№ |
| Тема урока. Основное содержание | Кол-во часов | Метапредметные результаты | Виды деятельности учащихся | Предметные результаты | контроль |
1 | 1 четв. | О главном в литературе. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. | 1 | Учащийся самостоятельно ставит перед собой цель, которую он планирует достичь при изучении курса литературы и задачи, с помощью которых эта цель будет достигнута. | Работа с учебным пособием, составление модели результатов | Учащийся знакомится со структурой курса литературы за 6 класс | Целевая модель |
2 |
| «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…» Устное народное творчество «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былина как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и языка былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. |
1 |
УУД – структурирование материала. Учащийся структурирует материал с помощью модели. |
Составление матрицы жанра героической былины | Учащийся овладевает сутью понятий: былина, сюжет, композиция, литота, гипербола. Анализирует особенности языка былины, постигает народную сущность былин. | Матрица жанра |
3 |
| «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в искусстве. | 1 | Просмотр художественных сюжетов, использование приема «замещение персонажа» |
|
4 |
| Былина «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Сочинение собственного произведения, используя предметы-заместители | Собственная былина с использованием модели |
5 |
| Древнерусская литература Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет».
| 1 |
Учащийся овладевает методом синтеза материала. |
|
Учащийся овладевает сутью понятий: жанр, летопись, повесть, слово. Выявляет основные особенности древнерусской литературы
|
|
6 |
| Летописи. «Слово о погибели Русской земли». «Никита Кожемяка». | 1 | Составление модели терминов. Ответы у доски с использованием моделей. |
| Диктант терминов |
7 |
| Литература 19 века Баллады В.А.Жуковский. Баллады. Понятие о балладе. Связь баллады с устным народным творчеством. Нравственный смысл баллад. Особенности балладного сюжета. Реальное и фантастическое в балладах В.А.Жуковского.
| 1 |
| Составление ОСК (модель – опорная схема – конспект) | Учащийся овладевает сутью понятия баллада, знакомится с особенностями балладного сюжета и языка. | ОСК и устный ответ с опорой на нее. |
8 9 |
| А.Н.Майков. «Емшан». А.К.Толстой. «Канут». | 2 |
УУД – навык публичного выступления. | Декламация наизусть, инсценировка литературного сюжета
| Развитие выразительности и грамотности речи. | Декламация наизусть, инсценирование |
10 |
| Читательская лаборатория. О рифме и строфе. Основные группы рифмы: Виды строф. Строфа в русском стихосложении. | 1 | Учащийся умеет работать с информацией с опорой на модель | Составление модели рифм | Учащийся знакомится с основными группами рифм, умеет определять вид рифмы с опорой на модель | Модель рифмы, зачетная работа с опорой на модель |
11 |
| Контрольная работа №1. «От древности до А.С.Пушкина». | 1 |
|
|
| Контрольная работа №1 |
12 13 |
| «Человек в окружающем мире.» А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. А.С.Пушкин. Стихотворения. «Зимнее утро»
|
2 | Учащийся трансформирует информацию в модель |
Составление синквейна на основе стих-я «Зимнее утро»
| Учащийся знакомится с жанром «синквейн», с основными вехами творчества поэта, тематикой и выразительностью его стихотворений. | Декламация наизусть |
14 |
| «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к историческому прошлому. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Диалог Олега и кудесника. Радостное восприятие жизни в ранних стихотворениях Пушкина.
| 1 |
| Чтение, беседа, составление ОСК | Учащийся постигает особенности жанра летопись, знакомится с историческим аспектом в творчестве Пушкина |
|
15 16 |
| А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История романа «Дубровский». Столкновение чести личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. | 2 | УУД – анализ и синтез информации. | Пересказ эпизодов. Составление модели «Система образов в романе»
| Учащийся знакомится с композицией литературного произведения эпического жанра, системой образов. Знакомится с характерами литературных героев и сопоставляет их через призму своего нравственного опыта. Учится сопереживанию, , чести и достоинству. |
|
17 | 2 четв. | «Суд и его последствия». Отец и сын. | 1 | Выборочный пересказ. Разложение сюжета на составляющие |
|
18 19 |
| «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в судьбе Дубровского. | 2 | Работа с моделью «Система образов» | Художественный пересказ с опорой на модель |
20 |
| Роль 17 главы в повести «Дубровский». Развязка романа «Дубровский». | 1 |
|
|
21 22 |
| Развитие речи. Сочинение по повести «Дубровский». | 2 | | Сочинение, моделирование продолжения романа. |
23 24 25 |
| М.Ю.Лермонтов. Личность поэта. Пейзаж в лирике Лермонтова. Стихотворения «Парус»,«Тучи», «Три пальмы» и др. Мотивы грусти и одиночества в творчестве поэта. Аллегорический смысл стихотворения «Три пальмы». Отношения человека с миром природы. | 3 | УУД – смысловое чтение, анализ текста. | Лингвистический анализ стихотворения. Использование модели рифм. | Учащийся овладевает навыками лингвистического анализа стихотворения. | Письменный анализ стихотворения |
26 |
| Читательская лаборатория. О стихотворных размерах.
