Декабристы. Литературно-музыкальная композиция, посвященная восстанию декабристов.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Литературно-музыкальная композиция,

посвященная восстанию декабристов.

Автор проекта: Джелалова Л.А.

Исполнители: учащиеся 9-11х классов.


Ход мероприятия.

М!

Три ученика, исполняющие роль декабристов, выходят на сцену, встают полукругом у микрофона.

Первый: Мы все пламенно любили Россию.

Второй: Никто из нас не скрывал от себя, что угрожало нам.

Третий: Никто не уклонился от пути, указанного нашей любовью к Отечеству, перед которым благоговели в 1812 году.

М!

Выходит ученик, исполняющий роль Герцена и произносит свой монолог:

Это фаланга героев (показывает на задник сцены, где развешены портреты декабристов) какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и рабства.

(музыка прекращается и на сцену выходят два ведущих)


Ведущий 1: Среди декабристов были известные писатели Александр Бестужев-Марлинский и поэт К.Ф. Рылеев, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Иванович Одоевский, Василий Федорович Раевский.


Ведущий 2: Не будучи профессиональными литераторами, многие из них писали стихи: Денис Васильевич Давыдов, Сергей Иванович Муравьев-Апостол, Михаил и Александр Бестужевы и другие, чьи имена еще не раз прозвучат с помостов этой сцены.


Ведущий 1: Декабристы оставили большое мемуарное наследство – воспоминания о восстании 14 декабря и сибирской каторге.


Ведущий 2: Творчество декабристов складывалось под влиянием политических убеждений. Они были верны определенным представлениям.


Ведущий 1: Они любили Отечество, сочувствовали крепостному народу и без страха вмешивались в общественную жизнь страны, открыто порицая пороки.


Ведущий 2: Каждый из них был убежден в том, что художественное слово обладает огромной силой воздействия на человека и его душу, поэтому все роды литературы использовали как средство пропаганды.


Ведущий 1: Декабристы необычно высоко ценили поэта. Именно они впервые назвали его пророком – посредником между Богом и людьми, поэтому все слова поэта рассматривались как слова Бога.


Ведущий 2: 14 декабря 1825 года декабристы вышли на восстание. На сенатскую площадь пришли те, чьи имена остались в памяти не только современников, но и нас – потомков.


Ведущий 1: ______ лет прошло со дня восстания. Именно в этот день борцы против самодержавия и крепостного права навечно вошли в историю России.


Ведущий 2: С Сенатской площади и заснеженных полей Украины // дворянские революционеры // шагнули // в бессмертие. ( 1. // - паузы; 2. слово “бессмертие” выделить голосом)

(ведущие уходят со сцены)


М!

(музыка начинает звучать, на сцене меркнет свет и в этот момент выходят участники монтажа с зажженными свечами в руках, рассаживаются на обе ступеньки сцены. Как только монолог будет исполнен, свечу нужно затушить, опустить голову и остаться в таком состоянии до конца исполнения всего действия)


Михаил Семенович Лунин – стойкий борец, преданный до последнего дыхания чистым и высоким идеалам 14 декабря. Лунин был известным оригиналом и острословом. Очень добрый по характеру, он тем не менее еще в конце 1816 года предлагал убить царя на Царскосельской дороге, где тот ездит без большой охраны.

Екатерина Семеновна Уварова – сестра Лунина, принимавшая большое участие в жизни брата, так говорила о его всесторонней одаренности: “Молодая душа его была благородна, нежна и горда. Лицо было красиво, внушительно, строго; Манера говорить была краткая и резкая, ум – глубокий и живой…”

Николай Михайлович Муравьев - сын писателя и деятеля народного просвещения. В 1812 году он еще мальчиком тайно убежал от родных в армию М. Кутузова. В юные годы он удивлял знакомых блестящими способностями и знаниями древней истории и языков: французского, английского, немецкого, латыни и греческого. // Декабрист Лунин так говорил о нем: “Этот человек один стоит целой армии. Он отличается пылким и решительным характером и пламенным патриотизмом.”

