Вначале было Слово…и слово было Бог (формирование христианских ценностей путем приобщения к литературному и библейскому Слову)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тарасова Марина Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы

ОБПОУ «Курский автотехнический колледж», г.Курск


Вначале было Слово…и слово было Бог

(формирование христианских ценностей путем приобщения к литературному и библейскому Слову)


Слово – это то, с чего начинается мир, с чего начинается жизнь. Словом встречают каждого человека, пришедшего в этот мир, слово воспитывает нас на протяжении жизни. Вспомним, родительское слово, дающее наказ; Божье слово, наставляющее на правильную дорогу в жизни, и, безусловно, учительское слово, открывающее глаза на удивительный мир вокруг, формирующее душу ребенка.

Специфика литературы заключается в том, что здесь нельзя выразить цифрами, как в математике, какие-либо измерения, нельзя вместить человеческую душу в формулу, как в физике, проверить влияние реактива, как в преподавании химии, на сознание человека. Литература – это исследование человеческой души, проверка на возможность сопереживания и сочувствия.

Есть понятия, которые навсегда останутся незыблемыми – они первооснова всего сущего на Земле – христианские ценности, пришедшие к нам глубины веков. Писанное когда-то на скрижалях, проповедуемое учениками Иисуса Христа, не теряет своей значимости и сегодня. Мир, построенный на том, что завещал Творец, сродни миру в душе ребенка, последовательно возводимого учителем. Хотелось бы, чтобы никакие жизненные удобства и обстоятельства не разрушили этого хрупкого, словно хрусталь, мира, не деформировали его, не изменили тех ценностей, которые легли в основу.

Работа учителя литературы – наблюдение за эволюцией души ученика под влиянием воспитания. Можно ли повторением вечных истин и ежедневным примером повлиять, приоткрыть дверцу к сердцу ребенка? Неустанный труд рук и души педагога заставляет детей, глядя на него, задуматься над вечными вопросами ради сегодняшнего и завтрашнего дня человечества.

Когда ученик рядом, ты можешь наблюдать, следить за тем, что происходит в его сердце, вовремя прийти на помощь, протянуть руку, но опасность наступает, когда он покидает стены учебного заведения, словно родной ребенок, улетает из отчего дома, и вот здесь важно то, чтобы встав перед выбором, определяющим для него стало знание нравственных уроков, которые некогда были ему преподаны.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Крепче всех алмазов и кирпичей»[1]. Хочется верить в то, что учительский труд станет прочным фундаментом, на котором тот дом будет строиться.

Нравственный подвиг учителя в подвиге его учеников! Быть может, сегодня этого подвига и не видно, а завтра о нем заговорят тысячи…

Через страницы русской классики, через приобщение к библейскому слову формируется душа. Как важно, чтобы учитель смог донести то, что читается неоднозначно. Сонечка Мармеладова – это не девушка, «пошедшая по желтому билету», а символ жертвенности и любви к ближнему, которого она спасает своей верой – воскрешается душа преступника. Или же правильно интерпретировать, к примеру, образ Иешуа Га – Ноцри из романа «Мастер и Маргарита» и донести до учеников то, что это не Иисус Христос, как чаще всего они считают, изучая фрагменты романа самостоятельно, а что это вымышленный художественный образ, которого нельзя приравнивать к Сыну Божьему. На уроках литературы закладываются не только знания текстов произведений, но и через эти произведения – формируются основы веры. Пусть же крепнет их вера…Ведь именно она даёт человеку силы жертвовать ради высокого и великого. Вера даёт человеку духовность. Она защищает от опасностей, которые таит в себе жизнь, помогает сделать правильный выбор в трудной нравственной ситуации. Человек, душа которого обращена к вере, способен на подвиг, на жертву. Жизнь даёт нам такие примеры.

Богата Русь людьми святыми, что молятся о нас. Преподобный Серафим Саровский. Ему посвящено много книг и публикаций. Однако житие Преподобного настолько удивительно, что на путь истинный становятся даже отъявленные грешники. Особенная любовь и кротость старца привлекали страждующих, и все находили у него утешение.

Ум у отца Серафима был светлый, память твёрдая, взгляд истинно христианский, сердце для всех доступное, воля непреклонная, дар слова живой и обильный. Речь его была столь действенна, что слушатель получал от неё духовную пользу. Беседы его были исполнены духом смирения, согревали сердце, озаряли умы собеседников светом духовного разумения.

Не теряют своей значимости духовные наставления старца и в наше время. Мы даже не представляем, насколько глубоко вошёл образ Серафима Саровкого в наши сердца и умы. Даже неверующие, но просто любящие Россию люди непременно знают выражение: «Господь помилует Россию и приведёт её путём великих страданий к великой славе».

