Урок литературы в 5 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


5 в класс___________________

Тема: А. С. Пушкин.Слово о поэте.. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

Цели урока:

Образовательные: 1) Формирование представлений о многообразии творчества А. С. Пушкина. 2) Изучение литературоведческого материала по теме «Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Развивающие: 1) Развитие умения применять полученные знания, умения и навыки в нестандартных учебных ситуациях. 2) Развитие логического мышления, внимания, памяти. 3) Формирование творческого подхода к изучению литературных произведений.

Воспитательные: 1) Воспитание интереса и любви к русской литературе, к творчеству А. С. Пушкина.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Артикуляционная разминка
3. Детство А. С. Пушкина. Годы учения
      Готовясь к уроку, учитель должен особое внимание обратить на оформление класса и по возможности на музыкальное сопровождение.
      Начнем занятие с обращения к детям:
      — Что вы знаете о жизни Александра Сергеевича Пушкина?
      — Какие произведения великого поэта вы читали?
      Не будем спешить заканчивать эту беседу: детям всегда приятно обнаружить, что они знают о чем-то достаточно много, а учителю важно, чтобы новые сведения легли на подготовленную почву. Обязательно поощрим детей, которые активно участвовали в беседе, скажем, что рады тому, что пятиклассники уже так много знают о Пушкине.
Чтение статьи учебника
      Учитывая, что детям необходима частая (в разумной мере) смена видов деятельности на уроке, перейдем к чтению вступительной статьи учебника об А. С. Пушкине
 (с. 87—88). Сначала ученики читают эту статью целиком, а затем по абзацам, составляя при этом ее план и отвечая на вопросы, включенные в текст статьи.
      В разделе учебника «Справочные материалы» помещен краткий очерк «Село Захарово» о государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина Захарово — Большие Вяземы 
(с. 300—301). Очерк дополнит представление о детстве поэта.
      Рассказ о годах учения поэта в Лицее включен составителями программы в учебник 6 класса, поэтому после слов о том, что Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, скажем, что в следующем классе мы узнаем о годах учебы Пушкина в Царскосельском лицее.

4. Стихотворение «Няне»
      Стихотворение читает учитель.

      
Беседа
      Для беседы можно использовать вопросы учебника 
(с. 89). Дети последовательно читают вопросы, уясняют себе их смысл и затем находят ответы.
      — Кому посвящено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их. 
(1-й вопрос.)
      Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
      Поэт употребляет ласковые обращения:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

      Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха.
      — Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни? 
(2-й вопрос.)
      Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?
      — Как вы понимаете следующие слова и выражения...? 
(3-й вопрос.)
      Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
      «Подруга дней моих суровых...» — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
      «Давно, давно ты ждешь меня...» — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
      «Горюешь, будто на часах...» — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
      «Глядишь в забытые вороты...» — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. 
В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительноговорота.
      «Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь...» — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
      — Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца? 
(4-й вопрос.)
      В этом вопросе говорится о метафоре. Подробно эта тема рассматривается в 6 классе, но уже в этом году дети будут постоянно сталкиваться с метафорой. Поэтому по ходу работы поясним и запишем в тетради:

      
Метафора — скрытое сравнение.

      Поясним, что обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов 
как, будто, словно, как будто. В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «...Задрожало зеркало затона...» — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.
      Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:
      — сравнение: «горюешь, 
будто на часах»;
      — эпитеты: «в 
забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
      — метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // 
Теснят твою всечасно грудь...»;
      — противопоставление (антитеза): 
светлый — черный («ты под окном своей светлицы» — «на черный отдаленный путь»).
      Беседу завершим выразительным чтением стихотворения (прочитают его несколько детей).

  
5. «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок
      Текст отрывка сначала читает учитель. Так как дети стремятся текст, который они помнят наизусть, проговаривать вместе с учителем, нужно сначала заключить с пятиклассниками маленький договор: прочитать текст отрывка смогут все желающие, но только после того, как они молча послушают чтение учителя. Вслед за С. Я. Маршаком подчеркнем еще раз важность «четкого, толкового, верного ритму чтения» 
4.
      Затем можно прочитать текст отрывка коллективно, а потом приступить к чтению по частям, осмысливая картины, нарисованные поэтом, проводя словарную работу и работу над выразительным чтением, обращая внимание на звукопись (термин не вводим).
      — Как вы себе представляете место, которое описывает автор?
      Используем прием словесного рисования.
      — Что такое 
лукоморье? Как вы понимаете смысл этого слова?
      По ходу работы слова, требующие особого внимания, записываем на доске и в тетрадях, по необходимости выделяя корень слова, подбирая однокоренные слова.

Лукоморье, лук, излучина, лука.
«...
Златая цепь на дубе том...»

      — Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит: «златая цепь»?
      Постараемся, чтобы дети услышали торжественность слова 
златая, почувствовали аромат старины, исходящий от этого звучания.
      — Какое еще слово в первых шести строчках кажется нам старинным, редким?
      Обратим внимание на звукопись в строке: «...Все ходит по цепи кругом...» (звук [о]), на артикуляцию в словосочетании «песнь заводит».
      — О каких чудесах, необыкновенных героях вы знаете из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев. 
(1-й вопрос, с. 90.)
      В народных сказках происходят самые разные чудеса. Лягушка может превращаться в Василису Премудрую, волк — в златогривого коня и в царевну, лента — в реку, гребень — в частый лес. Мальчик Иванушка превращается в козленочка, Марьюшка — в уточку. Появляется персонаж, которого нет: Сват Наум, или руки, которые выполняют нужные работы. Баба-яга со своей избушкой и летающей ступой — это одно из самых удивительных чудес. Животные в сказках умеют разговаривать, помогать людям в нужный момент, как медведь, заяц и утка, которых пощадил Иван-царевич. Волшебные предметы помогают людям или нечистой силе, например, волшебный клубочек указывает героям путь, золотое блюдечко с золотым яблочком позволяет увидеть, что происходит с героями, которые находятся далеко, серебряное донце и золотое веретенце помогают отвлечь внимание злой царицы.
      — Как вы представляете себе лешего, русалку? Где вы встречались с этими персонажами?
      — Что значит выражение «на неведомых дорожках»?
      Можно обратить внимание на сноску в учебнике. Возможно, дети увидят корень слова 
неведомый самостоятельно.
      «...Избушка там на курьих ножках // Стоит без окон, без дверей...»
      Аллитерация: шипящие, свистящие, задненебные.
      — Кто живет в избушке на курьих ножках? В каких сказках мы встречаем Бабу-ягу?

«...Там лес и дол видений полны...»

      — Что такое дол? Почему автор не употребляет, например, слова долина?
      — Как вы представляете себе видения, которыми полон дол?
      Обратим внимание учеников на повторение звуков [о] в сочетании с сонорными [л], [лн]: 
дол, полны. Эти звуки придают строке таинственность и торжественность.
      Следующие две строки важно визуализировать в сознании детей: «о заре прихлынут волны» прочитаем так, чтобы передать поднимающуюся над берегом округло загибающуюся полную волну; следующую строку читаем так, чтобы дети услышали убегающую назад, потерявшую силы волну, шуршащую по песку: «песчаный и пустой» (однако не стоит утрировать). 
O заре — поэт употребляет устаревший в наше время в форме предложного падежа предлог о (использовавшийся в отличие от предлога на предложного падежа).
      — Что добавляет в картину лукоморья выражение «о заре прихлынут волны» и слово 
брег!
      Хорошо, если ученики соотнесут слова 
златая, брег, а затем и чредой с полнозвучными словами:

Брег, берег, бережок.
Златой, золотой.
Чреда, череда, очередь.

      «...И тридцать витязей прекрасных...»

      При отработке выразительного чтения обратим внимание на звук [р], придающий строкам твердость.
      — В какой сказке Пушкина вы читали об этих витязях?
      Хорошо, если в словах: «...Там королевич мимоходом // Пленяет грозного царя...» — дети услышат тонкую иронию: что это за грозный царь, которого пленили «мимоходом», т. е. легко, не тратя на это специальных усилий? Но это сказочный мир, и в нем возможно все.
      — О каком произведении Пушкина нам напоминают строки:

...Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря... ?

      — Как вы понимаете выражение «царевна тужит»? Подберите синонимы к слову тужить.
      «...Там ступа с Бабою-ягой // Идет, бредет сама собой...»
      — Что такое 
ступа? Как вы себе представляете эту картину?
      Аллитерация: глухие и звонкие взрывные (губно-губные и зубные) согласные создают впечатление спотыкающихся, но размеренных шагов.
      — Как вы понимаете выражение «царь Кащей над златом чахнет»?
      Аллитерация: [ца], [кащ], [а], [зла], [чах].
      — Для каких произведений характерна такая концовка: «И я там был, и мед я пил...»?
      Автор словно выступает очевидцем событий, включая слушателей и читателей в круг причастных к этой тайне.
      Предварим замечанием распространенную ошибку учеников при чтении отрывка: «...Под ним сидел, и кот ученый...» — надо сделать длинную паузу после слова 
сидел, иначе получается, что сидел не автор, а кот.
      Учитель может предложить школьникам особо остановиться на описании картин, возникающих в воображении слушателей и читателей 
(3-й вопрос, с. 90—97). Ответы учеников могут быть такими:
      Когда мы читаем: «там леший бродит», то представляем себе косматого сгорбленного старика, покрытого корой, с горящими глазами, с клюкой. Он бродит по лесу без дорог. «Следы невиданных зверей — огромные, отчетливо отпечатанные в земле следы, похожие на отпечатки копыт и птичьи следы одновременно. В вечернем сумраке по долине и по лесной чаще скользят светящиеся тени, как привидения, похожие на людей и животных. Через лес течет река, она впадает в море. В море прозрачная вода. Иногда она бурлит, и из нее выходит отряд витязей в кольчугах и шлемах. Они охраняют берег от водяных чудовищ. Королевич такой сильный, что он может мимоходом, т. е. легко, без напряжения, взять в плен грозного царя. Царь Кащей тощий, нос у него крючком, он сидит на коленях над сундуком с золотыми монетами в темном подземелье. Горит свечка, и он считает монеты, а руки у него трясутся от жадности.
      — Рассмотрите иллюстрацию палехских художников Б. Парилова и В. Дудорова к этому отрывку на форзаце учебника. Нравится ли вам этот рисунок? Найдите персонажей того сказочного мира, который создает Пушкин. Вспомните строки, которые относятся к этим персонажам.
      Завершая комплексную работу над текстом, можно еще раз прочитать его коллективно.

 
6.Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка «У лукоморья дуб зеленый...» или стихотворения «Няне» — для менее подготовленных учеников.
      Подготовить рассказ об А. С. Пушкине, опираясь на статьи учебника и самостоятельно прочитанные книги.
      
