Поэзия природы и природа в пейзажной лирике поэтов Донбасса
Методический комментарий
(урок внеклассного чтения)
Человек и Вселенная, смысл жизни, взаимоотношения человека и природы, жизнь, любовь... Вечные темы, волнующие писателей и поэтов во все времена. И это естественно: человек – дитя природы, всю жизнь он ощущает влияние могучих сил окружающего мира. В природе – неиссякаемый источник вдохновения человека искусства. Художественная литература дает возможность познать этот волшебный мир, а через него – и себя. Особое место в школьном курсе литературы занимают уроки поэзии, которые способствуют развитию эмоциональной сферы и формированию эстетического вкуса обучающихся.
Представление о единстве человека и природы берет начало в славянском фольклоре, переходит в классическую поэзию XVIII – XX веков, а от нее – в наши дни. В связи с этим особую актуальность приобретает такой вид учебной деятельности, как сопоставительный анализ произведений классиков с произведениями поэтов родного края. Учащиеся углубляют представление о поэтическом мире художников слова разных эпох, идейном своеобразии поэтического произведения, содержательности художественной формы. [link] Суета - всё тщетное, ничтожное, бесполезное, не представляющее истинной ценности. Первоначально - всё земное, в отличие от небесного, божественного; книжн. устар. «В сей день благословенный забвенью бросил суеты». Пушкин. «От суеты, от мира отложиться, произнести монашества обет». Пушкин. «Кроме вас ему мир целый казался прах и суета». Грибоедов. «Всё в мире суета». Лермонтов. «Всепоглощающий поток сует». Вяземский.
2. только ед. Бестолковая беготня, торопливость в чем-нибудь (в хлопотах, заботах, сборах, работе и т.п.). «У вас в лице, в движеньях суета». Грибоедов. «Нежданов, воспользовавшись общей суетой, ускользнул к себе в комнату». А. Тургенев. «Цель всех трудов, суеты, карьеры, стяжания - была она». Гончаров.
3. только ед. Суетливый человек (разг.).
❖ Суета сует (церк., книжн. устар.) - то же, что суета в 1 знач. (из библейского выражения «суета сует и всяческая суета»). Толковый словарь Ожегова.
Задание группам (кто больше): к слову сиюминутность подберите синонимы. (Безотлагательность, немедленность, срочность, спешность, мгновенность, незамедлительность, неотлагательность.)
Вопросы группе:
1. Какие чувства испытывает лирический герой?
2. Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин природы?
3.Как используется мотив единства человека и природы?
4. Какова поэтическая идея стихотворения?
«Литературовед» корректирует, уточняет, помогает сформулировать правильный ответ.
Стихотворение привлекает своей открытостью и доверительностью. Природа просит человека позаботиться о ней. Она верит и терпит, но это не может длиться бесконечно. Автор стремится обратить внимание на глубину взаимоотношений человека и природы. Природа божественна, вечна, а жизнь человека порою суетна, в масштабах вселенной - сиюминутна. Это стихотворение – предупреждение. Человек – друг, помощник природы. В противном случае мы рискуем потерять ее.
Задание группам: назовите по одной экологической проблеме, существующей в Донбассе, и предложите способ ее решения. [pic]
2 группа. «Артист» читает наизусть.
Смахнула осень август рукавом.
Год жизни позади – чего уж проще?
И листья в оперенье огневом
Летят по ветру, поджигая рощи.
С откоса источая тихий свет,
Уже теплу не веря настоящему,
Осинка долго-долго машет вслед
Дрожащей веткой лету уходящему.
Словарная работа
Откос - а, муж. 1. Покатый спуск. О. холма.
2. Боковая наклонная поверхность дорожной насыпи. Крепление откосов. Пустить поезд под откос. Толковый словарь Ожегова.
3. Подпорка в виде наклонного бруса (спец.). |прил. откосный, ая, ое (к 1 и 2 знач.).
Источать - -аю, -аешь; несовершенный вид, источать что.
1. Выливать, изливать, а также давать вылиться, вытечь (устар. высок.). Источать влагу. Глаза источают слезы.
2. Издавать, распространять, выделять из себя (книжное). Цветок источает аромат. Луна источает свет. Источать из себя гнев, злобу. || совершенный вид источить, -чу, -чишь. Толковый словарь Ожегова.
Вопросы группе:
1. Какие чувства испытывает лирический герой?
2. Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин природы?
3.Как используется мотив единства человека и природы?
4. Какова поэтическая идея стихотворения?
«Литературовед» корректирует, уточняет, помогает сформулировать правильный ответ.
