ВАРИАНТ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
ВОЛК НА ПСАРНЕ
Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»—
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!— кричат,— огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец,—
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я…» — «Послушай-ка, сосед,—
Тут ловчий перервал в ответ,—
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
(И.А.Крылов)
Для выполнения заданий 1 и 2 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
1. Какие художественные средства помогают баснописцу передать атмосферу переполоха на псарне?
2. Каков иносказательный смысл басни И.А. Крылова «Волк на псарне»?
Для выполнения задания 3 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (5-8 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
3. Сопоставьте басню И.А. Крылова «Волк на псарне» и фрагмент сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Бедный волк»? Чем различается поведение двух волков в сходных ситуациях?
А медведи волков не любят, потому что и на них волки шайками нападают, и частенько-таки слухи по лесу ходят, что там-то и там-то Михайло Иваныч оплошал: в клочки серые вороги шубу ему разорвали.
Держит медведь волка в лапах и думает: «Что мне с ним, с подлецом, делать? ежели съесть – с души сопрёт, ежели так задавить да бросить – только лес запахом его падали заразишь. Дай посмотрю: может быть, у него совесть есть. Коли есть совесть, да поклянётся он вперёд не разбойничать – я его отпущу».
– Волк, а волк! –молвил Топтыгин, –неужто у тебя совести нет?
–Ах, что вы, ваше степенство! – ответил волк, – разве можно хоть один день на свете без совести прожить!
– Стало быть, можно, коли ты живёшь. Подумай: каждый божий день только и вестей про тебя, что ты или шкуру содрал, или зарезал – разве это на совесть похоже?
–Ваше степенство! позвольте вам доложить! должен ли я пить-есть, волчиху свою накормить, волчат воспитать? какую вы на этот счёт резолюцию изволите положить?
Подумал-подумал Михаиле Иваныч, видит: коли положено волку на свете быть, стало быть, и прокормить он себя право имеет.
– Должен, –говорит.
– А ведь я, кроме мясного, –ни-ни! Вот хоть бы ваше степенство, к примеру, взять: вы и малинкой полакомитесь, и медком от пчёл позаимствуетесь, и овсеца пососёте, а для меня ничего этого хоть бы не было! Да опять же и другая вольгота у вашего степенства есть: зимой, как заляжете вы в берлогу, ничего вам, кроме собственной лапы, не требуется.
А я и зиму, и лето - нет той минуты, чтобы я о пище не думал! И всё об мясце. Так каким же родом я эту пищу добуду, коли прежде не зарежу или не задушу?
Задумался медведь над этими волчьими словами, однако всё ещё попытать хочет.
– Да ты бы, – говорит, –хоть полегче, что ли…
– Я и то, ваше степенство, сколько могу, облегчаю. Лисица –та зудит: рванёт раз –и отскочит, потом опять рванёт – и опять отскочит… А я прямо за горло хватаю –шабаш!
Ещё пуще задумался медведь. Видит, что волк ему правду-матку режет, а отпустить его всё ещё опасается: сейчас он опять за разбойные дела примется.
–Раскайся, волк! –говорит.
– Не в чем мне, ваше степенство, каяться. Никто своей жизни не ворог, и я в том числе; так в чём же тут моя вина?
(М.Е. Салтыков-Щедрин, «Бедный волк»)
4. Выберите только одну из предложенных тем и напишите сочинение в объёме 150-200 слов. В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы.
Опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
4.1 За что сражался Иван- крестьянский сын? (по сказке «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»)
4.2 Подвиг молодого киевлянина (по летописному рассказу «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»)
ВАРИАНТ 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
(А.С. Пушкин, 1826)
Для выполнения заданий 1 и 2 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
1.Какой предстаёт няня в пушкинском стихотворении?
2. Какую роль в стихотворении А.С. Пушкина «Няне» играют эпитеты?
Для выполнения задания 3 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (5-8 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
3. Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Няне» с приведённым ниже отрывком из стихотворения С.А. Есенина «Письмо матери»? Что сближает эти произведения?
ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
(С.А. Есенин, 1924)
4. Выберите только одну из предложенных тем и напишите сочинение в объёме 100 слов. В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы.
Опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
4.1 Почему Герасим ушёл в деревню? (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»).
4.2 Какую роль сыграло знакомство с «детьми подземелья» в жизни Васи? (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
ВАРИАНТ 3
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
* * *
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф.И. Тютчев, 1857)
Для выполнения заданий 1 и 2 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?
Какие средства изобразительности (тропы) помогают автору передать настроение в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?
Для выполнения задания 3 сначала запишите в бланке номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой и связный ответ (3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
3. Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» со стихотворением А.А. Фета «Осенью». Что сближает эти произведения?
ОСЕНЬЮ
Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далёкий благовест слышней,
Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.
(А. А. Фет, 1870)
4. Выберите только одну из предложенных тем и напишите сочинение в объёме 100 слов. В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы.
Опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
4.1 Жилин и Костылин в плену (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»).
4.2 Что помогло Васютке выжить в лесу? (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Пояснительная записка
Контрольная работа по промежуточной аттестации учащихся 5 классов составлена к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс» по модели Основного государственного экзамена.