Индивидуальное задание
      Нарисовать иллюстрации к отрывку «У лукоморья дуб зеленый...».


5 в класс_____________________

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока:

1.Раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;

2.Продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

3ормирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).


2. Слово учителя.

Учитель:

-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.


3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.


4. Объяснение нового материала.

1. Работа с текстом.

Беседа.

Учитель:

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученики: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда на экране):

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный


Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

2. Анализ художественного произведения.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?

Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.

Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель:

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель:

- На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.


5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.

Учитель:

-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки выучите наизусть.


6.Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи и анализ рисунков ребят.

Выставление и комментирование отметок.














5в класс______________________

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм.

Цели урока:

1.Познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам.

2.Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.

3.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи, способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитание чувства сострадания и милосердия ко всему живому на земле.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Царь с царицею простился.
В путь-дорогу снарядился...

      Кто из русских людей не продолжит этой сказки? С раннего детства вслушиваемся мы в чарующие строки, в зрелом возрасте с любовью и наслаждением читаем детям и внукам старинную историю о завистливой мачехе и красивой падчерице, о влюбленном королевиче и о счастливой свадьбе в конце.
      Чтобы раскрыть обаяние сказки перед учениками, важно по-новому посмотреть на знакомый текст, самому вновь пережить ощущение открытия. Всмотримся в образы этой сказки, вслушаемся в речь героев, проживем их жизнь. Героини сказки Пушкина, в отличие от образов традиционной народной сказки, не умещаются в типичную схему «добрый — злой». Они именно героини, даже если о них сказано несколько строк, они самобытны и психологически достоверны. Вместе с учениками откроем эту сказку для себя.
3.Беседа по сказке.
      Беседу по сказке мы начнем с вопроса:
      — Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной?
      Ученики ответят, что это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной. Обратимся к 3-му вопросу учебника 
(с. 108):
      — Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
      Ученики отвечают, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
      В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».
      Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
      — Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
      Дети ответят, что все пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм (как правило, пятиклассники уже знакомы с этими понятиями). Чтобы в ходе анализа сказки мы могли свободно говорить о ритме и рифме, обратимся к повторению, углублению этих понятий на начальном этапе урока.

 
4.Работа над темой урока.Чтение статей учебника
      Найдем учебную статью «Рифма, способы рифмовки» 
(с. 110), прочитаем ее, выпишем основные понятия в тетрадь.
      Чтобы дать понятие об отличии стихотворной и прозаической речи, мы можем провести беседу с учениками и записать определение ритма по учебной статье «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» 
(с. 111—112).
      — Приведите примеры ритма в жизни.
      — Какое прозаическое произведение мы записывали как стихотворение, потому что чувствовали в нем ритм?
      Ученики вспомнят отрывки из сказки «Царевна-лягушка» и подтвердят: иногда в прозе тоже бывает ритм.
      — Чем отличается ритм прозы от стихотворного ритма?
      Достаточно того, что ученики услышат, что стихотворный ритм более четкий. Изучение размеров стиха предусмотрено программой в 6-м классе, но в качестве пропедевтики мы можем дать детям почувствовать, что есть стихи, которые соответствуют, например, тиканью часов или маршу солдат (двусложные размеры); есть такие стихи, которые можно петь под ритм вальса, на раз-два-три (трехсложные размеры).

      
Информация для учителя
      «Ритм создает определенное настроение, окрашивает стихотворение или отрывок единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в таких стихотворных отрывках. Как подчеркивает он характеры героинь?» 
(с. 95). Следует ответить на этот вопрос учебника. Дети ощущают размер стиха как его ритм. Преждевременно говорить о том, что сказка А. С. Пушкина написана хореем. Возможно, стоит сказать здесь о разности интонаций при характеристике царевны и царицы, а во время непосредственного чтения текста еще раз подчеркнуть это.
      Итак, в тетради останется несколько небольших записей:

      Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
      Ритм — повторение однозначных явлений через равные промежутки времени.
      Прозаическая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.
      Стихотворная речь — речь, подчиненная ритму.


5. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)
      Мы предлагаем как путь изучения сказки чтение текста по эпизодам, обсуждение содержания, сплавленное с наблюдениями над лексикой, интонацией, ритмом и работой над выразительным чтением. Одновременно можно составлять план сказки, озаглавливая выделенные эпизоды.
      Ход работы может быть таким: один ученик читает эпизод сказки, класс дает этому эпизоду название, записывает в тетради, обсуждает с помощью вопросов, предлагаемых учителем. В завершение работы другой ученик читает этот же эпизод, но уже с учетом того, о чем говорилось при обсуждении. Наметим эпизоды и возможное содержание разговора.

