Подвиг может совершить человек, внутренне готовый к нему, благородный, справедливый, исполненный чувства долга.
3.Образ Андрия.
3.1. Беседа.
- Каким предстаёт Андрий в первой главе?
Он осторожен, почтителен к отцу, скрытен, немного холоден.
3.2. Слово учителя об учёбе Андрия в бурсе с опорой на текст главы 2 (то, что не вошло в текст, помещённый в учебнике).
Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.
Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы. Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах, среди низеньких домиков, заманчиво глядевших на улицу. Иногда он забирался и в улицу аристократов, в нынешнем старом Киеве, где жили малороссийские и польские дворяне и домы были выстроены с некоторою прихотливостию. Один раз, когда он зазевался, наехала почти на него колымага какого-то польского пана, и сидевший на козлах возница с престрашными усами хлыснул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел: с безумною смелостию схватил он мощною рукою своею за заднее колесо и остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули – и Андрий, к счастию успевший отхватить руку, шлепнулся на землю, прямо лицом в грязь. Самый звонкий и гармонический смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще более замазывался. Кто бы была эта красавица? Он хотел было узнать от дворни, которая толпою, в богатом убранстве, стояла за воротами, окружив игравшего молодого бандуриста. Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом. Наконец он узнал, что это была дочь приехавшего на время ковенского воеводы. В следующую же ночь, с свойственною одним бурсакам дерзостью, он пролез чрез частокол в сад, взлез на дерево, которое раскидывалось ветвями на самую крышу дома; с дерева перелез он на крышу и через трубу камина пробрался прямо в спальню красавицы, которая в это время сидела перед свечою и вынимала из ушей своих дорогие серьги. Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнесть ни одного слова; но когда приметила, что бурсак стоял, потупив глаза и не смея от робости пошевелить рукою, когда узнала в нем того же самого, который хлопнулся перед ее глазами на улице, смех вновь овладел ею. Притом в чертах Андрия ничего не было страшного: он был очень хорош собою. Она от души смеялась и долго забавлялась над ним. Красавица была ветрена, как полячка, но глаза ее, глаза чудесные, пронзительно-ясные, бросали взгляд долгий, как постоянство. Бурсак не мог пошевелить рукою и был связан, как в мешке, когда дочь воеводы смело подошла к нему, надела ему на голову свою блистательную диадему, повесила на губы ему серьги и накинула на него кисейную прозрачную шемизетку (накидку) с фестонами, вышитыми золотом. Она убирала его и делала с ним тысячу разных глупостей с развязностию дитяти, которою отличаются ветреные полячки и которая повергла бедного бурсака в еще большее смущение. Он представлял смешную фигуру, раскрывши рот и глядя неподвижно в ее ослепительные очи. Раздавшийся в это время у дверей стук испугал ее. Она велела ему спрятаться под кровать, и как только беспокойство прошло, она кликнула свою горничную, пленную татарку, и дала ей приказание осторожно вывесть его в сад и оттуда отправить через забор. Но на этот раз бурсак наш не так счастливо перебрался через забор: проснувшийся сторож хватил его порядочно по ногам, и собравшаяся дворня долго колотила его уже на улице, покамест быстрые ноги не спасли его. После этого проходить возле дома было очень опасно, потому что дворня у воеводы была очень многочисленна. Он встретил ее еще раз в костеле: она заметила его и очень приятно усмехнулась, как давнему знакомому. Он видел ее вскользь еще один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо.
- Как учился Андрий в бурсе?
- Какие черты характера проявились во время учебы в бурсе, во взаимоотношениях с товарищами?
-Какие чувства тревожили Андрия в последние годы пребывания бурсе?
3.3.Андрий в сражении.
- Как проявляется характер Андрия в сражении?
- Выразительное чтение эпизода от слов «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…» до слов «И это добрый – враг бы не взял его – вояка! Не Остап, а добрый, добрый тоже вояка».
- Какие качества характера Андрия проявляются в бою?
Андрий проявляет в битве отвагу, чудеса храбрости.
- Назовите слова и словосочетания, характеризующие отношение Андрия к сражению.