(выступающий замолкает, гасит свечу, на сцену выходит чтец и без сопровождения музыки читает стихотворение)

С! “Гражданин”.

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подрожать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?


Нет, не способен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящую душой

Под тяжким игом самовластья.


Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенья века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствие своей отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.


Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.


(чтец уходит, музыка снова начинает звучать, следующий участник действия продолжает)


Павел Иванович Пестель - воинское звание – полковник. Пестель отличался среди военных людей замечательным умом, твердой волей, редкой образованностью и красноречием. Главнокомандующий 2-й русской армией Витгенштейн, адъютантом которого во время заграничного похода был Павел Иванович Пестель, говорил о нем:

Из полковых командиров Пестель у нас исключение; он на все годится, дай ему командовать армией или сделай его каким хочешь министром, он везде будет на своем месте”.

После разгрома Союза благоденствия он создал и возглавил Южное общество. Пестель проявил небывалую революционность. Он не только стоял за отмену крепостного права, что объединяло всех декабристов, но и за ниспровержение царской власти и установление республики в России.

(выступающий замолкает, гасит свечу, на сцену выходит чтец и без сопровождения музыки читает стихотворение)


С! К.Ф. Рылеев (отрывок из поэмы “Дм. Донской”)

Дотоль нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?


Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы;

И прах замученных отцов!


Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцов свободу,

И древние права граждан.


(чтец уходит, музыка снова начинает звучать, следующий участник действия продолжает)


Иван Дмитриевич Якушкин – примечательно было его выразительное лицо, острый с горбинкой нос, темные, быстрые глаза; улыбающийся красивый рот его обрамлялся сверху черными усиками, а снизу маленькой …эспальолкой.

Здоровье его было сильно подорвано войной 1812 года. В одном из походов он заболел лихорадкой, от которой не мог спастись до конца жизни, но это не мешало, однако, его природной смелости и решительности. Он заявил, что считает за честь совершить цареубийство.

Якушкин “хотел взять два пистолета (тогда пистолеты заряжались только на один выстрел), пойти в Успенский собор, где должен был присутствовать император, из одного пистолета убить его, а из другого – себя: цареубийство должно было походить на дворянскую дуэль”.

Федор Николаевич Глинка – член Союза благоденствия, служил чиновником в канцелярии военного губернатора Петербурга Милорадовича.

На последнем этапе движения декабристов отошел от него, что, однако, не помешало царскому правительству отправить его в ссылку в Петрозаводск под надзором полиции.

Глинка выступал как прозаик, драматург, публицист. Его “Письма русского офицера” высоко ценил Лев Николаевич Толстой и использовал их в работе над “Войной и миром”.

Самых ярких художественных достижений Глинка добился в лирической поэзии . Любовь к родине и вольнолюбие вдохновили поэта на создание произведений, ставших широки известными.

Лирику Глинки характеризуют народность, простота и высокий гражданский пафос.

(выступающий замолкает, гасит свечу, на сцену выходит чтец и без сопровождения музыки читает стихотворение)


С! Ф. М. Глинка “Сон русского на чужбине”.


Свеча, чуть теплясь, догорала,

Камин, дымяся, погасал;

Мечта мне что-то напевала,

И сон меня околдовал…

Уснул – и вижу я долины

В наряде праздничной весны

И деревенские картины

Заветной русской стороны!


Играет рог, звучат цевницы,

И гонят парни и девицы

Свои стада на влажный луг.

Уж веял, веял теплый дух

Весенней жизни и свободы

От долгой и крутой зимы.


Младой жених бежит с полночи,

Ему сгрустнулося в тиши,

И он запел про ясны очи,

Про очи девицы-души:


Ах, очи, очи голубые!

Вы иссушили молодца!

Зачем, о люди, люди злые,

Зачем разрознили сердца?

Теперь я горький сирота!”


И вдруг по всем по трем…

Но я расстался с сладким сном…


(чтец уходит, музыка снова начинает звучать, следующий участник действия продолжает)


Сергей Иванович Муравьев-Апостол – именно Сергей Иванович Муравьев-Апостол больше всех других южан проявлял горячее желание вопреки всему скорее начать восстание.