| 1 | Учащийся трансформирует информацию в модель | Составление модели определения стихотворного размера | Учащийся умеет определять двусложные и трехсложные размеры стиха | Проверочная работа |
27 |
| Н.В.Гоголь. Творческая история повести «Майская ночь, или утопленница». Интерес писателя к народным обрядам, быту. Картины жизни народов Украины. | 1 | УУД – умение работать с различными видами информации | Индивидуальные сообщения, Чтение эпизодов повести. | Учащийся знакомится со своеобразием творчества Н.В.Гоголя, особенностями его стиля и самобытного языка Малороссии. Развитие образности и выразительности речи, обогащение словарного запаса. |
|
28 |
| Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или утопленница». | 1 | Чтение, художественный пересказ | Художественный пересказ |
29 |
| Реальное и фантастическое в повести «Майская ночь, или утопленница». «Майская ночь, или Утопленница в искусстве. | 1 | «Учебный клип» - «склеивание» нескольких «кадров» в литературный сюжет |
|
30
|
| Внеклассное чтение. «Ночь перед Рождеством». | 1 | Просмотр фильма |
|
31 32 |
| Контрольная работа.
| 2 |
|
|
| Контрольная работа № 2. |
33 | 3 четв | С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни. | 1 |
| Индивидуальные сообщения, работа с текстом. | Учащийся знакомится с особенностями жанра очерк. | Составление своего очерка |
34 35 |
| Страницы поэзии. «О Родина святая…» Н.П.Огарев, А.К.Толстой, А.А.Фет, И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков. Лирика. | 2 | УУД – навык публичного выступления. | Выразительное чтение стихотворений Конкурс чтецов | Развитие выразительности и грамотности речи. | Декламация наизусть |
36 |
| Обучение анализу поэтического произведения. Интерпретация стихотворения, владение простейшими элементами анализа поэтического текста. | 1 | УУД – анализ текста | Составление ОСК (опорная схема-конспект) | Учащийся овладевает сутью понятия лирический герой | Письменный анализ стихотворения |
37 38 |
| К.М.Станюкович. «Человек за бортом!». Смысл названия рассказа. Правдивое изображение быта на корабле. Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров героев и их взаимоотношений. Роль Шутикова в судьбе Прохора.
| 2 | УУД – смысловое чтение, умение аргументировать | Работа с текстом. Моделирование ситуации. | Учащийся знакомится с характерами литературных героев и сопоставляет их через призму своего нравственного опыта. Учится смелости, героизму, самопожертвованию. | Устные ответы |
39 |
| А.П.Чехов. О смешном в художественном произведении. «Толстый и тонкий». Сведения о жизни писателя. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. | 1 | Развитие воображения, умения понять мотивы поступков. | Работа с текстом, беседа. Метод эмпатии (вживания) человека в состояние другого объекта. Вслед за Чеховым в нескольких строках уместить образы будничных вещей, которые нас окружают. | Углубление понятий юмор,сатира. Знакомство с юмористическими произведениями А.П.Чехова. Умение видеть смешное, быть внимательным к деталям. |
|
40 |
| Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Пересолил». Ирония в рассказе «Смерть чиновника». | 1 |
|
|
|
41 4243 44 |
| «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом» В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство. Автор и рассказчик в повести. Дружба Васи с Валеком и Марусей. Отец и сын. Смысл названия повести. |
4 | Учащийся трансформирует информацию в модель | Чтение. Использование предметов-заместителей. Составление модели «Система образов»
| Углубление понятия портрет литературного героя.Учащийся знакомится с характерами литературных героев, преломляет все через призму своего нравственного опыта, учится делать нравственный выбор, учится гуманности, доброте, сочувствию, человечности.. |
|
45 46 |
| Развитие речи. Сочинение по повести В.Короленко «В дурном обществе» | 2 |
|
| Сочинение |
4748 |
