ТРЕЛИ СОЛОВЬЯ – урок по лирике Афанасия Фета.
Этот урок построен как работа в группах с элементами мастерской. Проводить его лучше как вступительный к теме, в качестве первичного знакомства с биографией и особенностями творчества поэта в 10 классе. Рассчитано занятие на стандартную «пару» – то есть на два урока.
В начале занятия ребята делятся на пять или шесть групп, учитель объявляет тему урока. На партах лежат рабочие тетради или листы для записей. Оформление доски, в сущности, не обязательно, потому что на уроке используется много раздаточного материала. Впрочем, портрет поэта, его полное имя и даты жизни не помешают.
Первое задание вполне традиционное для урока-мастерской. Это игра в ассоциации с заданным словом, которое должно служить индуктором к последующим этапам работы. Я предлагаю записать каждому на листе бумаги слово «СОЛОВЕЙ», подобрать к нему ассоциативные ряды по звучанию и значению. Если класс привык к подобным видам работы, то особых затруднений не возникает. Ребята подбирают различные слова, например, может получиться следующий набор: соло, вейся, ловить, олово, ночь, роза, песня, слово, сова. По контрасту может всплыть и такое: осёл, слон на ухо и т.д. Снова по традиции мастерских, ученики могут поделиться подобранными словами, подарить их друг другу, списать, таким образом, увеличивая количество вариаций в собственных записях.
После этого я предлагаю подчеркнуть одно из слов на выбор. Это слово становится названием минитекста, который предстоит написать каждому.
Тексты получаются самые разнообразные, порой непредсказуемые. Например, такие:
ОСЁЛ
Осел – это рабочая скотинка, привыкшая переносить тяжести. Хозяин погоняет его палкой или кнутом, чтобы шел быстрее. Но осёл упрям и может упереться и уже не двигаться с места, как бы на него ни кричали. Наверное, он просто гордый и ему неприятно, что все считают его ослом.
ОЛОВО
Олово – серебристо-серый металл, с которым мы встречаемся редко, только на уроках химии в школе. В детстве я читала сказку Андерсена про стойкого оловянного солдатика. Мне очень понравился ее главный герой, такой мужественный и умеющий любить. Я стала просить маму, чтобы она купила мне оловянного солдатика, но она удивилась и сказала, что в солдатиков играют мальчики, а не девочки. Потом бабушка все же принесла мне набор солдатиков. Но они были не из олова, а из какой-то пластмассы. И их было много, а настоящего Оловянного Солдатика среди них не было. Мне было очень грустно.
РОЗА
Роза – красивый цветок, но у него острые шипы, которые могут поранить. Роза часто обозначает собой гордую красавицу. «Соловей и роза» – это название какой-то старинной сказки или легенды. Соловей по ночам пел для розы песни, но она не хотела его слушать и отвергала его любовь. А вообще-то роза сейчас – самый распространенный в магазинах цветок, так что ничего особенного.
Ребята в группах выбирают самостоятельно, какой текст (один или в крайнем случае два) они прочитают всему классу. Читать больше не удается из-за нехватки времени, хотя по условиям мастерской каждый ее участник имеет право на «обнародование» своего сочинения. Такие приемы, как оформление работ на одном большом листе – создание своеобразного вернисажа – в данном случае, как мне кажется, только отвлекает от дальнейшей работы. Поэтому я предпочитаю просто вслух прокомментировать прочитанные тексты, стараясь одновременно связать их с темой урока. Это не так просто, зато увлекательно. Моим ребятам обычно нравится, как я «выкручиваюсь» из этого положения, а при приобретении опыта подобных занятий некоторые из них сами пытаются как-то оправдать свои опусы, связывая их с теми небольшими знаниями о писателе, которые у них имеются.
В данном случае прокомментирую три приведенных выше текста.
Казалось бы, при чем тут осёл? Тем не менее, стоит вспомнить, с каким упрямством Фет добивался возвращения ему дворянства и фамилии Шеншин – и все становится на свои места.
С розой справиться в данном случае проще всего. Тема любви – ведущая тема в творчестве А.Фета, а многие его стихотворения дают описания ночи в саду, где вполне могут оказаться рядом соловей и роза.
Текст с названием «Олово» сложнее увязать с жизнью и творчеством Фета. Но и здесь можно поговорить об индивидуальности, которую ничем нельзя подменить, или о чувстве разочарования, которое часто приносит жизнь, если какая-либо мечта, сбываясь, теряет свою красочность и обманывает ожидания.
