Урок внеклассного чтения Колыбельные песни

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА ТЕМУ «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ»

Выполнила: Шевелева Тамара Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Новоликеевской СШ

Тема: Колыбельные песни

Тип урока : урок – экскурсия в школьном музее

Актуальность приобщения детей к народной культуре и осознанию её ценности и воспитательного потенциала, пропаганда семейных ценностей; возможность творческой самореализации детей в процессе подготовки и участия в проведении мероприятия.

Цель урока: показать содержательную сторону колыбельных песен и их роль в духовно-нравственнном становлении личности.

Задачи урока:

  1. Образовательные: научить анализировать тексты колыбельных песен и выдлять их типологию.

  2. Развивающие: учить выделять главное, сравнивать, обощать; совершенствовать умение работать с текстом, приводить цитаты из текста; развивать память, внимание.

  3. Воспитательные: привить любовь к устному народному творчеству, в частности, к жанру колыбельных песен, расширить представление о богатстве русского языка; способствовать заинтересованности детей в сохранении народных традиций в пении колыбельных песен

Материалы и оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, экспонаты музея.

ХОД УРОКА

  1. Стадия вызова. Организационный момент

Цели этапа урока: сформировать положительную мотивацию обучающихся; пробудить интерес к изучаемой теме; стимулировать деятельность; актуализировать знания; поставить цели и задачи

- Послушайте песню и попробуйте сами сформулировать тему урока

(прослушивается колыбельная песня)

- Ребята, какую песню вы сейчас прослушали?

(Дети отвечают)

- А от какого слова произошло название этих песен?

(Дети отвечают)

- А что такое колыбель?

(Дети отвечают)

- Какие синонимы можно подобрать к слову «колыбель»?

(Дети отвечают)

Зыбка – колыбель – люлька. В зыбке зыбали, качали, баюкали, напевая ребенку колыбельные песни.

- О чём же будет наш сегодняшний разговор?

(Дети отвечают)

- В старину говорили: «Ребёнок – это Божье благословение», поэтому к рождению ребенка готовились заранее. Чтобы малышу удобно было спать, отец изготавливал для него своими руками колыбельку. Они были самые разные:

[pic]











люлька, сплетенная из лыка







люлька, сплетенная из ивовых прутьев [pic]























[pic]













люлька из красиво выпиленных досок с нарисованными цветами





[pic]







люлька, каркас которой обит тканью









Несмотря на материал, из которого изготовлены люльки, все они сделаны с большой любовью.

Наше занятие сегодня не совсем обычное: оно проходит в одном из залов школьного музея, который называется «Жилая изба первой половины XIX века». В избе представлены предметы быта той поры, рассказывающие о жизни крестьян.

Знакомить нас с историей и особенностями колыбельных песен будут члены кружка «Юные музееведы», которые являются экскурсоводами школьного музея. Их сообщения построены на исследованиях по теме «Колыбельные песни».

  1. Стадия осмысления. Основная часть урока.

Цели этапа урока: «погрузить» в эпоху создания колыбельных песен; способствовать получению и осмыслению новой информации через активные формы, соотнесению её с собственными знаниями.

1-й экскурсовод. Вы находитесь в одном из залов школьного музея, в котором собраны экспонаты, рассказывающие о жизни крестьян первой половины XIX века. Центральное место избы – «красный угол». Здесь висит икона Николая Чудотворца, украшенная шитьем. По обеим сторонам угла расположены деревянные лавки, покрытые домоткаными половичками. На деревянном столе – «столешница», праздничная скатерть, вытканная для особых случаев. У окна постель молодых хозяев, застеленная лоскутным одеялом. У стены – два сундука с приданым; на нем предметы обихода: вальки для стирки и глажения белья, утюги. На стене висят праздничные одежды хозяйки: «поддева», кофта праздничная, украшенная шитьем. Центральное место занимает печь; рядом с ней чугуны, горшки из глины, ухваты. Привлекает внимание и умывальник с дудочкой, над которым висит домотканое полотенце. Между печью и кроватью молодой четы висит зыбка, в которой находится маленький ребенок. [pic]

2-й экскурсовод. В Древней Руси только что родившегося ребенка клали в зыбку, которую готовили заранее. В избе было мало места, поэтому зыбку подвешивали к концу длинного гибкого шеста. В нашей избе тоже есть такая колыбелька, зыбка –тёгалка; ее название происходит от слова «тёгать» - качать. [pic]



