Сценарий внеклассного мероприятия по литературе
с использованием информационно-коммуникационных технологий
«В Пушкинском царстве - Сказочном государстве»
Звучит песня «К нам приходит сказка». На экране - слайд – шоу «Что за прелесть эти сказки!»
Ведущий:
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова – алмазы
На прекрасный бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать
О Гвидоне, о попе и о царице,
О семи богатырях хотим всё знать.
Убегаем мы частенько в сказку,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом.
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Звучит «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Выступление танцевальной группы.
Ведущий (громко): На острове Буяне, на Море – Океане, в Пушкинском царстве - Сказочном государстве жили-были пушкинские СКАЗКИ…(какие?)
Ребята из зала: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Слайд 2
Ведущий: Сказки жили – не тужили, любили друг друга и дружили. И были они родственниками. Спросите, почему? Объединяла все эти произведения ЕЁ Величество СКАЗКА. Давайте вспомним особенности народных сказок, которые проявляются в сказках Пушкина.
Ребята из зала: Во всех сказках добро победило зло!
Ведущий: Какие злые герои оказываются наказанными?
Ребята из зала: Поп из сказки о Балде, царица из сказки о мёртвой царевне, старуха из сказки о рыбаке и рыбке…
Ведущий: Какое дерево увидели Царица с сыном, когда вышли из бочки, вынесенной волной на берег?
Ребята из зала: Дуб зелёный! Слайд 3
Ведущий: Ребята, кто рассказывал сказки на этом роскошном зелёном дубе?
Ребята из зала: Кот учёный. Слайд 4
На сцене появляется Кот учёный (Держит «Сказки Пушкина»)
Кот учёный: Молодцы, ребята! Знаете, что зовут меня Кот учёный. Добро пожаловать в моё Лукоморье! Я родом из русских сказок. А знаете, за что меня цепью приковали к дубу? Во многих народных сказках я сидел на высоком столбе, байки сладкие сказывал, да сон необоримый на людей напускал, и всё потому, что то Кащей Бессмертный, то Баба Яга меня об этом просили. А я друзьям я не отказываю в просьбе. Но вы меня не бойтесь, ребята, теперь у меня и имя другое: не Кот Баюн, а Кот учёный. Здесь-то я смирный! Хожу вот себе вокруг: направо пойду – песни пою, налево – сказки сказываю. Пушкин Александр Сергеевич, с которым я был знаком, сказки мои о-о-очень любил! «Что за прелесть, говорил, эти сказки!». Он даже про моё Лукоморье красивое стихотворение написал. Как оно называется? Постарел, название забыл! Напомните, ребята. Верно. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». А не прочтёте ли мне его все вместе?
Зал читает с ведущим: Слайд 5
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом,
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
За сценой раздаются восклицания: «Ой-ой-ой! Ай-ай-ай! Помогите! Спасите! Беду отведите! В мою сказку верните!
На сцену, кружась, появляется Старуха с корытом, держится за голову.
Старуха: Ой, беда, беда, беда! Буря закружила всё вокруг. Ни зги не видать! Во всём старик мой, дурачина – простофиля, виноват! Он всегда и во всём виноват!
Ведущий: Бабушка, как Вас зовут? Что случилось?
Старуха: Тьфу, я даже имя своё забыла! Ничего не помню! Почему? Ах, да!
Корыто мне на голову свалилось, будь оно неладно! Как же мне в свою сказку вернуться? Где золотая рыбка? О ком это я, кто она такая? Ой-ой-ой! И этого не помню! Помогите! Моё имя назовите.
Ведущий (залу): Ребята, поможем бабушке?
Ребята из зала: Это Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке» Слайд 6
Старуха: А Вы эту сказку читали? Внимательно?
Ребята из зала: Читали!
Старуха: Я вам не верю! Не помню ни рыбака, ни рыбки!
Ведущий: Ребята покажут Вам отрывок из сказки, Вы и вспомните всё. (Старуха садится на стул)
Инсценировка отрывка из сказки.
Старуха: Ох, спасибо, милые! Чуточку припомнила, как дело в сказке сказывалось. Да
уточнить кое-что не грех: (викторина из 5 вопросов)
Слайд 7. Кем хотела быть Старуха? Перечислите. (Столбовой дворянкой, то есть знатной дворянкой, затем вольною царицей, и наконец владычицей морскою)
Слайд 8, 9. Вспомните, во что была одета Старуха, когда Старик увидел её на крыльце?
(В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки)
Слайд 10. Что означают слова: душегрейка, кичка?
(Кичка – старинный праздничный женский головной убор.
Душегрейка – женская теплая кофта без рукавов)
Слайд 11, 12. Старуха заедала заморские вина «пряником печатным». Что это за лакомство такое?
(Пряник, испечённый с помощью специальной формы, с оттиснутыми
на нём выпуклыми узорами и рисунками)
Слайд 13. За что была наказана старуха?
(За жадность, за то, что захотела стать владычицей морскою, чтоб сама рыбка была у неё на посылках)
Звучит «Вальс-Фантазия» М.И.Глинки.