Очаровательная музыка пуль и мечей, бешеная нега и упоенье, пиршество, несётся как пьяный в собственном жару, нанося всем удары, запальчивое увлечение, бешеный натиск.
- Почему Андрий так бесстрашен в бою? Во имя чего он совершает подвиги? О чём говорит выражение «нанося удары и не слыша нанесённых»?
Для Андрия бой – музыка, нега, упоение. Герой не думает ни о своих товарищах, ни о цели сражения. Пьянея от азарта, он не различает, на кого падают его удары. Он сражается ради того чувства упоения, которое овладевает им в схватке.
3.4.Последняя ночь Андрия среди казаков.
- Художественный пересказ эпизода последней ночи Андрия среди казаков.
- Какие чувства испытывает герой?
Герой испытывает недоумение, даже испуг, страстное желание увидеть прекрасную польку. Чувство Андрия не угасло: стоило лишь напомнить герою имя прекрасной польки, как любовь вспыхнула с новой силой. Герой полон решимости спасти от голода возлюбленную.
- Отдаёт ли себе отчёт в том, что делает?
- Выразительное чтение эпизода «Он шёл, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять, и дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришёл: поднёс руку ко лбу и долго тёр его, стараясь припомнить, что ему нужно делать. Наконец вздрогнул, весь исполнился испуга: ему вдруг пришло на мысль, что она умирает от голода».
В первые мгновения он не отдаёт себе отчёта в происходящем: мысли о том, что возлюбленная может умереть, заслоняют всё.
- Достойно ли уважения чувство Андрия?
Способность к большому и сильному чувству украшает Андрия. Для запорожцев женщина – рабыня, а для Андрия – королева, которой он готов преданно служить.
- Достойна ли такой любви прекрасная полька?
- Выразительное чтение эпизода от слов «И она опустила тут же свою руку…» до слов «…Тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец твой, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе».
Образ польки исполнен лиризма, она восхищает нас своей красотой.
- Выразительное чтение ответа Андрия от слов «А что мне отец, товарищи и отчизна?» до слов «И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»
3.5.Исследовательская работа с текстом.
1 группа. Найдите синонимы в прочитанном отрывке. Какова их роль?
2 группа. Найдите повторы в прочитанном отрывке. Какова их роль?
Синонимы «продам», «отдам», «погублю»; фразы-повторы: «понесу в сердце», «понесу, пока станет моего веку», «посмотрим, пусть какой-нибудь из козаков вырвет…» свидетельствуют о том, что Андрий весь во власти охватившего его волнения, вспыхнувшего в нём чувства; он патетичен в своём признании.
- Что утверждает Андрий в своём ответе?
«Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для него всего».
- Что означает такой настрой?
Для героя имеют значение только личные желания и стремления. Он не понимает, что своё счастье он покупает ценою предательства.
- Найдите в тексте слова, свидетельствующие об авторском отношении к герою.
«И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украине не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день, и час, в который породил на позор такого сына».
В авторском отступлении звучит горечь утраты. Отныне Андрий навсегда вычеркнут из рядов запорожцев, отвергнут отчизной. Он проклят будет отцом своим, своими товарищами.
- Почему храбрейший из казаков стал предателем?
Андрий считает себя человеком абсолютно свободным, вольным поступать так, как считает нужным. Закон для него - только собственные желания и чувства.
- Имеет ли Андрий право на такую нравственную позицию? Имеет ли право наш современник на такую нравственную позицию?
Страсть к польке окрыляет Андрия, обогащает его духовно. Не считаясь ни с чем, кроме своего чувства, Андрий освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие, - преступление.
Человек живёт в обществе, и общество вправе требовать от личности того же, чего требует она от общества: уважения, понимания интересов общества.
3.6.Смерть Андрия.
- Можно ли оправдать суровый приговор Тараса?
- Выразительное чтение эпизода от слов «Отворились ворота…» до слов «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!...»
- О чём свидетельствует костюм Андрия?
Очень быстро воспринял герой страсть к показной роскоши и дорогим нарядам, чуждым запорожцам. Забыл, что суровая простота запорожцев достойнее побрякушек.
- Найдите сравнение в данном эпизоде.