Михаил Федорович Орлов – член Союза благоденствия и видный деятель Кишиневского отделения этого общества. Близко знавшие его люди говорили о нем, как о человеке блестящего ума и образования. С большой похвалой отзывались о его душевных качествах, истинном патриотизме, возвышенной человечности и рыцарском благородстве.

У него было в избытке все, что нужно для успехов в свете: молодость, знатность, богатство, расположение царя, открытый и смелый характер, прекрасная представительная внешность Но!..

этого было мало Орлову. В письмах к Александру Раевскому – брату жены он говорил: “Я чувствую довольно силы в самом себе, чтобы служить не для карьеры, а из гражданского долга. Ведь чего я в сущности хочу? Несколько более широкой сферы деятельности, потому что я чувствую больше способностей, чем могу применить в моей обстановке.


(выступающий замолкает, гасит свечу, на сцену выходит чтец и без сопровождения музыки читает стихотворение)


С! К.Ф. Рылеев (отрывок из поэмы “Волынский”)


Не тот отчизны верный сын,

Не тот в стране самодержавья

Царю полезный гражданин,

Кто раб презренного тщеславья.


(чтец уходит, музыка снова начинает звучать, следующий участник действия продолжает)


Василий Федорович Раевский – первый декабрист и поэт. Участник многих сражений Отечественной войны, горячий патриот, он в 25 лет стал майором.

6 февраля 1822 года за политическую пропаганду среди солдат был арестован и отправлен в Тираспольскую крепость.

Много лет провел Раевский в разных казематах. В стихотворении “К дочери” он писал: “Шесть лет темничною заразою дышу”.

На следствии Раевский с гордостью сказал своим судьям: “Если патриотизм есть преступление – я преступник!..”

На многочисленных допросах Раевский никого из членов тайного общества не выдал, а после 14 декабря, в 1827 году, он был сослан в Сибирь, где провел 20 лет.


(выступающий замолкает, гасит свечу, на сцену выходит чтец и без сопровождения музыки читает стихотворение)


С! К. Ф. Рылеев.


Заплатимте тому презрением холодным,

Кто хладен может быть к страданиям народным.

Старайтесь разгодать цель жизни человека,

Постичь дух времени и назначенье века.


(чтец уходит, музыка снова начинает звучать, следующий участник действия продолжает)


Сергей Волконский – руководитель Южного общества, герой 1812 года, участник 58 сражений. В 24 года получил чин генерал-майора и был отмечен множеством наград.

В 1819 году Волконский приезжает в Киев и останавливается у своего друга Михаила Федоровича Орлова. Общение с Орловым и его окружением оказало на него сильное влияние, развело в нем гражданские чувства, и он вступает в новую колею убеждений и действий. С этого дня начинается для него новая жизнь.

Перед венчанием Волконского с Марией Николаевной Раевской в 1824 году Павел Иванович Пестель, который был шафером новобрачных, взял клятву верности тайному обществу. Эту клятву декабрист Волконский с честью сдержал.


(выступающий замолкает, гасит свечу, на сцену выходит чтец и без сопровождения музыки читает стихотворение)


С! К. Ф. Рылеев. “Войноровский”.


Как странник грустный, одинокий

В степях Аравии пустой

Из края в край с тоской глубокой

Бродил я в мире сиротой.

Уж к людям холод ненавистный

Приметно в душу проникал,

И я в безумии дерзал

Не верить дружбе бескорыстной.

Внезапно ты явился мне:

Повязка с глаз моих упала;

Я разуверился вполне,

И вновь в небесной вышине

Звезда надежды засияла.


(чтец уходит, музыка снова начинает звучать, следующий участник действия продолжает)


Иван Николаевич Пущин – Иван Николаевич Пущин “всегда был доступен каждому, кто искал человеческой доброты, сочувствия и помощи”. Со светлым умом, с чистой душою, с самыми благородными намерениями, он был любимцем всех товарищей. Отличался рассудительностью и общительным характером.