Так или иначе, но некоторый настрой удается создать и можно начинать второе задание.
Выдаю на столы текст – знаменитое стихотворение Афанасия Фета «Шепот, робкое дыханье», одновременно ребята получают листочек с заданием к этому стихотворению.
* * *
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
ЗАДАНИЕ
Выписать слова, передающие
1.Звуки
2.Цветовую гамму
3.Эпитеты (прилагательные)
4.Глаголы
5.Существительные, обозначающие действие
6.Ключевые слова
Не все пункты этого задания просты для выполнения.
Со звуками ребята справляются легко. Составляется ряд: шепот, дыханье, трели.
Цветовую гамму в конце концов тоже определяют. Это задание сложнее, поскольку нужно искать метафоры и скрытое ассоциативное восприятие цвета в некоторых словах. Получается следующее: серебро, свет, тени, дымные тучи, пурпур розы, отблеск янтаря, заря.
Эпитеты: робкое, сонного, волшебных, милого, дымных. Обычно выписывают и слово «ночной», но потом мы решаем, что это прилагательное в полной мере эпитетом назвать нельзя. В нем содержится только указание на время суток, а образной нагрузки мало. Скорее уж в ранг эпитетов можно возвести некоторые существительные: «без конца» (бесконечные во времени тени) или тот же «пурпур розы» (пурпур – не просто цвет, а намек на царственность, к тому же раскатистое «р» здесь тоже не случайно).
Отсутствие глаголов удивляет, но следующий пункт задания как раз и призван подтолкнуть к объяснению этой странности. Действие у Фета передано существительными: шепот, дыхание, колыхание, изменения, лобзания. Даже тех, кто хочет вставить в этот ряд слово «слезы» я не останавливаю, хотя это уже некоторая вольность.
В комментариях, которые получаются по ходу выполнения этого задания мы успеваем поговорить о многом : и о том, как посмеивались некоторые современники над «безглагольностью» Фета, как пытались переставлять строки его стихотворения, доказывая, что никакой разницы нет. Тут же мы доказываем, что стихотворение построено абсолютно точно – последовательность развертывания событий, течения свидания не нарушена и ничего переставлять нельзя. Говорим о том, что время, заключенное в этой миниатюре – целая ночь. Соловей поет поздним вечером, после захода солнца. Ночь, по всей видимости, лунная – иначе ручей бы не серебрился. Затем – «свет ночной, ночные тени» – время длится, и влюбленные наблюдают за изменениями «милого лица». В последней строфе – уже утренняя заря, и лобзания, и слезы» прощания. Цветовая гамма меняется от холодных серебристых тонов и игры светотени до пурпурно-янтарных красок зари.
Третье задание. На листках раздаю текст стихотворения «Жду я тревогой объят».
Жду я, тревогой объят,
Жду тут на самом пути:
Этой тропой через сад
Ты обещалась прийти.
Плачась, комар пропоет,
Свалится плавно листок…
Слух, раскрываясь, растет,
Как полуночный цветок.
Словно струну оборвал
Жук, налетевши на ель;
Хрипло подругу позвал
Тут же у ног коростель.
Тихо под сенью лесной
Спят молодые кусты…
Ах, как пахнуло весной!..
Это наверное ты!
Предлагаю каждой группе выбрать чтеца, который выразительно прочитает это стихотворение. Одновременно все остальные выполняют задание – выписывают из текста самую яркую метафору, сравнение или какой-либо еще троп. Обычно ученики оказываются единодушны и выписывают строчки «Слух, раскрываясь, растет, как полуночный цветок». Предлагаю в группе небольшой конкурс на лучший комментарий-объяснение этого образа. Ребята выполняют задание сначала письменно, затем читают получившиеся комментарии внутри группы, а потом наиболее удачные выносят на суд класса. Результаты, конечно, различные, но общий смысл улавливается верно. Если подытожить все, то может получиться примерно следующее:
Тревога ожидания лирического героя держит его в крайнем напряжении. Эта же тревога передается окружающему миру. Потому и комар «плачется», и лист валится, и жук струну рвет. Прислушиваясь к ночным звукам, лирический герой тоже ощущает себя как бы частью этого мира ночной природы, затаившейся в ожидании. Слух раскрывается, ему внятно то, что не улавливается в обычное время. О подобном состоянии говорил А.С.Пушкин, когда его пророк слышит «и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье». У Фета это проникновение в тайны жизни идет еще глубже. Слух «растет, как полуночный цветок», то есть лирический герой не только слышит окружающие звуки со стороны, но сам сливается с ними. Слух – существительное абстрактное, передающее действие, даже скорее состояние. И это состояние раскрывающегося и растущего цветка, который прилагает усилия, чтобы вырасти, увеличиться еще более, стать более прекрасным и тем самым занять свое настоящее место в мире этой ночи. Кроме того в конце стихотворение появление возлюбленной сравнивается с тем, «как пахнуло весной». И становится понятным, что цветок (слух) раскрывался именно навстречу этому дуновению. Кстати, интересно попробовать объяснить, почему лирический герой пытается уловить появление возлюбленной на слух, а улавливает его вовсе через другие органы чувств. «Пахнуло» – здесь включаются обоняние или осязание, но никак на слух! И в этой нелогичности тоже волшебство непредсказуемости, неожиданности чуда.