«А между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как молодой борзый пёс, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник – и он понёсся, пустив прямой чертой по воздуху свои ноги, весь покосившийся набок всем телом, взрывая снег и десять раз выпереживая самого зайца в жару своего бега».
- В чём смысл такого сравнения?
Сравнение со спущенным с привязи борзым псом употреблено Гоголем в одобрительном (красивейший, быстрейший) и в осуждающе-презрительном смысле (пёс как человек, готовый на любые низкие поступки, дела).
- Каково состояние Тараса, заметившего Андрия среди врагов?
Тарас оторопел от неожиданности. В этот момент и было принято страшное решение.
- Почему Андрий «покорно, как ребёнок», слезает с коня, стоит перед Тарасом, утупивши в землю очи, ни жив ни мёртв, бледен, как полотно? Чувствует ли герой свою вину?
- Вспомните, как вёл себя Андрий, наблюдая за поединком отца и Остапа.
Андрий ни в чём не раскаивается. В последнюю минуту он вспоминает прекрасную польку. Андрий бледнеет и молчит, даже не пытается уйти от наказания, поскольку отец для него – воплощение справедливости. Андрий всегда испытывал перед ним внутренний трепет. В сцене потасовки отца и Остапа его замешательство вызвано, по-видимому, роковым предчувствием.
- Осталось ли в душе Тараса отцовское чувство? Почему в последний раз он называет преступника как будто ласково «сынку»?
Слово произнесено не с лаской, а с угрозой. Далее в словах отца она начинает звучать наиболее отчётливо: «Так продать? Продать веру? Продать своих?» «Стой, не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью».
- Каково авторское отношение к событиям?
- Найдите сравнение в эпизоде. В чём его смысл?
«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.
— Чем бы не казак? — сказал Тарас, — и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал! пропал бесславно, как подлая собака!»
Сравнения вызывают жалость.
- Каково значение слов Тараса, произнесённых над убитым сыном «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака»?
В словах Тараса нет сожаления о содеянном. Он отрицательно относится к предложению Остапа похоронить Андрия, хотя испытывает некоторые колебания. Однако Голокопытенко, прискакавший с тревожными вестями с поля боя, прерывает раздумья Тараса.
4.Образ Остапа.
4.1. Беседа.
- Два брата – Андрий и Остап – противопоставлены в повести. Каким предстаёт Остап в первой главе?
4.2. Слово учителя об учёбе Остапа в бурсе с опорой на текст главы 2 (то, что не вошло в текст, помещённый в учебнике).
Старший, Остап, начал с того свое поприще, что в первый год еще бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам. Любопытно, что это говорил тот же самый Тарас Бульба, который бранил всю ученость и советовал, как мы уже видели, детям вовсе не заниматься ею. С этого времени Остап начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгою и скоро стал наряду с лучшими. Тогдашний род учения страшно расходился с образом жизни: эти схоластические, грамматические, риторические и логические тонкости решительно не прикасались к времени, никогда не применялись и не повторялись в жизни. Учившиеся им ни к чему не могли привязать своих познаний, хотя бы даже менее схоластических. Самые тогдашние ученые более других были невежды, потому что вовсе были удалены от опыта. Притом же это республиканское устройство бурсы, это ужасное множество молодых, дюжих, здоровых людей – все это должно было им внушить деятельность совершенно вне их учебного занятия. Иногда плохое содержание, иногда частые наказания голодом, иногда многие потребности, возбуждающиеся в свежем, здоровом, крепком юноше, – все это, соединившись, рождало в них ту предприимчивость, которая после развивалась на Запорожье. Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. Торговки, сидевшие на базаре, всегда закрывали руками своими пироги, бублики, семечки из тыкв, как орлицы детей своих, если только видели проходившего бурсака. Консул, (старший из бурсаков, избираемый для наблюдения за поведением своих товарищей) долженствовавший, по обязанности своей, наблюдать над подведомственными ему сотоварищами, имел такие страшные карманы в своих шароварах, что мог поместить туда всю лавку зазевавшейся торговки. Эти бурсаки составляли совершенно отдельный мир: в круг высший, состоявший из польских и русских дворян, они не допускались. Сам воевода, Адам Кисель, несмотря на оказываемое покровительство академии, не вводил их в общество и приказывал держать их построже. Впрочем, это наставление было вовсе излишне, потому что ректор и профессоры-монахи не жалели лоз и плетей, и часто ликторы (помощники консула) по их приказанию пороли своих консулов так жестоко, что те несколько недель почесывали свои шаровары. Многим из них это было вовсе ничего и казалось немного чем крепче хорошей водки с перцем; другим наконец сильно надоедали такие беспрестанные припарки, и они убегали на Запорожье, если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.