В 1823 году Пущин оставляет военную службу и из блестящего гвардейского офицера превращается в скромного судью. Пущин ставит перед собой цель “покончить со взяточничеством, спасти и защитить бесправный народ московский”.


(выступающий замолкает, гасит свечу, на сцену выходит чтец и без сопровождения музыки читает стихотворение)



С! К. Ф. Рылеев. Ода “Гражданское мужество”.


Кто этот дивный великан,

Одетый светлою броней,

Чело покойно, стройный стан,

И весь сияет красотою?

Кто сей украшенный венком,

С мячом, висами и щитом,

Презрев врагов и горделивость,

Стоит гранитною скалой

И давит сильною пятой

Коварную несправедливость.


(чтец уходит, музыка снова начинает звучать, следующий участник действия продолжает)


Вильгельм Карлович Кюхельбекер – Кюхельбекер был высок и худощав с выпуклыми , будто выпученными глазами, чуть кривившимся ртом, был вспыльчив и крайне рассеян, но добр и отзывчив, отличался редкой незлобностью.

Еще в лицее он бледнел на уроках истории, слушая рассказы об античных героях-освободителях. Он мечтал, подобно им погибнуть, сражаясь за свободу.

Кюхельбекер был принят в тайное общество за несколько дней до начала восстания, но во время восстания вел себя храбро, пытался убить брата царя, великого князя Михаила Павловича.

Кондратий Федорович Рылеев – в 1823 году вошел в Северное общество. Все действия жизни Рылеева ознаменованы были печатью к отечеству; она проявлялась в разных видах: сперва сыновнею привязанностью к родине, потом негодование к злоупотреблениям и, наконец, развернулась совершенно в желании ему свободы.


(выступающий замолкает, гасит свечу, на сцену выходит чтец и без сопровождения музыки читает стихотворение)

С! К. Ф. Рылеев.


Не сбылись, мой друг, пророчества.

Пылкой юности моей.

Горький жребий одиночества

Мне сужден в кругу людей.


Слишком рано мрак таинственный,

Опыт грозный разогнал;

Слишком рано; друг единственный,

Я сердца людей узнал.


Страшно дней не ведать радостных,

Быть чужим среди своих,

Но ужасней истин тягостных

Быть сосудом с дней младых.


С тяжкой грустью, с черной душою

Я с тех пор один брожу

И могилою угрюмою

Мир печальный нахожу.


Всюду встречи безотрадные!

Ищешь, суетный, людей,

А встречаешь трупы хладные

Иль бессмысленных детей …

(чтец уходит, музыка снова начинает звучать, следующий участник действия продолжает)


Это был человек редкого обаяния и привлекательности, которые при близком знакомстве подчиняли ему людей: “Единственная мысль, постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечественников, - писал Николай Бестужев, - чувствование любви к отечеству, зажечь желание свободы.

Для блага родины Рылеев готов был принести в жертву собственную жизнь. Он не боялся смерти и принял ее с неизъяснимой радостью.


(музыка смолкает, выступающие уходят и на сцену выходят ведущие)


Ведущий 1: Повернем время вспять, чтобы реально представить время героических подвигов и вобрать в себя атмосферу борьбы, великого патриотизма и безграничной преданности Отчизне.


(на экране картина “Пушкин в Каменке”)


Ведущий 2: Приближалось 14 декабря. Неожиданную смерть царя в ноябре 1825 года члены Северного общества считали самым подходящим моментом для осуществления своих революционных идей.13 декабря на квартире у Рылеева состоялось совещание, на котором обсуждался план восстания.


Ведущий 1: Накануне восстания Рылеев заражал друзей героической жертвенностью:


М!

(чтец выходит на сцену под звуки музыки, ведущие остаются на сцене)


Судьба наша решена!

Я уверен, что погибнем, но пример останется.

Принесем собою жертву для будущей свободы Отечества!