      
Эпизод первый. «Царь с царицею простился...»
      — Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы? 
(4-й вопрос, с. 108.)
      Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.
      Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Мы слышим в этих стихах незатейливую песню простой русской женщины, которая и женой-то не успела побыть, как любимый муж оставил ее одну, уехал в путь-дорогу.
      С апреля до сочельника
5 проходит девять месяцев. Протекла весна веселыми ручьями, прошумело лето зеленой листвой, сжала хлеб с полей хозяйской рукой осень. Но для молодой царицы все «пусто в поле».
      Милый уехал — снег еще лежал, милый вернулся — снег уже лежит. И словно не было других времен года, была только белая, нескончаемо тоскливая зима. Как точны пушкинские слова о том, что «очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи». Ведь глаза действительно болят, когда долго смотришь на сверкающий под солнцем снег!
      Совершенно нетипично употребление эпитета «белая» со словом «заря». Заря обычно бывает 
яснойрумянойалойБелым в народной поэзии называют день. Для молодой царицы, ожидающей возвращения мужа, даже зори выцвели, поблекли, побелели.
      Представьте себе страдание отца и мужа, который скачет, извещенный о близких родах, обнять свою жену и увидеть ребенка, а застает в царицыном тереме смерть!
      Обращаем внимание на повторы: «в путь-дорогу», «ждет-пождет», «царь-отец»; на слова и выражения с фольклорной стилистической окраской: «снарядился», «инда очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи; // Не видать милого друга!», «белешенька земля», «тяжелешенько вздохнула», «издалеча... // Воротился...».

6.Подведение итогов урока.

7.Домашнее задание._____________________


5 в класс________________________

Тема: Написание сочинения «Мои любимые сказки А. С. Пушкина».

Цели урока:

Образовательные цели:

  • Обобщить и дополнить знания учащихся, которые 5-классники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина;

  • Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

  • Учить детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуаций общения;

  • Организовать работу так, чтобы способствовать поиску новых, ранее не замеченных деталей, для того, чтобы в конечном итоге прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного;

  • Осуществить интегрированную связь уроков русского языка, этики, музыки, живописи.

Развивающие цели:

  • Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;

  • Развивать навыки выразительного чтения;

  • Развивать память, связную монологическую речь учащихся;

  • Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей детей;

Воспитательные цели:

  • Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к пушкинским произведениям;

  • Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;

  • Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;

  • Воспитывать чувство прекрасного;

  • Привлечь к работе на уроке всех учащихся.

Эпиграф к уроку:

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин


Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Вступление. Видеосъёмка портрета А.С. Пушкина (Презентация №1, слайд№1), детских рисунков на фоне мелодии М.И.Глинки «Руслан и Людмила» (Сады Черномора).

3. Слово учителя:

Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” - и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” - изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы.

- Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими. (слайд №2)

4. Чтение учеником стихотворения «У лукоморья»

5. Слово учителя.

А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.

Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми.

- А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?

(Примерные ответы учеников: восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…)

Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра. (слайд №3)

6. Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”.

7. Слово учителя: (слайд №4)

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку: «Что за прелесть эти сказки!». Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. 

- Кто такая была Арина Родионовна? (слайд №5)

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне».

8. Ученик читает стихотворение «Няне»

9. Слово учителя.

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией. Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку. (слайд №6)

10.Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»

11. Слово учителя. (слайд №7)

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…


12.Написание сочинения «Моя любимая сказка А.С.Пушкина.»


13. Подведение итогов. Выставление оценок.

Слово учителя.

Молодцы! Многих героев сказок узнали.

- Понравился ли вам наш урок?

- Интересны пушкинские сказки?

- Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»









5 в класс_________________

Тема:

Цели урока:

1.Осмыслить содержание сказки;познакомить учащихся с литературоведческими терминами сравнение и антитеза;

2.Развивать умение делать сопоставительную характеристику героев сказки;развивать связную речь учащихся.

3.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи, способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитание чувства сострадания и милосердия ко всему живому на земле.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию темы.

Учитель Ребята, были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вы искренне мечтали о волшебстве, чудесах?

Каждый из нас с вами верит в то, что все буде хорошо, добро победит, а зло будет наказано. А в каких произведениях так всегда случается?

Ученик В сказках.

Учитель Запишите тему урока «Основные образы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина».

А какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Ученик Мы продолжим знакомство со сказкой, особое внимание обратим на основные образы в произведении, выделим в них общие черты и различные.

Учитель Сначала ответьте на несколько вопросов, которые подготовила группа учащихся на основе материала, изученного на предыдущем уроке.

Учащиеся

1)В каком году родился А.С.Пушкин? (1799 год)

2)Расскажите о его родителях. (Отец – отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать – Надежа Осиповна – внучка любимца Петра Первого арапа Ганнибала.)

3)Благодаря кому из-под пера Александра Сергеевича вышло огромное количество сказок? (Благодаря няне Арине Родионовне Яковлевой.)

4)Что такое сказка? Дайте определение жанру. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)

5)Какие вы знаете виды сказок? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)

6)Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка – это обработанная автором народная сказка.)


3. Проверка домашнего задания.

Учитель А теперь проверим, какой план развития сюжета сказки вы составили дома.

Учащиеся План сюжета

1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.

2. «Царь женился на другой».

3. «Но царевна молодая … между тем росла…»

4. «А царевна всё ж милее…»

5. «… вот чернавка в лес пошла…»

6. «Будь нам милая сестрица».

7. «Царица злая … положила иль не жить, иль царевну погубить».

8. «… нищая черница ходит по двору с клюкой…»

9. «В руки яблочко взяла».

10. «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»

11. «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет».

12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».

13. «Лишь её похоронили, свадьбу тотчас учинили».


4. Работа по новой теме

Учитель Какие вы знаете композиционные приёмы сказок?

Учащиеся Присказка, зачин, концовка.

Учитель Есть ли в «Сказке о мёртвой царевне…» традиционная присказка: «Это не сказка, не присказка, сказка будет впереди», «Начинается, начинается добрая повесть от Сивка, от Бурка, от вещего Каурка»?

Ученик Нет

Учитель О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории?