Танцуя и кружась, входит Царица с зеркальцем, садится на стул и приговаривает, глядя в зеркальце: Слайд 14
Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Старуха: (Всплеснув руками) Кто это? Да ещё и с зеркальцем волшебным? Милая, что Вас привело к нам? Вы из какой сказки?
Царица: (Глядит в зеркало, прихорашивается) Не знаю, не понимаю, что меня привело сюда! Знаю только, что Я лучше всех, что Я самая милая и самая красивая на свете. (Смотрит в зеркало) Глазки синенькие, губки аленькие, бровки – дугой. Не найдёшь, не сыщешь во всём свете такой красавицы! Спрошу у зеркальца, где я нахожусь, буря закружила всё вокруг, вот я и потерялась:
Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи.
(Дышит на зеркальце, трет его, встряхивает):
Ах, ты глупое стекло!
И молчишь ты мне назло!
(Бросает зеркало, встаёт со стула, руки в боки, смотрит на Старуху, затем на зал, топает ногой)
- Я – Царица! Самая прекрасная на свете Царица! Приказываю всем отвечать, как меня зовут, из какой я сказки?!
Старуха: Ребята, помогите и Царице вспомнить, из какой сказки она. Как злится - то! Ножкой топает!
Ребята из зала: Да это злая Царица с волшебным зеркальцем из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»Слайд 15
Царица: Я не злая Царица! Я самая красивая! Самая милая и румяная! Самая добрая!
Ведущий: Посмотрите на себя в сказке, возможно, и станете доброй Царицей.
Инсценировка «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Царица: Ребята, умницы! Спасибо Вам, теперь я знаю, из какой сказки я. Держите за это яблочко наливное (Подаёт его в зал):
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось
Видны семечки насквозь.
Ребята из зала: Нет, не возьмём. Мы читали сказку, оно отравленное!
Царица: Не хотите? Как хотите! Мне оно и самой пригодится, когда я вернусь в свою сказку.
Ведущий: Мы Вас спасли! В сказку дорожку подсказали, а Вы опять за своё?
Старуха: Прощайте, детушки! Пойду я в свою сказку, а то ненароком, яблочком угощусь. Спасибо, что из беды выручили. (Уходит)
Царица: Так и быть, дети, отгадаете три загадки, выброшу яблоко в другую сказку, пусть
его Змей Горыныч съест (викторина из 3 вопросов)
Слайд 16. Первая загадка: К кому обращался с вопросами царевич Елисей, когда искал невесту? (К солнцу, месяцу, ветру)
Слайд 17, 18. Вот вторая Вам загадка:
…Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль Царевну погубить.
Царица-мачеха, узнав об обмане, угрожает Чернавке рогаткой. Что такое рогатка?
(Рогаткой называли орудие особо жестокой пытки – ошейник.)
Слайд 19. Наступил черёд и третьей загадки: В чём заключается смысл сказки?
Смысл сказки – в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной.
За сценой: Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!
Царица: Пора и честь знать! Поспешу я в сказку. Да и петушок об этом мне напоминает. Спасибо, ребята, за помощь!
Ведущий: Кот учёный мне конверт передал. Что это в нём? Телеграмма! Да какая
красивая, в звёздах! Отправитель: Шамаханская царица! Слайд 20.
Но сначала – представление «Сказки о золотом петушке». После сказки прочтём послание Шамаханской царицы.Слайд 21.
Инсценировка отрывка из «Сказки о золотом петушке».
После представления сказки Ведущий читает телеграмму: Слайд 22.
О, славные дети! Великий мудрец-звездочёт задал мне задачку, посчитать, сколько времени уйдёт с того момента, когда царь Дадон становится обладателем Золотого петушка, до того момента, когда петушок своего хозяина « клюнул в темя»? Прошу Вас, о, милые дети, подсчитайте, помогите вернуться в мой шатёр.
Ребята из зала: Два года и тридцать пять дней. Слайд 23
По тексту: «Год другой проходит мирно», три похода в горы (трижды по семь дней), «неделя ровно» в шатре и «путь обратный» (семь дней).
Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
«Выплывает» Царевна Лебедь, танцует, ведущий читает: Слайд 24
На земле царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит!
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Царевна Лебедь: Злой колдун - Чародей перепутал морские пути, нет дороги к моей сказке, напустил он густого туману, не доберусь я до острова Буяна, где ждёт меня князь Гвидон. Как колдовские чары разрушить?
Ведущий: Ребята, спросим у Кота учёного, он всё знает. Как из беды Царевну Лебедь
выручить?
Кот учёный: Знаю я, как помочь горю. Нужно из книги волшебной узнать, что обозначают сказочные образы-символы. Тогда чары спадут, и Царевна Лебедь в сказку вернётся.
Ведущий: Ребята, поможем Царевне – Лебеди?
Царевна Лебедь достаёт из кармашка карточки с названиями: дуб, Лебединые девы, остров Буян, Море-океан, Мать сыра земля.