Такую зыбку могли позволить себе только зажиточные крестьяне. Тёганье происходит посредством пружины, к которой крепились веревки от зыбки. Первая колыбельная, которую пели родители своему малышу, была скорее похвалой Богу и Богородице за рождение ребенка:

Бог тебя дал,

Христос даровал,

Пресвятая Похвала (Богородица)

В окошечко подала,

В окошечко подала,

Иванушкой назвала;

Нате – тко –

Да примите – тко! – запевается-начинается эта песенка. Продолжается она обращением к близким ребенку людям: «Уж вы, нянюшки, уж вы, мамушки! Водитеся, не ленитеся! Старые старушки, укачивайте! Красные девицы, убаюкивайте!». Вслед за этими увещевательными словами, с которыми – де подала малютку в окошечко Похвала, идет самое убаюкивание: «Спи с Богом, со Христом! Спи со Христом, со ангелом! Спи, дитя, до утра, до утра, до солнышка! Будет пора, мы разбудим тебя. Сон ходит по лавке, дремота по избе; сон говорит: «Я спать хочу!» Дремота говорит: «Я дремать хочу! По полу, по лавочкам похаживают, к Иванушке в зыбочку заглядывают, заглядывают, спать укладывают».

- Вспомните, какие славянские мифологические существа встречаются с ребенком раньше других?

(Дети отвечают)

- ночницы, которые нападают на детей, особенно новорожденных, и не дают им спать;

- суденицы, которые предрекают детям судьбу на третий день их жизни.

- Послушайте колыбельную песню:

Я качаю день и ночь,

Отойди, бессонье прочь!

Отойди да отвались,

В темном лесе заблудись,

В темном лесе, во кустах,

Во малиновых листах.

- Как вы думаете, связаны ли образы ночниц и судениц в этой колыбельной?

(Дети отвечают)

Мать, качая колыбельку, отгоняет «бессонье», которое может быть вызвано ночницами, заклинает его: «Отойди да отвались,/В темном лесе заблудись».

3 экскурсовод. Славянские названия колыбельных песен восходят к глаголам колыбать, кохать, колебать, качать, зыбать:

Зыбаю, колыбаю,

Отец ушел за рыбою,

А дедушка дрова рубить,

А матушка уху варить…

Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребенка в колыбели или на руках. Одновременно они обращаются к нему с песней.

Баю-бай, баю-бай,

Поскорее засыпай!

Умение укачивать ребенка считалось настоящим искусством. Колыбельные песни исполнялись до тех пор, пока ребенок не засыпал. При необходимости песни следовали одна за другой, скрепляясь припевом или повторами (чаще всего обращениями): «спи, младенец», «спи да усни», «спи, Таня», «спи, дитя». Колыбельные песни произошли от охранительных заговоров, входивших в обряд «первого укладывания ребенка в колыбель», которые должны были защитить его от бессонницы, болезней, действий враждебных сил: [pic]

Ходит сон по сеням,

А дрема по терему,

Ищет Валю в пологу,

На гибком качелю.

Сон говорит:

«Надо Валю усыпить».

А дрема говорит:

«Надо Валю удремить».

Сон да дрема,

Накатитесь на глаза.

4 экскурсовод. В основном, колыбельные – добрые и красивые. Матери желали детям счастья, радости, обещали богатую и сытую жизнь, мечтали о том, как ребенок вырастет и станет помощником родителям.

Послушайте колыбельную песню:

Ой, баюшки-баюшки,

Жил мужик на краешке.

Он не беден, не богат,

У него много ребят,

У него много ребят,

Все по лавочкам сидят,

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Кашка масляная,

Ложка крашеная.

И кашка вкусная и ложка красивая – не какая-нибудь белая деревянная, а крашеная, с ягодкой…

Вот он вырастет, этот паренек, что пищит в зыбке, станет настоящим мужиком:

Вырастешь большой,

Недосуг будет спать,

Надо работу работать,

Пахать, боронить,

Огород городить,

В лес по ягоды бродить,

По коровушку ходить

Такую колыбельную могла петь своему ребенку даже самая бедная крестьянка. Слову придавали очень большое значение, поэтому женская песня нужна не только для укачивания ребенка, но еще для того, чтобы привлечь к маленькому добрые силы.

5 экскурсовод. Наступило раннее утро, в избе хозяйка затопила русскую печь и начала готовить еду. Но в это время просыпается ребенок, а встревоженная мать бережно вынимает его из колыбельки и начинает петь колыбельную:

Баю-бай, баю-бай,

Коля, рано не вставай, [pic]

Коля, рано не вставай,

Головы не поднимай,

Головы не поднимай,

Да обряжаться не мешай.