Ученик Царь уехал, а царица его ждёт, через 9 месяцев рождается дочь, возвращается царь.

Учитель Какой предстаёт перед нами мать царица? Соберём материал для характеристики по тексту.

Ученики

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи (инда – даже)

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалече наконец

Воротился царь-отец.

Учитель Итак, запишем в тетрадь, какой предстаёт царица - родная мать царевны.

Ученик Царица – мать царевны – верная жена, любит мужа, с нетерпением ожидает его возвращения.

Учитель А теперь обратимся к образу царицы-мачехи. Кто такая мачеха?

Ученик В толковом словаре читаем: «Мачеха – жена отца по отношению к его детям от первого брака.

Учитель В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую бы хотела извести мачеха?

Ученик «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка».

Учитель Теперь наша задача усложняется. Мы не просто соберём материал, для характеристики мачехи, но и сравним её с царевной-падчерицей.

Ученик Ассистент, работавший с литературоведческим словарём, диктует.

Запишем в тетрадь термин: «Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении содержится то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнить – найти черты сходства и различия».

Итогом сравнительной характеристики станет таблица, которую мы будем заполнять в процессе работы над образами. (Приложение 1)

Царица

Царевна

Общие



Черты различия





Учитель Какая внешность у царицы-мачехи?

Ученик

молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла…

Учитель Что в описании царицы вызывает восхищение?

Ученик Это внешняя красота.

Учитель Почему эта красота не радует окружающих?

Ученик За внешней красотой скрывается злой, упрямый, сварливый характер мачехи.

Учитель Найдите глаголы, с помощью которых А.С.Пушкин характеризует царицу, рассказывая об общении её с зеркальцем.

Ученики читают по ролям диалог, в котором зеркало хвалит царицу.

Отмечают глаголы: «красуясь, говорила»; «хохотать», «пожимать», «подмигивать», «прищёлкивать», «вертеться», «подбочась», «гордо глядясь».

Учитель А теперь посмотрим, какая царица, когда зеркало говорит правду.

Ученики показывают инсценировку эпизода, когда зеркало говорит правду. Действующие лица: царица-мачеха, зеркало, автор.

Ученики отмечают глаголы: «отпрыгнет», «замахнет», «хлопнет», «притопнет».

Учитель Какой предстаёт мачеха? Запишем в колонку «Черты различия».

Ученик Мачеха злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, надменная. У неё нет настоящих друзей, и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила», не прощает истины.

Учитель Как отмстила мачеха царевне и что подтолкнуло её к этому?

Ученик Мачеха приказала чернавке отвести царевну в лес. А подтолкнула её к этому «чёрная зависть» - злостная, коварная, преступная.

Учитель Чем закончится история злобной мачехи? За что она была наказана?

Ученик «Тут тоска её взяла и царица умерла». Наказана она за жестокое сердце.

Учитель Запишем в тетрадь: царица «жестоксердная».

Учитель Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?

Ученик Да, они внешне обе очень красивы, но царевна ещё красива и внутренне.

Учитель Запишем в таблицу «черты сходства»: царского происхождения, красивые внешне, умные.


Мы много читали, писали и нам нужно отдохнуть. Физкультразминка.


Для того чтобы дать характеристику образа царевны, мы выполним поиск материала по группам. Каждая группа отбирает материал по одному пункту плана, который распечатан на отдельных листах. (План характеристики образа в приложении 2.)

1 группа Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала… (трудолюбивая)

От зелёного вина отрекалася она;

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила… (благовоспитанная, сдержанная)

«…Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы и умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей». (верна жениху)

2 группа Отношение к царевне других персонажей сказки:

1) Чернавки:

Та (Чернавка), в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, Бог с тобой».

А сама пошла домой.

2) Пса Соколки:

Вдруг сердито под крыльцом

Пёс залаял…

Но с крылечка лишь сошла,

Пёс ей под ноги - и лает,

И к старухе не пускает,

Лишь пойдёт старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху…

Прямо яблочко летит…

Пёс как прыгнет, завизжит…

И с царевной на крыльцо

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось!..

3) Семи богатырей:

Братья милую девицу

Полюбили…

Перед мёртвою царевной

Братья в горести душевной

Все поникли головой…

4) Королевича Елисея:

Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой…

Нет как нет! Он горько плачет.

Тёмной ночки Елисей

Дождался в тоске своей…

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой…

3 группа Поведение царевны: 1)в тереме богатырей;

2)по отношению к окружающим её людям.

1) В тереме богатырей:

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку…

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни.

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

2) Отношение царевны к Чернавке:

«Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя!»

Отношение царевны к семи богатырям:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Отношение к нище чернице (монахине):

«Постой,

Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко, -

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

4 группа Отношение автора к героине.

С любовью присматриваясь к героине, Пушкин показывает как её внешнюю («белолица, черноброва»), так и внутреннюю красоту («нраву кроткого такого», «красавица душа»), подчёркивает трудолюбие, внутренне достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность, верность, внутреннюю бесхитростность, доброту. Не случайно для поэта он «царевна молодая», «моя душа».

Учитель Итак, сделаем запись в таблицу. Какая царевна?

Ученик Царевна добрая, бескорыстная, скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, простая, добродетельная.

Учитель Каких черт больше, сходства или различия? Какой приём помогает раскрыть эти образы?

Ученик Больше различий, то есть образы противопоставлены.

Учитель Запишем в тетрадь ещё один термин из литературоведческого словаря.