Ребята из зала: Волшебная книга «Словарь славянской мифологии».
Слайд 25. Буян – остров лежит посреди моря-океана за тридевять земель в тридевятом государстве. На нём лежит бел - горюч камень Алатырь, на этом острове сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические символы громов, ветров и бури. Тут обретаются и змея, всем змеям старшая змея, и вещий ворон, всем воронам старший брат, и птица с медным клювом и железными когтями. На острове восседают и Дева Заря, и сам Перун, который гонит в колеснице грозы с великим дождём, сюда обращался древний славянин со своими мольбами: исцелить его от ран и болезней, послать ему урожай, воинскую доблесть и счастье… остров Буян - это остров изобилия и достатка.
Слайд 26. В народных сказаниях Лебединые девы – существа особой красоты и вещей силы. Они дочери Океан-моря и роднятся с русалками. Вещие Лебединые Девы исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе природу. Они являют собой символ мудрости и чудной красоты.
Слайд 27. Море-океан – живое, оно способно услышать и выполнить просьбу человека. В народном представленииморе-океан – олицетворение всего необъятного, неисчерпаемого и невообразимого. Это волшебная сила. В море обитают чудеса: Царевна Лебедь, Золотая рыбка, Тридцать три богатыря, Нечистая сила. В синем море-океане живут и русалки, и водяные, и Чудо-Юдо рыба-кит.
Слайд 28. Дуб находится у Лукоморья на острове Буян. Это дерево волшебное, корнями землю обнимает, ветвями держит небесный свод. На дубе держатся три великих мира - небо, земля и ад, на ветвях гнездятся молниеносные птицы, а у корня лежит страшная змея. При нём текут живые источники и обитают вещие девы. Дуб имеет целебные свойства – лечит от всех болезней. В древности наши предки творили суд и правду только под старыми дубами, так как оно покровитель рода, семьи, не даст в обиду невиновного. Позднее славяне считали дуб деревом, стоящим у порога жизни и смерти.
Слайд 29. Почему бояре выбрали казнь для Царицы – «тайно бросить в бездну вод», а не захоронение в землю?
В словаре славянской мифологии говорится, что Мать - сыра земля – самый любимый и важный персонаж в славянской мифологии, это живое, человекоподобное существо. Травы, цветы, деревья – его пышные волосы, каменные скалы – скелет, цепкие корни деревьев – жилы, по которым течёт кровь-вода. Мать - сыра земля гневалась, учиняя землетрясения, улыбалась под солнцем, даруя людям невидимые красоты, засыпала зимой и пробуждалась весной… Кто не почитал её, того она и наказывала… Её нельзя было осквернять преступником. Вот бояре и решили, что Царица совершила неведомое преступление, поэтому лучше похоронить её в воде, чтобы не обидеть Мать - сыру землю.
Царевна Лебедь (кланяясь в пояс): Спасибо, милые детушки! Чары спали с моей сказки. Поспешу я к любимому князю Гвидону, на прощание подскажите, из какой я сказки?
Ребята из зала: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Слайд 30.
Раздаётся стук и грохот. На сцену выбегает и падает Поп - толоконный лоб. Сидит на полу и потирает лоб.Слайд 31.
Все персонажи: Что это за чудо?
Поп: В какое царство я попал? Тридесятое? Господь! Это рай?! Чьи это отроки здесь
сидят? На меня глядят?
Ведущий: Ребята, видно батюшка так закружился в буре, что всё на свете позабыл.
Напомним ему, из какой он сказки, кто он такой.
Ребята из зала: Это Поп - толоконный лоб из «Сказки о попе и работнике его Балде».
Ведущий: Занавес открывается – представление начинается. Слайд 32.
Инсценировка отрывка из «Сказки о попе и работнике его Балде»
Поп: Вот спасибо, ребята, теперь я знаю, из какой сказки выпал. Всё бы хорошо, да позабыл я, что означает «толоконный лоб». Поможете?
Ребята из зала: Слайд 33.
Толоконный лоб (народн., презр.) - о глупом, бестолковом человеке. Выражение - из народной речи, где толоконный - от толокно "мука, чаще всего овсяная". Для получения такой муки хлебные зёрна не мололи на мельнице, а толкли, измельчая ударами деревянной толкушки. Толокном называли и кушанье, приготовленное из такой муки. Толоконный лоб - презрительная кличка глупца, дурака (букв. "лоб, набитый толоконной мукой" - ср.опилки в голове). Выражение стало популярным благодаря его употреблению Пушкиным в "Сказке о попе и о работнике его Балде" (1831).
Кот учёный: Понравилось Вам, дорогие гостьюшки, Пушкинское царство – Сказочное государство? Чему научились?
Недаром значит в нашем Пушкинском царстве - Сказочном государстве побывали! Приходите ещё в гости! А мы Вам на прощанье скажем словами А.С.Пушкина:
Все персонажи: «Сказка - ложь, да в ней намёк:
Добрым молодцам урок!»