Предмет: русская литература класс: 11 урок: 6 22.09.15
Тема: М.И. Цветаева. Лирика: «Кошки», «Идешь на меня похожий...», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой», «Вчера еще в глаза глядел...», «Скоро уж из ласточек - в колдуньи!..», «Поэт - издалека заводит речь...», «Попытка ревности», «Мой письменный верный стол!..», «Вскрыла жилы: неостановимо...», «Тоска по родине! Давно...» и др. (по выбору учителя). Драматизм творческой судьбы. Мотивы лирики: «поэт и поэзия», «любовь - смерть», «разрыв», «время и вечность», «рождение - смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и истории, человека и природы. Мифопоэтическое содержание поэзии; фольклоризмы и фольклорные имитации. Поэзия М.И. Цветаевой и современное искусство (кино, эстрада и др.)
РР: Анализ лирических произведений
Для заучивания наизусть: М.И. Цветаева.
стихотворение по выбору учащихся.
Цели урока: Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой. Определить основные черты личности поэта. Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни. Осуществить первичное знакомство с лирикой, прозой и письмами М.Цветаевой. Создать атмосферу "погружения" в творчество мастера.
Оборудование урока:Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки (для музыкального сопровождения презентации).
Методические приемы: комментарии учителя к слайдам мультимедийной презентации и подготовленное учениками чтение стихов, некоторые слайды презентации сопровождаются музыкальным оформлением.
Ход урока:
Оргмомент:
- приветствие.
- объявление темы, цели, задачи урока. Мотивация.
- психолог.настрой.
2. Работа по теме урока. Вводное слово учителя.
Учитель:
В истории русской поэзии ХХ века Марина Цветаева занимает высокое и своеобразное место. Её поэтическая личность сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками - Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским - Цветаева заметно раздвинула и границы, и сами возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация её стихов Императивна, Категорична и Повелительна. Внешне, по стиху, по слову Цветаева кажется ни на кого не похожей, но на самом деле её поэзия органично продолжила романтическую литературную традицию, которая, если иметь в виду масштаб, на ней и замкнулась: по сути, Цветаева оказалась в нашей литературе Последним Великим Трагическим Романтиком.
Слайд №2. Ученик: читает стихотворение "Идешь, на меня похожий...".
Слайд №3.
Учитель: 26 сентября 189 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.
Ученик: читает стихотворение "Красною кистью...".
Слайд №4.
Учитель: Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков - копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
Слайд №5.
Учитель: Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. "После такой матери мне оставалось одно - стать поэтом", - говорила Марина.
Слайд №6.
Учитель: "Марина Цветаева родилась в семье, - писала ее дочь, - являвшей собой некий союз одиночеств". Ещё одним "одиночеством" была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.
Слайд №7.
Учитель: Марина росла среди музыки и книг. С 4-х лет началось тайное чтение - вопреки строгому запрету матери - рано! Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен. В 6 лет заведена первая самодельная тетрадка, где писались стихи, и откуда начался дневник. Она любила родной Трухпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её детство.
Ученик: читает стихотворение "В зале" (1908-1910 год).
Слайд №8-9.
Учитель: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и её талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник "Вечерний альбом". Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга - предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся - как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом - в по-детски светлой книге.
Ученик: читает стихотворение "Молитва" (Таруса, 26 сентября 1909 год).
Слайд №10.
Учитель: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Максимильяна Волошина. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала.
Ученик: читает стихотворение "Моим стихам, написанным так рано,..."(Коктебель, 13 мая 1913 года).
Слайд №11.
Учитель: В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать - красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.
Слайд №12-13. Ученик: читает стихотворение "Я с вызовом ношу его кольцо!"(3 июня 1914 года).
Учитель: Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой "Взыскание погибших". Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.
В октябре того же, 1912 года у них родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви.
Слайд №14.
Учитель: По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда Анна Ахматова. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу.
"О, муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы"
Слайд 15.
Учитель: В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Он пленил её высокой степенью словесного совершенства. "Если существует Бог поэзии, - писала Марина, - то Мандельштам - его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым".
"Я знаю: наш дар - неравен.
Мой голос впервые - тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!"
Слайд №16.
Учитель: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась.
Ученик: читает стихотворение "Ты проходишь на запад солнца,...".
Слайд №17.
Учитель: Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии, и от него третий год не было вестей. И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея письмо. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец, встретились. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. "Я вся закутана в печаль, - писала она. - Я живу печалью...". Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они составили впоследствии книгу "Разлука").
Слайд №18.
Учитель: Цветаева не приняла революции и в 1922 году выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону. Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой (Германия, Чехословакия, Франция) стала величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу ("Поэма Горы", "Поэма Конца", цикл стихов "Стихи Пушкину", проза "Дом у старого Пимена", "Сказка матери" и другие).
Из всех эмигрантских лет именно пражские оказались самыми светлыми, там у нее родился сын Георгий (Мур).
Слайд №19.
Учитель: В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом - Сергей Яковлевич. Летом 1919 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила...
У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась...
Слайд №20.
Ученик: читает стихотворение
...О, черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь - быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить.
С волками площадей
Отказываюсь - выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть -
Вниз - по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один - отказ.
Слайд №21.
Учитель: 31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор единственно правильным - "ответ один - отказ".
Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:
Что, без страданий - жизнь поэта?
И что, без бури - океан?
Продолжают её жизнь стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением!
Золото моих волос тихо переходит в седость.
- Не жалейте! Всё сбылось…
Всё в груди слилось и спелось…
Тяжело, когда уходят поэты, умирают поэты.
«Когда умирают поэты» Стихотворение Б. Макарова читает подготовленный ученик
*** оценки за работу на уроке
*** д\з: наизусть 1 стихотворение, приготовиться к сочинению
[link]
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
«Моим стихам, написанным так рано»
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Коктебель, 13 мая 1913