Ученик Ассистент, работавший с литературоведческим словарём. «Антитеза – противопоставление слов, образов, понятий.

Учитель Дайте устную характеристику одного из образов, используя записи в таблице и примеры из текста.

Ученики отвечают.

4. Работа с иллюстрациями. Насколько ваши рисунки соответствуют нашим представлениям о героях? (Устное словесное рисование.)

Чему научила вас это сказка?

5. Кроссворд (готовила группа более сильных учащихся). (Приложение 3)

6. Итог урока, выставление оценок.

7. Домашнее задание:

1)выразительное чтение наизусть (по вариантам) обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру;

2)выучить термины;

3)устная характеристика образов (по выбору).

Рефлексия. (Заполнение листа-опросника). (Приложение 4)


Приложение 1.

Сравнительная характеристика образов царицы-мачехи и царевны


Черты

Царица

Царевна

Общие


Царского происхождения, красивы внешне, умны

Черты различия

злая

завистливая

гордая

своенравная

ленивая

грубая

надменная

жестокосердная



добрая

бескорыстная

скромная

кроткая

трудолюбивая

вежливая

простая

добросердечная


Приложение 2

План характеристики образа царевны

1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2. Отношение к ней других персонажей сказки:

А) Чернавки;

Б) пса Соколки;

В) семи богатырей;

Г) королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

А) в тереме богатырей;

Б) по отношению к окружающим её персонажам.

4. Отношение автора к героине.



Приложение 3. Кроссворд.

Ответив на вопросы по горизонтали, получите название волшебного предмета из сказки.

1.»Чёрной …полна». (Зависти)

2. Имя королевича. (Елисей)

3. Кто повёл в лес царевну? (Чернавка)

4. Должность возлюбленного царевны. (Королевич)

5. В каких родственных отношениях были богатыри? (Братья)

6. К кому обращены слова «Ты ходишь круглый год по небу»? (Солнце)

7. Кличка собаки? (Соколко)

8. Волшебный предмет в сказке? (Зеркало)


1 З







2 Е






3


Р







4 К









5


А





6


Л






7

О








Приложение 4. Лист-опросник.

1.Что вызвало интерес во время урока?

2. Моя активность. Оцените по пятибалльной шкале.

3.Положительный момент урока.

4. Негативный момент урока.

5. Поставьте себе сами отметку за работу на уроке.

6. Что из урока пригодится вам в жизни?

5 в класс______________

Контрольная работа по творчеству Крылова И.А. и Жуковского В.А.

Цели урока:

1.Проверить знания учащихся по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина;

2.Развитие навыков выразительного чтения наизусть;

3.Воспитание интереса к урокам литературы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

-На дом я вам задала повторить материал, пройденный на предыдущих уроках. Еще раз «пробежаться» по страницам учебника, обращая внимание на творчество И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, повторить выученные наизусть стихотворения. Я надеюсь, что вы подготовились к уроку.


3.Контрольная работа.


Вариант 1.

Часть 1. Правильный ответ -1 балл. Всего – 10 баллов.

  1. Какой факт не относится к биографии И.А.Крылова?
    а) он знал основные европейские языки и к 50 годам выучил древнегреческий язык;
    б) из-за трудных домашних условий ему в 18-летнем возрастепришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях Твери;
    в) прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», он вскрикнул :»Вот у нас настоящий поэт!»

  2. На какое дерево взгромоздилась Ворона в басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица»?
    А) на ель Б) на дуб В) на сосну

  3. Какая басня И. А. Крылова является откликом на события войны 1812 года?
    А) «Свинья под дубом» Б) «Волк на псарне» В)«Ворона и Лисица».

  4. В басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом» заканчивается так:
    Невежда также в ослепленье 
    Бранит науки, и ученье,
    И все учёные труды,
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
    Кто такой невежда?
    А) малообразованный человек, а также человек, не сведущий в какой-нибудь области;
    Б) грубый, невоспитанный человек;
     
    В) глупый человек.

  5. Как звали царя в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна»?
    А) Берендей Б) Матвей В) Елисей

  6. Какое растение запретил сеять царь в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна»?
    А) клевер Б) лён В) люцерну.

  7. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует В.А.Жуковский в приведённых ниже строках из сказки «Спящая царевна»?
    Дни проходят; дочь растёт;
    Расцвела, как майский цвет…
    … от сказки той
    Вспыхнул он
    (царский сын), как от огня…
    А) бессоюзие Б) аллегория В) сравнение

  8. Соотнесите название жанра литературы и его определение.
    А) Сказка 1) краткий стихотворный или прозаический рассказ
    нравоучительного характера, имеющий
     
    иносказательный смысл.
    Б) Басня 2) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит
     
    историческое событие, переданное с острым,
     
    напряжённым сюжетом.
    В) Баллада 3) занимательный рассказ о необыкновенных, часто
     
    фантастических событиях и приключениях.


Часть 2. Правильный ответ 2 балла. Всего – 8 баллов.

  1. Как называется термин, обозначающий иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты?

  2. Какой была двенадцатая чародейка, которую царь не позвал на праздник в честь рождения своей дочери?

  3. От чего проснулась царевна из сказки В.А.Жуковского?

  4. Кто главные герои баллады В.А. Жуковского «Кубок»?


Часть 3. Содержание - максимально 5 баллов. Грамотность – максимально 3 балла. Всего 8 баллов.