Цели: выявить уровень образовательных результатов учащихся:
предметные:
- уметь определять, каким настроением проникнуто стихотворение (зад.1);
- уметь характеризовать героя стихотворения (зад.1);
- уметь определять роль средств языковой выразительности в создании настроения стихотворного текста (зад.2);
- уметь характеризовать роль эпитетов в создании художественного образа (зад.2);
- уметь выявлять черты, сближающие произведения разных авторов (зад.3);
- уметь создавать сочинение на литературную тему (зад.4);
- уметь объяснять причины поступков героев литературного произведения (зад.4);
- уметь выявлять последствия и значение тех или иных событий в жизни героев произведений (зад.4);
- уметь составлять сравнительную характеристику героев литературных произведений (зад.4);
- уметь выявлять авторскую позицию (зад.1,2,4);
- уметь использовать теоретико-литературные понятия для анализа произведения (зад.4);
- уметь разносторонне привлекать текст художественного произведения (зад.4);
метапредметные:
- уметь давать связный прямой ответ на вопрос (зад.1,2,4);
- уметь адекватно понимать содержание прочитанного текста (зад.1);
- соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы современного русского языка (зад.1-4);
- уметь формулировать собственное мнение (зад.1-4);
- уметь убедительно аргументировать свое мнение (зад.1-4);
- владеть чтением и письмом (зад.1-14);
личностные: стремиться к речевому самосовершенствованию (зад.1-4).
Краткая характеристика КИМа.
Форма контроля: тестовая работа.
Количество вариантов – 2.
Количество заданий в каждом варианте – 4.
Распределение заданий по уровню сложности:
- базовый: 2 задания;
- повышенный: 1 задание;
- высокий: 1 задание.
Тексты художественных произведений, использованные при создании КИМа:
- А.С.Пушкин «Няне»;
- С.Есенин «Письмо матери» (отрывок);
- Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»;
- А.Фет «Осенью»;
- И.С.Тургенев «Муму»;
- В.Г.Короленко «В дурном обществе»;
- Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»;
- В.П.Астафьев «Васюткино озеро».
Схема поэлементного анализа выполнения заданий.
1 Анализ приведённого фрагмента 1.1 Глубина суждений и убедительность аргументов
1.2 Следование нормам речи
Дан прямой связный вопрос с опорой на авторскую позицию, сформулировано свое мнение, аргументированы тезисы, фактические ошибки отсутствуют
Не дан прямой связный ответ, искажена авторская позиция, изложено лишь свое мнение, не все тезисы аргументированы, анализ подменен пересказом, допущены 1-2 фактические ошибки
1.2.1 Допущено не более 2 речевых ошибок
2
1
1
3
2 Анализ приведённого фрагмента
2.1 Глубина суждений и убедительность аргументов
2.2 Следование нормам речи
Дан прямой связный вопрос с опорой на авторскую позицию, сформулировано свое мнение, аргументированы тезисы, фактические ошибки отсутствуют
Не дан прямой связный ответ, искажена авторская позиция, изложено лишь свое мнение, не все тезисы аргументированы, анализ подменен пересказом, допущены 1-2 фактические ошибки
2.2.1 Допущено не более 2 речевых ошибок
2
1
1
3
3.Сопоставление художественных произведений
3.1.Умение сопоставлять художественные произведения
3.2.Глубина суждений и убедительность аргументов
3.3 Следование нормам речи
3.1.1 Сравнение проведено по указанному направлению, верно построена сравнительная характеристика
3.1.2 Допущены ошибки в построении сравнительной характеристики
3.2.1.Дан прямой связный вопрос с опорой на авторскую позицию, сформулировано свое мнение, аргументированы тезисы, фактические ошибки отсутствуют
3.2.2.Не дан прямой связный ответ, искажена авторская позиция, изложено лишь свое мнение, не все тезисы аргументированы, анализ подменен пересказом, допущены 1-2 фактические ошибки
3.3.1 Допущено не более 2 речевых ошибок
2
1
2
1
1
5
4.Сочинение на литературную тему
4.1 Глубина суждений и убедительность аргументов
4.2.Уровень владения теоретико-литературными понятиями
4.3.Обоснованность привлечения текста произведения
4.4.Композиционная цельность
4.5.Следование нормам речи
4.1.1.Раскрыта тема сочинения с опорой на авторскую позицию, сформулировано свое мнение, аргументированы тезисы, фактические ошибки отсутствуют
4.1.2.Раскрыта тема сочинения, не все тезисы аргументированы, допущены 1-2 фактические ошибки
4.1.3.Тема раскрыта поверхностно без опоры на авторскую позицию, тезисы не обоснованы, допущены 3-4 фактические ошибки
4.2.1.Использованы теоретико-литературные понятия для анализа, ошибки в их употреблении отсутствуют
4.2.2. Теоретико-литературные понятия присутствуют, но не использованы для анализа, допущены 1-2 ошибки в их употреблении
4.3.1.Текст привлекается обоснованно и разносторонне
4.3.2.Текст привлекается без связи с выдвинутым тезисом
4.4.1.Части высказывания связаны, мысль развивается, нет повторов
4.4.2. Части связаны, но мысль повторяется, есть отступления от темы, есть нарушения в последовательности изложения
4.5.1.Допущено не более 2 речевых ошибок
4.5.2.Допущены 3 речевые ошибки
4.5.3.Допущены 4 речевые ошибки
3
2
1
2
1
2
1
2
1
3
2
1
12
Критерии выставления оценки. «3» - 12-14 баллов
«4» - 15-19 баллов
«5» - 20-23 балла
«2» - 0-11 баллов
Время, необходимое для выполнения работы, - 120 минут.