Такие стихотворения несут не только радость, но и какую-то скрытую грусть, ведь перед нами оживает картина осени, чувствуется сожаление – « год жизни позади». Но нет уныния, нет щемящей тоски, только легкая грусть об уходящем лете, годе жизни. По моему мнению, особую роль в стихотворении играют эпитеты, которые и создают настроение окружающего мира. Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: «оперенье огневое», «тихий свет», «тепло настоящее». В стихотворении есть метафоры: «Осинка долго-долго машет вслед /Дрожащей веткой лету уходящему», «И листья в оперенье огневом/ Летят по ветру, поджигая рощи». С их помощью создается удивительный образ ярко-красной осени. Герой Б. Белаша неотрывно связан с миром природы: «год жизни позади» ср.: «Осинка долго-долго машет», «С откоса источая тихий свет…» Напрашивается ассоциация следующего порядка: листья, летящие по ветру – откос - пролетающие годы жизни - начало осени – тихий свет – дрожащая ветка грусть, дрожь в сердце – уходяшее лето. Автор прибегает к инверсии, используя глагол «смахнуть», чтобы в некотором смысле осложнить строй стихотворения, передать неотвратимость течения жизни. Лексическое наполнение глагола работает на поэтическую идею стихотворения. Что касается синтаксиса, то здесь преобладают простые предложения, части которого осложнены деепричастными оборотами.
Все это помогает погрузить читателя в мир лирического героя, его мироощущение и мировоззрение. [pic]
«Иллюстраторы» предлагают фото и рисунки на тему «Осень в Донбассе».
3 группа. «Артист» читает наизусть.
Серпастый месяц всходит над рекой
Под лягушиное многоголосье.
Не шелохнутся в дреме золотой
Зерном отягощенные колосья.
А на степном развилочье дорог
Высокий дуб, ветвями подняв небо,
Стоит один, как всемогущий Бог
Политого дождем и потом хлеба.
Словарная работа
Дрема — дремота - наклонность ко сну, сонливость, или начало усыпленья, самый легкий сон. Дрема более выражает отвлеченное понятые, а дремота состояние, потребность. Дрема или дремота одолела. Бог не дремлет. Все слышит. Пахать, так не дремать. Толковый словарь Ожегова.
Отяготи́ть — гощу, отяготишь; прич. страд. прош. отягощённый, -щён, -щена, -щено; сов., перех. (обычно в форме прич. страд. прош.) (несов. отягощать). Сделать тяжелым или более тяжелым. [Яни] перебирает нижний край [сети], отягощенный большими свинцовыми грузилами. Толковый словарь Ожегова.
Примечание: у детей на столах лежат колоски пшеницы.
Развилочье (развилка) — разветвление, развилина, развилок. Словарь русских синонимов.
Вопросы группе:
1. Какие чувства испытывает лирический герой?
2. Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин природы?
3.Как используется мотив единства человека и природы?
4. Какова поэтическая идея стихотворения?
«Литературовед» корректирует, уточняет, помогает сформулировать правильный ответ.
В стихотворении покоряет и захватывает удивительная гармония чувства и слова, единство внешнего рисунка стихотворения с внутренней эмоциональностью.
Эпитеты «серпастый», «золотой», «отягощенные» характеризуют природную красоту как драгоценную; олицетворения «в дреме… колосья», «дуб, ветвями подняв небо…» делают всё вокруг живым. Природа чувствует по-человечески, дуб ощущает себя не деревом, а Богом, выбравшим на степном развилочье единственно правильный путь. Вспомните сказки, былины, свой жизненный опыт – нам все время приходится выбирать свой путь, свое предназначение. Успех приходит только к тем, кто до пота привык работать. Сравнение «как всемогущий Бог /Политого дождем и потом хлеба» поднимает на невероятную высоту человека, вырастившего в степи золотое зерно. Таким образом, стихотворение не только живописует картины природы, но и поет гимн хлеборобам.
Природа в этом лирическом произведении предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. [pic]
«Иллюстраторы» предлагают фото и рисунки на тему «Лето в Донбассе».
4 группа. «Артист» читает наизусть.
Я на спине лежу, траву сминая,
А надо мной, беспечны и легки,
Серебряными высверками мая
Трассируют летучие жуки.
И жаворонок серебристой точечкой
Едва мерцает, канув под зенит.
И оттого, что много колокольчиков,
Весенний луг смеется и звенит.