Пока представители разных групп читают свои комментарии, все имеют право дополнять свои записи, используя услышанное. В заключение я предлагаю четвертое задание – написать миниатюру о лирическом герое Фета и его переживаниях, пользуясь текстами уже рассмотренных нами стихотворений. Приводить получившиеся тексты я здесь не буду, потому что так или иначе они содержат в разных вариациях повторение того, о чем уже сказано было выше.
На этом и заканчивается первая половина занятия, звенит звонок и просматривать получившиеся миниатюры ребята будут уже в начале следующего урока. В принципе, поскольку все уже в основном сказано, для экономии времени можно и не зачитывать эти сочинения вслух. Или прочитать одно-два просто ради того, чтобы дать необходимый настрой для работы после перерыва.
Пятое задание. Теперь мы приступим к изучению материалов, связанных с жизнью Афанасия Фета. Здесь и получают ребята на столы львиную долю раздаточного материала.
Во-первых, это краткая биография поэта. Можно использовать материал, опубликованный в «Рабочих тетрадях» по литературе для 10 класса, созданных под редакцией Л.С.Фураевой. Можно воспользоваться любой статьей, сделав выборку самостоятельно. Главное, чтобы в этом материале содержались узловые моменты жизни А.Фета, которые объясняют его характер.
Здесь важными я считаю следующие моменты:
1.История незаконнорожденного ребенка, в отрочестве узнавшего, что не имеет право носит имя отца, помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и теряет вместе с этим именем все дворянские привилегии. Последующие попытки выслужить дворянство и многократные неудачи, связанные с новыми государственными указами, отодвигающими все дальше заветную цель.
2.Проза военной службы и литературные знакомства. Сборники 1847 и 1856 годов. Взаимоотношения с журналом «Современник». Противопоставление демократической поэзии Некрасова и «чистой лирики» Фета.
3.Любовь к Марии Лазич и трагическая гибель девушки.
4.1857-60 годы – женитьба на Марии Петровне Боткиной, отставка, погружение в хозяйственную деятельность.
5. Два лица Фета – тонкий лирик и передовой, но жесткий помещик. Успехи и на том и на другом поприще. Разграничение жизни «действительной», построенной на деловом расчете и мира поэзии, в котором царят «вечные чувства». Отказ от политической злободневности в обеих областях своей деятельности.
6.Поздняя лирика Фета, литературная деятельность в 80-е годы, «Вечерние огни».
7.История смерти – хандра, тоска, попытка самоубийства, разрыв сердца.
Во-вторых, ребята получают материалы из воспоминаний современников о Фете, отрывки из писем самого поэта, несколько стихотворных текстов. Этот набор, довольно пестрый, дает представление о жизни и характере поэта более непосредственно, чем готовая статья. Кстати, первоначально я пыталась совсем не использовать эту сводную информацию, но тогда ребята испытывают слишком большие затруднения, пытаясь разобраться в материале. Не имея никакой «путеводной нити». Нужно только чтобы статья о биографии поэта не была слишком подробной и не гасила интерес к остальным материалам.
МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ ФЕТА:
1. * * *
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.
(А.А.Фет, 1884 год)
2. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают…
…Спрашивается, какую же пользу, кроме общей со всеми другими организмами, извлекает человек из области красоты? Целый мир искусств свидетельствует о том, что человек, помимо всякой вещественной пользы, ищет в красоте на свою потребу чего-то другого». (А.Фет)
«Я художник, и вся жизнь моя проходит в том, чтобы искать красоту».
