также сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений – « Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце». Профессора тревожит общее падение культуры, которое проявляется прежде всего в обыкновенной жизни: грязь, воровство, неумение и нежелание людей делать своё дело. Он считает, что разруха – в головах людей. Профессор говорит вслед за Маяковским: «Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!» Нужно сначала решить все свои проблемы , а уж потом помогать голодающим других стран. Кто будет кормить своих голодных?
В повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» переплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, лёгкая ирония и язвительный сарказм. Подобное сочетание отменяет возможность однозначной трактовки действующих лиц и их поступков и создаёт своеобразный, искрящийся всеми оттенками смеха художественный мир повести. В этом мире совершается драма пса Шарика и драма человека – профессора Преображенского. Но читатель, став свидетелем драматических событий, чуть было не разрешившихся трагически, не может сдержать смеха, как не может и не задуматься над причинами сложившейся трагикомической ситуации.
Булгакова волновала проблема правомерности социальных экспериментов, происходивших в масштабах нашей страны. Эту проблему он развернул как тему ответственности науки перед жизнью в повести «Собачье сердце», написанной в 1925 году. Автор так и не увидел повесть напечатанной. Повесть была опубликована в России в 1987 году и стала необыкновенно популярна.
В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый и наблюдательный бродячий пёс превратился в злобное человекоподобное существо. Формально это , конечно, простой медицинский опыт, который имеет своей целью превращение собаки в человека путём пересадки семенных желёз и гипофиза. В сюжете явно виден гротесковый характер. Писатель сатирически достоверно показывает, как же происходит становление «нового человека», бывшего недавно не то что никем, а собакой. Ещё до полого превращения, 2 января, существо обругало своего создателя «по матери», а к Рождеству же его лексикон пополнился всеми бранными словами. Первая осмысленная реакция нового человека на замечания создателя – «Отлезь, гнида».
Прогресс экспериментального существа состоит в прибавлении к ругани всё новых и новых качеств: курение, нечистоплотность и неопрятность в одежде, хамство , игра на балалайке в любое время суток, приставание к женщинам, вседозволенность. Всё отчётливее проявляется моральный облик Шарикова – вернее, его абсолютная аморальность: безнравственность, пьянство и воровство. Венчают этот процесс превращения из «милейшего пса в мразь» донос на профессора, а затем и угроза покушения на его жизнь.
Шариков , сменив форму своего тела, человеком так и не стал. Доктор Борменталь считает , что у Шарикова – собачье сердце, имея в виду доминирование в лабораторном существе собачьих черт. Профессор Преображенский, напротив. Утверждает, что у Шарикова «именно человеческое сердце», подразумевая, что верх взял Клим Чугункин. Какое же значение вложил сам Булгаков в эпитет «собачье». В данном случае притяжательное прилагательное «собачий» переходит в разряд качественных и означает оно подлые качества человека – Клима Чугункина.
Таким образом, смысл названия повести двойственный: собачье сердце пса Шарика доверчивое и преданное, собачье сердце Шарикова- подлое, продажное, хамкое.
Благодаря Швондеру Шариков становится членом общества , получает имя и фамилию, специальность, определённый статус в обществе. Председатель домкома делает это не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку», Это приём реализации метафоры: фразеологизм приобретает буквальное значение. И Шариков становится под знамёна социальной демагогии. Он начинает не с задачника с грамматики, а с переписки Энгельса с Каутским, формулирует вульгарную идею дележа на всех поровну: « грабь награбленное».Эту позицию внушает ему Швондер, которому просто необходимо «уплотнить» профессора, так как он уверен , что человеку не к чему «жить в семи комнатах», иметь «40 пар штанов», обедать в столовой.
Писатель использует контрастные детали. С одной стороны, это лампа под зелёным абажуром, чучело совы _ символа мудрости, книги в застеклённых шкафах – таковы детали, создающие впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда. С другой – вторгшиеся в этот мир хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Контрастные детали усиливают противопоставление двух образов жизни, усиливают сатиру на «новый мир».
Профессор Преображенский с горечью осознаёт неудачность своего эксперимента и вынужден его свернуть. Конечно, на этом уровне повествования всё окончилось благополучно, ведь Шариков вновь становится псом. А можно ли завершить эксперимент, произведённый с целым народом, с целой страной? Вот об этом сатирик и заставляет задуматься читателя.
И Маяковскому, и Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, они не принимали ту литературу, которая живописала бы страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Сатира Маяковского и Булгакова очень тесно связана с современностью, звучит актуально и злободневно.
Жанр