(музыка стихает, чтец уходит, ведущий 1 продолжает без музыки)


декабристы решили вывести войска на Сенатскую площадь, отказаться от присяги Николаю I и потребовать от Сената, высшего судебно-административного учреждения, объявить царское правительство низложенным и обнародовать революционный манифест. Созванное затем Учредительное собрание должно было решить вопрос об отмене крепостного права и будущем государственном устройстве России. Гвардейского полковника Сергея Трубецкого выбрали диктатором и поручили ему руководить ходом действия.


(ведущие уходят, на экране появляется картина худ. Кольман “Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825г.”


М! Д. Маликов “Finita la comedia”


(на сцену выходят 7 участников действия, рассаживаются на ступеньки сцены возле экрана, в руках у них свечи)


Первый чтец: 14 декабря первым на Сенатскую площадь прибыл Московский полк, а затем лейб-гренадеры и батальон гвардейского морского экипажа. Восставшие выстроились в каре перед зданием Сената. Кроме войск, на площади толпилось много народу. Люди лепились на крыше Сената и соседних домов.


Второй чтец: День был сумрачный. При небольшом десятиградусном морозе дул резкий восточный ветер, и шел снег. Солдаты в легкой парадной форме, дрожа от холода, стояли на площади без движения более семи часов, дожидаясь приказов главного начальства. Но Трубецкой к восставшим не явился. Пущин и Рылеев тщетно его искали.


Третий чтец: Вскоре экипаж конногвардейцев, возглавляемый князем Михаилом Павловичем, отделился от строя, - вспоминал декабрист Михаил Бестужев, - и помчался на нас. Его встретил народ градом каменьев из мостовой и разобранных дров, находившихся за забором подле Исакиевской церкви. Всадники… в беспорядке воротились за свой фронт. Вторую и третью атаку московское каре, уже без содействия народа, выдержало с хладнокровной стойкостью.


Четвертый чтец: Царские войска со всех сторон окружили мятежное каре. На стороне восставших не было ни конницы, ни артиллерии. По приказу царя начался артиллерийский обстрел площади, и…в промежутках выстрелов можно было слышать, как кипящая кровь струилась по мостовой, растопляя снег, потом сама, алея замерзала. Солдаты побежали к Неве, но лед не выдерживал и проваливался. Тех, кто отступал с площади на улицы, преследовала конница и артиллерия. Так картечью и ядрами были рассеяны восставшие.


Пятый чтец: Деятельными участниками восстания были братья Бестужевы Александр и Михаил, - это они утром 14 декабря подняли на восстание Московский полк и привели его на Сенатскую площадь. А, когда по восставшим грянули артиллерийские залпы, Александр Бестужев с братом Михаилом стремились остановить бегущих солдат и прекратить отступление.



Шестой чтец: До конца оставался на площади Пущин. Он решительно и смело принимал участие в командовании. На нем была гражданская одежда, но солдаты, слыша его бодрые приказы, охотно выполняли их. Шуба Пущина в нескольких местах была прострелена.


Седьмой чтец: Неумело, но активно действовал среди восставших Кюхельбекер, принятый в тайное общество за несколько дней до 14 декабря. Он расхаживал в одном только фраке без шубы перед строем с длинным пистолетом и широкой саблей в руках. Он отдавал команды солдатам, которые его не слушали. По словам Антона Дельвига он “был воспламенен, как длинная ракета”.

(музыка прекращается, участники действия уходят со сцены. На сцену выходят ведущие).,

Ведущий 1: К вечеру первое революционное восстание в России было разгромлено. 3 января 1826 года на Украине было разгромлено восстание Черниговского полка под руководством Сергея Ивановича Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина.

Ведущий 2: После разгрома декабристов ждали аресты, следствие и суд. Раньше всех, 13 декабря, накануне восстания, был арестован глава Южного общества Пестель. Ночью 14 декабря арестовали Рылеева. Массовые аресты начались 15 декабря. Поняв, что арест неизбежен, в тот же день Александр Бестужев сам явился на гауптвахту Зимнего дворца. Переодетому Кюхельбекеру удалось после разгрома восстания бежать в Польшу, но он там был Арестован в Варшаве и отправлен в Петербург.