  1. Напишите сочинение миниатюру на одну из тем (не менее 30 слов):
    1) Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А.Крылова?
     
    2) Можно ли считать произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» сказкой и почему?
     
    3) В чём состоит безнравственность испытания, устроенного царём своим подчинённым в балладе В.А.Жуковского «Кубок»?


«5» - 23 - 26 баллов

«4» - 19 - 22 баллов

«3» - 14 -18 баллов

«2» - 13 и менее баллов



Вариант 2.

Часть 1. Правильный ответ -1 балл. Всего – 10 баллов.

  1. Какой факт относится к биографии В.А. Жуковского?
    а) он знал основные европейские языки и к 50 годам выучил древнегреческий язык;
    б) из-за трудных домашних условий ему в 18-летнем возрастепришлось работать переписчиком бумаг в губернских канцеляриях Твери;
    в) прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», он вскрикнул :»Вот у нас настоящий поэт!»

  2. Из какой басни извлечена мораль:

Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
А) «Свинья под дубом» Б) «Ворона и лисица» В)«Волк на псарне»

  1. Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Волк на псарне»?
    А)Куликовской битве» Б)Бородинскому сражению В) Отечественной войне 1812 г.

  2. Кто в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица « называл Ворону голубушкой, сестрицей, восхищался её шейкой, глазками, пёрышками, носиком и голоском?
    А) Волк Б) Лисица В)Свинья.

  3. Кто в сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» предсказал царице: «У тебя родится дочь»?
    А) рак Б) ведьма В) витязь.

  4. Благодаря кому или чему царский сын пробрался во дворец через спящих царя и царицу?
    А) благодаря чародейке Б)благодаря старику В) благодаря молитве.

  5. Какое изобразительно-выразительное средство языка (подчёркнуто) использует В.А.Жуковский в приведённых ниже строках из сказки «Спящая царевна»?
    В стойлах, головы склонив,
    Пышны гривы опустив,
    Кони корму не едят,
    Кони сном глубоким спят…
    А) эпитет Б) метафора В) сравнение.

  6. Соотнесите название жанра литературы и его определение.
    А) Сказка 1) краткий стихотворный или прозаический рассказ
    нравоучительного характера, имеющий
     
    иносказательный смысл.
    Б) Басня 2) стихотворение, в основе которого чаще всего лежит
     
    историческое событие, переданное с острым,
     
    напряжённым сюжетом.
    В) Баллада 3) занимательный рассказ о необыкновенных, часто
     
    фантастических событиях и приключениях.


Часть 2. Правильный ответ 2 балла. Всего – 8 баллов.

  1. Что произошло с двенадцатым блюдом во время приготовления к празднику в честь дня рождения дочери царя из сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»?

  2. В сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» употреблено много устаревших слов. Замените данные слова современными: 
    Ланиты – Очи – Чело – Стан –

  3. Как называется термин, обозначающий начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом?

  4. Что произошло с молодым пажом, когда он во второй раз полез в бездну за кубком ( из баллады В.А.Жуковского «Кубок»)?


Часть 3. Содержание - максимально 5 баллов. Грамотность – максимально 3 балла. Всего 8 баллов.

  1. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем (не менее 30-50 слов):
    1) Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А.Крылова?
     
    2) Можно ли считать произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» сказкой и почему?
     
    3) В чём состоит безнравственность испытания, устроенного царём своим подчинённым в балладе В.А.Жуковского «Кубок»?


«5» - 23 - 26 баллов

«4» - 19 - 22 баллов

«3» - 14 -18 баллов

«2» - 13 и менее баллов


IV. Итоги урока.

«Уважение к минувшему - вот черта, отделяющая образованность от дикости» (А.С.Пушкин)







5 в класс__________________

Тема:

Цели урока:

1. Знакомство с героями и сюжетом повести, сочетанием реального и фантастического , трагического и комического. Показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов. Развитие культуры речи, обогащение лексики.

Научить делать характеристику героя (по повести «Заколдованное место»).

2.Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту.

3. Прививать внимательное отношение к слову, уважению к взглядам писателя.



Ход урока.

1.Организационный момент.

2.На прошлом уроке мы обращались к словарю , составленному Н.В. Гоголем. Вернемся к некоторым из них.

( На доске группы слов). Нужно найти «лишнее» и обосновать ответ.(Это было домашнее задание)

  1. Галушка , кухоль, сировец.

  2. Цыбуля, кавул, дерн.

  3. Гумно, левада, курень

  4. Сопилка, рожок, жупан.

(Обоснование идет через текст)

Как вы думаете, почему Гоголь использовал так много малороссийских слов? (Они помогают передать жизнь, лексику жителей Малороссии, любовь к местным обычаям.

3. Беседа по содержанию повести :

- кто является рассказчиком в повести?

\ Дьячок

- По каким приметам узнаем, что история , поведанная дьячком, случилась в прошлом?

\

- Чем запомнился рассказчику дед?

\ Дед был интересный, общительный, гостей любил, танцевал хорошо, веселый, говорливый, любил послушать байки от проезжих.

- Что в воспоминаниях выглядит как реальное событие , а что как фантастическая история?

\ Описание жизни деда – это реальное, а фрагменты о поисках клада-фантастика.

- Сколько раз попадал дед на « загадочное место»? Что случилось в первый и во второй раз? Почему это место так притягивало?

