муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.М. Пучковой»
с.Хороль Хорольского муниципального района Приморского края
МБОУ школа №1 с.Хороль
Руководитель ШМО:
_________Нестерова Е.А
«28» августа 2015г.
Зам. директора по УВР
___________ Баженова С.Ю.
«__» ___________ 2015г
приказом директора
МБОУ школа № 1 с.Хороль ___________Панченко Т.М.
«31» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения»
Уровень образования:
среднее (полное) образование 11 класс
Количество часов:
всего 17 часа, в неделю 0,5 часа
срок реализации 1 год
Программа разработана на основе:
авторской программы Чертова В.Ф. М. «Дрофа», 2006г
Разработчик рабочей программы:
Левик Елена Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
2015-2016 уч.г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе авторской программы элективного курса «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения» под редакцией
В. Ф. Чертова, Е.М.Виноградовой, Е.А.Яблокова, А.М.Антиповой. (М.: Дрофа, 2006);
Целью программы является развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5—9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах.
Данный курс призван решить следующие задачи:
интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;
систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;
обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения ученик должен :
Знать/понимать:
●навык выявления в произведении образы разных видов: образ времени, пространства, события, персонажей, предметов, вещей, растений, животных, явлений природы, автора, читателя;
●навык сопоставительного анализа отдельного стилевого явления (психологизма) в произведениях разных авторов;
●навык обнаружения признаков стилизации и пародии в произведении и выявления их художественной функции;
●навык анализа содержания литературного произведения;
Уметь:
●разграничивать понятия «произведение» и «текст»;
●развивать навык анализа композиции фабулы и определения художественной роли фабульной композиции разных типов (анализ художественного произведения в единстве формы и содержания);
●анализировать внефабульные элементы в структуре художественного произведения;
●анализировать лирические отступления в структуре художественного произведения;
●анализировать паратекстовые элементы в структуре художественного произведения;
●анализировать художественные функции заглавия, зачина, концовки, рефренов;
●развивать навык выявления выразительно-изобразительных особенностей художественной речи, приёмов словесной игры;
●анализировать особенности поэтики произведения;
●проводить анализ языка художественного произведения и выявлять стилистические особенности текста на примере анализа прозы;
●анализировать идейно-эмоциональное содержание произведения;
●проводить филологический анализ литературного произведения.
СТРУКТУРА КУРСА
Количество часов
1
Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении
3
2
Образ персонажа
2
3
Портрет в литературном произведении
2
4
Образ предмета
2
5
Образ события
2
6
Эпизод в произведении
2
7
Текст и контекст
2
8
Произведение и литературный процесс
2
Содержание программы учебного курса
На этом этапе рассматриваются наиболее сложные формально-содержательные литературоведческие категории. От обучающего анализа отдельных аспектов литературного произведения учащиеся должны перейти к целостному самостоятельному анализу.
1. Хронотоп. Образ времени и пространства в произведении (3 часа)
Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о художественном мире как пространственно-временном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой содержания литературного произведения; выработать навыки анализа художественной модели времени как неотъемлемой составляющей художественного образа; систематизировать представления учащихся о видах пространственных образов, об их функциях в произведении и средствах их создания.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени: линейная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое — настоящее — будущее. Знаки времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое, космическое и т. п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литература. Модели пространства. Понятия и оппозиции, реализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное — асимметричное, внутреннее — внешнее, верх — низ, близкое — далекое, свое — чужое, посюстороннее — потустороннее и т. п.). Метафорические отношения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Обнаружение знаков времени (прямых и косвенных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художественном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного времени. Анализ динамики времени и пространства в произведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор.
Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». Образ времени в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Историческое время в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика пространственных образов в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Городское пространство в драме А. Н. Островского «Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И. А. Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...». «Адище города» в ранней лирике В. В. Маяковского.
2. Образ персонажа (2часа)
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа персонажа, о роли системы персонажей в раскрытии проблематики произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание образа — индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, социальное и т. п.); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, прямые оценки (автор — повествователь — персонаж). Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты).
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и способов выражения авторского отношения к нему. Анализ авторского отношения к герою. Выявление системных отношений между персонажами произведения. Характеристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ и т. п.). Выявление персонажей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персонажей (их систематизация и функции в произведении)..
Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пейзаж как средства создания образа главного героя в романе М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер как средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в персонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литературной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные и внесценические персонажи в драме А. Н. Островского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и антиподы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Портрет в литературном произведении (2 часа)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и художественных функциях.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возрастных, социально характеризующих и т. п. деталей, статических и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портрета персонажа в его характерологической функции и с точки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная характеристика портретов персонажей в одном или нескольких произведениях.
Темы для обсуждения. Портреты главных героев в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и вариативные детали в женских портретах в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
4. Образ предмета (2 часа)
Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли предмета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов.
Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н. В. Гоголя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести
A. И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микроскопа в рассказе
B. М. Шукшина «Микроскоп».
5. Образ события (2часа)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпилог). Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные и т. п.). Фабульная линия. Количество фабульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Разграничение события рассказывания (сюжет) и изображенных событий (фабула). Выявление событий, составляющих фабульную линию. Выявление элементов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимодействия фабульных линий.
Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Основные фабульные линии и точки их пересечения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкновения экипажей в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворении В. В. Маяковского «Необычайное приключение...». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...». Основные мотивы романтических стихотворений В. А. Жуковского «Море» и «Вечер». «Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
6. Эпизод в произведении (2 часа)
Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотношений и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в создании образов персонажей. Анализ точки зрения и авторской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произведениях.
Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и пространство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской позиции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизода «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Сцены дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир» (сопоставительный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).
7. Текст и контекст (2часа)
Главная задача. Совершенствовать навыки анализа произведения с учетом контекстов различных типов.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Произведение и биографический контекст. Прототип и прототипическая ситуация.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении.
Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Литературные цитаты и реминисценции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библейские образы и реминисценции в лирике А. А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А. А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
8. Произведение и литературный процесс (2часа)
Главная задача. Развивать у учащихся умение определять место данного произведения в историко-литературном процессе.
Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и литература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бытовая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча, хожение). Литературный род: эпос, лирика, драма. Лироэпические и лирико-драматические произведения. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лирические (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпиграмма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригалит. п.), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путешествие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный роман, детектив и т. п.). Художественный метод и художественный стиль.
Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление фольклорных элементов в произведении. Анализ родового и жанрового своеобразия произведения. Сопоставление нескольких произведений одного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественного метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направления в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творчества одного автора в произведениях другого. Анализ актуальности классического произведения в сегодняшней действительности.
Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С. А. Есенина. Черты фольклорных жанров и жанров древнерусской литературы в «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и лирического начал в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое многообразие лирики А. С. Пушкина. Баллада В. А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое произведение. Жанровое своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского романтизма. Басни И.А.Крылова и сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как реалистическое произведение. Черты романтизма и реализма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Своеобразие художественного метода в романе И. А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В. В. Маяковского «Послушайте!». Стихотворение А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...» как произведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных жанров в поэзии В. В. Маяковского. Современное звучание произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые вопросы» героев Ф.М.Достоевского и сегодняшняя действительность.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Наименование темы
Дата
Использование возможностей кабинета
Корректировка
Образ времени и пространства в произведении (3ч)
1
Общее понятие о хронотопе.
2
Образ пространства в художественном произведении.
3
Образ времени в художественном произведении.
Образ персонажа (2ч)
4
Средства создания образа персонажа.
5
Содержание образа персонажа.
Портрет в литературном произведении (2ч)
6
Портрет персонажа в литературном произведении.
7
Мастерство словесного портрета.
Образ предмета (2ч)
8
Предметный мир в литературном произведении.
9
Мастерство художественной детали.
Образ события (5ч)
10
Фабула как метафора бытия.
11
Построение событийного ряда произведения.
1
Эпизод в произведении (2ч)
12
Эпизод и его место в фабуле произведения.
13
Эпизод как единство признаков времени и пространства
Текст и контекст (2ч)
14
Контекстуальное рассмотрение литературного произведения.
15
Произведение и исторический контекст.
Произведение и литературный процесс (2ч)
16
Литературный процесс и его стадии
17
Жанровое своеобразие литературного произведения.
Литература для учителя
Введение в литературоведение / под ред. Л. В. Чернец, 2-е изд. М., 2004.
Е с и н А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.
Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: метод. пособие/В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова.-М.: Дрофа, 2007.
Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: программа /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. -М.: Дрофа, 2006.
Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. -М.: Дрофа, 2006.
Ф а р и н о Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.
Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е изд. М., 2004.
Литература для учащихся
Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003.
Слово-образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие /В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф.Чертова. -М.: Дрофа, 2006.
Теоретическая поэтика. Понятия и определения: Хрестоматия/Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2001.
Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. М., 1996.