(Л.Н.Толстой)
3. ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА
или ЧИСТОЕ ИСКУССТВО –
название ряда эстетических концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований.
В России идеи и лозунг «Искусство для искусства» в середине Х1Х века были полемически противопоставлены НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ в выступлениях А.В.Дружинина, В.П.Боткина, П.В.Анненкова и других представителей ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КРИТИКИ.
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА –
условное название начального этапа критического реализма в русской литературе 40-х годов Х1Х века. Вслед за Гоголем писатели Н.Ш. сатирически описывали чиновничество, критиковали темные стороны городской цивилизации и жизни деревни, сочувственно изображали «маленького человека», то есть были близки к острейшим социальным проблемам времени. С 60-х годов Х1Х века это название сменилось понятием КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ. Идеологи этого направления в русской критике – Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов – представители РЕАЛЬНОЙ КРИТИКИ, своим предшественником считали В.Г.Белинского.
(выдержки из Литературного энциклопедического словаря, Москва, 1987)
4. * * *
Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;
Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн ласкает ухо,
Он чужд сомнениям в себе –
Сей пытке творческого духа;
Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.
Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…(Н.Некрасов)
5. Петр Ильич Чайковский:
« Считаю его поэтом безусловно гениальным, хотя есть в этой гениальности какая-то неполнота, неравновесие, причиняющее то странное явление, что Фет писал иногда совершенно слабые, непостижимо плохие вещи… Можно сказать, что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг НАШУ ОБЛАСТЬ. Поэтому Фет часто напоминает мне Бетховена, но никогда Пушкина или Гете, Байрона или Мюссе».
Петр Ильич Чайковский:
«Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами СЛОВА. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом. От этого также его часто не понимают… Недаром же Фет, несмотря на свою несомненную для меня гениальность, вовсе не популярен»
6. Николай Тихонравов
(председатель Общества любителей российской словесности):
«Смена настроений связана у вас с переливами света, с волною звуков, со всеми изменениями окружающей и одухотворяемой вами природы».
7. Н.Грот
( председатель Психологического общества):
«…Вы правдиво и тонко передавали мельчайшие оттенки человеческих чувств…и, без сомнения, со временем, когда приемы психологического исследования расширятся, ваши произведения должны дать психологу обильный и интересный материал для освещения многих темных и сложных фактов в области чувствований и волнений человека».
8. Н.А.Некрасов:
«Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не подчерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет».
9. А.А.Фет («Воспоминания», о середине 30-х гг.)
« В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал, находя их бессодержательными».
10. А.А.Фет ( Из письма И.П.Борисову, конец 40-х гг.):
«Могу сравнить свою жизнь (во время службы в Херсонской губернии) среди чудищ разного рода только с грязной лужей, в которой тону нравственно и физически. Через час по столовой ложке лезут разные гоголевские Вии на глаза, да еще нужно улыбаться…
Никогда еще не был я убит морально до такой степени. Я насилую мой идеализм жизнью пошлой и добрался до безразличия добра и зла».
« Как Сизиф, тащу камень счастия на гору, хотя он уже бесконечные разы вырывался из рук моих. Но ехать домой, бросивши службу, я и думать забыл, это будет конечным для меня истреблением».
11. И.С.Тургенев (из письма Фету)
«Переписываться с вами для меня потребность, и на меня находит грусть, если я долго не вижу ваш связно-красивый, поэтически-безалаберный и кидающийся с пятого этажа почерк…Вы человек, которого, не говоря о другом, по уму я ценю выше всех моих знакомых, и который в личном общении дает мне тот другой хлеб, которым, кроме ЕДИНОГО, будет сыт человек».
12. Яков Полонский:
«Что ты за существо – не понимаю…откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные стихотворения…Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не ведомый, а нам, грешным, невидимый, человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный! Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит! Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений…»
13. А.А.Фет:
«Жизненные тяготы и заставляли нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии»
14. Николай Страхов (отзыв на первый выпуск «Вечерних огней», нач. 80-х гг.)
«Не всякому времени дается чувство поэзии. Фет точно чужой среди нас и очень хорошо чувствует, что служит покинутому толпой божеству»
15. А.А.Фет:
«Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает о его существовании. Но пока глаз художника не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там где мы ее не видим или только смутно ощущаем, – он еще не поэт…Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели и чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? Нет. Ступай!»