Словарная работа
Сминать - несов. перех. 1. Сжимая, давя, превращать в мягкую массу (разг.) Сжимать, тискать. 2. Делать мятым. Сжимать в комок; комкать. 3. Приминать (траву, цветы и т.п. к земле). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. 2000 …
Высверк - м., мгновенный блеск, сверкание.
Трассировать – рую; -руешь; -анный; совер. и несовер. 1. что. Наметить (намечать) трассу (в 1 знач). 2. (1 -е лицо и 2 -е лицо не употр.). О пуле, снаряде, ракете: оставить (оставлять) при полёте светящийся след. Трассирующая пуля. | сущ. трассирование, я. Толковый словарь Ожегова.
Вопросы группе:
1. Какие чувства испытывает лирический герой?
2. Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин природы?
3.Как используется мотив единства человека и природы?
4. Какова поэтическая идея стихотворения?
«Литературовед» корректирует, уточняет, помогает сформулировать правильный ответ.
Поэт любит свой родной край. Он открыто призывает человека на мгновение остановиться, посмотреть на красивейший окружающий мир, послушать шелест трав, услышать песню птиц, понаблюдать за небом, на котором серебристой точкой мерцает жаворонок. Яркая цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает свежесть образам. Произведение наполнено динамикой. Поэт изображает состояние природы как непрерывное движение. Природа у Б.Белаша - единый организм, огромная вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. В этом стихотворении она карнавальная: зеленая, серебряная, голубая, синяя, фиолетовая и даже розовая. Цвета счастья – луг смеется и звенит.
Поэт использует разнообразную палитру тропов: эпитеты, метафоры, олицетворения. Аллитерация р, с помогает «услышать» трассирующих жуков.
«Иллюстраторы» предлагают фото и рисунки на тему «Весна в Донбассе».
Задание всем группам: передать эмоциональную и поэтическую составляющую стихотворений Бориса Белаша через цветовую гамму. Обсуждение ответов.
Выставление зачетных баллов.
3. Пришел черед перевернуть третью поэтическую страницу.
Звучит песня «Ромашковая Русь» (Стихи М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова).
К нам на урок пришел еще один донецкий поэт Борис Ластовенко. Вслушайтесь в строки его стихотворения «Природа, Родина, народ…»
1 группа. «Артист» читает наизусть. [pic]
И мы приходим к роднику
и отражаемся в кринице:
из собственных горячих губ
воды приходится напиться!
«Природа, Родина, народ…»
Слова в сознанье оживают,
их не напрасно корень «род»
в одну семью объединяет.
Я к влаге бережно приник,
я пью студеными глотками,
и слово звонкое «родник»
одними вспоено корнями!
У нас завидная судьба:
мы словно пьем живую воду,
всё глубже познаем себя,
всё ближе к своему народу…
[pic]
Ластовенко Борис Яковлевич
Индивидуальное сообщение биографа
Творчество Б. Ластовенко хорошо известно читателям. Стремительно ворвавшись в литературную жизнь в конце 60-х гг., Борис Ластовенко на протяжении тридцати лет дарит нам возможность наслаждаться высокой поэзией.
Родился поэт 25 июня 1946 г. в с. Старомайское Великоновоселовского района Донецкой области в семье колхозника. После окончания средней школы работал в колхозе. Рос в семье деда и, уверив того в собственной незаурядности, поехал в Москву поступать в Литературный институт им. Горького. Когда дед говорил, что в Москве юношу-крестьянина никто не ждет, Борис уверено заметил, что в стране есть только два великих писателя: Шолохов и он.
После окончания вуза служил в армии, работал корреспондентом газеты «Комсомолец Донбасса», старшим редактором журнала «Донбасс», руководил донецким областным объединением писателей.
Первый сборник стихотворений «Осокори» вышел в 1969г., предисловие написал Борис Слуцкий. Страницы сборника открывают читателю горизонты нашей донецкой земли, полны любви к родному краю, где лирический герой впервые увидел небо и услышал родную речь. Основное в сборнике «Осокори» - романтически-обобщенная территория детства, видная за знакомым пейзажем шахтерского края.
В 1974г. выходит сборник «Дозор», в котором автор пытается объединить все новые впечатления и наблюдения, соотнести их с центральной линией своих творческих устремлений.
В последующие годы вышли в свет сборники «Русла памяти»(1977г.), «На белом углу»(1983г.), «Липы в шахтерском поселке»(1986г.), «Обжитые гнезда»(1987г.), «Ледостав»(1990г.), «Дики и тени»(1993г.) и др.
Вышла книга рассказов «Снежинница». К 30-летию творческой деятельности издан сборник «Годовые кольца»(1998г.), включающие лучшие стихотворения, написанные в этот период.