Ведущий 1: Желая спасти от неминуемой кары Пущина, вечером 14декабря к нему пришел князь Горчаков, его лицейский товарищ. Он предложил ему заграничный паспорт и советовал бежать из России, но Пущин отказался. Бегство для кристально чистого человека было невозможным. Он не мог оставить товарищей в беде.

Ведущий 2: Из видных декабристов спаслись только двое: Николай Иванович Тургенев, который еще в 1824 году уехал на лечение за границу и во время восстания был в Англии. Английское правительство отказалось выдать его русскому правительству, Верховный суд заочно приговорил к смертной казни, а потом к пожизненному заключению (каторге) и Михаил Федорович Орлов был прощен царем.

Ведущий 1: Также благородно как и Пущин вел себя накануне ареста Лунин. Переданный ему заграничный паспорт он вернул его со словами: “Я разделял с товарищами их убеждения, разделю и наказание” - и тут же был арестован.


(на экране показаны портреты казненных декабристов).

М! Д. Маликов. Intro.


Ведущий1: На рассвете, 13 июля пятерых декабристов – Кондратия Федоровича Рылеева, Павла Ивановича Пестеля, Сергея Ивановича Муравьева-Апостола, Петра Каховского и Михаила Бестужева-Рюмина // казнили на валу Петропавловской крепости.


М! И.С. Бах. Air.


Ведущий 1: Накануне казни Пестель в прощальном письме родным написал: “ Настоящая моя история заключается в двух словах: я страстно люблю мое Отечество, я желал его счастья с энтузиазмом…”.

Ведущий 2: Они шли на казнь совершенно спокойно, потому что были твердо уверены в правоте своего дела. Когда декабристы подходили к эшафоту, Пестель , увидя виселицу, с большим присутствием духа произнес:

Неужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали чела своего ни от пули , ни от ядер. Могли бы нас и расстрелять!”

Ведущий 1: Сергей Иванович Муравьев – Апостол шел рядом со своим другом 23-итрехлетнимМихайлом Бестужевым – Рюминым, и говорил ему, что им нужно думать сейчас только “о справедливом приговоре потомков, который обязательно будет вынесен людьми будущего”. У эшафота Сергей Муравьев произнес.

“Все, что посеяно, взойдет, хотя бы и дождя не было”.

Ведущий 2: “Когда осужденных вели на эшафот, все пятеро… приблизились друг к другу, поцеловались и, оборачиваясь задом, потому что руки были связаны, пожали друг другу руки.

М!

Ведущий 1: Декабристы, оставшиеся в живых, по решению Верховного Уголовного суда были распределены по 11 разрядам в соответствии со степенью их “ивины”. Свыше 120 “преступников” приговорили к ссылке в Сибирь, на каторжные работы или поселения. В июле 1826г. началась их отправка партиями в сопровождении военных курьеров.

Ведущий 2: Кюхельбекеру 20-и летнюю каторгу заменили крепостью. Там он пишет две части своей мистерии “Ижорскии”,которую Пушкин помог опубликовать.

Узнав о смерти поэта, он посвящает ему свой стих “Тени Пушкина”, в котором выражает мысль о поэтическом бессмертии поэта. Эту мысль разделили все декабристы.

Ведущий 1: Декабристы горячо любили родину. Для них не было ничего выше этой любви. Это чувство определяло их поступки, поведение, саму жизнь. Они пожертвовали всем ради своих идей: общественным положением, имуществом, здоровьем и даже жизнью…Это были люди кристально чистой души, бескорыстия и благородства. Они твердо верили в правоту и величие своих идей.

Ведущий 2: Наша литературно – музыкальная композиция, посвященная восстанию декабристов, подошла к концу, но знакомство с декабристами на этом не закончилось. Сейчас Вам предстоит посмотреть фильм “Звезда пленительного счастья”, чтобы еще раз окунуться в историю и увидеть этих великих и прекрасных людей уже через режиссерское понимание.



Художественный фильм “Звезда пленительного счастья”.

11