16. А.А.Фет (из письма жене, М.П.Боткиной, 1873 год)
«Теперь, когда все, слава Богу, кончено, ты представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет…Умоляю тебя никогда его мне не писать, если не хочешь мне опротиветь. Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни? Я отвечу тогда: имя Фет»
17. Предсмертная записка А.А.Фета:
«Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному. 21-го ноября 1892 года. Фет (Шеншин)
18. СПИСОК ОСНОВНЫХ ПЕРЕВОДОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ А. А. ФЕТОМ:
1. В.Шекспир «Юлий Цезарь» и «Антоний и Клеопатра»
2. Гете «Фауст» (обе части)
3. Многочисленные стихотворения Гете, Гейне, Шиллера
4. Шопенгауэр
5. А также переводы из Саади, из Анакреона, Гафиза, Шиллера, Байрона, Шенье, Беранже, Мицкевича и др.
В ТО ЖЕ САМОЕ ВРЕМЯ ЕГО ПЕРУ ПРИНАДЛЕЖАТ СТАТЬИ
«Из деревни», «О вольнонаемном труде», «По вопросу о найме рабочих», «О конном заводе», «О земледельческом деле», написанные с точки зрения интересов нового, жаждущего выйти на рыночный простор помещика-буржуа пореформенного типа.
19. Александр Васильевич Дружинин – Л.Н.Толстому, 1859г.)
«Фет стоит на опасной дороге – скаредность его одолела. Он уверяет всех,что умирает с голоду и должен писать для денег…не слушает никаких увещаний, сбывает по темным редакциям самые бракованные из своих стихотворений, требует «неслыханную цену» (ВЫРАЖЕНИЕ Некрасова) за свои произведения»
20. А.А.Фет (из письма бывшему однополчанину, начало 80-х гг.)
«Я был бедняком, офицером, полковым адъютантом, а теперь, слава Богу, Орловский, Курский и Воронежский помещик, коннозаводчик и живу в прекрасном имении с великолепной усадьбой и парком. Все это приобрел усиленным трудом, а не мошенничеством».
(Фет последовательно приобрел три имения, завел мельницу, конный завод. Он в течение 11 лет занимал также весьма почетную должность мирового судьи.)
21. * * *
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда. Во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой! (А.Фет, 2 августа 1877)
Т.А.Кузминская (Берс) – сестра жены Л.Н.Толстого, была прототипом Наташи Ростовой. Она замечательно пела, в том числе романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Встречами А.Фета с нею навеяно это стихотворение.
Татьяна Андреевна Кузминская (Берс):
«Я никогда не слышала от Фета, чтобы он интересовался чужим внутренним миром, не видала, чтобы его задели чужие интересы. Я никогда не замечала в нем проявления участия к другому и желания узнать, что думает и чувствует чужая душа».
Суть работы с материалами заключается в том, чтобы как можно быстрее просмотреть все тексты, выписать из них то, что кажется наиболее существенным и интересным не столько для знания точных обстоятельств жизни Фета-Шеншина, сколько для лучшего представления о личности этого человека, о его интересах, взглядах и стремлениях. Большую часть второго урока занимает именно эта работа с выданной информацией. По окончании этой работы я даю ребятам следующее задание – каждый должен прочитать из всех своих выписок то, что кажется самым главным или самым ярким, поразительным.
Во время обмена такими репликами и цитатами ребята могут подкорректировать свои записи, обратив внимание на то, что при предшествующей работе, возможно, осталось незамеченным.
После этого разговора я даю итоговое задание – написать сочинение-миниатюру на условную тему «Мое представление о Фете». Название ребята должны придумать сами. Здесь можно ввести игровой элемент. Например, предложить выписать из тех стихов и отрывков из писем Фета, которые лежат на столах, одно существительное и одно прилагательное, отражающие его творчество или характер. Затем сделать названием своего сочинения получившееся словосочетание.
Очень часто случается так, что на выполнение этого задания времени уже не остается. Это не страшно. Лучше не торопиться и более внимательно проработать выданные материалы, а написание сочинения сделать домашним заданием. Конечно, все это противоречит законам мастерской, но я в данном случае и не стремлюсь соблюдать все «правила игры», а отдельные элементы этой методики позволяют сделать урок более живым и интересным для учащихся.
10