Учитель корректирует, уточняет, помогает сформулировать правильные ответы на вопросы:
1. Основная тема стихотворения? (Родина)
2. С точки зрения тематики, к какому виду лирики можно отнести это стихотворение?
(К пейзажной и патриотической лирике: «Природа, Родина, народ… одними вспоено корнями!», с элементом философского осмысления собственного существования: «...всё глубже познаем себя, всё ближе к своему народу».
Лирический герой привязан чувством родства к родине. Мудрость поэта состоит в таинственном единении природы и какой-то особенной высшей силы: мы приходим к роднику и отражаемся в нем. Донбасский край щедро одарён уникальной красотой природы и искренней добротой людей, стремящихся сохранить бесценное богатство и в первозданном виде передать его последующим поколениям.
3. «В Донбассе каждое время года неповторимо, удивительно и прекрасно!» - сказала Л. Прачева? Верите? (Ученики высказывают свое мнение.)
4. Так что такое природа для человека. Ученики делают выводы, в качестве одного из них звучат слова Ф. И. Тютчева:
… природа [pic]
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Учитель. Вдохните запах Родины, запах Дикого поля, степи.
Учащимся предлагается подышать миксом из лекарственных трав нашего региона: чабрецом, душицей, луговым клевером и зверобоем.
Задание группам (метод «Снежный ком»). Что, по вашему мнению, объединяет в одну семью слова «природа», «Родина», «народ».
Звучит песня «Синеглазая речка» (стихи М. Пляцковского, музыка Я. Дубравина).
4. Последняя страничка нашей встречи посвящена поэту, песни которого звучали на протяжении урока. Кто это? (Михаил Спартакович Пляцковский) [pic]
Родился будущий поэт 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область).
Окончил Литературный институт им. Горького (1961 г.). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни, стихи и мелодии. Первая профессиональная песня "Марш космонавтов" была написана в 1961 году.
В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки с М. Фрадкиным на Север - "Морзянка", "Ищи меня по карте", "Увезу тебя я в тундру"; с Шаинским по БАМу - "Дорога железная", "Есть посёлок такой", "Сердце горячим останется ".
Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"...
Пляцковский - автор нескольких поэтических сборников, музыкальных комедий "Бабий бунт" с Е. Птичкиным и "Не бей девчонок" с С. Заславским.
В 1986 году поэт стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
Михаил Спартакович ушел из жизни 26 января 1991 года, оставив нам поэтическое завещание: [pic]
1 группа. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь ...
Все это называется природа [pic]
Давайте же всегда ее беречь!
2 группа. В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это, [pic]
Давайте же с природою дружить!
3 группа. Летят, звеня, снежинки с небосвода. [pic]
Клубится на заре тумана дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
4 группа. Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это.
Давайте же любить ее всегда!
На доске каждая группа оставляет ключевое слово, обращенное к читателю: беречь, дружить, восхищаться, любить.
Оценивание учащихся.
Учитель. Мы сегодня услышали немало замечательных стихотворений, посвященных природе, получили некоторое обзорное представление о наиболее известных писателях и поэтах Донбасса. Вы узнали многое – но далеко не всё! «За кадром» осталось, к сожалению, множество ярких, необычных, талантливых людей. Но мы к ним вернемся на уроках, которые нас еще ждут. Я искренне желаю вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставлять свой след на родной земле. Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе.
Домашнее задание. Ребята, а сложно ли писать стихи? Что для этого нужно? Может, попробуем?! Настроение у всех весеннее, и хочется немножко пошалить, немножко поиграть, Открывается «Весенняя творческая мастерская». Сочините стихотворение, посвященное родному краю, его красотам.
Релаксация (метод «Микрофон»). Ответ на проблемный вопрос урока: как поэты выражают свою любовь к родному краю, родной природе в художественном произведении, что их объединило у нас на уроке? (Их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают эти талантливые поэты: даром «рисовать словами» так, как художники рисуют карандашом и кистью.
Приложение
М. Пляцковский
Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин природы?
Метафора, эпитет, антитеза.
Как используется мотив единства человека и природы?
Прием психологического параллелизма
Какие чувства испытывает лирический герой?
Дисгармония с миром сменяется чувством восхищения жизненной силой природы, спокойствием мудрого и родного Донбасса, умением главного героя противостоять испытаниям
Какова поэтическая идея стихотворения?
Природа пробуждает в человеке жизненные силы.
Таблицы заполняются каждым учащимся. Сдаются на проверку в конце урока.