Пути анализа эпических произведений
Пути анализа эпических произведений в 5-11 классах имеют отличия, объясняемые возрастом и познавательными возможностями учащихся. При изучении их в школе внимание будет сосредоточено на тех компонентах произведения, которые характерны для эпоса
Учитывая методику работы при изучении прозаического произведения можно выделить основные пути анализа:
- Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работа над эпизодом.
Освоение сюжетно-композиционной основы и художественного мира произведения служит работа над отдельными его частями. Анализируемый эпизод должен приближать героя и автора к читателю, раскрывать проявление отдельного характера в определенных обстоятельствах. В средних классах нужно уделять внимание событийной стороне, в старших — героям и авторской позиции. Для уяснения сюжета и композиции произведения важен анализ эпизода:
1. Первичное восприятие. Цель пути – углубить эмоционально-образное воздействие на ученика. Философские, нравственные, эстетические проблемы произведения рассматривают в их свойственном возникновении в связи с конкретной ситуацией.
2. Опорные эпизоды. Каждый эпизод рассматривается как этап в развитии авторского замысла и главной идеи произведения.
3. Характеры литературных героев раскрываются по ходу развития сюжета.
Недостатки: опасность растворения в тексте, превращение анализа в сплошное комментирование.
- Работа над образом героя эпического произведения. Анализируя образ героя в младших классах, необходимо обращать внимание на читательские впечатления о персонаже, а в старших классах исследовать мировоззрение и психологию героя, сопоставлять персонаж с другим действующим лицом. Раскрывать авторскую позицию по отношению к персонажу. Проводить обобщение:
1. Произведение рассматривается целиком, и его идея раскрывается путем вычленения судьбы центрального героя;
2. В связи с главным героем рассматриваются другие персонажи, группировка их по различным признакам (социальным, семейным и тд).
3. Идейно- художественная функция у произведения раскрывается через систему образов.
Пообразный путь соответствует задачам литературы, искусства.
- Осмысление авторской позиции в эпическом произведении. Нельзя полноценно воспринять эпическое произведение, если не видеть авторской позиции в нем.
- Проблемно-тематический .
1. Выдвижение из всего содержания произведения тех или иных филологических, социальных, нравственных, эстетических проблем в зависимости от их значимости в тексте.
2. Рассмотрение тематики и проблематики произведения в их системе и взаимозависимости.
3. Выбор эпизодов главным образом в связи с определенными темами и проблемами.
4. Проблемное изучение произведения предполагает как постановку перспектив вопроса, так и более частных вопросов.
5. Анализ по проблемам и темам не означает отказа от анализа формы произведения.
Недостатки: можно опустить частности, детали.
Независимо от того, какой путь разбора будет принят в качестве основного, эпическое произведение должно изучаться целостно, как художественное единство, в неразрывности содержания и формы. «Без глубокого анализа формы, - пишет В. Кожинов, - произведение неизбежно предстает как сообщение о чем-то, а не как самобытный художественный мир».