| Н.Д.Телешов. «Домой». Слово о писателе. Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Герой в ситуации нравственного выбора. Человечность старика-каторжника, его роль в жизни мальчика. Изображение нищеты народа, его трагической участи. Роль пейзажа в рассказе. | 2 |
УУД – смысловое чтение, умение аргументировать
| Чтение, словарная работа, беседа. |
|
49 50 |
| Литература 20 века А.П.Платонов. «Песчаная учительница». А.П.Платонов. Слово о писателе. Труд как нравственная основа жизни героев. Доброта, взаимопомощь героев. |
2 | Чтение, художественный пересказ | Учащийся знакомится с понятием прототип. Учится трудиться на благо людей. Обогащает свой словарный запас. | Литературное путешествие,оценка компетентностей |
51 |
| М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». М.М.Пришвин. Слово о писателе. Вера Пришвина в доброту человека, в его мудрость по отношению к природе. Труд в жизни Насти и Митраши. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Роль пейзажа. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Жанр произведения. Смысл названия произведения. | 1 | Трансформация информации в модель. Развитие воображения, умения понять мотивы поступков. | Чтение. Составление схемы-маршрута литературного путешествия. | Учащийся знакомится со стилистикой писателя, учится выразительности и образности речи, обогащает свой словарный запас, анализирует особенности жанра сказки-были. |
52 | 4 четв. | Роль притчи о сосне и ели. История Антипыча. | 1 |
|
|
53 |
| Митраша в беде. | 1 |
|
|
54 |
| «Что есть правда». Особенности жанра «Кладовой солнца». | 1 |
| Обсуждение проблемного вопроса |
55 |
| Развитие речи. Сочинение по произведению «Кладовая солнца». | 1 | Владение грамотной письменной речью | Самостоятельная работа |
| Сочинение |
56 |
| Страницы поэзии. «Движение весны» в стихотворениях русских поэтов. Изображение природы и её движения в стихотворениях родных поэтов.
| 1 |
| Чтение стихотворений и их анализ. |
| Декламация наизусть, устный анализ поэтического текста. |
57 58
|
| М.Зощенко. «Не надо врать», «Бедный Федя». Истоки юмора. | 2 | Умение держаться на публике, осмысление текста | Чтение, инсценирование | Учащийся знакомится с особенностью прозы М.Зощенко, ее злободневностью, иронией, своеобразной оценкой действительности. | инсценирование |
59 60 |
| Ю.Нагибин. «Старая черепаха». Тема верности и доброты в рассказе. Подвиг Васи. | 2 | Навыки исследовательской деятельности | Работа в группах, исследовательская деятельность | Учащийся соотносит опыт своего нравственного выбора с поведением героя, углубляет понятия «герой» и «подвиг». | Выступления представителей от групп |
61 |
| А.Я. Яшин. «Кулик» | 1 |
|
|
|
|
62 63 64 65 |
| В.Г.Распутин. «Уроки французского». Слово о писателе. Самовоспитание героя рассказа «Уроки французского» в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Смысл названия рассказа «Уроки французского». Главный урок Лидии Михайловны. | 4
| Умение понимать мотивы поступков, выражать свою оценку. | Метод эмпатии. Чтение. Составление блок – схемы композиции. Написание эссе. | Учащийся знакомится с характерами литературных героев, преломляет все через призму своего нравственного опыта, учится делать нравственный выбор, учится гуманности, доброте, сочувствию, человечности. | эссе |
66 |
| Дж. Олдридж. «Последний дюйм» Слово о писателе. Исключительные обстоятельства, в которых воспитывается жизнестойкость человека. | 1 |
| Чтение, составление ОСК, пересказ с опорой | Учащийся знакомится с примерами мужества и героизма, анализирует трансформацию отношений отца и сына. | Пересказ с опорой на ОСК |
67 |
| Дж.Олдридж. Отношения отца и сына в рассказе «Последний дюйм». | 1 | Экранизация фильма. |
|
|
|
68 |
|
| 1 |
|
|
|
|
69 |
| Контрольная работа. Литература 20 столетия. | 1 |
|
|
| Контрольная работа № 3. |
70 |
| Завершая изученное. Итоговый урок. | 1 |
|
|
|
|