Остап Бульба, несмотря на то что начал с большим старанием учить логику и даже богословие, никак не избавлялся неумолимых розг. Естественно, что все это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твердость, всегда отличавшую козаков. Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях – обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.
4.3. Поведение Остапа в бою.
- Как проявляет себя Остап в бою?
- Как относятся казаки к Остапу?
- Выразительное чтение эпизода от слов «Как услышали уманцы, что куренного их атамана Бородатого нет уже в живых…» до слов «…что недаром выбрали его в атаманы».
Казаки оценили по достоинству мужество Остапа и доверяют ему. Они увидели в Остапе талантливого, умного военачальника, не возрасту зрелого и мудрого.
- В каком эпизоде проявляется чувство товарищества у Остапа?
- Выразительное чтение эпизода от слов «Многие из запорожцев погнались бы за ними…» до слов «…и стал благодарить всех уманцев за честь оказанную сыну».
4.4.Отношение Остапа к поступку отца.
- Как Остап отнёсся к поступку Тараса, к тому, что отец убил Андрия?
Остап при виде убитого Андрия проникся к нему состраданием и просил Тараса: «предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы».
Доброта и человечность свойственны Остапу.
4.5.Последний бой Остапа.
- Как ведёт себя Остап в последнем бою?
- Выразительное чтение от слов «Остап!.. Остап, не поддавайся!..» до слов «И туман покрыл его очи».
Остап – личность героическая. Он не жалеет себя, сражаясь за правое дело.
4.6.Казнь Остапа.
- Выразительное чтение учителем эпизода казни от слов «Но толпа вдруг зашумела…» до слов «…его и след простыл».
- Что дало силы Остапу?
Смерть за отчизну для казаков достойна и прекрасна; они спокойны потому, что умирают за родину. Именно любовь к отчизне помогла Остапу собрать все свои силы, духовные и физические, и показать товарищам и врагам пример стойкости, мужества и твёрдости.
- Почему Остап в последние минуты хотел увидеть именно отца, услышать именно его голос?
Тарас для Остапа – идеал доблести, отваги, стойкости, крепости духа. В последнюю минуту Остап обращается именно к нему за поддержкой.
- Какие чувства вложил Тарас в слово «слышу»?
- Можно ли назвать Остапа героем в широком смысле этого слова?
Остап – личность героическая, человек, воплощающий в себе черты эпохи, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Он берёт на себя решение большой задачи, большую, чем обычно, ответственности, когда ему приходится действовать в особо трудных условиях, он совершает подвиги во имя родины.
Подвиг может совершить человек, внутренне готовый к нему, благородный, справедливый, исполненный чувства долга.
III. Подведение итогов урока.
- С каких позиций мы оцениваем поступки Андрия и Остапа?
Героев необходимо судить прежде всего по законам их времени. Каждая историческая эпоха диктует свои этические нормы, нередко неприемлемые для современного человека. Гоголь в своей повести описывает «бранное, трудное время», «грубый, свирепый век», требовавший от казаков суровости, а по отношению к врагу – жестокости.
IV. Домашнее задание.
1.Составить план рассказа о жизни Тараса Бульбы.
2.Выписать из текста имена казаков.
3.Найти в тексте эпизоды, посвященные делам и подвигам казаков. Подготовить выразительное чтение эпизодов гибели казаков.
1 вариант. Демид Попович.
2 вариант. Бородатый.
3 вариант. Степан Гуска.
4 вариант. Дегтяренко и Мосий Шило.
5 вариант. Метелиця, Невылычкий, Пысаренко.
6 вариант. Бовдюг, Балабан, Кукубенко.
8