Коля рано встает –

Обряжаться не дает…

Не дадим коле спать,

Будем рано разбужать,

Будем рано разбужать,

На работку посылать,

На работку на таку,

Да на веселую страду,

Будем сено косить,

Да будем в кучки носить.

На что жалуется мать? Ребенок просыпается рано, мешает утром матери «обряжаться», то есть выполнять утреннюю работу по хозяйству: топить печь, готовить еду скотине и кормить её, выгонять коров в поле, готовить завтрак всей семье. Мать мечтает о том времени, когда её работящий сын встанет рано и пойдет на «веселую страду».

6 экскурсовод. Одним из главных персонажей колыбельных песен является кот, котик. В старину верили, что если сначала положить в колыбельку кота, а затем ребенка, то дитя всегда будет хорошо спать. Поэтому котика часто призывали прийти и покачать ребенка. Кот становится и первым объектом наблюдения для ребенка – живет в избе, привлекает внимание своими движениями, инривостью, мягкой шерсткой. Он изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками:

Котик, коток,

Серый хвосток,

Шейка твоя белогорлистая.

Воспринимая кота как помощника, матери зовут его ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «папы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост в великий пост», «сошьем тебе чоботы по самые животы», «хвостик вызолочу, лапки высеребрю»

Персонажами колыбельных песен могут становиться и птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. В песнях рассказывается, как голуби прилетают на колыбель ребенка и думают о том, чем бы его накормить, напоить, утешить и порадовать:

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Прилетели гуленьки,

Сели возле люленьки.

Они стали ворковать,

Диме спать не давать.

Ой вы, гули не воркуйте,

Дайте Димушке поспать.

Какие тут слова ласковые подобраны: «гуленьки», «люленьки»! И звучат-то они особенно – плавно, нет резких, взрывных сочетаний.

В колыбельных песнях также встречается персонаж, которым пугают ребенка. В русском крестьянском быту им может стать и медведь, и «серый волк», и «бука», и другие страшные для ребенка существа:

Придет серенький волчок,

Схватит Катю за бочок,

Утащит её в лесок, закопает во песок.

Станут Катеньку искать, [pic]

По болотам, по мохам…

- Большую известность получил мультипликационный фильм «Колыбельные мира», созданный режиссером-аниматором Елизаветой Скворцовой. Он состоит из серии трехминутных роликов, где колыбельные разных народов звучат на родных языках. Анимация выполнена в стилистике художественного творчества соответствующего народа. Русские колыбельные представлены песней «Зыбаю, колыбаю, отец ушел за рыбою…», которую вы сегодня услышали. Я предлагаю вам послушать еще две колыбельных песни (прослушиваются грузинская и украинская колыбельные).

МИНИ-КОНЦЕРТ. Исполнение колыбельных песен учениками 5 класса

[pic] [pic]



  1. Стадия рефлексии. Подведение итогов урока.

Цели этапа урока: помочь осмыслить и обобщить полученную информацию; выявить отношение к изучаемому материалу.

-Кто основные герои колыбельных песен? (Дети отвечают).

- Как отразился в колыбельных песнях быт крестьянской семьи? (Дети отвечают).

Колыбельные песни входят в детский фольклор. Это понятие уже изучалось нами, поэтому уточним этот термин – устное народное творчество. Обратимся к определению – детский. Детский фольклор – это произведения устного народного творчества, созданные для детей.

- Вспомним, какие жанры детского фольклора вы уже знаете? У каждого из вас листочки с названием жанров фольклора, вы должны найти среди них жанры детского фольклора и повесить их на дерево.





[pic]







(Дети работают и определяют: потешки, прибаутки, заклички и приговорки, дразнилки, поддевки, скороговорки, считалки)

- Знаете ли вы подобные произведения? Какие?

(Дети приводят примеры)

- Я прочитаю вам прибаутку, а вы определите, как она соотносится с нашей сегодняшней темой?

По двору-подворью

В добром здоровье

(Дети отвечают: «Здоровье – это то, чего каждая мать желает своему ребенку»)

Домашнее задание:

Соотнести детский фольклор с жанровыми сценками, изображенными на живописных полотнах русских художников. Ваша задача – озвучить картины (Можно взять репродукции картин И.Прянишникова «В засаде», Н.Кошелева «Утро в деревне», М.Игнатьева «Няня», Г.Михайлова «Игра в жмурки», К.Лемоха «Родительская радость»).