Его жизнь – пример духовного подвига, исполненного неземной красоты, которая должна спасти мир. Она способна воспитывать подрастающее поколение, становиться тем образом, на который хочется быть похожим.

Прикосновение к духовности, к святости, общение с Творцом в стенах храма позволяют учителю увидеть новые грани своих воспитанников, заглянуть в их души. Ярким примером этому может послужить встреча с наместником Коренной пустыни отцом Серафимом. Прежде, чем побеседовать с ним, ученики по совету монахов провели день в монастыре, проникаясь духом святости и духовности, царящих вокруг. Важно заметить, что для многих ребят пребывание на святой земле было впервые, и они открыли для себя новый мир, в котором есть место молитве, исповеди и покаянию. Этот новый мир стал для них образцом духовного подвига, где люди делают добро, помогают ближнему, не взирая ни на что, просто по велению сердца. Искры веры зажглись в их глазах. Быть может, они были сдержанны в беседе с отцом Серафимом, но позже в общении открылось то, что и составляет цель работы учителя литературы – зажечь огонь духовности в сердцах ребят.

Этот огонь должен поддерживаться, он не должен угаснуть. Как хорошо, что среди нас есть те люди, главной целью жизни которых является забота о душе, ведь только она вечна.

Однажды поговорить о душе к ребятам пришел писатель-прозаик Борис Петрович Агеев, одной из центральных тем творчества которого является душа. Сложно писать о чужой душе, не имея души собственной, исполненной любви к ближнему. «Одна только душа и есть у человека. Может, действительно, её истребить? И въехать без неё в новый сверкающий мир, а? Отчего она болит и жить мешает, проклятая? Но ведь человек без души – пустота, ничто. Назови человека бездушным, так он оскорбится. Всё уйдёт, как дым, кончатся деньги, вещи, недвижимость, государства. И мир когда-нибудь кончится. А душа останется…»[2]. Это цитата из повести «Душа населения».

В своих произведениях писатель раскрывает душу, глубоконравственную, высокодуховную, способную подняться над всеми мирскими заботами и вспорхнуть в открытое небо.

Душа – это то, что живёт, развивается, растёт вместе с человеком. Человек рождается с душой, но какая она станет к концу его жизни, зависит от многого: от семьи, долга, родителей, дороги, которая тебе выпала в жизни.

В одном из очерков «Сколько терпения человеку нужно» Борис Петрович пишет: «Кто хочет сохранить душу, тот ее потеряет. Нельзя ее хранить в сундуке недоступной для «пользования», и чем больше человек ее тратит на добро, тем прозрачнее она, тем светлее становится»[3].

Эта цитата заставляет задуматься даже самого равнодушного читателя, ведь в ней говорится о самом главном – о том, для чего живет каждый из нас. И потому ребятам захотелось услышать от нашего гостя ответ на вопрос: «Как же прожить так, чтобы душа осталась «светлой и прозрачной?»

Его ответ был лишен высокопарных слов, которые зачастую можно услышать с экранов телевизоров, но он был искренен, правдив и прост. Прост от того, что наш гость рассказал о том, что бывает в жизни каждого: разум порой берет верх над сердцем, расчетливость и прагматизм одерживают победу над человечностью, а осознание этого наступает лишь спустя много лет, и, порой, становится стыдно, даже больно за то, что когда-то пришлось совершить. Но главное, что это осознание все-таки наступает.

Результатом этой встречи стало не только знакомство с новой литературой, но и знакомство с жизненным опытом человека, который не побоялся рассказать о том, что и он тоже совершал ошибки, о которых теперь жалеет, а время повернуть уже нельзя. Он не давал ребятам советов, готовых рецептов «как жить», но этот разговор без назидания звал их к состраданию и совестливости, вновь будоражил в их сердце мысли о том, как жить согласно христианским ценностям, следуя им, несмотря ни на что.

Воспитание души ребенка – это ежедневная работа, которая постоянно совершенствуется и не знает границ. Чью-то душу может воспламенить литература, кого-то нужно привести в храм Божий, а кому-то перед глазами нужен пример из жизни, исполненной любви к ближнему. Работа учителя и заключается в том, чтобы найти правильный подход к каждому ребенку, каждого попытаться направить на правильную дорогу в жизни.

Воспитание души – это процесс сложный, и учителю не дано порой предугадать, как отзовется его слово. Но все же каждый из нас надеется, что его слово благодатно отзовется на судьбе его воспитанников и даст свои плоды.…..

Ссылки на источники

1.Абрамов Ф. А. Дом. Повести. М. Дрофа 2002.

2. Агеев Б. П. Душа населения/Б. П. Агеев. – 2007.

3. Агеев Б. П. Открытое небо/Б.П. Агеев. – 2004.


4