\ (Дед попадал три раза)

Пересказ 1,2 ученика, фрагментов повести

Ребята, есть много легенд и быличек , родственных сюжету « Заколдованного места». Вот послушайте одну из них ( Подготовленный ученик пересказывает « Золотую курушку»)

4.Выразительное чтение фрагмента « Третья ночь поиска клада» )стр. 158-161).

Беседа по содержанию.

- Что общего у фрагмента и былички?

\

-Как использовал Гоголь в фрагменте гиперболу и гротеск?

\

-Страшно ли было читать и слушать историю деда?

\

- В какой момент Гоголь возвращает нас к реальности и мы начинаем смеяться над кладоискателем( ( Ему достался котел с мусором вместо клада).

5.Подводим итоги урока.

Викторина-игра по содержанию

  1. Какое любимое занятие было у деда?(Послушать разные байки от проезжих)

  2. Что случилось однажды , как он пошел плясать?( На одном месте руки-ноги слушаться отказывались).

  3. Где горела свечка? ( На кладбище , это верный знак , что припрятан клад).

  4. Как дед попал в нужное место во второй раз? ( Ударил в сердцах заступом по « Заколдованному месту» , где не плясалось).

  5. Что росло на заколдованном месте? ( Ничего доброго там не росло: «Арбуз -не арбуз, тыква - не тыква , черт знает что такое!»)

6.Д./з Прочитать Иллюстрацию к повести,подробный пересказ.



5в класс__________________

Тема:Сочетание комического,трагического,реального и фантастического.

Цели урока:

1.Знакомство с героями и сюжетом повести, сочетанием реального и фантастического , трагического и комического. Показать мастерство Гоголя в освоении народных сюжетов.

2.Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.

3.Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи, способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитание чувства сострадания и милосердия ко всему живому на земле.


Ход урока.

1.Организационный момент


2. Артикуляционная разминка

3. 
Проверка домашнего задания
      Ученики рассказывают о детстве и начале творческого пути Гоголя. Класс обсуждает и оценивает эти рассказы.

4. «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. Сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического
      
Беседа
      Беседа по повести «Заколдованное место» начинается с выяснения восприятия этого произведения.
      — Понравилось ли вам это произведение? Какие чувства оно вызвало у вас? Что вас удивило, поразило?
      — Верите ли вы, что все случившееся было на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что — реальным?
 
      Именно такая история не могла приключиться на самом деле. Реальным выглядит дед, охраняющий баштан вместе с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и остановились отдохнуть, мать, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали.
      Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.
      — Кто главный герой «Заколдованного места»?
      Главный герой рассказа, который сам автор называет «былью», — дед дьячка ***ской церкви, непосредственного рассказчика.
      — Кто рассказывает слушателям эту историю? В какой обстановке? Ответ подтвердите цитатами из текста.
      Дьячок деревенской церкви рассказывает историю своим односельчанам, уступая их настойчивым просьбам. Начинает свой рассказ он словно бы с неохотой, потом укоряет невнимательных слушателей.
      — Рассмотрите иллюстрации М. Клодта к этому произведению, опишите их. Так ли вы представляли себе пляшущего деда?

 
5.Словесное рисование
      — Как вы представляете себе заколдованное место?
      Ответ может быть таким: «Мне заколдованное место представляется немного иначе. Слева нависает огромная темная скала, справа провал, туда летят камни. В центре из-за скалы выглядывает „мерзостная рожа" с красными глазами, высунула красный язык и дразнит деда. Дед по сравнению с этой харей маленький и испуганный».
      Просим детей представить рисунки, приготовленные ими к уроку. Рассматриваем и обсуждаем эти рисунки.
      — Что в этом произведении вызывает смех, что — горечь?
      — Какие события автор описывает с любовью? Какие черты человеческого характера показывает нам с неприглядной стороны?
      Сделаем вывод, что светлыми красками автор рисует народную жизнь, встречу с чумаками, работу деда на баштане. Автор весело смеется над попытками деда показать, как надо танцевать, над тем, как дед устроил на «проклятом месте» загородку, куда велел кидать все, «что ни есть непотребного». Но за этим смехом мы ясно видим: «легкого богатства» не бывает. Истинно лишь то, что добыто трудом.

6. 
Выразительное чтение произведения
      Учитель прочитает статью учебника «Из воспоминаний современников о Н. В. Гоголе»
 (с. 184—185) и спросит:
      — Как вы думаете, помогло ли Гоголю в литературной работе увлечение театром, умение читать и ставить пьесы, перевоплощаться в самых разных героев?
      Гоголь еще в гимназии увлекался театром. Это увлечение помогло ему писать свои произведения так, как будто не автор говорит о людях, а люди на самом деле рассказывают о себе. Гоголь подробно и красочно описывает место действия, как режиссер, который должен хорошо представлять себе, что находится на сцене. Писатель перевоплощается в своих героев. Нам кажется, как будто дьячок на самом деле сначала отказывается рассказывать свою историю, а потом укоряет слушателей в том, что они невнимательны. Затем автор перевоплощается в испуганного деда и рассказывает уже о том, что тот видел и чувствовал.
      Задача учеников при выразительном чтении и чтении по ролям — перевоплотиться в гоголевских героев. Выберем для чтения два-три эпизода (в зависимости от ресурса времени), например: дед и чумаки; дед выкапывает клад. Второй эпизод читаем по ролям от слов: «Ввечеру, уже повечерявши...» — до слов: «...и как добежал до попова огорода, только тогда перевел немного дух».

 7.Домашнее задание.Пересказ «Вечера на хуторе близ диканьки»